И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В КУРСЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Бытие – предельно общая философская категория, объединяющая по признаку существования все предметы, процессы и явления мира. Это одна из основных проблем философии. Она несколько способов решения: с позиций монизма, признающего за единственную и определяющую первооснову всего сущего либо материальную субстанцию (материалистический монизм), либо духовную (идеалистический монизм); с позиции плюрализма, согласно которому все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу (например, монадология Лейбница). Бытие самоорганизуется посредством действия объективных закономерностей и целенаправленной деятельности людей.
Материальное бытие – реальные вещи, процессы и их свойства, обладающие объективностью, т.е. существующие вне и независимо от сознания людей.
Идеальное бытие – субъективный образ объективной реальности, внутренний мир человека, как специфически преобразованное материальное. Оно выражается в формах сознания и воли человека (эмоции, мысли, потребности, желания, цели, духовные и душевные ориентации и т.п.).
Формы материального бытия – всеобщие объективные формы существования пространства (протяженность и рядоположенность) и времени (длительность и смена событий).
Способ существования материи – движение – все изменения от перемещения небесных и земных масс до мышления; движения без материи не существует, как и материи без движения. Оно не существует вообще, а проявляется в конкретно-исторических формах (механической, физической и т.п.). Движение как философская категория более широкое понятие, чем развитие.
Диалектика бытия. Сложились следующиеосновные концепции развития: диалектика, рассматривающая его как процесс возникновения и разрешения противоречий, взаимопревращения качества и количества, спиралевидного изменения; метафизика, представляющая развитие как простое уменьшение и увеличение или в форме одних лишь скачков, как движение по кругу или по прямой линии, происходящее преимущественно вследствие действия внешних причин; креационизм, трактующий этот процесс как движение от высшего к низшему, как деградацию.
Закономерность развития выражена в таких понятиях, как детерминизм – учение о всеобщей объективной обусловленности природных, общественных и психических явлений; индетерминизм – отрицание их причинной обусловленности. Закономерности бывают динамическими, фиксирующими однозначную связь состояний одного или нескольких индивидуальных объектов (например, лунные и солнечные затмения) и статистическими, фиксирующими их вероятностный характер (например, движение элементарной частицы в квантовом ансамбле, человека в закономерных общественных процессах).
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
Сферы человеческой психики – бессознательное, сознание и самосознание.
Бессознательное представляется различными инстинктами, рефлексами, влечениями. Оно сливается с бытием и этим отличается от сознания.
Сознание – высшая форма психического отражения бытия. Оно возникает в общении людей по поводу трудовой деятельности. Со-знание в этом смысле означает совместное знание о чем-либо, а знание – способ существования сознания. Формирование сознания определяется познанием действительности. Однако сознание является также оценкой действительности, которая выражается в отношении к ней со-знанием дела. В этом плане определяется его творческий характер. Сознание рефлексивно: человек знает не только то, что он знает, но и то, что знает он. Осознание себя является ядром сознания.
Самосознание также общественно по природе и имеет три уровня: осознание себя в качестве материального существа, в качестве социального существа и осознание своей внутренней духовной сущности – своего «Я». «Я» – это идеальная форма осознания себя как субъекта (творца) своей жизнедеятельности, т.е. как личности.
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Типы сознательной деятельности человека: познание, творчество, практика.
Практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.
Познание противоположность практики – это целенаправленное активное отображение действительности в сознании человека.
Творчество (в его основе лежит целеполагание) определяется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Противоречивость ценностного и познавательного отражения выражается в соотношении веры (субъективное принятие чего-либо как истинного) и знания (результат объективного познания); понимания (осмысление явлений путем сопоставления их с какой-либо ценностной структурой) и объяснения (определение сущности явлений, их причин и закономерностей), иррационального (определяемого как божественное откровение, мистическое озарение, интуиция, воображение) и рационального (логический вывод, аргументация, обоснование) в любой человеческой деятельности.
Истина – это адекватное (верное, правильное) отражение действительности в мысли. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Истина конкретна, т.е. реализуется в определённой ситуации, характеризуемой триединством места, времени и действия. Истина динамична, то есть абсолютное в ней дано в относительном и через относительное.
Действительность – это всё, что реально существует и развивается. Она содержит в себе результаты своего собственного действия и развития, а также собственную сущность и закономерность.
Мышление – это процесс отражения действительности (объективной реальности). Мышление это высшая ступень человеческого познания, которая даёт знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. Благодаря мышлению в процессе познания осуществляется переход от явления к сущности.
Логика – наука о законах, формах и приёмов познания мира. Основная цель логики – выяснение условий истинности познания, а также выработка правильного метода познания.
Язык – это материальная форма осуществления мыслительной деятельности. Благодаря языку мысли отдельных людей превращаются в достояние всего общества. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать её анализу как вне его лежащий объект. Язык является не только универсальным средством выражения мысли, но и общения.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Виды знания – научное и вненаучное знание. Вненаучное знание – обыденное, мифологическое, религиозное и др. Научное знание – это знание, полученное в результате специальной теоретической и эмпирической деятельности людей.
Критерии научности – наука изучает специфические объекты познания, не сводимые к объектам обыденного опыта; использует специальные методы познания; специальный язык; характерны: системность, обоснованность, проверяемость на практике; ориентация на достижение истины.
Уровни научного познания – теоретический и эмпирический. На каждом из этих уровней используются свои методы познания и результаты познания фиксируются в определённых формах. Отличия теоретического от эмпирического уровня: 1) по глубине проникновения в объект исследования (на эмпирическом уровне познаются явления, на теоретическом – сущность); 2) по методам исследования (на эмпирическом: наблюдение, измерение, эксперимент; на теоретическом: восхождение от абстрактного к конкретному, формализации, идеализации и др.) 3) по формам, в которых фиксируется результат познания (на эмпирическом уровне – это в основном факт; на теоретическом – гипотеза, теория).
Научные революции – это переход от одной структуры философских оснований к другой, который означает пересмотр ранее сложившегося образа науки и типа рациональности, где философские основания – это философские идеи и принципы, которые используются в науке для обоснования фундаментальных научных положений (например, переход от классической картины мира к релятивистской).
НАУКА И ТЕХНИКА
Техника – это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации научных знаний. Поэтому развитие современной техники обусловлено развитием науки, которая теперь играет ведущую роль по отношению к технике.
Философии техники – философии, которая занимается осмыслением технической деятельности человека в широкой перспективе, значения и перспектив техники.
Техника и Этика – техническая деятельность человека не является нейтральной в этическом отношении, моральным идеалом технической деятельности человека является этика ответственности; техника как совокупность технических устройств есть знак всей деятельности человека и его ценностей.
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Человек – целостное природное (естественное), духовное и общественное существо; он обладает особыми, родовыми признаками и свойствами, отличающими его от всех других существ. Он «наделен» сознанием, абстрактным мышлением, развитой системой языка, в виде членораздельной речи, и способностью к преобразовательной, трудовой деятельности, направленной на изменение природного мира, условий своей жизни и самого себя. Человек является общественным, социальным существом, реализующим свою человеческую сущность только в обществе, и наделенный для этого необходимыми (в той или иной степени) качествами и способностями.
Общество – устойчивая система отношений между людьми, возникающую в процессе необходимой, совместной деятельности и становящуюся необходимым условием бытия. Вырабатываемые в процессе общественной жизни свойства, навыки и умения позволяют человеку утверждать свою индивидуальную и общественную сущность и природу. Для сохранения, воспроизводства и развития своей родовой сущности человек создает культуру.
Культура – устойчивая система ценностей (материальных, духовных и социальных), идеалов, норм, традиций и обычаев, регулирующих его отношение с природой, как естественной средой его жизни, с другими людьми и человеческими сообществами. Посредством культуры человек осваивает и преобразует природу, общественные отношения для реализации своих человеческих потребностей и интересов.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Структура общества. Общество является сложно организованной и иерархической системой, с присущей структурой. В ней можно выделить материальные, экономические отношения, формирующиеся в процессе материального производства, ядром которых является отношение к определенной форме собственности на средства производства.
Социальные отношения. Структурным элементом общества являются духовно-идеологические отношения, в которых люди осмысливают и выражают свое отношение к наличным условиям жизни; социально-политические отношения (политическая сфера жизни общества), в которых они формируют и выражают свое отношение к существующей системе власти и государству, его институтам, призванным охранять фундаментальные потребности, интересы и права всех членов общества и систему общественных отношений, обеспечивающих возможность их реализации.
Гражданское общество – это наиболее оптимальная форма организации общества, соответствующей потребностям, интересам, правам и ожиданиям людей является. Гражданским является такое общество, в котором человек является суверенным и свободным существом, сознательно участвующим в общественной жизни, а общество создает для этого гарантии; государство, в лице институтов и учреждений, служит интересам всех граждан общества и отражает их волю на основе законов, в которых закреплены их права и интересы.
Формирование общественных отношений. Человек является активным субъектом формирования общественных отношений, участником исторического процесса, хотя и не всегда это осознает, а не только объектом воздействия истории. Эта взаимосвязь выражается через диалектику свободы и необходимости. Свобода есть выбор путей и средств для достижения своих интересов и целей жизни, а необходимость есть комплекс наличных исторических условий и обстоятельств, то общество, в которых вынужден жить человек. Поэтому только через познание и подчинение необходимости своим интересам человек реализует свою свободу. Сама же свобода становится условием и необходимостью бытия людей.
Формация. Развитие истории как закономерного процесса выражается в смене состояний общества, в смене формаций. Под формацией понимается вся система отношений в обществе (обществах) на определенном этапе истории, основой которых являются определенный уровень производства, формы собственности, развитие науки, техники и технологий. Цивилизованный же характер формационного развития определяется степенью наличия правовых норм и законов, обеспечивающих максимально возможную полноту реализации человеческих потребностей, интересов, прав и свобод, созданием необходимых условий для проявления человеческой индивидуальности и ее свободы, минимизирующих применение системы принуждений для достижения этих целей жизнепроявления людей.
ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Смысл человеческого бытия состоит в обретении некоей абсолютной цели, которая должна служить совершенствованию и осмыслению каждой частной жизни. Чтобы быть осмысленной, жизнь должна быть одновременно и служением высшей цели, к которой мы стремимся ради нее самой, и ценностью, духовно обогащающей человека.
Насилие – это подавление и принуждение, осуществляемое вопреки воле тех, против кого оно направлено. Это посягательство на свободу воли человека.
Ненасилие – это посленасильственная стадия в борьбе за социальную справедливость. Если пассивная покорность предшествует насильственному сопротивлению, то ненасилие стоит выше его.
Свобода – это определяемость личности внутренними побуждениями.
Ответственность – это свободное самоограничение сообразно благу других. Мера свободы человека удостоверяется мерой его ответственности.
Мораль – это сфера должного в человеке, то, что способствует способствующего самоосуществлению личности, ее самоуправлению и упорядочению отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра».
Право – это нижняя граница нравственности, т.е. когда перестают работать нравственные нормы, вступают в дело нормы правовые.
Справедливость – это один из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения социальных ценностей.
Нравственные ценности – это устойчивые представления о чем-то как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, намерениям и целям. В нравственности решается вопрос различения высших и низших ценностей, добра и зла, как вопрос духовного содержания жизни людей.
Эстетические ценности определяются специфическим характером эстетического отношения человека к миру – непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на осознание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности объектов. Основной эстетической ценностью является прекрасное.
Религиозные ценности связаны с тем, что в каждой религии Бог выступает как абсолют, и конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу. Все, что способствует этому, считается благом и высшими ценностями. Все, что препятствует – злом, обреченностью на духовное прозябание в потакании плоти. Свобода совести обычно рассматривается, как свобода верить во что угодно или не верить совсем. Однако в строгом смысле слова совесть не может быть иной как свободной, а свобода совести – это просто жить по совести, т.е. в соответствии с внутренним нравственным законом.
ФИЛОСОФИЯ БУДУЩЕГО
Прогностическая функция философии реализуется в предвидении будущего. Будущее человечества определяется и возможностями, и опасностями. Будущее может осуществляться как по оптимистическому, так и по пессимистическому сценарию.
Глобальных проблемы человечества – это осмысление наиболее серьезных опасностей, выражающихся в форме предотвращения мировой термоядерной войны, остановки «демографического взрыва», преодоления экологического кризиса и др. Они угрожают самой жизни на Земле и требуют для разрешения объединения усилий всего человечества, взаимодействия культур и цивилизаций.
Футурология – особая дисциплина выделившаяся в современной западной науке, изучающая проблемы будущего. В 1968 г. была создана специальная организация «Римский клуб», одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.
Прогнозирование – предвидение процессов и возможных сценариев развития человечества. Одним из видов прогнозирования является социальное прогнозирование, занимающееся предвидением процессов, происходящих в обществе (производственных отношений, науки и техники, образования, здравоохранения, литературы, искусства, моды, строительства, освоения космоса, международных отношений). Это направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью.