Философия Ф.Ницше включает в себя основные идеи: идея «смерти Бога» (Бог имел для человека ценность и объяснительную силу и теперь утратил ее), и основанная на ней переоценка ценностей (необходимы новые ценности как творения самого человека); идея «воли к власти» как основополагающей движущей силы жизни; идея «сверхчеловека» («сверхчеловек» возможен не благодаря воспитанию или самовоспитанию, а благодаря раскрытой, реализованной, присущей ему от природы, «воли к власти»).
«Смерть Бога» для Ницше означает необходимость переоценки ценностей, понимание всех ценностей как творения самого человека. «Величайшее из новых событий – что Бог умер, и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия – начинает бросать на Европу свои первые тени…» – так полагал Ницше в конце XIX в. С точки зрения Ницше, набирает силу европейский нигилизм (позиция абсолютного отрицания).
Европейский нигилизм – следствие банкротства прежних ценностей, а это указывает на их фиктивную природу. Пока в мире царил Бог, – в мире царил и порядок, заложенный им. А в этом порядке было место и человеку. Теперь, когда «Бог умер», утверждает Ницше, становится ясно, что философская и религиозная картины мира – это только выражение человеческой потребности в смысле и порядке. Поэтому люди непрерывно фальсифицируют мир.
На самом же деле мир не имеет никакого плана, он есть хаос. Сами люди придают этому миру смысл, стремясь защититься от хаоса. Таким образом, Бог имел для человека ценность и объяснительную силу. Теперь же, в конце XIX века, Бог все это утратил, и начались поиски его замены. Например, кантовский «категорический императив», в котором Бог наделяется статусом нравственного закона. Это также гегелевский Абсолютный Дух, отождествленный с Богом. По мысли Ницше эти философские поиски нового смысла Бога являются выражением развития европейского нигилизма, и он отражает то, что на самом деле не существует никакого ни внутреннего, ни внешнего морального авторитета. Так как в христианской традиции мораль и истина – в Боге, то теперь, когда «Бог мертв», то исчезает объективное основание и для этики и для истины, мир не имеет теперь ни начала, ни конца. Возникает экзистенциальная пустота, преодолеть которую возможно только при условии переоценки ценностей, основанных на религиозном фундаменте.
Идею «воли к власти» Ницше отчасти заимствует у Шопенгауэра. Только у Шопенгауэра это «воля к жизни», слепая сила, которой необходимо противостоять. У Ницше же это «воля к власти». Слово «власть» (нем. die Macht) переводится не только как власть, но так же и как сила, мощь, влияние. Эти значения необходимо учитывать (например, некоторые переводы понятия «воля к власти» звучат, как «воля к мощи», или «воля к воле». В основе мира и жизни – именно эта сила. Мир – это единый процесс становления, а все вокруг пронизано динамической энергией этой воли. Смысл жизни реализуется путем влечения (воления) человека к «могуществу, способному исправить его неразумность».
Необходимость переоценки ценностей и наличие «воли к власти» закономерно порождают в концепции Ницше идею «сверхчеловека». Человек по Ницше – это натянутый канат между животным и человеком. Человек – это то, что должно быть преодолено. Поэтому ценность человека не в том, что он есть, а в том, чем он должен стать. Но только он должен избавиться от всего «слишком человеческого»: слабости, потребности в сострадании и потребности сострадать – все это не позволяет реализовываться «воли к мощи». Только так, полагает Ницше можно преодолеть экзистенциальную пустоту нигилизма. Но такой человек –«сверхчеловек» – возможен не благодаря воспитанию или самовоспитанию, а благодаря раскрытой, реализованной, присущей ему от природы, жизненной силе. Отсюда призыв Ницше: «Будь самим собой! В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону!»
ПСИХОАНАЛИЗ З.ФРЕЙДА
З.Фрейд – известный австрийскийврач-психиатр и психолог. Он никогда специально не занимался философией и его учение, возникшее на основе исследований психических расстройств, в чистом виде философским учением не является. Но своей принципиально новой психологической теорией он оказал столь широкое влияние, что его учение, фрейдизм, иногда считают одной из трех основных, наряду с марксизмом и христианством, систем мировоззрения ХХ века. Фрейд, так же как и Ницше демистифицировал человека. Фрейд показал, что душевная жизнь человека вовсе не есть поток впечатлений и реакций, а она содержит в себе некую субстанцию, которая не только не поддается влиянию внешних впечатлений. Эта субстанция изнутри человеческой психики определяет их, придавая им такое значение, которое необъяснимо ни из настоящего, ни из прошлого опыта. Помимо этого, учение Фрейда выходит за рамки сугубо естественнонаучной теории и содержит в себе идеи и методы, которые позднее окажутся созвучными идеям философской герменевтики (философии истолкования).
Психоанализ – междисциплинарное направление в современной философии и психологии, объясняющее роль бессознательного и других, связанных сним психических процессов в жизни человека и общества, основоположник З.Фрейд, учение повлияло на развитие философии, перевернув представление о человеке. Бессознательное – субстанция, которая находится в структуре человеческой психики, существуя наряду с сознанием и в значительной степени определяя само сознание. Бессознательное (Оно / Ид ) представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы, желания, а также вытесненные из сознания негативные эмоции, переживания травмирующие идеи. Область предсознательного (Суперэго / Сверх-Я), связанная с памятью, мышлением человека, представляет собой усвоенную систему моральных и культурных норм и запретов, оно осуществляет цензуру желаний бессознательного в соответствии с требованиями внешнего мира (происходит отбор социально приемлемых идей и желаний). Область осознания – Эго / Я, это посредник между предсознанием и бессознательным. Одним из важнейших теории Фрейда является его учение о либидо (сексуальной энергии, являющейся ядром Оно и ищущей выражения), а также связанными с ним детской сексуальностью и сублимацией либидозной энергии.