Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема VII. Восточная философия




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Под восточной философией обычно понимают фи­лософию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый ана­лиз показывает, что хотя различия между восточной и западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной филосо­фии. Нет единого «духа» западной или восточной философии, который определялся бы характером соответ­ствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуи­тивна, нацелена на эстетико-этическую просвещен­ность. Но детальное сопоставление философских воз­зрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограни­ченный, а универсальный характер. Так, мистик – это универсальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индий­ские и китайские философы много занимались изуче­нием логических вопросов, отнюдь не всегда проигры­вая в этом своим коллегам с Запада. В философском отношении Запад интересен Восто­ку, а Восток — Западу. Былой обособленности нет боль­ше места. В своем единстве они призваны сформулиро­вать планетарное философское мышление будущего.

Восточная философия, предусмотренная для изучения в данном курсе философии – это философия, возникшая в культурах Древней Индии (XV-VI вв. до н.э.) и Древнего Китая (в VIII-V вв. до н.э.). Если говорить в самом общем виде, то для нее характерна установка на единство человека со средой обитания и отказ от активного вмешательства в природные процессы; проникновение личностного начала в процесс познания и его результаты; образное мышление и выражение понятий; акцент на познание ценностного значения и смысла явлений, стремление к личному самосовершенствованию.

Важным является то, что первоначальным предметом системного формирования мысли и мировоззренческим стержнем выступает в Древней Индии понятие Аум, в Древнем Китае – Дао, являющиеся аналогом понятию Космос в Древней Греции и выражающие первоначало, первооснову, всеобъемлющий закон мироустроения.

 

 

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Традиционные идеи и учения древнеиндийской философии оформились в таких понятиях как сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, проходящей цепь перерождений (страданий); карма – предопределенность человеческой жизни, закон воздаяния, предназначенный для совершенствования человека; мокша – высшее нравственное совершенство, результат эволюции души, высшая цель, достижимая в земной жизни; ахимса – единство всех форм жизни на земле, принцип ахимсы – непричинение вреда всему, что окружает человека. Из этого хорошо видно, что для философии Древней Индии характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в един­ство, которое лучше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман — безличный духовный абсолют, из ко­торого происходит все остальное. Решающая мысль со­стоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы счита­ют, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир оду­шевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом от­крывает человеку путь к высшему блаженству. Для это­го человеку следует преодолеть иллюзию эмпирическо­го мира, земного, освободиться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.

Представление об абсолютном бытии создается пу­тем сведения всех вещей к единому целому. Эту зада­чу нельзя разрешить рациональным образом, ибо ин­теллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, — это интуиция, выступа­ющая как погружение во всеобщее сознание и сопря­жение со всем существующим. В результате человек сов­падает с Богом, с абсолютным бытием.

Индийская мысль мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство ми­стики, духовных переживаний и медитаций (сосредо­точенных размышлений) не раз позволяло им проти­востоять превратностям истории. Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавле­нию от земных желаний и привязанностей, боли, стра­даний и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

Древнеиндийская философиявключает в себя три этапа.

Ведический этап основан сборнике священных текстов Веды и Упанишады. Первооснова мира – Брахман, безличное субстанциальное начало, которое в духовной сущности каждого индивида проявляет себя как Атман, поэтому человек в высших своих проявлениях тождественен Космосу и Богу.

Эпический этап превращает философию в область рационально-логичских знаний. Источник – поэма Махабхарата (шестая книга Бхагават-Гиты), свод законов Ману. В его рамках развивается учение о йоге, как методе воспитания интеллекта, волевого усилия, основанного на познании духа.

Классический включает школы: неортодоксальные, отрицающие авторитет Вед, (джайнизм, буддизм, чарвака-лакаята (материалистическое учение)); ортодоксальные, развивающие ведическое учение (йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья).

 

 

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Главный интерес китайской философии – это от­ношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эс­тетика, а этика стоит на первом месте в размышлени­ях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской – более 2,5 тысяч лет.

Китайские философы пристальное внимание уделяли един­ству мира. В этой связи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им при­давалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом – по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь – без­личная, сознательная, высшая сила. Дао – закон из­менения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее, по сравнению с западной и индийской философией, они приглушены.

Таким образом, в древнекитайской философии оформились такие основные направления как даосизм и конфуцианство.

Даосизм. Его основоположником стал Лаоцзы. Человеческий мир цивилизации, согласно его представлениям, нарушение космического порядка Дао. Состояние всеобщего благоденствия требует под­чинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавить­ся от личных стремлений, почувствовать дао. Лаоцзы сформулировал принципы выведения человечества из хаоса, за границы цивилизации: недеяние, неучение, неименование, ненасилие. Задача – восстановление телесно-духовной идеальной природы мироустройства и ритмов Инь (женский принцип) и Ян (мужской принцип).

Конфуцианство. Основоположник Конфуций.Соблюдать дао – это, по Конфуцию, означает быть не низменным человеком, пренебрегающим общими ин­тересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь – человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчи­вым; чжи – мудрость, интеллект; и – следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец/сын, муж /же­на, старший брат/младший брат) и на службе (старший/младший; начальник/подчиненный); ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо – покорность воле родителей.

Поэтому его философии свойственен дух традиционализма, закрепленный ритуалом; идеалом гармоничного мироустройства выступает сильное государство и богатое общество. Дао проявляет себя через благородного человека, управляющего государством. Обретение гармонии возможно, напротив, через цивилизационные начала, для чего необходимы долг, человеколюбие, почтительность, уважение. Осуществление своей программы Конфуцийвидел в умело организованном процессе образования и воспи­тания молодых. Его влияние на китайскую историю ча­сто сравнивают с влиянием Сократа на Западе. Впоследствие конфуцианство оформляется в неоконфуцианство, в XI-XII веках достигшее своего расцвета, и в наши дни среди китайских философов много его сто­ронников.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: аум; сансара, карма, мокша, ахимса; атман, брахман; джайнизм, буддизм; тянъ, дао; жэнь, чжи, ли, сяо; даосизм, конфуцианство.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Глава 1 // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное по-собие

2. Восточная философия // История философии в кратком изложении

3. Восточная философия и ее культурно-исторические типы. Часть II // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

4. Основные этапы и направления развития философии. Философия Древнего мира. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада // Лавриненко В.Н. Философия: учебник





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2977 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.