Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феномен смысла в контексте агрессии в отечественной и зарубежной психологии




Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные» неврозы. Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективными смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны. Франкл выделяет основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается не реализованным.

Франкл характеризует познание смыла как нечто среднее между «ага-переживанием» Карла Бюлера и восприятием гештальта по Максу Вертгеймеру. Проводя параллель с закономерностями выделения фигуры из фона, Франкл пишет, что восприятие смысла есть «осознание возможности на фоне действительности, или, проще говоря, осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации».[20]

Найти смысл – это важно, но необходимо его еще осуществить. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла – процесс не простой и далек от того, чтобы осуществляться автоматически. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как -то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет.

Стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл индивида трансцендирует себя. И наоборот, смысл общества в свою очередь конституируется существованием индивидов. Франкл ввел понятие сверх смысла. Речь идет о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории. Человеку приходится мириться с невозможностью охватить бытие в целом, с невозможностью познать его сверхсмысл. Естественно, что сверхсмысл осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов.

Говоря о сверхсмыле, нельзя обойти вопрос о понимании Франклом религии. С одной стороны, бог занимает почетное место в теории, а религиозная вера – в практике логотерапии. С другой стороны, как верно отмечено в предисловии Г. Гутмана [19] к одной из книг Франкла, понятие религии используется им в столь широком смысле, что оно включает в себя и агностицизм, и даже атеизм.

В учении о смысле жизни Франкл выделил основной тезис: жизнь человека не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Франкл в учении о свободе воли говорит, что человек, свободен, найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Смысл жизни - определенная идея, содержащая в себе цель жизни человека и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка. Есть основания считать, что смысл жизни является особым психическим образованием, имеющим свои специфику возникновения, этапы становления, и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших ее условий, может существенно влиять на жизнь человека

Поиск и обретение человеком подлинного смысла жизни есть в то же время поиск выхода из "объективной предопределенности" судьбы. Обретение смысла жизни позволяет человеку воспринимать ее не как сумму отдельных эпизодов и событий, а представить себе "жизненное пространство личности" некоей целостностью, обладающей своими особенностями: "конечность" жизненного пространства, тесная взаимосвязь отдельных жизненных этапов, своеобразие каждого из них и др. Именно смысл жизни позволяет выработать определенное отношение к смерти. "Смерть есть также конец моих возможностей дать что-то людям... в силу этого она превращает жизнь в обязанность, обязательство сделать это в меру моих возможностей, пока я могу это сделать. Таким образом, наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство... срок которого может истечь в любой момент..."

Со смыслом жизни человек приобретает, и особое отношение ко времени жизни, понимает его необратимость, развивает в себе стремление к его рациональному использованию - человек не может, не должен прожить жизнь в виде "чернового наброска", ибо не будет времени "переписать" ее начисто. Смысл жизни позволяет человеку воспринимать данную конкретную ситуацию в свете целостного "жизненного пространства" и соответственно этому намечать и реализовывать собственные идеи. Между тем обретение смысла жизни - сложная задача, прежде всего потому, что это должен быть процесс самостоятельного индивидуального поиска, максимальной освобожденности от "навязывания" определенных идей, взглядов, убеждений. Однако он должен быть относительно эмансипирован и от "внутреннего" – не посредственных, часто неосознаваемых потребностей и влечений. Здесь есть свои сложности. В известном утверждении 3.Фрейда о том, что "Оно" реализует свои цели за спиной "Я", через его голову, есть свое рациональное зерно: отношения между "Я" и "Оно" могут выясняться не только в "открытом бою", но и на более интимном уровне. Влечения "Оно" не только противостоят "Я", но, используя "обходные пути", могут на неосознаваемом уровне проникать в "Я", в той или иной мере изменяя, деформируя его.

Поэтому, если говорить по большому счету, сам процесс свободного и сознательного принятия решений не свободен в полной мере. Он с самого начала "отягощен" влиянием бессознательного. Рассмотрение механизма такого "отягощения" - один из значимых аспектов проблемы смысла жизни.

Судя по всему, процесс поиска смысла жизни осложнен влиянием на него "коллективной", "родовой", "индивидуальной" наследственности.

Наконец, сложность обретения смысла жизни в том, чтобы отыскать его среди множества проявлений бессмыслицы жизни. В. Топоров приводит слова Питирима Сорокина: "Регулярное повторение исключает всякую историю. У математического маятника, вечно качающегося от А к В и обратно, нет истории". То же о судьбе: она имеет в виду только данного человека и его свойства.[18] Так имеет ли смысл судьба данного, отдельного человека? "...Слепая природа так устроила нас, что мы обречены на иллюзии, обречены, блуждать и попадать в тупик. Обнаруживаем иллюзорность и ошибочность наших стремлений лишь тогда, когда они причинили нам непоправимый вред, и наши лучшие силы уже ушли на них..." "...Согреваясь вешними лучами, все оживают для взаимного истребления, все спорят из-за лучшего места под солнцем, все хотят жить, а потому все поддерживают дурную бесконечность убийства..." [18]

Глубокое и всестороннее исследование феномена смысла жизни В.Э. Чудновский (1997, 2001, 2003.) показало глобальность и роль этого особого психического образования в жизни человека и структуре его личности. Было выявлено также регулятивное, терапевтическое, системообразующее и энергетическое значение наличия смысла жизни для человека, поскольку данная психологическая реальность заключает в себе определенный энергетический потенциал. Разрабатывая в течении десяти лет модель смысла жизни, В.Э. Чудновский пришел к понятию «адекватного» и «оптимального» смысла жизни.

В развитии теоретических проблем смысла жизни, рассмотреть в свете насущных задач человеческой практики. В.Э. Чудновский подчеркивает, что раскрытие психологической сущности и механизмов формирования смысла жизни требует соединения абстрактно-теоретического мышления, причем прикладные проблемы не только решают задачу применения всеобщего знания к частным случаям, но и оказывают обратное взаимодействие на теоретический интеллект, способствуя выдвижению новых гипотез, их проверке и обоснованию.

В научной школе Б.Г. Ананьева и А.А. Бодалева исследуются феноменология, закономерности и механизмы достижения человеком акме - вершины в своем развитии как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Также выделяются обширные межпредметные связи акмеологии по характеру и широте предмета, по функциональным задачам и особо - по ценностным ориентациям. А.А. Бодалев с соавторами (2002) приходят к пониманию акме мировой цивилизации, что ставит проблему измерения и стимулирования «достижительных» устремлений личности, общества, национально-страновой культуры и более глубокого рассмотрения соотношения понимания акме с другими категориями, такими как смысл жизни, счастье справедливость, самоактуализация и т.п.

Это в свою очередь стимулирует решение вопроса о различных видах и формах «псевдоакме» и асоциальной самоактуализации человека. Изучение закономерностей развития человека убеждает, что на степени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в каждом проявлении и виде деятельности на это состояние зрелости «работает» вся предшествующая его жизнь, его актуальная конструктивно-творческая доминанта, а также наличествующая перспектива, поскольку истинный процесс развития и совершенствования безграничен, как и возможности творческого духа. В таком понимании «акме» предстает как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека. Акмеологический подход в решении сложных проблем социореабилитации основывается на этих положениях.

Особое звучание и значение в свете смысложизненного и акмеологического подходов имеет теория человечности, осмысленная А.В. Суворовым, а также разработанная им концепция совместной педагогики в работе с детьми, имеющими сенсорную депривацию и различные формы инвалидности. Давая такое определение: «Категория человечности, в предельно широком философском смысле, т.е. в контексте этической концепции разума, характеризует сущность разумной формы жизни в отличие от всякой другой. Сущность духа – не просто “мыслящего”, но, прежде всего, любящего». - Суворов совсем в духе кантовского «категорического императива» утверждает: “Смысл жизни человека может заключаться в том, чтобы быть человеком. Всегда и со всеми”. Так же предельно однозначно он устанавливает связь между понятиями «духовность» как личностное качество (которое определяет как повышенную чуткость к реальности) и «смысл жизни»: “Нет духовности – нет ни жизни, ни ее смысла, а есть вполне бессмысленное существование или прозябание”. И делает окончательный вывод: «человечность – это фундаментальная форма духовности, характеризующаяся повышенной чуткостью к проблемам других людей. Готовностью помочь им в решении этих проблем», «жизнь осмысливается или обессмысливается в первую очередь в зависимости от того, насколько субъект жизни человечен». Процесс осознания смыслов, смыслообразования и смыслопорождения связан с основной проблемой формирования личности – ее смыслом жизни, который на высоком уровне сформированности начинает выступать мощным энергетическим источником жизнедеятельности человека (В. Франкл, В.Э. Чудновский, А.В. Суворов) и способствует достижению вершин его саморазвития (А.А. Бодалев).


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. – 154 с.

2. Андреев Д.Л. Роза мира. М., Прометей 1991 – 300 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Пер.с англ.-4-е изд.-Мн.:ООО «Попурри», 2005.-512 с.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

5. Большой толковый психологический словарь Т 1,2; Пер.с англ./Ребер Артур. ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003 – 592 с., - 598 с.

6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. – В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982.

7. Годфруа Ж. Что такое психология. М., Мир, 1992.

8. Горбунова В.В. эксперементальная психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.–184 с.

9. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М.: Издательство «Институт психологии» 1996 – 224 с.

10. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967 – 338 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

12. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

13. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., Издательство МГУ, 1986, с-199-230.

14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. – 355с.

15. Сакс Дж.М., Леви С. Тест «Завершение предложений» // Проективная психология.–М.,2000. 120 с.

16. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004

17. Столин В.В. Преградные смыслы.– Вестн.Моск.ун-та. Сер.XIV.Психология, 1982,№1

18. Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. М., 1994.-417с.

19. Франкл В. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. М., 1994. С. 508.

20. Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси, 1991.-364с.

21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод/Авт.вступ.ст. П.С.Гуревич – М.: Республика, 1994. – 447 с.

22. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура.– М., 1995 – 126 с.

23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005.-607 с.

24. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от внешнего" и "внутреннего" // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 599 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2409 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.