Самодержавие постоянно пыталось ставить жесткие рамки деятельности адвокатуры.
Несмотря на заложенные в реформе 1864 г. основы гласности и независимости, с самого начала были ограничены процес-GyanbHbie права адвокатуры. Защита не могла принимать учас-^я на стадии предварительного следствия, хотя Устав уголовного судопроизводства 1864 г. не запрещал этого, и могла зна-
Глава 2. Возникновение и становление, адвокатуры в России
комиться с делом только перед самым началом судебного разбирательства, уже после составления обвинительного акта.
17 октября 1877 г. петербургский Совет присяжных поверенных принял резолюцию в разъяснение устава о том, что защита "может участвовать во всех следственных действиях'", но Сенат разъяснил, что участие в предварительном следствии для защиты исключено. Создавались различные комиссии, вырабатывавшие различные проекты с целью помочь адвокатам знакомиться с делами на стадии предварительного следствия, но эти усилия были безрезультатны.
Считая, что Судебные уставы 1864 г. дают адвокатам слишком много прав и позволяют им фрондировать против правительства, уже в 70—80-е гг. царизм принял ряд мер, направленных на то, чтобы не дать адвокатуре распространить свою деятельность на всю территорию империи, всячески ущемить ее права.
По высочайшему повелению Сенат 3 января 1875 г. "временно" приостановил учреждение Советов присяжных поверенных в округах тех судебных палат, где они еще не были открыты2. А после судебных процессов "193-х" и Веры Засулич, на которых адвокаты мужественно и решительно защищали своих подзащитных, правительство начало затянувшийся на несколько лет "поход" против адвокатуры. В 1878 г. министром юстиции даже было внесено в Государственный совет предложение, позволявшее Министерству лишать присяжных поверенных в ряде случаев права ходатайства по делам. Но одобрить такой законопроект в обстановке антиправительственного возбуждения Государственный совет не рискнул3. В 80-е гг. царское самодержавие вновь вернулось к "преобразованиям" в судебной сфере, в том числе и в адвокатуре, которые стали общей частью контрреформ в России в 80-х — начале 90-х гг.
20-летия по Судебным уставам русское общество стало свидетелем "одного из самых ожесточенных нападений, каким когда-либо подвергалась судебная реформа. Огонь был открыт по всей линии реакционной печати... -В отличие от предшествовавшего времени предметом злостных нападок были уже не учреждения только, но и лица" — так характеризовал 80-е гг. Г. А. Джаншиев4.
' Троицкий Н. А. Царизм под судом... С. 200; Троицкий Н. А. Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. Тула, 2000. С. 229—266.
2 См.: Троицкий Н. А. Царизм под судом... С. 200.
3 См. там же. С. 202.
4 Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы... С. 150—151.
s 2 Присяжные поверенные
Реакционные изменения коснулись многих сторон судебной деятельности судопроизводства. В 1885 г. была ограничена несменяемость судей, законами 1887 г. был изменен ценз для присяжных заседателей с целью усиления в суде присяжных дворянских элементов, ограничивалась гласность судебных заседаний: закрытие дверей судебного заседания зависело не только от суда, но и от министра юстиции. 8 июля. 1889 г. был принят Закон о сокращении юрисдикции суда присяжных заседателей1.
Однако, не вводя специальных законов против адвокатуры, правительство принимало ряд правил, которые жестко влияли на адвокатскую деятельность, ставя ее в зависимые от администрации рамки. В декабря 1889 г. уездному съезду было предоставлено право сообщать прокурору о неправильных действиях присяжных поверенных, тогда как по Судебным уставам 1864 г. об этом надлежало ставить в известность Совет присяжных поверенных или заменяющий его окружной суд Уездным судам по отношению к присяжным поверенным были предоставлены такие права, которые не имела ни одна административная инстанция или должностное лицо империи. Они получили право временного запрещения практики присяжного поверенного до тех пор, пока не окончится возбужденное о нем по сообщению уездного съезда дисциплинарное производство2. Была нарушена независимость адвокатуры как один из основополагающих принципов судебной реформы 1864 г.
В 1903 г. возмущение петербургского и московского Советов присяжных поверенных вызвал циркуляр Министерства юстиции и позиция Сената, согласно которым председатели окружных судов стали решительно воспрещать защитникам просить суд присяжных об оправдании сознавшихся подсудимых3.
Адвокаты постоянно находились как бы в оппозиции к существующей власти. И подъем общественно-политического движения начала XX в. в стране усилил их оппозиционные выступления против правительства.
В этой обстановке поднималась общественная репутация адвокатуры, связанная с ростом ее собственной политической активности, проявляющейся и в защитительных выступлени-Дх адвокатов перед царским судом, и в антиправительствен-"bix акциях.
См Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы.. С. 227—228. ' См там же. С. 346. См Гессен И. В. История русской адвокатуры. Т. 1. С. 406—407.
38 Глава 2. Возникновение и становление адвокатуры в России
С 1866 по 1904 гг. в России состоялось 420 политических процессов, а в 1905 г. их оказалось больше, чем за все предыдущие 48 лет — 4981.
В марте 1901 г. В. Д. Стасов, Н. П. Карабчевский и еще семь адвокатов подписали протест 95 деятелей культуры против разгона студенческой демонстрации в Петербурге. 20 ноября 1904 г. десятки петербургских адвокатов участвуют в антиправительственном митинге "представителей интеллигентных профессий" вместе с В. Г. Короленко, А. М. Горьким, Л. Н. Андреевым, В. И. Селявским, Е. В. Тарле, Н. А. Бердяевым и другими виднейшими деятелями литературы, науки и искусства2. 21 ноября 1904 г. 400 адвокатов Петербурга приняли резолюцию с требованием "признать за всеми гражданами равное право неприкосновенности личности и жилища, свободу совести и вероисповеданий, свободу печати, собраний, союзов"3. Это была первая по времени политическая резолюция, принятая в России именем целой общественной группы, официально признанной адвокатской корпорацией4.
На вояке революционного движения российская адвокатура попыталась объединить свои силы. Поскольку с 1904 г. (спустя 30 лет после временной приостановки) началось открытие новых Советов присяжных поверенных в судебных округах Новочеркасской, Казанской, Одесской, Саратовской, Иркутской и Омской судебных палат, эта объединительная тенденция получила твердую опору. 28—30 марта 1905 г. состоялся Всероссийский съезд адвокатов, образовавший среди присяжной адвокатуры политический Союз. Он объединил 2,5 тыс. присяжных поверенных и их помощников из 64 городов России9.
Всероссийский съезд адвокатов принял целевую установку своего Союза: он образовывался для "объединения общественно-профессиональной деятельности адвокатуры и достижения политического освобождения России на началах демократической конституции"*.
L См.: Троицкий Н. А. Адвокатура в России как юридический и политический феномен (история темы). Мавродинские чтения. Материалы и доклады 10—12 октября 1992 г. СПб., 1994. С. 182; Его же. Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. Тула, 2000.
2 См.: Троицкий Н. А. Адвокатура и общество в России... С. 171.
3 Там же.
4 См.: Гессен И. В. История русской адвокатуры. Т. 1. С. 404.
7 См.: Троицкий Н. А. Адвокатура и общество в России... С. 171.
6 См.: Гессен И. В. Указ. соч. Т. 1. С. 419.
с 2. Присяжные поверенные
Обещая поддержку Союза адвокатов всеобщей забастовке относительно непосредственного участия адвокатов в забастовке Союз высказался отрицательно: "По техническим условиям профессиональной деятельности адвокатуры провозглашение всеобщей политической забастовки неприемлемо'".
И хотя в дальнейшем Союз адвокатов не сумел'осуществить намечавшиеся профессиональные цели и довольно быстро угас, политическая деятельность адвокатуры находила другие формы.
По мере создания политических партий в России адвокаты вступали в их ряды. По большей части это была конституционно-демократическая партия (кадеты), объединявшая преимущественно буржуазную интеллигенцию. В первом составе ЦК партии кадетов из 54 членов было 10 адвокатов, в том числе такие звезды адвокатуры, как С. А. Муромцев, В. А. Маклаков, Ф. И. Родичев, Н. В. Тесленко, М. Л. Мандельштам2.
Адвокаты входили и в партию октябристов (Н. П. Шубин-ский), социалистов-революционеров (А. С. Зарудный, А. Ф, Керенский, Н. П. Переверзев), социал-демократов (меньшевиков) (Н. П. Малянтович, Н. Д. Соколов)3.
Те из адвокатов, кто подался в черносотенные союзы (П. Ф. Булацель, А. С. Шмаков, Г. Г. Замысловский), были осуждены за это адвокатской корпорацией4.
В большевистской партии оказалось не 4—5, как обычно считают, а свыше 40 адвокатов, среди которых оказались и будущие крупные политики (Н. Н. Крестинский, Г. Я. Сокольников-Бриллиант, В. Р. Менжинский, П. И. Стучка, П. А. Красиков, Д. И. Курский, В. Л. Танцер (Марат). Но как адвокаты они не имели громких имен5.
Однако большая часть наиболее выдающихся адвокатов принципиально отказывалась от участия в каких бы то ни было политических партиях, гордясь тем, что они "не политики, а судебные деятели", потому "независимы в исполнении своего адвокатского долга и сильны этим" — так говорил Н. П. Карабчевский. Среди них мы находим: Спасовича, Стасова, Александрова, Карабчевского, Андреевского, Урусова, Герарда, Унковского, Танеева, Потехина, Пассовера, Утина, Куперни-
Гессен И. В. История русской адвокатуры. Т. 1. С. 420.
См. Троицкий Н. А. Адвокатура и общество в России... С. 172.
См там же.
См. там же.
См там же.
40 Глава 2. Возникновение и становление адвокатуры в России
ка, Турчанинова, Жуковского, Боровиковского, Люстига, Гру-зенберга, Муравьева и многих других1.
Не примыкая ни к каким партиям, они твердо придерживались либеральных позиций, суть которых весьма четко сформулировал в своем письме, написанном за, полтора месяца до смерти, В. Д. Спасович. Кредо, которому он хранил верность всю жизнь: "За всякий прогресс, но легальный, за всякую эволюцию, но не революцию, за установление порядка по соглашению всех партий на арене парламента — без кровопролития и убийств..."2.
Адвокаты приняли самое активное участие в работе Государственной думы. В составе I Госдумы было 36 присяжных поверенных и их помощников, во II Госдуме их насчитывалось 32, в III Госдуме — 29, а в IV Госдуме — 233. I Государственную думу возглавил авторитетнейший адвокат и политик С. А. Муромцев, а после свержения адвокаты вошли в состав российского правительства. Они представляли пятерых из шести министров юстиции и премьер-министра страны (А. Ф. Керенский).