Контраст – сопоставление предметов или явлений, которые резко отличаются по своим свойствам.
Виды контрастов:
· по размеру
· по количеству
· по тону (темные, светлые, смешанные)
· по форме (одноярусные, многоярусные, конусовидные, шаровидные)
20.11.12
По контрасту:
· по размеру
· по размеру и форме нарастающий контраст
· по размеру, форме, цвету, тону
По динамике:
· стабильная
· полустабильная
· нестабильная
Основные правила в использовании контрастов:
1. При сопоставлении противоположные свойства каждого предмета зрительно усиливаются.
2. Контрасты могу нарушать гармонию садово-паркового пространства.
3. Если одни элементы используются в большом количестве, а другие единично, то их свойства должны быть контрастными.
4. Применение последовательных контрастов:
a. контраст по размеру
b. по размеру и тону (цвету)
c. по размеру, тону и форме…
5. Установлено, что характер восприятия пейзажной картины во многом зависит от характера предыдущих впечатлений.
Нюанс – незначительное отклонение в свойствах или явлениях (преобладает сходство). Нюанс позволяет передавать оттенки особенностей пейзажной картины.
Тождество – полное сходство сопоставляемых признаков, позволяет создавать спокойный нейтральный фон, который служит для выделения контрастного элемента.
Одинаковая форма, один возраст, рядовая посадка
6.
Форма
· плоскостная
· объемная
· пространственная
Формообразование – 3 правила:
· наиболее удачно смотрятся фигуры, приближенные к кругу или квадрату
· возможно сочетание фигур, но не более двух
· зона перекрытия должна составлять не более 1/3 фигур
Освещение
Цвет
Многоплановость
Воздушная перспектива
Линейная перспектива
Освещение в ЛИ
Освещение – фактор, без которого невозможно увидеть объем, форму композиций и многообразие цветовой гаммы.
Бывает естественное и искусственное освещение.
Из условий естественного освещения выделяют:
· дневное солнечное освещение
· дневное рассеянное (диффузное) освещение – в пасмурный день, при тумане или дожде
· ночное естественное освещение – отраженный свет Луны (только в определенные периоды)
Благодаря солнечному свету резко выделяются освещенные и затененные части объектов.
На объемно-пространственную характеристику ландшафта, пейзажа и их элементов значительное влияние оказывает изменение угла падения солнечных лучей:
· при очень низком положении солнца над горизонтом больше освещены вертикальные поверхности. Падающие тени удлинены.
· если угол падения 45 град. или близко к этому, то создаются благоприятные условия для выявления общего объема растений.
Художественная выразительность пейзажа зависит от:
· ориентации всей композиции и ее элементов по сторонам света
· от размещения насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу
· от направления осмотра.
Восприятие против солнца. Например, композиция находится в западной части объекта и при сочетании деревьев с плотной кроной и элементов с ажурной кроной в кронах создается эффект контраста солнечных просветов с силуэтом ствола, ветвями и листвой.
Освещение рассеянным светом связано с пасмурной погодой, когда парковые пейзажи воспринимаются своими силуэтами, пропорциями, размерами. Насаждения и сооружения воспринимаются более обобщенно, чем при солнечном освещении.
В проектировании садов и парков необходимо применять короткие и средние перспективы, т.к. дальние перспективы в условиях рассеянного освещения и тумана воспринимаются плохо.
Зрительными эффектами освещения являются сочетания света и тени.
Благодаря свету человек воспринимает собственные тени предметов и падающие тени.
Формы и интенсивность теней зависят:
· от формы предметов
· от яркости света
· от рельефа поверхности
· от предметов, находящихся рядом …
Необходимо, чтобы по маршруту чередовались освещенные и затененные пространства.
Днем резкий переход от света к тени по аллее (з-в). Днем тени ложатся параллельно аллее (с-ю).
КП
«Для с-п и л-п ландшафта важнейшим является чередование открытых и закрытых пространств, исключает монотонность в восприятии ландшафта и обеспечивает смену эмоциональных впечатлений».
Выделение открытых (60-70 %) и закрытых (40-30 %) пространств вдоль маршрутов.
Искусственное освещение.
Преимущество: если природный свет человек неподвластен, его в какой-то мере можно учесть при формировании ландшафтных композиций.
Светокомпозиции могут «выбирать» из темной среды фрагменты пейзажа, часто не привлекающие днем особого внимания.
Источники света:
· лампы накаливания
· люминесцентные (ртутные) лампы
· натриевые лампы
Зелень подсвечивают способами:
· с помощью ламп, скрытых в кроне д. и к.
· с помощью ламп, скрытых в земле
· с помощью прожекторов с цветовыми экранами.
Цветники и основные газоны подсвечиваются невысокими светильниками. Густые кроны деревьев, чтобы выявить их объем, заливают светом с одной или двух сторон. Прозрачную крону д. «пронизывают» светом снизу, а куст высвечивают изнутри, что обеспечивает необычный декоративный вид.
Для придания летней листве сочного зеленого оттенка применяют приборы с ртутными или зелеными металлогалогенными лампами, а для выявления осенней палитры – светильники с натриевыми или желтыми металлогалогенными источниками.
Подсветка воды. Более эффективна в архитектуре фонтанов и водопадов.
Цвет и перспективы в ЛИ