" Почему вы разошлись во мнениях насчет мунафиков (лицемеров)? Ведь Аллах низверг их за их деяния! Или вы хотите наставить на прямой путь тех, кого сбил [с пути] Аллах? Но нет прямого пути тому, кого сбил |с пути] Аллах. Они хотели бы,
чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми. Не берите же из них друзей (не проявляйте уаля), пока не выселятся на пути Аллаха (пока не сделают хиджру на пути Аллаха); если же они отвратятся (от
переселения), то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей (не берите их за уали), ни помощников " (4/88, 89)
Ибни абу Хатам, Абу салама бин абдуР-Рахман, Икрима, Муджахид, Даххак, Катада и другие передают, что ибн Аббас сказал по поводу причины ниспослания данного аята (4/88) следующее:
"Были некоторые люди, жившие в Мекке, которые утверждали своими языками, что они муслимы. Но они при этом помогали мушрикам. Они вышли из Мекки по некоторым нуждам приговаривая: " если мы встретимся с сахабами Мухаммада , они не причинят нам вреда" И вот когда муслимы узнали что они вышли из Мекки, впали в разногласие. Одна группа
верующих говорила: " Садитесь на скакунов, догнав их, убейте, ибо они помогают врагам нашим против нас ". Другая группа верующих говорила: " О Святой Боже! Хотите ли вы убить тех, кто говорит то же что и мы, только из-за того, что они не переселились (в Медину), покинув свой кров ". Вот таким образом они разногласили о положении тех людей, пытаясь переубедить, друг друга. Посланник Аллах был рядом и не вмешивался в спор. И вот на этот случай ниспослан аят 4/88".
В этом аяте есть большая угроза для тех, кто не делает такфир кафирам. Отталкиваясь от аятов акт неделания такфира можно отождествить со следующими действиями: 1) Желание направить на путь тех, кого сбил Аллах. Или вы хотите наставить на прямой путь тех, кого сбил с пути Аллах? Но нет прямого пути тому, кого сбил с пути Аллах.
2) Проявлять уаля к кафирам. (Не берите же из них друзей (не проявляйте уаля)) 3) Распространения явления неделания такфира желают сами кафиры, дабы уравнять неверных и верующих. (Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми.)
Рассмотрим подробнее эти сравнения.
Не делать такфир кафиров на самом деле означает пытаться наставить тех, кого сбил Аллах. В то время как Аллах направил их на путь ада, разозлился на них, тот, кто не делает такфир им, тем самым утверждает, что они попадут в рай, что на них милость Аллаха. Кто не делает такфир, берут на себя смелость вынести новое суждение, отличное от суждения которое вынес Аллах; тем сами они претендуют на место Господа (установителя суждений) и Направляющего, но нет Господа и Направляющего кроме Аллаха. Исходя из всего этого ясно, что не делающий такфир впадает в ширк.
Некоторые могут задать вопрос: "Почему те сахабы, которые не сделали такфир не вошли в куфр?"
Ответ: Как видно из случая, на который (по преданию от ибн Аббаса) ниспослан аят делающие такфир сахабы, делали такфир, основываясь на том, что те помогали врагам муслимов. Об этом свидетельствуют их слова: " Садитесь на скакунов, догнав их, убейте, ибо они помогают врагам нашим против нас ". Те же, кто не делал такфир, не говорили следующее "Ну и что, что они помогают врагам нашим. Помогать врагам ислама не есть же куфр, чтобы они стали кафирами". Если бы сахабы сказали бы это, несомненно, что они вошли бы в куфр. Не делающие такфир сахабы утверждали, что те люди не помогали врагам ислама; единственный их проступок в том, что они не переселились. Это видно из следующих их слов: " О Святой Боже! Хотите ли вы убить тех, кто говорит то же что и мы, только из-за того, что они не переселились (в Медину), покинув свой кров ". Если бы они точно были бы уверены в том, что те люди помогали врагам ислама, то, не задумываясь, сделали бы такфир тем людям. Аллах же сообщил, Аллаху ‘Алим, истинное положение тех людей; что причиной того, что они не переселились, является желание помогать врагам ислама; у них нет никакой причины для не переселения; единственная причина склонность к неверным.
Нужно проводить разницу между следующими утверждениями:
Эти люди не есть кафиры, даже если сделали данное деяние.
Тот, кто сделал данное деяние, есть кафир. Но неизвестно сделало ли данное лицо то деяние, чтобы точно утверждать что, он кафир.
Также нужно проводить разницу между основными элементами таухида (веры) и дополнительными. Вполне возможно, что деяние, совершенное не переселенцами, есть деяние являющееся дополнительным элементом веры [таухида].
В области основных элементах таухида нет оправдания, для незнающего или делающего ошибку или обманутого. Точно также любой, кто не сделает такфир тому, кто не выполнил основных элементов таухида войдет в ширк, и нет ему оправдания, пусть хоть будет незнающим или ошибающимся.
Что касается такфира в области дополнительных элементов таухида, такие как намаз, пост, закят, такфир муслимов (опираясь на определенное доказательство), знать некоторые имена Аллаха, то здесь возможны разногласия. Общеизвестно разногласие в такфире тому, кто не делает намаз из-за лени. Намаз не является первичным (основным) элементом таухида, так как намаз это набор определенных телодвижений с попеременным чтением молитв.
Известны в истории ислама люди, попавшие в рай не сделавши намаз, так как не представилось возможности. Основные элементы таухида откладывать нельзя, их нужно знать и совершать сразу. Все они компактно заложены в формуле "Ля иляха илля Аллах". Это первое, что должен сделать человек, входя в ислам. Приказ делать намаз же не был ниспущен сразу, поэтому не знать намаз есть оправдание.
Поэтому не имеют смысла такие глупые вопросы как " Почему ты не делаешь такфир имаму Шафии? Ведь он не делает такфир кафира (того, кто не делает намаз) ".
Имам Ахмад (ибн ханбаль) делает такфир любому, кто не делает намаз. Даже если Шафии не делал бы сам намаз, то имам Ахмад сделал бы такфир ему, но так как намаз не есть первичный элемент таухида и имам Шафии опирается на определенные доказательства, то имам Ахмад не делает такфир тому, кто не делает такфир тому, кто не делает намаз.
Это подобно положению с такфиром тому, кто отвергает мутеватир хадис. Ученые единогласны в том, что тот, кто отвергнет мутеватир хадис, есть кафир, но разногласят в определении мутеватир хадиса (некоторые говорят, что 3 передачи это уже мутеватир, некоторые за кол-во нужное для образования мутеватир берут такие числа как 5, 10, 20, 30, 40 и. т. д.
Допустим, есть два ученых, один из них принимает число 10, другой 20. Также, допустим, есть хадис, имеющий 15 передачи, и есть некто отвергающий его. Тот из ученых, кто принял число 10, сделает такфир тому некто; второй же не сделает. Так вот первый ученый (взявший число 10) не сделает такфир второму ученому, за то, что тот не сделал такфира того, кто отверг 1 5-передачный хадис, так как определение мутеватир не есть основной элемент таухида. Но если бы тот второй ученый сам отверг бы 1 5-передачный хадис то, первый ученый сделал бы его такфир, что бы тот не говорил (мол, по моему мнению, мутеватир это 20, поэтому я не кафир), так как с точки зрения первого ученого, второй отверг мутеватир хадис. Также если бы второй ученый не принял бы правило что тот, кто отверг мутеватир (точно установленный), хадис является кафиром, то сам вошел бы в куфр. Так как признавать точно установленные хадисы есть основной элемент таухида и не делающий такфир в этом вопросе сам теряет таухид.
Перейдем ко второму пункту, на который нас натолкнули аяты:
2) Проявлять уаля к кафирам. (Не берите же из них друзей (не проявляйте уаля))
Здесь есть знак на то, что не делать такфир влечет за собой уаля. Как мы уже показали выше, не делать такфир кафиров, есть проявление уаля к ним, так как, тот, кто не делает такфир, объявляет кафира муслимом, и делает, таким образом, великую уаля, более того, он обязан проявлять им, по крайней мере, достаточный минимум уаля. А делать уаля кафирам в свою очередь нарушает основной элемент таухида бара, таким образом, нарушает и сам таухид.
3) Распространения явления неделания такфира желают сами кафиры, дабы уравнять неверных и верующих. (Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми.)
Одним из желаний неверных является то, чтобы муслимы не делали бы такфир им и таким образом не делающие такфир оказались бы одинаковыми с ними, и, следовательно, стали бы неверными. Так как тот, кто не делает такфир, объявляет себя и того, кому не делает такфир представителями одной религии, братьями; уравнивает себя с ним. А так как, тот является кафиром, то уравнивающий себя с кафиром естественно становится кафиром.
1. Скажи: «О неверные! 2. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, 3. а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. 4. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), 5. а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). 6. Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!» (сура Неверные)
Этой суре вместе с сурой очищения (1. Скажи: «Он - Аллах Единый, 2. Аллах Самодостаточный. 3. Он не родил и не был рожден, 4. и нет никого, равного Ему».) дали имена " суры очищения", так как они обе удаляют и очищают от ширка. Обе эти суры представляют собой две стороны таухида: Сура "Он - Аллах Единый… " очищает от поклонения ложным божествам и навязывает таухид; сура " Скажи: «О неверные... " же очищает от проявления уаля с мушриками включает в себя такфир мушриков и удаление от них. Вот некоторые предания (передачи) относительно суры.
Посланник в пути совершил с сахабами утренний намаз, прочитал суры «Он-Аллах Единый…» и «Скажи: О, неверные…». Затем сказал: Я прочитал вам треть («Он-Аллах Единый …») и четверть («Скажи: О, неверные…») Корана. (Муснад, стр.269)
Из предания видно как велико место такфира в Исламе.
Фаруа бин Науфаль передал, что один человек попросил посланника, чтобы тот дал
ему совет. Посланник сказал: «Читай перед сном суру» Скажи: «О, неверные…», так как эта сура является удалением (очищением) от ширка.».
То, что посланник выбрал это в качестве совета, показывает важность этой темы.
Также посланник сообщает, что удаление от мушриков (делание такфира мушриков) связано с удалением от ширка. Кто не удалился от мушриков, значит, не удалился и от ширка.
Куртуби в своем тафсире передает, что Ибн Аббас сказал: «Нет такой суры в Коране, которая так злила бы иблиса как сура» Скажи: «О, неверные…», потому-что эта сура есть таухид и удаление от ширка.
Согласно словам ибн Аббаса те, кто не делают такфир, не совершили таухид и отход
от ширка и обрадовали иблиса.
Те, кто делает такфир кефиров и мушриков злят иблиса и мушриков. Ну, пусть злятся, сколько влезет.
В суре муслимы и мушрики разделяются; объявляется, что они поклоняются разным божествам (2.Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы,3. а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я.). Тот, кто не делает такфир мушрикам, соединяет поклоняемые объекты и тем самым входит в ширк. Также сообщается о разности религий мушрика и муслима 6. 6.Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!.Тот, кто не делает такфир мушриков объединяет две религии и сообщает, что его религия и религия того, кого он не делает такфир одна, т.е. сообщает, что он находится в религии кафира и таким образом входит в ширк.
«Не говорите на мунафиков (господин), так как если он не окажется господином, вы разозлите Аллаха» (передали абу Дауд и Насаи с достоверной цепочкой).
Говорить мунафикам «господин» запрещено, так как говорить на кого-нибудь господин означает придавать ему уважение и достоинство. А достоинство как сказано в аяте принадлежит только Аллаху, посланнику и муслимам. (Достоинство присуще Аллаху, Его посланнику и верующим, но лицемеры не понимают этого 63/8).
Это касается мунафиков тех, которые скрывают свой куфр, и мы можем только догадываться по некоторым признакам, что они неверные, из осторожности не надо на них говорить «господин» ибо если они не таковы, то мы рассердим Аллаха. Если говорящий мунафикам «господин» злит Аллаха, то, что будет с теми, которые говорят «господин» на мушриков, которые проявили свой куфр наружу. Ведь не делающий такфир, говорит, таким образом, на того, кого не делает такфир, что он господин, ибо как указано в аяте достоинство присуще муслимам.
В шариате есть такое правило; Унижать то, что возвысил Аллах, есть куфр (например, бросать Коран в нечистоты, издеваться над исламом и т.д.).
Возвышать то, что унизил Аллах, есть куфр.
Известно, что Аллах унизил мушриков как, например, в следующем аяте;
«О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистью. И пусть они после этого их года не приближаются к заповедной мечети…»( 9/28).
В таком случае любой, кто окажет уважение, и почет мушрикам войдет в куфр. Например, скажет им «господин» или не сделает им такфир или встанет на ноги, когда мушрик входит и т.п.