Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разделение Церквей и его последствия для Русской Церкви. Антилатинские сочинения и их значение для истории Русской Церкви




Русские по началу своей истории были народом вполне европейским, ничем не отделенным от своих западных собратьев. Идейные соображения для разъединения и вражды с чужестранным народами у русских явились только с водворением у них христианства. То было время разделения Церквей и разгара страстной религиозной полемики Востока и Запада. Русским, принявшим греческую веру, также предстояло определить свое религиозное отношение не только к восточным иноверцам, но и к христианским народам латинского обряда. Оставалось или усвоить греческий взгляд на римскую веру, или выработать свой собственный. Русские в теории примкнули к грекам. Русские под влиянием митрополитов- греков, представлявших всё в черном свете, должны были усвоить эту крайнюю греческую точку зрения. Но так было в теории, на практике же тон мирных благожелательных отношений русских к иноверцам и западноевропейским народам давал о себе знать в течение всего домонгольского периода. Русь по- прежнему была открытым рынком для соседних государств, а князья на Руси продолжали родниться бракам со всеми латинскими дворами, причем дочери русских князей при выходе замуж принимали западный обряд, а иногда даже и дочери иностранных государей содержали у нас на Руси свое латинское богослужение. Брачные союзы с латинскими династиями в начале периода были очень многочисленными и постепенно редели и исчезали только к концу его. Параллельно с брачным связями русские князья поддерживали с Европой и постоянные политические связи. Участвовали, то как друзья, то как враги, в ее политической жизни.

Но концу домонгольского периода, под влиянием религиозного разделения с Западной Европой, все подобные следы прошлой близости к ней русских людей почти совершенно исчезают и, после катастрофы монгольского нашествия, становятся невозможными.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счёт его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но всё же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени неапокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русин по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей; в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169.

Фигура в антилатинской полемике это митрополит Георгий (XI век) — митрополит Киевский, вероятный автор «Стязания с латиною», грек по происхождению. В «стязании» перечислены обвинения «латинян» в нарушении ими христианских догматов. Митрополит Никифор Киевский (XI в.) написал «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» — о разделении церквей на восточную и западную. А так же послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу.

ДОПОЛНЕНО:

 

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе.

История раскола

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

Причины раскола

Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).

После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) отношения между церквями были редки и случайны.

Но даже после 1054 г. дружеские отношения между Востоком и Западом сохранялись. Обе части христианского мира еще не осознали всей пропасти разрыва, и люди с обеих сторон надеялись, что недоразумения можно уладить без особых затруднений. Попытки договориться о воссоединении предпринимались еще в течение полутора веков. Спор Рима и Константинополя в значительной мере проходил мимо внимания простых христиан.

На протяжении 2-й половины XI–XII в. конфессиональное противостояние Рима и Константинополя было перенесено и на славянскую почву, но на этом этапе развития оно проявилось прежде всего в отношениях некоторых кругов славянского духовенства обеих конфессий, но не было характерно для всего общества. Отношения между светскими верхами общества Древней Руси и ее западных соседей отличались взаимной заинтересованностью, терпимостью, отсутствием конфессиональной предвзятости. Не случайно в исторических сочинениях, ориентированных на интересы именно этой социальной среды, мы не находим выпадов против православной и католической веры. Имеет место и использование сакральных предметов из чужого мира.

В отношениях Руси и ее западных соседей речь идет о контактах двух миров, отделенных друг от друга разного рода границами. Но существовали такие зоны, в которых перекрещивались характерные для этих миров культурные традиции и на одних территориях существовали церкви, принадлежавшие к разным конфессиям.

Древнерусская антилатинская полемика складывалась под мощным воздействием византийской литературы. Огромную роль в этом процессе играли первые митрополиты-греки, приехавшие на Русь: Леонтий (умер в 1008), Ефрем (1054/1055 ок. 1065 г.), Георгий (1062/63 – 1076 гг.), Иоанн (умер в 1089 г.)

Наиболее заметный след в истории русской книжности оставил митрополит Никифор (занимал митрополичий престол в Киеве в 1104 - 1121г) до нас дошли следующие его произведения цикл антилатинских посланий «Послание князю Владимиру Мономаху о вере латинской», «Послание князю Ярославу Святополчичу о вере латинской».

К числу антилатинских сочинений следует отнести «Послание к латинам русского митрополита Леонтия». Это полемическое сочинение, сохранившееся только на греческом языке, было посвящено полемике с латинянами совершившими Евхаристию на опресноках.

Затем следует назвать «Написание» митрополита Ефрема (текст сохранился на греческом языке), а также «Послание к папе римскому Клименту III об опресноках» митрополита Иоанна (сохранился греческий текст). На данную тему также писал Феодосий Печерский (ок. 1030-1074), составивший антилатинское сочинение «Слово св. Феодосья игумена Печерьскаго монастыря о вере крестьянской и латыньской», написанное в 1069 г.

«Стязание с латиною» киевского митрополита Георгия. Киевский митрополит Георгий, родом грек (ок. 1065-1075), вошел в историю русской церкви как церковный иерарх, при котором были причислены к лику святых первые русские князья мученики Борис и Глеб. Георгию приписывается сочинение, озаглавленное «Стязание с латиною» посвящено актуальному в древнерусской книжности вопросу обличия латинства. В Заглавии Стязания говорится о 70 винах латинян, однако это число расходится с тем реальным числом обвинений, которые содержатся в тексте этого памятника, где их всего 27.

«Послание папе римскому Клименту III». Это произведение возникло на Руси в условиях полемики между западной и восточной церквами. Это произведение сообщает об «обычаях земли», которые уничтожались нивелирующим воздействием христианства; в них отразилось международное положение русской церкви и внешняя политика Византии в Древней Руси.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1214 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2282 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.