Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности введения христианства великим князем Владимиром. Система обеспечения церковной организации на Руси в начальный период ее существования.




Начало правления Владимира, после завоевания им Киева- языческая реакция. Сначала Владимир ярый язычник, потом резко переменил свои взгляды. По мнению Кардашева, особенность основанной Владимиром русской христианской церкви заключается в том, что Владимир поставил новооснованную им национальную Русскую Церковь в каноническую зависимость от Церкви фактически автокефальной, Болгарской Архидской архиепископии. Только уже потом, при Ярославе, когда отношения с греками наладились, была принята официальная версия, что, якобы, с самого начала религиозные отношения с греками шли очень гладко, а Владимир сам мирно обратился к греческой вере. (про Болгарию и Русь-это всё авторская концепция, основанная родстве славянских народов)

Тут не стоит много распространяться, что да как, рассказать, что всё это сделал Владимир, почву уже подготовила Ольга, имелись как чисто религиозно- культурные причины, так и политические. К тому же, новая вера для него была привлекательной еще и потому, что новая вера имела привлекательное национальное языковое обличие (Кирилл и Мефодий)-> наличие большого количества церковной литературы на славянском языке. Принимая христианство, Владимир понимал, что новое государство не воспримут всерьез, поэтому пришел к выводу о необходимости династического брака-> царевна Анна. Через это Владимир приобщился к высшему классу мировых династов.

Принял крещение, теперь ему надо было народ крестить, а как это сделать, когда духовенства на Руси кот наплакал. В таком случае большое количество епископов было приглашено из Болгарии, ну и из Византии, соответственно, участие приняли и те, кто уже был христианином на момент крещения. В результате Русская земля еще при кн. Владимире была крещена вся и вся покрыта, хотя и малочисленной, но сетью миссионерских епархий: кроме Киева, в соседнем с ним Белгороде, на запад- во Владимире- Волынском, к северо- западу- в Чернигове, Турове, Полоцке; в Новгороде и Ростве. На дальнем юго- востоке унаследована от древности епископская кафедра Тмутараканская.

 

Из источников этого периода: похвалы Владимиру- митр. Иларион, мних Иаков, преп. Нестор («Житие Бориса и Глеба»). Об этом периоде арабский источник- летописец Яхъя Антиохийский.

Когда полагалось начало управления Русской Церкви, то с греческой стороны разумелось подчинение ее власти константинопольского патриарха по территориальному соседству тогдашней Руси с границами Константинопольского патриархата. Русь христианская призналась греками вассальным в отношении Царьграда. Князья киевского государства прекрасно знали об этой проблеме. Русские знали о греческом давлении на славянские народы через Церковь и, стремясь всё-таки приобщиться к блестящей византийской культуре, думали об устройстве своей Церкви на началах максимальной независимости от греков, т.е. на началах автокефалии или, по крайней мере, автономии. В этом плане опорой и помощью ему оказывалась родственная по языку и независимая от греков, в тот момент еще автономная, Болгарская Церковь. Именно оттуда пришли первые епископы- Анастас Корсунянин для Киева и Иоаким Корсунянин для Новгорода. Полное подчинение Константинопольскому патриарха русской церкви произошло при Ярославе Владимировиче, а посредство Ахридской архиепископии теряло свою прежнюю силу. В 1037 г. Киев получил своего первого митрополита Феопемпта- грека, а Ярослав впервые заложил митрополию, т.е. резиденцию митрополита, и построил первую для греков кафедральную церковь Св. Софии.

В результате византийская Церковь получила следующие права в отношении русской церкви: 1) право поставления митрополитов 2)вызова их к себе на соборы 3) суд на ними 4) апелляции на суд митрополитов 5) ставропагия.

Теперь на Русь последовательно посылались из Константинополя митрополиты- греки. Юридичская зависимость от Византии русской церкви не мог пройти бесследно, не мог не вызвать некоторого недовольства и реакции. Карташев поэтому считает, что война Ярослава против греков 1043 г. по мотивам коммерческим, была еще войной против давления греческой церкви на русскую. С греческой стороы отмечалось, что русские враждовали именно против греческой «гегемонии». С своей точки зрения греки русскую войну рассматривали как «бунт подданных василевса». Оценивая факт господства у нас в данную пору митрополитов- греков, нужно признать, что в этом была и положительная сторона. Во-первых, греческие митрополиты чащ всего были образованнее русских, а во-вторых, оставались беспристрастными в княжеских распрях в удельный период на Руси. Т.е. каждый князь захотел был ставить митрополита, а тут за них уже всё решил Константинополь.

Организация церкви.

1. Епархии и епископы. В раннем христианстве каждая церковная единица была возглавлена епископом. Чаще всего число епископий было почти равно числу городов. На начальном этапе на Руси епископы были большой редкостью, в основном они были выходцами их Болгарии или Византии. При Владимире возникли епархии в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире- Волынском и Белгороде. + Туровская, Полоцкая и Тмутараканская. После Владимира и до нашествия монголов, в связи с дроблением Руси на уделы, возникло еще 8 новых епархий. При Ярославе- в Юрьеве и Переяславле, потом еще в Смоленске, Галиче, Рязани, Владимире- на- Клязьме, Перемышле. Т.о., за весь изучаемый период у нас образовалось всего только 15 епархий. Малое количество епископов и необычайная обширность епархий- отличительные особенности русской церковной жизни. Такое положение дел отразилось на качестве церковного управления, т.к. в идеале епископ- это наставник, духовный отец, пастырь, а тут он стал просто администратором и судьей подвластного ему духовенства. Обширность епархии-> сложно ей управлять, в управлении епископы помогали его пресвитеры, которые также постепенно приобретают некие административные характеристики. Иногда некоторым пресвитерам выделялась определенная область епархии для контроля над ней. На Руси не существовало иерархии епископий, но в течение времени Новгородский епископ получил звание архиепископа с последующим подчинением непосредственно киевскому митрополиту.

Как показывает практика чаще всего в епископы избирались монахи из богатого боярского сословия. Порядок избрания кандидатов на архиепископство на Руси уже к середине 12 в. принял определенную наклонность в сторону обмирщения, т.е. активного участия в этом деле мирян. Со второй половине 12 в. встречаются указания на участие князя в выборе епископов. Раз избранные на известную кафедру епископы не имели права смены кафедры.

2. Епархиальное управление. Свою власть над обширными епархиями епископы осуществляли не без вспомогательных органов управления. В летописях домонгольского периода встречается довольно много упоминаний о клиросах. Клирос представлял собой орган епархиального управления, состоявший непосредственно при епископе. Епископские наместники- помощники епископа, которые действовали вне кафедрального города епископии. Очевидно, епископские наместники учреждались в тех же областных центрах, где были и княжеские наместники, от которых они могли получить и свое название. В своей деятельности церковные наместники старались заменить своего архиерея. Церковное судопроизводство было впоследствии даже специальным содержанием наместнической деятельности. Суд свой наместники совершали соборно., поэтому при них должны были группироваться специальные уездные клиросы.

Еще одна должность епархиального управления- десятинники- светские чиновники, сборщики в пользу епископа податной десятины и орган низшего епархиального надзора. Эта должность существовала с самого начала устройства Русской православной церкви, т.к. в этом была большая необходимость. Князья обеспечивали содержание епископов десятиной своего оброка, но предоставляли ее собирать самим епископам. Для такой обязанности епископам нужны были люди светские.

3. Церковные законы. Русская Церковь- филиал Православно- Восточной Церкви, она была устроена по ее образцу и подобию, вместе с тем естественно и неизбежно перенимала от нее действующий кодекс законов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 835 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.