Лекции.Орг


Поиск:




Развитие творческих зрительных восприятии




Совершенствование зрительных вос­приятии и зрительной памяти. На­блюдательность, воображение и фан­тазия. Ориентировка в пространстве. Слово и внутреннее видение. Прост­ранственное видение. Ассоциативное мышление, мысленная речь. Тренинг механизмов переключения. Тренинг непрерывности видения. Действие в условиях вымысла.

 

Упражнение 30

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Первый материал в упражнениях на развитие твор­ческой зрительной памяти можно найти в рабочей ау­дитории.

— Хорошо ли вам известен внешний облик ваших товарищей? Присмотритесь к соседу справа. Найдите в нем то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмот­рите на форму уха, подбородка. Сравните с левым со­седом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей?

— Отвернитесь, и, вспоминая соседа, опишите его нам.

- Каждый — выберите любого партнера в полукру­ге и понаблюдайте за ним... Теперь отвернитесь от него и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, за кем вы наблюдали.

 

 

Упражнение 31

СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

— Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы гово­рим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли они нам известны — свои пять пальцев? Рассмотрите их внимательно, вы обнаружите много нового, не замечен­ного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения. Кто найдет больше нового в «своих пяти пальцах»?

— Взгляните на свои ладони, отвернитесь. Есть раз­ница между ладонями левой и правой руки? В чем? Присмотритесь получше. Расскажите, чем одна ладонь отличается от другой. А чем отличается ваш левый ми­зинец от правого?

Упражнение 32

СВОИ ЧАСИКИ

— Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Сни­мите их, пустите по полукругу. Рассказывайте о них, вспоминая, а товарищи будут проверять вас. Возьмите их на минутку, рассмотрите и снова отдайте товарищам. Рассказывайте! Вспомните, какая форма шестерки на циферблате. А тройки? Вспомните часовую стрелку, ка­кой у нее кончик? Что написано под шестеркой?

 

Упражнение 34

ОБМЕН

— Задание каждому: возьмите из своих вещей ка­кой-нибудь небольшой предмет — расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до 20, внимательно рассмотрите предмет... 19! 20! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет... 19! 20! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об од­ном предмете, потом о другом, а сосед пусть прове­ряет вас.

— Не пропускайте ни одной мельчайшей подробно­сти! А что это за царапина на расческе, когда она по­явилась, отчего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа — давно они у него? Он их купил или это пода­рок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюда­тельности.

 

Упражнение 34

БИОГРАФИЯ СПИЧЕЧНОГО КОРОБКА

— Найдите новое, не известное вам в хорошо знако­мом спичечном коробке. Пофантазируйте — как его де­лали? Что представляется прежде всего? Лес, рубят де­ревья, везут на лесопильный завод. Это ничего, что вы не знаете во всех деталях, как изготовляют спичечные коробки,— фантазируйте! Подумайте, сколько людей участвовало в «биографии спичечного коробка» — от ле­соруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии последовательно, от начала до конца, до сегодняшнего дня.

— Вам легче понять, как его делали и какой путь он прошел, если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу заметным, вы найдете следы биографии-

— Вот теперь спичечный коробок вам хорошо зна­ком. Спрячьте его и опишите нам.

— Возьмите другой коробок, с такой же этикеткой. Как будто одинаковы оба? А вы найдите разницу ме­жду ними!

— Для чего вам понадобилось их сравнивать? Какая цель могла бы в жизни заставить вас делать это? Ах, вы коллекционируете этикетки?

 

Упражнение 35

ВЕЩИ НА СТОЛЕ

На столике педагога разложены — блокнот, авто­ручка, футляр от очков, бумага, монеты.

— Подойдите к столу и «сфотографируйте» своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой — на счет пять.

— …четыре, пять. Теперь отвернитесь или закройте глаза и «проявите» фотографию на своем экране вну­треннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке? Вспоминаете их?

— Проверьте. Для этого — откройте глаза и посмо­трите. Отвернитесь. О чем забыли, что пропустили?

— Посмотрите. Отвернитесь. Какие изменения про­изошли? Что я переложил на другое место? Что нового появилось на столе? Разложите вещи так, как они ле­жали вначале. Сверяйте с «фотографией», которая хра­нится в вашей памяти.

 

Упражнение 36

ФОТОАППАРАТ

Тренировка зрительной памяти для развития наблю­дательности должна происходить постоянно и на самых разнообразных объектах.

Ученики в полукруге. Один из них, стоя перед полу­кругом, «фотографирует» товарищей (с обусловленной выдержкой—на 20, или на 10, или на 5), а затем выхо­дит за дверь. Во время короткой паузы ученики переса­живаются на другие места. Можно звать «фотографа».

— Как раньше сидели товарищи?

Упражнение 37

ФОТОГРАФЫ

На площадке расставлены стулья. Один или не­сколько учеников «фотографируют» (с короткой выдерж­кой—на 3, на 2, на 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев изме­няется,— лучше не делать полной перестановки, а слег­ка изменить положение двух-трех стульев.

— Войдите. Как было?

Или:

Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографируют» их с обусловленной выдержкой. За­тем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем виде, прическе или меняются какими-нибудь деталями своей одежды.

Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспомнить — как было?

Упражнение 38

СЛЕПЫЕ ФОТОГРАФЫ

На столике педагога разложено несколько мелких предметов. Вызываются три ученика.

— «Сфотографируйте» вещи. Закройте глаза. Те­перь я все предметы смешаю рукой, а вы, не открывая глаз, разложите их так, как они лежали вначале.

Всегда бывает любопытно наблюдать, как «спорят» руки «слепых фотографов», раскладывая вещи.

 

Упражнение 39

КАК УПАЛИ СПИЧКИ?

Кинем на стол несколько спичек.

— Пять человек к столу! На счет три— запомните, как упали спички,

Прикроем спички листком бумаги.

— Сколько лежало спичек? Восемь? Получайте во­семь новых спичек и на другом конце стола разложите их так же.

— Готово? Проверьте. Я приподниму листок на счет два. Раз — два! Исправляйте ошибки... Готово? Лист бумаги снова поднят.

— Еще пять человек к столу! Примите работу товарищей,— все ли у них верно?

Упражнение 40

УЛИЧНЫЙ ФОТОГРАФ

Упражнение индивидуального тренинга, развиваю­щего зрительную память и навыки наблюдатель­ности.

— Когда вы идете по улице, упражняйтесь в «мгно­венном фотографировании». Вы видите идущего на­встречу человека. Переведите на него прямой взгляд и через секунду отведите. Сразу же восстановите изобра­жение в памяти, а затем сверьте снимок с оригиналом. Как в фотографии:

1) снимаем,

2) проявляем,

3) печатаем,

4) рассматриваем отпечатки.

— Точно так же упражняйте память на «фотогра­фиях» щитов с афишами, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен уметь за секунду точно запечатлеть изобра­жение во всех подробностях. Вернее — глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать,

 

Упражнение 41

ИГРЫ ИНДЕЙЦЕВ

Упражнение носит такое название, потому что ос­нова его заимствована из индейских охотничьих игр.

Две партии учеников, каждая— скрытно от другой, устанавливают в своем «лагере» несколько различных предметов в определенном порядке.

Избранный судья подводит каждую партию учени­ков (глаза у них должны быть закрыты) к «лагерю противника». На счет раз, два, три, ученики смотрят на установленные предметы, потом отворачиваются. После рассказа учеников о том, что они увидели, судья объяв­ляет партию-победителя.

Делают и одиночные испытания. Каждая партия вы­деляет одного «зрительного снайпера». Тогда все уче­ники одной партии — судьи для «снайперов» другой.

Упражнение 42

НА ОДНУ БУКВУ

Еще одно упражнение, тренирующее зрительную память и наблюдательность.

— Пока я сосчитаю до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С.

—...29! 30! Пожалуйста, кто первый?

— Сверток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка, скоба, сиденье, сигареты...

— Кто добавит?

— Серьги, серебро, сталь, салфетка...

— Сетка, связка книг, сборник, страницы, сгиб, скрепки...

— Ступня, спина...

— Сандалеты, сарафан, ситец, сатин, сукно, сафьян, спинка, строчка, стежки, складки, сорочка...

— Солнце! Свет!

— Староста—стиляга!

— Синяк!

— Сучок! Все!

— Итак, общими усилиями, за минуту мы отыскали в комнате сорок предметов на С. Теперь за полминуты отыщите все слова на букву Т.

 

Упражнение 43

НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Еще Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на сте­нах. «Ты можешь там увидеть разные битвы,— утвер­ждал он,— быстрые движения странных фигур, выра­жения лиц, одежды и бесконечно много вещей».

Фантазия проявляется в работе воображения у че­ловека с развитым ассоциативным мышлением, с тре­нированной зрительной памятью, основой образного мышления.

Все, что нас окружает в комнате, может быть объ­ектом фантазии — линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.

Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало,

—Всмотритесь,—что это вам напоминает?

— Бревна по реке плывут...

—Медведь пасть оскалил—вот глаза!

—Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это— гриф. Расправил крылья, сейчас полетит...

 

Упражнение 44

ПУТЬ ВСЛЕПУЮ

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть.

— Не спешите. До того, как идти, надо еще многое сделать, Внимательно рассмотрите свой будущий путь. Пока открыты глаза, представьте себе, что вы идете. Смотрите, каким должен быть ваш путь. Когда мыс­ленно, но еще с открытыми глазами, вы прошли весь путь, то есть увидели, как вы идете к стулу и садитесь, закройте глаза. Проделайте то же самое с закрытыми глазами, мысленно пройдите весь путь. Сколько мыс­ленных шагов понадобилось вам? Откройте глаза, при­киньте, верно ли рассчитали шаги.

— Теперь закройте глаза и идите. Мысленно сокра­щайте расстояние. У вас должно быть ощущение, что вы двигаетесь в—хорошо известном вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли вы месте, где предполагали.

— Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, быстрее всех, не это нам нужно. Мы работаем над развитием осознанного внутреннего видения. Поэтому самое главное — когда идете, ста­райтесь увидеть ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что ученик действует не механически, подсчиты­вая количество шагов, а активно пользуется внутрен­ним видением, можно ввести усложнение. На прямой линии пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.

 

Упражнение 45

ЛАБИРИНТ

Подготовленный предыдущим упражнением; ученик может усовершенствовать свои навыки мысленной ори­ентировки в пространстве — в упражнении «Лабиринт».

Лабиринт сооружают из стульев, делая сложный, извилистый ход. Надо пройти его несколько раз с от­крытыми глазами, потом с закрытыми. Несколько уче­ников выполняют упражнение одновременно. С откры­тыми глазами они медленно идут, запоминая все повороты в лабиринте. Их ведет память кинестезии, соединенная со зрительной памятью.

— Вы запоминаете путь не только зрением. Запоми­наете его всем телом, каждым мускулом, который ра­ботает в момент поворота тела на изгибах пути. Вы понимаете, конечно, что это преувеличение: нельзя за­помнить движения всех мускулов, и не к чему. Но у вас будет обязательно хоть тень этого общего ощу­щения: «запомнить всем телом».

— Не торопитесь. Пусть ваши ощущения и воспоми­нания будут такими подробными, насколько это воз­можно. Возвращайтесь и начинайте снова. Еще и еще раз проходите каждый сложный поворот. Надо, чтобы весь путь остался в вашем воспоминании — цепочкой многих последовательных движений.

— Теперь встаньте у входа в лабиринт и, стоя на месте, пройдите весь путь мысленно—так же мед­ленно и подробно, как шли только что. Это нелегко. Медленно и подробно — в этом все дело! Ни в коем случае не быстрее!

— Прошли? Теперь, стоя на месте, снова пройдите мысленно весь путь, но уже с закрытыми глазами.

— Откройте глаза, примерьтесь еще раз. Закры­вайте глаза и идите смело!

 

Упражнение 46

КРУГОВЫЕ МАРШРУТЫ

— Каждый наметьте себе круговой маршрут в ком­нате. Исследуйте его в действии—ходите по нему, смотрите, с чьим маршрутом пересекается ваш, с кем вы встречаетесь и в каком месте пути.

— Каждый наметьте свой собственный ритм хож­дения по маршруту, не заражайтесь ритмом соседа.

— Пробуйте на короткое время закрывать глаза. Видите ли внутренним зрением тех, кто проходит мимо вас? Открывайте глаза для проверки и закрывайте снова,— видите ли себя в определенном месте вашего маршрута? Еще и еще раз—открывайте глаза и закры­вайте,—слышите ли приближение товарища, маршрут которого пересекается с вашим? Готовитесь ли обойти его, чтобы не столкнуться?

— Все закройте глаза и ходите по своим маршру­там. Не теряйте собственного ритма.

— Где я сейчас? Кто меня обходит? Слух помогает внутреннему видению,— кто идет навстречу, чьи шаги рядом?

Упражнение 47

КОМПАС

Упражнение, развивающее навыки ориентировки в пространстве, в связи со зрительной памятью.

Сначала нужно ориентироваться в комнате, закрепить в памяти вид ее четырех сторон (условно — Юг, Восток, Север, Запад).

— Встаньте в центре комнаты, закройте глаза. Вспомните Юг комнаты. Когда вы услышали слово Юг, в вашей памяти, помимо желания возникли почему-то и море, и кипарисы, и далекая шаланда. А мы переведем слово Юг на другие видения, это в нашей власти. Юг!— вспоминайте ту стену, где два окна, шторы на них, скамья с зелеными ножками, ширма в углу. Это—Юг. Юг... Север! Нет, льдины и белые медведи нам не нужны, займите свой экран внутреннего зрения видом северной стены комнаты. Вспомните — пианино, стул пе­ред ним, лестница, на ней два портфеля. Это Север! Се­вер! Откройте глаза, проверьте, какой Север.

Создадим так временные связи слов Юг, Север, Во­сток и Запад—с видом четырех стен комнаты.

— Потренируем быстрое переключение внутренних видений. Юг! Легко возник вид южной стены? Восток! Север! Юг! Запад! Юг!

Тренировка переключения видений (точнее — всего комплекса временных связей), чередующихся в произ­вольном порядке, важная и самостоятельная часть этого упражнения. Сперва большие паузы отделяют название одной стороны от другой, чтобы ученик волевыми уси­лиями «притянул» все видения. Потом паузы сокра­щаются.

— Вы сейчас стоите лицом к Югу. Не открывая глаз, повернитесь к Востоку. Откройте глаза, проверьте, точно ли вы повернулись. Закройте глаза. Повернитесь лицом к Северу. Теперь где Запад? А Юг? Все ли вы видите на своих экранах? А Восток где? Откройте глаза, проверьте.

 

Упражнение 48

ВЕРТУШКА

После освоения предыдущего упражнения можно сы­грать в «вертушку», которая тренирует переключение видений, в связи с ориентировкой в пространстве и ве­стибулярными ощущениями.

Ученик с закрытыми глазами—в центре комнаты. Его крутят в одну, в другую сторону...

— Стоп! Где Юг, покажите! А Восток? Вспоминаете вид стены?

Надо помнить, что голос педагога, если он сидит на своем месте, непременно свяжется в сознании ученика с определенной стороной комнаты, поэтому до начала упражнения нужно его предупредить, что педагог будет ходить по комнате.

— Стоп! Что перед вами? А пианино где? А окна? Откройте глаза, проверьте.

 

 

Упражнение 49

КОРОБКА СКОРОСТЕЙ

— Какое расстояние до той стены? Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них:

— Как вы думаете, сколько шагов вам понадобится, чтобы дойти не спеша до той стены? А сколько времени? Ну, а быстрым шагом? Пройдите—сначала медленно, а во второй раз быстрее.

— Теперь приготовьтесь повторить ваш путь. Пой­дете медленно, на первой скорости, Нет, не двигайтесь, пока я не дам команду «вперед!», только будьте готовы идти! Меняем задание—вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовьтесь... А если на первой? А если... на первой? Вперед!

Нужно, чтобы ученик уловил, почувствовал эту внут­реннюю настройку организма, которая производится на­шим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибу­лярного аппарата на ускорение или на замедление. Мы имеем здесь дело с организацией действий в простран­стве и во времени. Такие упражнения подготавливают тренировку темпо-ритма. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность оттренировать механизмы пе­реключения, быстроты реакций.

— У вас есть две скорости. А как сократить время? Как быстрее всего добежать до стены? Ну-ка, вперед!

Теперь в «копилке ощущений» ученика есть три раз­ных настройки на скорость — медленно, быстро, стреми­тельно.

— Стоя на месте, готовьтесь к бегу, ждите команды на настройку. Пойдем на первой скорости!.. На вто­рой! На третьей!.. На третьей!.. На первой!.. Вперед!

По тому, как двигается ученик после команды «впе­ред», можно судить, верная ли была до этого настройка, а также насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую.

 

Упражнение 50

САНТИМЕТР

— Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, про­верьте.

— Посмотрите на тетрадь, лежащую на столе. За­крыв глаза, покажите поочередно несколько раз — ши­рину стола, ширину тетради. Сделайте то же с откры­тыми глазами. Снова — с закрытыми.

Здесь проверяется не глазомер сам по себе. Важнее закрепить в сознании произвольный способ связи между зрительным образом, внутренним видением и кинестети­ческой памятью.

 

Упражнение 51

РЫЧАЖОК ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Ученики в полукруге. Каждый из них берет какую-нибудь вещь—часы, расческу, коробок спичек.

— Рассмотрите внимательней свой предмет. Решите, почему и с какой целью ее рассматриваете?

— По моему стуку переключайте зрение с предмета на стену и снова на предмет. Контролируйте ход ваших мыслей. Когда вы разглядываете часы, выискиваете в них новые, не известные вам особенности, а потом, по моей команде, как бы переключаете рычажок внимания на все пространство стены,— запоминайте, на какой мы­сли вы остановились. Вернувшись по следующей коман­де к маленькому предмету, возвращайтесь к прерванной мысли, продолжайте ее, а не начинайте все сначала.

Промежутки между командами постепенно сокра­щаются — от минуты до нескольких секунд.

 

 

Упражнение 52

ГЛАЗА ТОВАРИЩЕЙ

Упражнение, подводящее к тренировке непрерыв­ности внутренних видений.

Ученики сидят в двух рядах, лицами друг к другу.

— Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товари­щей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза — величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память, посмотрите последовательно на глаза всех сидящих напротив. Распределите время — надо успеть, пока я считаю до десяти, рассмотреть всех.

— Поверните голову!.. девять! Десять! Не закры­вайте глаз, только отвернитесь. Первый слева, расска­зывайте. Остальные—проверяйте описание, сопостав­ляйте его со своим внутренним видением.

— Мысленно пересадите всех сидящих напротив вас в таком порядке—слева должен сидеть самый светло­глазый, а справа—самый темноглазый. Не смотрите на них, отвернитесь.

— Готово? Сделайте короткую проверку, на счет пять. Посмотрите... Четыре! Пять! Отвернитесь. Рас­сказывайте, как пересадили товарищей!

 

Упражнение 53

ЧТО НОВОГО

Проверяя степень развития наблюдательности, спро­сим учеников в начале урока:

— Что нового заметили вы сегодня в нашей ауди­тории?

— Как стояли стулья вчера, когда вы уходили?

— Что нового в одежде товарищей — кто сегодня в другом платье? В других туфлях?

— Вспомните, что нового увидели вы сегодня на улице, когда вышли из дома?

 

Упражнение 54

БИОГРАФИЯ ПРОХОЖЕГО

Одно из упражнений, тренирующих зрительные вос­приятия и зрительную память для развития наблюда­тельности и фантазии — наблюдение за случайным по­путчиком в автобусе или за прохожим на улице. Исходя из поведения человека, по способу его реакции на собы­тия, по характеру его общения с людьми, по особенно­стям его внешнего облика, по незаметным, как будто мелким приметам,—надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избе­гает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.

— Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопо­ставляйте все действия этого человека.

Время от времени ученики рассказывают на уроках о «самых интересных биографиях». Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать пра­вильность придуманной биографии—обязанность рас­сказчика.

Но вот ученик убедительно рассказал о человеке, слу­чайно встреченном в автобусе.

— Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное,— напри­мер, если бы его сосед лишился сознания?

—А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы вел себя этот че­ловек, что делал, что говорил бы?

 

Упражнение 55

БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ

После первых попыток учеников создать биографию случайного прохожего, полезно посвятить урок разбору «биографии по портрету».

Лучше всего взять для этого репродукцию какого-либо портрета неизвестного человека. Например, «Вдо­вушка» П. Федотова подходит для такого разговора больше, нежели «Мусоргский» И. Репина.

Для начала можно взять репродукцию современной портретной живописи.

Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор ее на уроке помогут дальнейшей самостоятельной работе учеников в их наблюдениях за случайными прохожими.

 

Упражнение 56

БИОГРАФИЯ ПО ПОХОДКЕ

Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о резуль­татах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуж­дение придуманных биографий.

Задание такое:

— Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь к его походке. Глядя, как идет человек, догадайтесь, ка­кое у него сейчас выражение лица, куда он идет, о чем думает.

— Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте всех проходящих перед вами.

 

Упражнение 57

БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ

— Попробуйте, когда идете по улице, присматри­ваться только к глазам людей. Вы увидите, какое суще­ствует многообразие «способов смотреть», если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства в «способах смотреть» ни у одного человека. Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов у разных групп людей. А потом—свое­образие каждого взгляда.

-Лучше всего наблюдать за глазами двух человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите за ними). Занимаясь классифика­цией взглядов, думайте каждый раз — почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек так смотрит, а другой иначе? А вы сами как смотрите на это событие? Как относитесь к нему? То есть — о чем вы думаете в это время? Изучая взгляды людей, вам при­дется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особен­ности связей человека с окружающим миром.

 

Упражнение 58

СОБЫТИЕ В КАРТИНЕ

Ученики в малом кольце.

Репродукцию какой-либо картины, открытку или фо­тографию пускают по кругу. После того, как она побы­вала в руках у каждого по два-три раза, ее откла­дывают.

Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре и определить:

1) содержание картины,

2) ее сюжет,

3) фабулу,

4) основное событие, запечатленное художником,

5) отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие.

6) характеры людей, их биографии и изменение этих биографий под влиянием изображенного события.

 

Упражнение 59

СОБЫТИЕ НА УЛИЦЕ

Индивидуальный тренинг должен включать в себя наблюдение за событиями. Здесь не имеется в виду ка­кое-либо уличное происшествие, привлекающее всеобщее внимание. Условимся называть событием совокупность действий одного или нескольких человек, которые пре­следуют определенную цель и преодолевают какие-либо препятствия, внешние или внутренние. Нас интересует механизм жизненного действия. Поэтому для начала по­просим учеников наблюдать за ходом самых простей­ших событий.

— Юноша ждет кого-то у входа в кинотеатр — что это за событие в его жизни? Уловите последовательность всех его действий, борьбу всех его мыслей. Угадайте, как отражается его внутренняя жизнь в каждый данный момент—на внешнем его поведении. Не пропускайте ни одного действия, из которых складывается это со­бытие.

Разбор на уроке индивидуальных наблюдений уче­ника должен непременно вовлекать в работу всю группу. К рассказчику предъявляются требования активной и действенной речи — он должен видеть то, о чем расска­зывает, и как бы «внедрять» свои видения в слушателей. Он должен отбирать слова, искать самые верные и яркие. Так незаметно тренируются и элементы словес­ного действия.

Разбор жизненного события как совокупности после­довательных, целесообразных и продуктивных дей­ствий — начало постижения природы сценического дей­ствия.

 

Упражнение 60

ВИДЕОСКОП

Ученики в малом кольце.

По рукам идут, одна за другой, пять разных откры­ток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд педагог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы ученик передал правому соседу открытку, которую рассматривал за эти десять секунд, и получил другую открытку от левого соседа.

Когда открытки прошли таким образом по два-три круга, их откладывают в сторону.

—Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспо­мните первую. Кто расскажет, что он запомнил?

— Вспомните вторую.

Рассказы учеников помогли закреплению в памяти всех картин.

— Потренируем переключение видений. По моей ко­манде вы должны вспомнить картину и держать ее на своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все под­робности, все детали, то одну, то другую... Первая!.. Вторая!..

Давать команды на воспоминание картин надо сна­чала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удержать «уплывающее» изображение и возвра­щать его на экран. Затем паузы все больше сокра­щаются, а чередование картин все дальше уходит от по­следовательного перечисления:

— Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вто­рая!

Глаза учеников должны быть открыты в этом упраж­нении.

—Только не напрягайтесь и не пяльте глаза,—от этого видение ярче не станет. Наоборот, вы спугнете его. Помните, что мы не добиваемся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопическое ви­дение, которое будет торчать перед вашими глазами, как у душевнобольных, заслоняя реальный мир. Нет, все, что мы видим реально, остается—и наша комната, и эти окна, и пианино. Но кроме реально видимого, в вооб­ражении возникает новый зрительный образ. Он блед­нее настоящего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем,— тело наше живет в его атмосфере, живет в усло­виях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, го­товы действовать и действуем в вымышленных предла­гаемых обстоятельствах.

 

Упражнение 61

УСЛОЖНЕННЫЙ ВИДЕОСКОП

Более сложный вариант предыдущего упражнения начинается так же. Но когда открытки прошли по два круга, педагог неожиданно разбавляет пятерку открыток—тремя новыми, о которых ученики не подо­зревали. Когда новые открытки обошли один круг, все восемь откладываются.

Дальше упражнение идет по предыдущему описанию. Закрепляются в памяти только пять основных открыток. Дополнительные же возникают в конце упражнения:

—Вторая!.. Пятая!.. Первая!.. Третья дополни­тельная!.. Четвертая!.. Первая дополнительная!..

Не надо здесь бояться некоторого перенапряжения зрительной памяти. Именно перенапряжения и создают прочные навыки владения механизмом внутреннего зрения.

 

Упражнение 62

СЛОВО-МАНОК

— Я говорю «белый медведь». Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его, белого медведя! В нашей памяти многие слова и словесные сочетания на­крепко соединены с их зрительными изображениями. «Думайте о белом медведе», — прошу я, и вам легко исполнить мою просьбу, потому что слова о белом мед­веде (вот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем во­ображении зрительной картиной.

— А если я попрошу—не думайте о белом мед­веде! не смейте видеть белого медведя!» —сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли. Белый медведь воз­никает в вашем видении, как только я называю его словом. Как же избавиться от белого медведя? Един­ственный способ—думать о чем-нибудь другом. О чер­ной собачонке, например. «Не думайте о белом мед­веде!» — говорю я, а вы в этот самый момент заставьте себя думать о черной собачонке,—и она сразу же воз­никнет на вашем внутреннем экране. И вытеснит мед­ведя, если он успел туда пробиться.

— Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе, надо думать о черной собачонке.

— Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного нами слова, но и от мысли, ко­торую мы сознательно вызовем в себе. Ведь мысль — это то же слово, только невысказанное. Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая назы­вается мысленной речью.

— Слово—манок видения. Всякое ли слово? Река! Кто что увидел? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определенное—Нева! Все увидели Неву, но ясности в картинах может и не быть. Скажу сов­сем конкретно — набережная Невы у Зимнего, напротив Петропавловки. Вот эту картину оказалось проще уви­деть, чем две предыдущих. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче возникает видение.

 

Упражнение 63

МЕТАФОРЫ

«В каждом слове бездна пространства, — писал Н. В. Гоголь,— каждое слово необъятно, как поэт».

— Гаснут... Кто что увидел на своем внутреннем экране?

— Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звезды гаснут.

— Я увидел вечернюю улицу. Освещенные окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.

— Я увидел раненого летчика. Он ползет по снегу, тяжело дышит. Все чаще затихает, не может двигаться. Гаснут силы.

— Я увидел девушку. Она ждет кого-то в парке возле кино. Вокруг—люди, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Только девушка. Ее глаза. Гаснут надежды.

Метафора в этом упражнении — повод для совер­шенствования ассоциативного мышления, а тем самым — для развития фантазии.

Много разных картин может появиться в воображе­нии от метафорического слова-манка. Такого, напри­мер, как «кипит»,— бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая на поле (кипит работа), горячее вы­ступление на митинге (кипит гнев) и т. д.

 

 

Упражнение 64

ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ

— «Ледокол»... Что вы видите на своих внутрен­них экранах? Три минуты молчания—пустите мысль свободно, «отвяжите» ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведет.

Через три минуты—опрос:

— Кто на чем остановился?

— Я в лесу, грибы собираю.

Оказывается, ученик, думая о ледоколе, перешел затем к мысли о машине, она привела его на завод, за­тем вспомнились кадры кинохроники о заводе, сразу же—другие кадры, из недавнего индийского фильма, мысль об Индии сменилась воспоминанием о цирке (ин­дийские артисты), потом возникло здание цирка, ря­дом — набережная Фонтанки, где зазеленели деревья... Лес...

Восстановить в памяти всю цепочку ассоциаций, ко­торая привела от «ледокола» к «грибам» иногда бывает не так-то просто. Но это и есть основная часть упражне­ния, тренирующего логику и последовательность внут­ренних видений.

—Переберите всю цепочку ассоциаций от «ледокола»-до своей последней картинки. Постарайтесь ни одной не пропустить. Просмотрите снова все картины в том же порядке на своем внутреннем экране.

— Еще раз, от начала до конца?

 

Упражнение 65

АССОЦИАЦИЯ НА ПРИВЯЗИ

В этом упражнении по-иному тренируется ассоциа­тивное мышление.

— «Ледокол»... Увидели первую картину? Теперь не «отвязывайте» от нее свою мысль, держите мысль на привязи к слову «ледокол». Пофантазируйте о ледо­коле. Посторонние мысли отбрасывайте. Думать только о ледоколе!

Через три минуты молчания — опрос.

Конечно, не всем в равной степени удалось за три минуты сосредоточенно думать только о ледоколе. Но для нас важно, насколько ученики умеют отбрасы­вать ненужное («не думать о белом медведе»), на­сколько удается им продлить время непрерывной мысли-видения об одном предмете, насколько приучаются они осознанно распоряжаться течением своей мысли.

— Теперь у каждого из вас есть свой зрительный рассказ, который называется «Ледокол». Повторите его в своем воображении от начала до конца. Стройте не­прерывную цепочку внутренних видений. Пусть на ва­шем внутреннем экране идет кинофильм, в котором один кадр-событие сменяется другим. Кое-что придется уточнить, а может быть, изменить, придумать недостаю­щие звенья событий. Выключайте киноаппарат, приду­мывайте (вторым киноаппаратом) недостающее. При­думали—выключайте второй киноаппарат и включайте первый, продолжайте просматривать цепочка видений. Должна идти непрерывная лента кадров-событий.

— Когда придете домой, включите снова свой внут­ренний киноаппарат и восстановите всю последователь­ность кадров-событий. На следующем уроке мы про­верим, «не рвется ли» кинолента.

 

Упражнение 66

КИНОЛЕНТА

Ученики в полукруге. Педагог объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться всей группой. Например, «Партизаны».

Ученик, сидящий первым справа, повторяет слово «партизаны» и называет следующее слово, которое опре­деляет ту картину, что представилась его воображению:

— Партизаны... Лес...

Второй ученик повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет:

— Партизаны... Лес... Землянка...

Так накапливаются слова-кадры. Каждый ученик повторяет все слова, сказанные до него, и добавляет новое. После ученика, сидящего крайним слева, цепочку слов-кадров вновь принимает первый справа, и кино­фильм продолжается. Группа в десять-двенадцать че­ловек может, при оттренированной зрительной памяти, «довести фильм» до ста кадров.

— Слово—это как бы название картины, которая видится вашему воображению. Поэтому сначала надо увидеть картину, потом назвать ее словом. Каждый раз, при каждом повторении—вы ли говорите или другой товарищ — «прокручивайте» киноленту снова и снова, переключайтесь с одного видения на другое и называйте слово только тогда, когда увидите картину.

Начинающие часто механически запоминают слова. Иногда они невольно связывают слово с человеком, на­звавшим его. Тогда ученик вспоминает слово за словом, глядя на товарищей, — в какой последовательности они сидят. Надо сразу же предостеречь учеников от такой ошибки. Главное в упражнении — непрерывная логиче­ская последовательность кадров-событий, непрерыв­ность внутреннего видения, произвольное переключение с одного видения на другое.

У каждого ученика складывается свой рассказ. «Пар­тизаны. Лес. Землянка»—при таком начале рассказа у одного ученика сложилась картина ночного отдыха партизан на своей базе, у другого—возвращение группы с боевого задания, у третьего, может быть, — бой и за­хват землянки противника. Каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда очень неожиданно для всех слушающих. Поэтому ученики на первых порах часто протестуют: слово, названное очередным учеником, не укладывается, не совмещается с общей картиной, соз­дающейся в воображении каждого. Протесты не должны приниматься. Здесь действует принцип: «авторское слово—закон!» Каждое, самое «неудобное» слово нужно оправдать. Так же как в будущем артистам нужно бу­дет найти оправдание и объяснение каждому автор­скому слову в тексте пьесы и каждому событию в ее сюжете.

 

Упражнение 67

КРУГОВАЯ КИНОЛЕНТА

Упражнение для индивидуального тренинга непре­рывности внутренних видений и переключения.

— Определите тему, сюжет будущего коротенького фильма и соберите киноленту из десятка кадров-со­бытий. Теперь надо как бы склеить последний кадр с первым, чтобы получился замкнутый круг кадров-собы­тий. Готово? Теперь крутите непрерывно эту ленту на своем внутреннем экране. Дошли до конца, до послед­него кадра, и сразу же — снова, с первого кадра ко вто­рому и т. д. Постепенно сокращайте время просматривания каждого кадра, быстрее переключайтесь на сле­дующий.

 

Упражнение 68

ДВОЙНАЯ КИНОЛЕНТА

Это упражнение выполняется успешно лишь при оттренированном рассредоточенном внимании. Оно тре­нирует механизмы переключения.

Ученики в полукруге. Педагог пускает по рукам два изображения, разных по характеру и стилю исполнения. Допустим, одно из них — цветная репродукция картины К. Моне «Стог сена». Другое—вырезанная из газеты карикатура Ю. Ганфа «Бюрократы».

— Запомните оба изображения. Крепко отпечатайте их на внутреннем экране, вспомните во всех деталях. Вспомните первое... Второе... Возьмите изображения, проверьте, все ли запомнили. Отложите изображения. Вспомните первое... Второе... Первое... Второе...

— Создадим два кинофильма по мотивам этих кар­тин. Один—лирический этюд под названием «Лето». Другой — мультипликационный фельетон «В конторе». Оба фильма будем снимать одновременно. Справа на­лево по полукругу пойдет кинолента «Лето», слева на­право—«В конторе».

Ученики, тренируя мгновенное переключение с «Стога сена» на «Бюрократов» «Стог сена», создают две киноленты видении поочередно. Если в полукруге десять учеников, киноленты соз­даются, например, в таком порядке:

1-й ученик (сидящий крайним справа):—Поле.

10-й ученик (сидящий крайним слева):—Столы.

2-й:—Поле. Солнечный день.

9-й: — Столы. Телефоны.

3-й:—Поле. Солнечный день. Стог сена.

8-й: — Столы. Телефоны. Графики выполнения.

4-й: — Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада

в тени.

7-й:—Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета.

5-й: — Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы.

6-й:—Столы. Телефоны. Графики выполнения. Су­ета. Старший помзамзав.

Теперь две киноленты скрестились и—расходятся в разные стороны:

7-й: — Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы. Шум листьев.

5-й: — Столы... и т. д.

Каждый ученик, таким образом, запоминает одно­временно обе киноленты и участвует в создании то од­ной, то другой, в зависимости от того, с какой стороны приближается к нему очередная кинолента, справа или слева.

 

Упражнение 69

ГРУППОВОЙ РАССКАЗ

В «киноленте» ученики сочиняли рассказ-конспект, пользуясь только одним-двумя словами для каждой кар­тины. Можно теперь расширить рамки задания: сочи­нять, используя большие фразы. На первый взгляд это кажется более простым делом.

Допустим, рассказ начался с фразы, которую про­изнес первый из сидящих в полукруге учеников:

— Дождь хлестал.

Второй повторил фразу и продолжил:

— Дождь хлестал. Охотники промокли до нитки в своем шалашике... Третий:

— Дождь хлестал. Охотники промокли до нитки в своем шалашике. Близилась ночь, и нужно было ус­петь дойти до станции...

Если ограничить цель упражнения только развитием фантазии учеников, совсем несложно продолжить этот или любой другой рассказ, лишь бы работало вообра­жение. Но поставим цель—тренировать в этом упраж­нении непрерывность внутренних видений, и все станет сложнее! Нам все время придется волевыми усилиями держать ускользающие видения и с помощью внутрен­него контролера следить за их непрерывностью — это и будет физической целью данного упражнения.

Может показаться, что волевые усилия излишни. Ведь словесные сигналы накрепко связаны с изобра­жениями: мы говорим «лил дождь» и при этом не мо­жем не видеть на внутреннем экране картины дождя. Конечно, видим. Но видения эти часто не осознаются нами. Картина приобретает зримые черты только в том случае, если мы остановим на видении свое внимание. Льет дождь. Низкие, темные тучи, темень, косые плети воды... А еще? Вода бьет по голым сучьям дерева (наверное, осень?), срывает листья... А еще? Вода мнет жухлую траву, бежит мутным потоком по лесной тропке...

— Не спешите продолжать рассказ, не выдумы­вайте, не вымучивайте «литературную» фразу. Сперва поживите в атмосфере предыдущих слов, и, когда кар­тина станет совсем конкретной, сами собой явятся новые подробности, которые захочется назвать, до того они ярки! Так видение дождя привело нас к лесу, лес— к охотникам, они—к их мыслям об обратной дороге. Рассказ растет, но не забудем напомнить:

— Живите в атмосфере вымысла, в атмосфере рас­сказа в течение всего упражнения. Вот вы сказали свою фразу, и уже ваши товарищи продолжают развивать сюжет рассказа, а вы снова и снова, с каждым новым повторением, заставляйте себя видеть все картины, как только слышите слова товарищей. Заставляйте себя мгновенно переключаться с одной картины на другую.

Обычно рассказ катится по полукругу. Возможно и усложнение: педагог называет фамилию любого уче­ника, и тот продолжает рассказ.

 

Упражнение 70

ПУТЕШЕСТВИЯ

Каждому из учеников, сидящих в полукруге, педагог дает маршрут путешествия:

— Антарктида. Джунгли. Ангара. Черноморское по­бережье. Гималаи...

Три минуты молчания. Ученики готовят свои «кино­ленты», фантазируя о далеких местах, где они никогда не бывали. Затем начинаются рассказы: описание кадр за кадром. Несколько фраз-кадров—и педагог останав­ливает ученика, дает слово второму. Начинает второй, педагог останавливает его после нескольких фраз-кад­ров и дает слово третьему. Потом снова первому, для продолжения. Потом—четвертому, для начала. Треть­ему, для продолжения. Снова первому, для продолже­ния, и т. д. в любом порядке.

Когда окончились рассказы (они должны состоять не более чем из шести-восьми фраз-кадров), дается не­сколько минут на то, чтобы восстановить в памяти

последовательность кадров в каждом рассказе. После этого любой ученик должен повторить любое из описан­ных путешествий.

— Упражнение делает правильно тот, кто внима­тельно слушал рассказы товарищей. Кто не только слу­шал, но и слышал — а это не одно и то же. Кто слушал и видел. Старался видеть как можно более конкретно, а значит—запечатлевал в памяти. Не только слова запоминал, но и свои видения.

Таким образом, в этом упражнении тренируется и непрерывность внутренних видений, и переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, тре­нируется не механическое запоминание слов, а образное запоминание чередующихся картин и распределение их по заданным «полочкам».

 

Упражнение 71

МЫСЛЕННАЯ РЕЧЬ

— Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь малень­ких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что де­лали? Старайтесь увидеть все подробности в их тог­дашней последовательности, а одновременно, чтобы ук­репить видения, бормочите тихонечко вслух: «Вышел из парадной. Какое было утро? Серенькое. На небо по­смотрел—облака сизые-сизые, как голубиное крыло. И тут о голубях подумал — на углу Столярного их всегда много, прохаживаются, старушек поджидают, которые их крупой подкармливают (а сам будто вижу все это). Теперь весь перекресток разрыт, огромные трубы лежат, голуби куда-то перебазировались (бормочу, вижу, а сам — иду, вот сейчас улицу перехожу мысленно, по­смотрел машинально налево, не идет ли трамвай)...

Мысленная речь поможет впоследствии, на уроках актерского мастерства, перейти к внутреннему монологу, к мысленному и словесному действию, поможет думать в момент действия так, как думал бы изображаемый актером герой. Тренировка мысленной речи—начало отработки мысленного и словесного действия.

— Вспомните самое интересное событие вашей жизни за прошедшее лето.

— Вспомните самое важное событие, которое за­интересовало вас во вчерашней газете. О чем вы думали, когда читали? Что видели?

— Вспомните самое важное для вас событие вче­рашнего дня. В каждом дне, среди множества мелких эпизодов, можно найти и наиболее важное, определяю­щее вашу дальнейшую жизнь хоть немного. Из каких эпизодов сложилось это событие?

— Вспомните какой-нибудь эпизод из последнего фильма, который вы смотрели. Один эпизод, но во всех, самых мельчайших подробностях. И главное, в той же, что и в фильме, логике и последовательности действия.

Тренировка логики и последовательности мысленной речи—работа над приближением к логике и последова­тельности чувств.

Мысленной речью можно пользоваться во многих упражнениях, всюду, где отрабатываются внутренние ви­дения и действия с воображаемыми предметами.

 

Упражнение 72

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

— Когда вы в школе решали задачи с бассейнами и трубами, из которых течет вода, наполняющая эти ненасытные бассейны, или задачи с пешеходами, ко­торые неутомимо шагают навстречу друг другу и в какой-то точке непременно встречаются,—у вас неволь­но возникали в воображении и бассейны, и трубы, и пеше­ходы с палочками, но вы отряхивались от ненужных видений и погружались в мир скучных цифр. Сегодня мы попробуем решить какую-нибудь математическую задачу без помощи математики. Если вы научились рас­поряжаться видениями, удерживать их на своем внут­реннем экране, они вам помогут решить задачу. Вот эту, например:

«Три рыбака нашли такие предметы, выброшенные на морской берег после кораблекрушения: семь пу­стых бочек, еще семь, наполовину налитых вином, и семь бочек, полных вина. Как им разделить все найденное на троих, не прикасаясь к бочкам и не переливая вина, чтобы каждому досталось равное количество бочек и равное количество вина?»

— Я помогу вашим видениям. Смотрите, я кладу на центр стола семь спичек с обломанными головками — это пустые бочки. Слева кладу семь целых—это полные бочки. Семь половинок спичек справа—бочки, напол­ненные до половины. Все остальное вызовите в своем воображении. Представьте себе, как рыбаки ходят возле спичек-бочек и пытаются их разделить.

— Кто решил, шепните мне ответ... Вы не выпол­нили условие задачи, раз ваши рыбаки занялись пере­ливанием. Ясно, если из каждой полной бочки отлить половину вина в каждую пустую бочку, тогда рыбакам достанется по семь бочек, наполненных до половины. Но переливать-то нельзя. Пусть ваши рыбаки еще помучаются.

— Верно! Первый и второй рыбаки получили по две пустых бочки, по две полных и по три наполовину пол­ных. А третий рыбак (наверно, он самый старший) получил три пустых, три полных и одну наполовину пол­ную. Значит, каждый получил по семь бочек и среди них по три с половиной бочки вина.

— Если у вас дома сохранились математические за­дачники, потренируйтесь в решениях с помощью ви­дения. Конечно, не каждая задача годится для этого. Найдите такие, где можно представить себе полную кар­тину жизни, определите логику и последовательность действий в событии, помогайте себе мысленной речью.

 

Упражнение 73

ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

— А вот образец так называемой логической задачи, которую легко решает человек с развитым образным мышлением:

«Домохозяйке надо было разделать мясо, рыбу и фрукты. В ее распоряжении имелись две чистые двух­сторонние клеенки и пыльный стол. Нельзя разделывать продукты на грязной поверхности, перегибать клеенки, мыть их и вытирать пыль со стола до окончания ра­боты. Домохозяйка решила эту задачу. А вы?»

(Задача приведена в журнале «Наука и жизнь», № 9 за 1962 г)

— Домохозяйке, конечно, было легче, чем вам сей­час, — все предметы находились у нее на виду. Вам же придется представить в своем воображении и пыльный стол (было бы логичнее его вымыть сперва, да почему-то нельзя!), и две клеенки, висящие на спинке стула, и два пакета на стуле — с мясом и рыбой, и кошелку с яблоками, повешенную на гвоздик. Представили? Теперь прикидывайте возможные варианты. Если положить сначала, одну клеенку, разделать на ней мясо, то второй раз на ней уже ничего не разделаешь—одна сторона в крови, другая в пыли. Не годится! Остается одна клеенка, а разделать надо рыбу и яблоки. Если бы стол был чистый, все бы получилось—клади клеенку, разделывай рыбу, потом переверни клеенку на чистую сторону и разделывай яблоки! Но на столе лежит кле­енка, вот она, вся мокрая от разделки мяса. Если бы она была чистой! Тогда положить бы на нее вторую клеенку... Мы уже близки к решению, продолжайте мысленно действовать дальше!

— Верно. Сначала вы положили обе клеенки и на верхней разделали что-нибудь одно—рыбу, например. Потом сняли верхнюю клеенку и положили ее грязной стороной, чешуйчатой от рыбы, на пыльный стол, а на нижней клеенке разделали мясо. Затем положили на эту нижнюю, загрязненную клеенку—верхнюю, чистой стороной вверх и разделали яблоки. Если стол доста­точно велик, и на нем поместятся обе развернутые кле­енки, можно и не класть рыбную клеенку на мясную, все равно после разделки рыбы, когда вы снимете верх­нюю клеенку и положите ее грязной стороной на стол, перед вами окажутся две чистые стороны двух клеенок, на которых можно разделать мясо и яблоки.

Упражнение 74

ОЖИВЛЕНИЕ КАРТИНЫ

Ученики в полукруге. Один из них сидит лицом к товарищам, рассматривает данную ему репродукцию (открытку, фотографию), затем откладывает ее и рас­сказывает, что изображено на картине.

— Надо «внедрять видения» в сознание товарищей, заражать их своим видением, а для этого самому надо ясно представлять себе те подробности картины, о ко­торых вы говорите.

Когда рассказ окончен, слушатели должны «выстро­ить» на творческой площадке картину—условными вы­городками из стульев и ширм обозначить расположение предметов, а также «заселить» картину людьми.

— Не изображайте позы людей, а постарайтесь жить их помыслами. Люди изображены на картине в момент статики, остановки движения. Подумайте, в результате каких действий человек пришел к такой статической позе. Какая мысль его остановила? Сыграйте — проживите в этих действиях, придите к этой мысли... А какое движение последует дальше, «после» кар­тины?

Упражнение соединяет тренировку зрительной па­мяти, внутренних видений, пространственного видения с тренировкой двигательно-мышечных ощущений и яв­ляется подготовительным к циклу упражнений на кине­стетическую память.

Упражнение 75

ТРИ КАРТИНЫ

Это усложненный вариант предыдущего упраж­нения. Он тренирует еще механизмы переключения внутренней зрительной и слуховой сферы и требует оттренированного рассредоточенного внимания.

Ученики в полукруге. Трое—отдельно, лицом к полукругу, они получают для рассматривания три разных репродукции. На счет двадцать они запоминают изо­бражения и откладывают в сторону репродукции. Теперь они должны передать содержание картин остальным ученикам. Педагог дирижирует — первый ученик начи­нает свой рассказ, педагог через некоторое время его останавливает и включает в рассказ второго ученика, затем снова первого, третьего и т. д. по порядку и вразбивку.

Нужно напоминать и рассказчикам и слушателям, чтобы они при каждом переключении непременно вос­станавливали на своих внутренних экранах ту динами­ческую картину, то видение, которое было в момент «выключения», и чтобы, таким образом, они соблюдали непрерывность видений и мысли.

Так же, в трех разных углах аудитории, происходит и оживление картин. Педагог дирижирует:

— Первая картина!.. Третья!.. Вторая!.. Пер­вая!..— а ученики от команды до команды зани­маются выстраиванием той или другой картины.

Только после того, как все три картины выстроены и оживлены, а рассказчики придирчиво проверили и приняли их, педагог показывает всем репродукции, и ученики делают завершающие исправления в своих кар­тинах.

 

Упражнение 76

ЗНАКОМЫЙ ГОРОД

Это упражнение с продолжением. Оно тренирует зрительную память. Время от времени ему уделяется несколько минут от урока тренинга на протяжении всего первого года обучения, и в эти минуты фантазия учеников живет в условиях одного и того же вымысла.

Педагог пускает по кругу репродукцию (фотогра­фию, открытку) с перспективным видом какого-нибудь города, незнакомого ученикам. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого ученика на оп­ределенный счет (десять, пять, три) и проходит один-два круга. Затем ученики рассказывают об увиденном.

Через несколько дней педагог просит, учеников вспом­нить город. После рассказа одного из учеников и короткого обсуждения, в котором остальные дополняют рассказ, педагог пускает репродукцию по кругу для «мгновенного фотографирования» на счет раз, два, три!

То же самое повторяется еще на нескольких заня­тиях. Каждый раз «моментальное фотографирование» улавливает новые, незамеченные прежде, детали. Поря­док проведения упражнения тот же: сначала вспомнить, увидеть на внутреннем экране, затем уточнить внутрен­нее видение во время рассказа, затем сделать проверку фотографированием, отметив новое, и, наконец, снова вспомнить, увидеть на внутреннем экране для закреп­ления.

На одном из занятий, когда общий вид города будет уже хорошо знаком ученикам, педагог предлагает каж­дому выбрать в общей картине какое-нибудь свое место, будь то часть улицы, отдельный дом, набережная и пр. На нескольких занятиях ученики фантазируют, «обжи­вая» свое место. Они поселяются там сами или посе­ляют своих знакомых. Они делают этот участок города объектом своей работы, перепланировки или местом своих прогулок. Тогда, естественно, рождается потреб­ность зрительной проверки своего места.

— Стремитесь, чтобы у вас было воспоминание не об открытке, а о реальном, живом городе. Когда рассказы­ваете, у вас должна работать не «плоскостная» память, а память пространственного видения, ощущение перспек­тивы живого города.

На предпоследнем занятии после «фотографирова­ния» педагог дает ученикам задание: каждому при­думать свое логическое завершение упражнения. По­следнее занятие — рассказы учеников. У каждого свои причины прощания с городом—один переехал на дру­гое место, второй закончил строительство дома и пр.

 

Упражнение 77

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УЛИЦАМ

Ученики в полукруге.

— Давайте погуляем! Вспомните Невский проспект. Мы идем от Адмиралтейства по левой стороне Невского и смотрим на правую сторону. Вспоминайте, что вы ви­дите, дом за домом, ничего не пропуская. Помогайте себе мысленной речью.

— Все дошли до Садовой? Первый справа, опишите свое путешествие. Остальные — проверяйте картину на своих внутренних экранах, поправляйте, дополняйте описание подробностями, которые он пропустил.

Такие «путешествия по улицам», хорошо тренирую­щие зрительную память, непрерывность внутренних ви­дений, воспитывают навыки наблюдательности и дол­жны входить в индивидуальный, домашний тренинг.

 

Упражнение 78

ЖИВЫЕ ВЕЩИ

— В упражнениях, развивающих зрительную память и навыки наблюдательности, мы фантазировали, на что похожи несколько спичек, брошенных на стол, какие картины рождаются в нашем воображении при виде пя­тен на стене или складок занавеса. Теперь, когда вы уже научились владеть внутренним видением, пофанта­зируем — на какого животного похож вот этот стол? Постарайтесь точнее «вписать» стол в естественные формы животного... А почему он неподвижен? Где он, что вокруг?

— А если бы вот этот стул был живым? Нет, не зве­рем и не птицей. Просто—живой стул! Скажите, сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает?

 

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СЛУХОВЫХ ВОСПРИЯТИЙ И ДРУГИХ СЕНСОРНЫХ УМЕНИЙ

Совершенствование восприятий и па­мяти — слуховой, осязательной, кож­ной, обонятельной и вкусовой. Тре­нинг памяти комплексных чувствен­ных образов. Тренинг механизмов пе­реключения. Действие с реальными и воображаемыми предметами

 

Упражнение 79

СОНАР

Есть такой технический прибор, сонар—улавлива­тель звуков. Вообразим, что мы включили сонар.

— Тишина! Послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окнами, приглушенный гул разговоров и шагов в вестибюле, а наверху, во втором этаже, еле слышные звуки музыки и притоптываний в танцевальном зале. Все вместе—общий разнохарак­терный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем раз­делить его на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных шумов.

— Теперь включите только звуки из танцевального зала.

— Только вестибюль!

— Переключайтесь по моей команде! Улица! Вести­бюль! Улица! Зал! Вестибюль! Зал!

 

Упражнение 80

ТЕЛЕВИЗОР

Мы занимались в предыдущем упражнении только слуховыми восприятиями. Подключим к ним и изобра­жение, превратим наш сонар в звучащий телевизор.

— Слушаем улицу!.. Топот бегущего человека, го­лоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь... А что это за человек? Куда бежит? Кто спорит на перекрестке? Какая машина проехала? В каком на­правлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприемник? Кто там возле него на­кручивает рычажки? Представьте себе, со всей конкрет­ностью деталей, жизнь улицы по доносящимся звукам.

— Переключаем телевизор с улицы на вестибюль. А там что делается сейчас? Послушаем отдельные звуки, и пусть одновременно фантазия включит изображение.

 

Упражнение 81

МАГНИТОФОН

В механизмах нашей памяти среди других аппара­тов, есть и самый объемистый мире магнитофон— на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слы­шали в жизни. Звуки эти, правда, записывались чаще всего вместе с изображением (то есть происходила «син­хронная съемка», как говорят кинематографисты). Но сегодня мы—звукооператоры. Нас интересуют, прежде всего, звуки!

— Вспомните шум деревьев в лесу. Да, конечно, слово «лес» сразу же вызвало в воображении картину леса. Помогайте себе видениями и вспоминайте звуки... Лесная поляна. Ветер ерошит листья. Кача­ются и шелестят верхушки берез. Прислушайтесь к этим звукам. Слышите их?

— Вспомните лай собаки... А какую собаку вспо­минаете?

— Вспомните шум поезда. Мы едем в нем.

— Вспомните звуки подъезжающего трамвая.

— Вспомните, какую мелодию слышим мы по радио перед трансляцией футбольного матча.

— Вспомните голос матери. Она зовет вас по имени.

— Не все возникает в памяти? Не так четко, как хотелось бы? Ну, не все сразу! Надо освоить наш внут­ренний магнитофон, научиться им пользоваться, чтобы он мгновенно отзывался на нажатие кнопки. Но до слу­ховых галлюцинаций нам доходить совсем не нужно. Звуки в воспоминании и не должны быть такими чет­кими, как в действительности. Нам достаточно и намека на звук, лишь бы мгновенно ожило воспоминание!

 

Упражнение 82

КРУГОВАЯ МАГНИТНАЯ ЛЕНТА

Полезное упражнение для индивидуального тре­нинга — наметить в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний и переключаться от од­ного к другому, постепенно сокращая время настройки на звук.

Потом можно сделать «круговую магнитную ленту», в такой, например, последовательности звуков:

1) шум проносящегося мотоцикла;

2) бульканье воды, наливаемой из графина в стакан;

3) звонки в телефонной трубке («занято»);

4) музыкальные позывные последних известий по радио;

5) снова—шум мотоцикла и т. д. По





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 227 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

783 - | 752 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.