Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 12. Римский период греческой литературы




(конец I в. до н.э. – V в. н.э.)

 

Исторический контекст:

168 г. до н.э.: битва при Пидне; Греция оказывается под властью Рима.

30 г. до н.э.: Рим завоевывает последнее эллинистическое государство Египет.

 

Одним из центров культурной жизни римского периода греческой литературы становится Рим (до I– II в. н.э.).

- Деятельность греческих историков и философов, начиная со II в. до н.э., направляется на постижение феномена возвышения Рима (например, Полибий, осмысляя всемирную историю, выявляет закономерности обретения Римом власти над миром).

- В среде образованных римлян распространяются греческие философские учения. (Панэтий, некоторое время работавший в Риме, вводит в римские аристократические круги стоицизм; его ученик, философ и историк Посидоний, объединив идеи стоицизма, Платона и Аристотеля, «создает» философское учение, приспособленное к римскому мышлению, часто называемое эклектизмом.)

  1. Конец I в. – II в. в Греции – время появления новых литературных жанров. (Становление жанров происходит на фоне общекультурного подъема в восточных (грекоязычных) провинциях Рима).
  2. В творчестве Плутарха (ок. 46-после 119) формируется жанр историко-художественной биографии. В «Параллельных жизнеописаниях» он синтезировал опыт занимательной эллинистической биографии и моральное поучение, создав галерею портретов великих государственных мужей Греции и Рима.
  3. Новым жанром I – II вв. в Греции становится роман, т.н. «роман второй софистики» («Эфесская повесть» Ксенофонта Эфесского, «Эфиопика» Гелиодора, «Херей и Каллироя» Харитона, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия). Все названные произведения строятся по одной сюжетной схеме, в которой главенствует многократно повторяющийся мотив приключений-испытаний любви двух молодых героев.
  4. В работах М.М. Бахтина греческие романы данного ряда получают жанровое определение «авантюрные романы испытания» с учетом характеристик типов времени (биографическое, авантюрное). Важными в концепции Бахтина становятся:

- положение о неизменности (тождественности самому себе) героя, вне зависимости от того, сколько времени длится разлука и сколько испытаний выпало на долю героя;

- определение пространства, в котором происходят испытания, как «чужого мира».

  1. Роман Лонга (ок. 200) «Дафнис и Хлоя» выделяется из группы авантюрных романов испытания целым рядом признаков:

- герои романа изменяются (взрослеют, эволюционирует их чувство);

- приключения-испытания становятся частью эволюционного процесса;

- вместо «чужого мира в авантюрном времени» в романе Лонга представлен «край отдохновения» - остров Лесбос, включенный в круговорот буколического времени, которому подчинены герои-пастухи.

Таким образом, роман «Дафнис и Хлоя» соотносится с жанром буколики.

  1. [Сравнить] В концепции М.М. Бахтина римский роман рассматриваемой эпохи («Метаморфозы» Апулея (ок. 125-180)) получает жанровое определение «авантюрно-бытовой роман».

- Две метаморфозы определяют изменения главного героя: Луций до превращения в осла, Луций-осел, Луций-жрец (после превращения в человека);

- три образа Луция вписываются в концептуальный ряд: «вина – наказание – искупление – блаженство»;

- авантюрное время соотносится с «наказанием» и «искуплением», биографическое – с «виной» и «блаженством»;

- бытовое время господствует в эпизодах, составляющих мозаичную картину жизни римской империи.

  1. Под именем Лукиана (ок. 120-ок. 190) сохранилось около 80 сочинений (не все подлинные). Творческий путь Лукиана разбивается на три периода:

- риторический,

- разочарование в риторике и обращение к философии,

- разочарование в философии и частичное возвращение к риторике.

Риторическое влияние определяет монологические жанровые структуры (например, ранние декламации, такие как «Похвала мухе»). Обращение к философии обусловливает диалогические формы (комические диалоги, «Менипповские диалоги», диалоги против философии и философов).

8. Жанр сатирического диалога в творчестве Лукиана формируется с учетом традиции классического философского диалога под сильным влиянием сатир Мениппа (философ-киник, III в. до н.э.).

В жанре комического диалога прослеживается сильное влияние новой аттической комедии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.