Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 10. Основные тенденции развития прозы классического периода греческой литературы




1. Классическая эпоха – время оформления и расцвета прозаических жанров – ораторского выступления, исторического повествования и философского диалога.

 

А. Ораторское искусство и деятельность софистов

 

  1. Ораторское искусство (совещательное, судебное, торжественное) играет важнейшую роль в общественной жизни.
  2. Софистика отвечает потребности афинского государственного устройства: учит правильно и красиво говорить в суде и народном собрании, а значит, открывает возможность любому обучившемуся влиять на политические процессы и управлять государством.
  3. Главная софистическая задача – доказать любую позицию – в своей основе восходит к известному положению Протагора «Человек есть мера всех вещей…», то есть опирается на представление об относительности истины.
  4. Позиция Сократа противостоит софистической: истина останется истиной, даже без риторического оформления.
  5. Выдающиеся ораторы V в. до н.э. речей не записывали, в отличие от ораторов и логографов (зд., профессиональных составителей речей) IV в. до н.э.
  6. К IV в. до н.э. относится деятельность Лисия, Исократа и Демосфена, стиль которых стал образцом для ораторов-аттицистов эллинистической эпохи.

Б. Историография. Творчество

Геродота (ок. 484-425), Фукидида (460-396), Ксенофонта (ок. 430-после 355)

 

 

  1. Геродот посвящает свой труд главному политическому событию эпохи – Греко-персидским войнам.

- Рассказ о современных событиях начинается с истории мифологической эпохи, превращаясь в рассказ о мире в целом, обо всем интересном в этом мире.

- В форме повествования Геродот близок эпическим поэтам и логографам (зд., писателям архаической эпохи, первым прозаикам, запечатлевшим сведения, полученные в эпоху колонизации VIII-VI вв. до н.э.): часто отвлекается от основной линии повествования, чтобы рассказать мифы, легенды или занимательные истории новеллистического характера.

- Ход истории, по Геродоту, обусловлен осуществлением божественной справедливости: человек несет ответственность за свои поступки (наказывается и награждается за них).

  1. В исторических сочинениях Фукидида, посвященных истории Пелопоннесской войны, прослеживается

- последовательный отказ приводить мифы и легенды, (Фукидид – стратег эпохи Пелопоннесской войны – обращался только к реально произошедшим событиям);

- стремление к объективности (Фукидид даже приводит фиктивные речи участников событий);

- углубление исторического анализа (Фукидид не прибегает к идее судьбы и вмешательства богов, его историю направляют люди, действующие в соответствии со своей «природой» и личными интересами, которые раскрывающиеся в фиктивных речах);

- прагматический подход (человеческая «природа» неизменна, значит, историк может не только осмыслить прошлое, но и предугадать будущий ход событий).

  1. Исторические сочинения Ксенофонта

- лишены объективности (приверженец Спарты, тенденциозен)

- и не направлены на анализ исторических закономерностей (Ксенофонт увековечивает значительные, с его точки зрения, события).

- В качестве идеальных правителей в сочинениях Ксенофонта («Агесилай», «Киропедия») выступают спартанец Агесилай и персидский царь Кир Старший.

 

В. Философская проза. Творчество Платона (427 – 347)

 

  1. Афинская философская школа (Академия) основана в 388-387 гг. до н.э. Запрещена императором Юстинианом в 529 г. н.э. как последний оплот языческой культуры.
  2. Эстетические воззрения Платона основаны на его теории идей.

- Идея Платона – образец вещи, совершеннейшее выражение вещи, абсолютный (предельный) смысл вещи.

- Сущность прекрасного – это идея красоты. Вещь прекрасна настолько, насколько в ней воплощена идея красоты.

- Прекрасное – это цель страстного любовного стремления (Эроса). В диалоге «Пир» Платон намечает ступени восхождения Эроса как путь к постижению истинной красоты. (См.: Лосев А.Ф. «Эрос у Платона».)

- Всякий истинный Эрос – сила, творящая прекрасное. Но все созданное человеком – это лишь тень тени, подражание (mimesis) подражанию.

- Источник вдохновения для поэта – одержимость музами.

  1. Платон считается создателем литературного жанра философский диалог, в форме которого написаны почти все его сочинения.
  2. Платон демонстрирует мастерство литературного портрета.
  3. Мифологические рассказы в диалогах Платона имеют символический смысл и используются в качестве средства выражения философских воззрений.

 

Г. «Поэтика» Аристотеля (384-322)

 

16. «Поэтика» Аристотеля впервые в античности научно анализирует и описывает поэтическое искусство.

17. Отличительный признак поэзии (также как иной творческой деятельности) – подражание (mimesis), объект которого находится в самих вещах.

18. Подражание у Аристотеля связывается с интеллектом.

19. Поэзия (и другие искусства) подразделяется на роды и виды в зависимости от того, в чем, чему и как происходит подражание.

20. Исходя из тезиса о подражательной природе поэзии, Аристотель исследует пропорции, а также основные характеристики трагедии и эпоса.

21. Особый этический эффект трагедии, по Аристотелю, - очистительное наслаждение (катарсис).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 802 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.