Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 5. Лирика VII-VI вв. до н.э.




Исторический контекст:

В условиях острых социальных конфликтов

конца VII в. до н.э. и всего VI в. до н.э.

формируется новый тип государственного

устройства – полис.

1. В историко-литературном плане VII-VI вв. до н.э. - это время становления и расцвета архаической лирики.

2. Лирика, будучи поэзией настоящего мгновения, противостоит эпосу (поэзии племенного коллектива) как рассказу о героическом прошлом, отделенном от рассказчика эпической дистанцией.

3. Термин «лирика» был введен в употребление александрийскими филологами и обозначал только такие произведения, которые в Греции VII-VI вв. до н.э. пелись под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (лира, кифара, форминга). Сейчас эта группа произведений объединяется термином «мелика» (песенная поэзия). Мелика подразделялась на хоровую и сольную (монодическую).

4. Элегии и ямбы, исполнявшиеся речитативом в сопровождении духового музыкального инструмента (флейта, авлос), вскоре получившие декламационный характер, объединяются под названием «декламационная поэзия».

5. Архаическая элегия – облеченное в форму элегических дистихов размышление о миропорядке, о государственном устройстве, о человеческой жизни (Солон (VII-VI в.), Мимнерм (VI в.), Феогнид (VI в.)).

6. Особая разновидность жанра – воинственная элегия, призыв к борьбе с врагами государства; в этом жанре прославились Каллин (VII в.) и Тиртей (VII в.).

7. Сфера ямбов – критика. Родоначальником ямбической поэзии считается Архилох (VII в.), отвергающий в своем творчестве традицию «эпического героизма».

8. Развитие метрически разнообразной песенной поэзии связано с таким явлением полисного устройства, как кружки-содружества членов знатных родов (Алкей (VII-VI вв.), Сапфо (VII-VI вв.)).

9. Представлению о любви как «сладостно-горьком чудовище», как болезни, выраженному в поэзии Сапфо с силой и глубиной, противостоит концепция любви-игры «певца любви и вина» Анакреонта (VI-V в.).

10. Величайшим представителем хоровой мелики является Пиндар (520-440 гг.), прославившийся, прежде всего, как автор эпиникиев (песней в честь победителей спортивных состязаний).

11. Тематическое членение эпиникия Пиндара:

- восхваление игр, атлета и т.д.,

- мифологический рассказ как аналогия, подтверждающая божественную милость,

- воззвание к богам.

12. Строфическое членение эпиникия: повторяющиеся строфические триады (строфа, антистрофа, эпод) числом от одной до тринадцати.

13. Этика Пиндара основана на представлении о доблести, которая находит подтверждение в победе.

14. Роль поэта, по Пиндару, состоит в утверждении и осмыслении миропорядка.

 

Лекция 6. Классическая Греция. Литература классического периода

(V-IV вв. до н.э.)

 

Исторический контекст:

500-449 гг. до н.э.– эпоха Греко-персидских войн.

Важнейшие победы греков: битвы при Марафоне (490), при Саламине (480), при Микале (479), при Платеях (479).

478 г. до н.э.: Греция распадается на два союза – Афинский морской союз и союз Пелопоннесских государств во главе со Спартой.

444-429 гг. до н.э. – легендарный «век Перикла».

431-404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война.

338 г. до н.э.: битва при Херонее; союзное войско Фив и Афин разгромлено Филиппом Македонским. Греция теряет независимость.

 

Центр культурной и политической жизни классической эпохи – Афины.

 

А. Классическая Греция

 

1. Первенство в политическом альянсе, деньги союзников и морская торговля создали предпосылки для необычайного культурного расцвета Афин.

2. «Век Перикла» - золотая эпоха Афин: начинается грандиозное строительство на Афинском Акрополе, Перикл приближает к себе скульптора Фидия, историка Геродота, трагического поэта Софокла, философа Анаксагора.

3. Грек классического периода – «человек площади», публичный человек и человек-гражданин.

- Агора, городская площадь – настоящий центр общественной жизни эпохи.

- Беседа с согражданами (в отсутствии книг, доступных для всех) – единственное средство получать сведения, учиться и развиваться.

- Грек классической эпохи занят полисными проблемами, он всегда на виду у сограждан, он мыслит теми же категориями, что и его сограждане, имеющие единую систему этических ценностей. (Те немногие, чьи этические представления отличались от общепринятых, воспринимались настороженно, об этом свидетельствует пример софистов и Сократа.)

4. Эпоха греческой классики – это время, когда литературное творчество в понимании гражданина полиса может считаться лишь оборотной стороной его общественной деятельности.

 

Б. Литература классического периода

 

5. В V в. до н.э. обретают литературную форму и достигают классического совершенства

- аттическая трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и

- древняя аттическая комедия (Аристофан).

Театральные представления на празднествах в честь Диониса (Великих Дионисиях и Ленеях) – важнейшая составляющая духовной жизни полиса.

 

6. В классическую эпоху происходит формирование и становление прозаических жанров – ораторского выступления, исторического повествования и философского диалога.

- Развитие красноречия связано с деятельностью софистов, «учителей мудрости», обучавших добиваться необходимого результата, выступая в суде или народном собрании. В качестве лучших образцов аттического красноречия последующие эпохи признали речи Лисия и Демосфена.

- Исторические сочинения Геродота, Фукидида и Ксенофонта не формируют единой традиции жанра, демонстрируя не только разную художественную манеру авторов, но также их разные представления об историческом процессе и разные политические пристрастия.

- Классическую форму жанр философского диалога обретает в творчестве Платона, ученика Сократа.

7. Уже в V в. до н.э. лирика (поэзия эпохи становления полисов) уходит на второй план: в эпоху расцвета полисов изменяется ее назначение.

- В эпоху становления полисов лирика объединяла граждан, обеспечивая исполнение религиозных обрядов с песнопениями. В эпоху развитых полисов функцию объединения сограждан стали исполнять драматические представления, выросшие из культа Диониса.

- С поприща осмысления полисных проблем и воздействия на общественную жизнь лирические жанры вытесняются прозаическими жанрами, прежде всего ораторским выступлением.

- Новая функция лирики – украшение жизни полиса. (Утрата лирикой общественных функций изменяет отношение к музыке, непосредственно с лирикой связанной. Музыка совершенствуется и рассматривается уже как самостоятельный объект анализа.)

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 736 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.