Лекция 1. Введение. Периодизация греческой литературы.
Архаический период греческой литературы
- Античная литература – это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н.э. по IV-V вв. н.э.
- Дата, определяющая начало античной литературы, указывает на эпоху, когда греками был усвоен и преобразован финикийский алфавит.
- Дата, традиционно фиксирующая конец античной литературы, соотносится с символической датой конца античной культуры: 476 г. – год падения Западной Римской империи.
- Об оскудении античной литературы можно говорить уже применительно к III в. н.э.
- Периодизация древнегреческой литературы:
- Архаический период (литература «ранней Греции») продлился до самого начала V в. до н.э.
- Классический (аттический) период (литература эпохи классических греческих полисов) – V-IV вв. до н.э.
- Эллинистический период (литература эллинистического общества) – с конца IV до конца I в. до н.э.
- Римский период (греческая литература времен Римской империи) – с конца I в. до н.э.
- Представления о прекрасном.
- Гармония, симметрия, порядок и мера – первооснова прекрасного (критерий гармонии характеризует внутреннюю структуру прекрасного феномена).
- Гармония явлена в мыслимом совершенстве космоса (мирового целого), в законах его существования (бесконечный ряд метаморфоз).
- По сравнению с гармоничным космосом всякое искусство малоценно, вторично (теории подражания); потому восхищение вызывают не предметы искусства сами по себе, а мастерство (techne) их создателя.
- При этом категория «techne» определяет не только область искусства, но и ремесло, политику, медицину, науку.
Архаический период греческой литературы (до V в. до н.э)
Исторический контекст:
рубеж X-IX вв. до н.э. – знакомство греков с финикийским алфавитом и его преобразование;
VIII-VI вв. до н.э. – эпоха расселения греков по берегам Средиземного и Черного морей;
конец VII-VI вв. до н.э. – эпоха становления полисов.
Ведущую роль в политической и культурной жизни Греции играет область Иония (Малая Азия):
- на ионийском диалекте созданы «Илиада» и «Одиссея» - первые произведения в истории европейских литератур;
- первые логографы (писатели, попытавшиеся обобщить сведения о народах и землях, полученные в эпоху колонизации) – выходцы из Ионии (Гекатей из Милета (конец VI в. до н.э.));
- в Ионии сформировалось древнейшее направление философской мысли (Милетские философы VII-VI вв. до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
Носитель словесной культуры – аэд (певец, поэт, заклинатель) или рапсод (исполнитель песен на пирах и празднествах). Дар песен подобен дару провидения и потому соотносится со слепотой, символизирующей внутреннее зрение, знание божественных истин, творческую свободу.
4. Внутри архаического периода принято выделять:
- долитературную (догомеровскую) эпоху, характеризующуюся расцветом фольклора и мифологии;
- эпоху древнейших литературных памятников (героический эпос Гомера, дидактический эпос Гесиода) – рубеж IX-VIII вв. до н.э. по VII в. до н.э.;
- литературу эпохи становления полисов (упадок эпической поэзии, формирование и расцвет архаической лирики) – конец VII в. до н.э. – VI в. до н.э.
Лекция 2. Феномен мифа. Греческая мифология
- Миф – первобытное представление о мире (мироощущение и миропонимание).
- Миф (как мироощущение и миропонимание) обусловлен особенностями мышления первобытного человека, который не выделял себя из окружающей природной среды и племенного коллектива.
- Действительность в мифе предстает в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных фантастических существ, которые воспринимаются как вполне реальные.
- Миф не имеет закрепленной словесной формы.
- Основные группы мифов греческой мифологии: космогонический комплекс и героика.
- Космогонический комплекс:
- космогония (мифы о преобразовании Хаоса (пустоты, зияния) в Космос – мировой порядок);
- теогония (мифы о происхождении и деяниях богов),
- астральные (о звездах или небесных светилах вообще),
- солярные (о солнце),
- календарные (о смене природных циклов) и др.
- Выделяются три основные этапа эволюции греческой мифологии:
- хтонический (мифология Земли),
- олимпийский,
- героический.
- Хтоническая мифология запечатлевает грандиозные космогонические процессы, которым предшествует состояние Хаоса (пустоты). Главное рождающее божество – Земля-Гея.
Чудовищный внешний облик персонажей хтонической мифологии свидетельствует о дисгармоническом восприятии мира и страхе перед природой.
- Божественный Олимп, подчиняясь Зевсу, организуется как патриархальная родовая община, каждый член которой выполняет определенные функции.
Большинство богов Олимпа характеризует эстетическое совершенство антропоморфного (человекоподобного) облика.
- Герой (в греческой мифологии) – сын или потомок божества и смертного человека.
- Героика имеет свою собственную эволюцию: ранний и поздний героизм. Подвиги силы и храбрости эпохи раннего героизма уступают место интеллектуальному могуществу и хитрости, затем – творческим свершениям.
- Наиболее распространенные мотивы греческой мифологии:
- мотив превращения (метаморфозы); характерен для всех групп мифов;
- мотив борьбы с хтоническим чудовищем; характерен для теогонических мифов и ранней героики;
- мотив умирающего/воскресающего божества – основа календарных мифов; в героическую эпоху преобразуется в мотив посещения героем царства мертвых;
- мотивы богоборчества и родового проклятия характерны для эпохи позднего героизма.