В небольшой комнате с серыми стенами, стоят четыре человека: один инквизитор, двое сотрудников полиции и один мужчина в серых брюках и белой рубашкой в полоску. У стены стоит ещё один человек в чёрном облачении и капюшоне с вырезами для глаз, чтобы никто не мог увидеть его лицо. Все формальности соблюдены, добро пожаловать на тот свет.
Мы с Астаартой и ещё добрый десяток любителей острых ощущений стоим за стеклом, прозрачным только с нашей стороны, наблюдая за казнью.
Инквизитор неспешно нараспев перечитывает приговор суда, пока двое полицейских закрепляют потуже ремнями руки, ноги и туловище еретика, сидящего на деревянном стуле.
Исаак Рихстов сидит с гладко выбритой головой и спокойно глядит по сторонам то на полицейских, стоящих на коленях у его ног, то на инквизитора, то на палача у стены. Он до жути бледен, но смотрит на мир с хладнокровностью и уверенностью человека, твёрдо верящего, что смерть – это лишь начало.
Человек в штатском примеряет ему на голову небольшую шапочку с электрическими контактами, которые скоро выжгут мозг еретика. Под шапочкой – небольшая губка, пропитанная солевым раствором. На лицо ему накладывают маску, полностью его закрывающую, но с прорезью для носа и рта, чтобы он мог дышать ещё какое-то время.
Инквизитор дочитывает приговор.
– Ваше последнее слово, – говорит он.
Исаак Рихстов улыбнулся и закричал во весь голос так, что все в комнате вздрогнули:
– Вижу! Вижу тебя, курносая! Вижу тебя, алчная до человеческой плоти! Вижу кости твои белые, костлявая! Вижу тебя беспощадная, неумолимая, облачённая в чёрные одежды, с пустыми глазницами, скорбно взирающими из под капюшона!
Ты – нежнейшая из любовниц и безжалостнейшая из насильников. Ты, которая кружишься в вальсе с одними и вызываешь гримасу ужаса у других!
Ты, что не гнушаешься ни праведником, ни грешником! Ты – царствующая, одерживающая победу за победой! Та, перед которой равны все от самых великих до самых жалких из людей. Та, кому падает и кланяется всякий: проститутки и воры, сенаторы и главы государств. Та, что не взирает на имя и славу, забравшая Адама и Еву, Платона и Аристотеля, Юлия Цезаря, Александра Невского, Святого Франциска, Томаса Мора, Жан-Жака Руссо, Мартина Лютера, Исаака Ньютона, Владимира Ленина, Альберта Эйнштейна и стольких, что не хватит жизни называть их имена. Ты, что ведёшь за собой всех воинов мира от его сотворения до его заката. Ты – трудящаяся, не покладающая рук, радующаяся войне и болезням, та, которой на всех языках поют из всех концов земли, пляшущая на костях под звуки скорбного оркестра, стучащая в барабан!
Ты, безжалостная, забирающая младенцев от матерей, любимых от любящих!
Ты, милосердная, избавляющая от страданий и боли, от страха за будущее и от стыда за прошлое. Ты, превращающая всё в тлен: женственные прекрасные тела со сладкими изгибами, мужественные крепкие тела с каменными мышцами, сдирающая кожу и плоть с белоснежной кости, истлевающая людей, как листы бумаги, уничтожающая их жизни, их историю, как огонь сжигает книги!
Ты, мрачный жнец, что оставляет тела бездушные на земле, давая почву для роста трав! Ты, великий Посредник Бога и Дьявола на земле, на чьих плечах держится и Земля, и Рай, и Ад! Вынь душу мою из тела! Обними меня когтистыми пальцами! Проводи душу мою истомлённую под звуки скорбной скрипки через долину смертной тени в райские кущи.
Порази меня копьём в самое сердце, прекрати его надсадный стук. Препроводи меня, и пусть рядом идут ангелы в белоснежных одеяниях с длинными крыльями и лицами, полными печали и радости за сына человеческого, ступающего к Богу. А по другую сторону пусть скачут голые бесы с красной кожей, полыхающей адским пожарищем, зловонные и жадные до людских душ, протягивающие свои загребущие лапы, чтобы уловить человека. А следом за нами пусть медленно плывут неприкаянные души, размытые и бесформенные, как туман.
Посади меня на круп своего бледного коня с длинной гривою и поскачем в развевающихся одеждах навстречу Господу для Его Суда. Я вижу, чем ближе к Богу ступает конь, тем яснее в духовном мире проступает плоть на твоих костях и вот, встаёт передо мной девушка в чёрном платье с кринолином и шёлковых перчатках, с бледным лицом и чёрными волосами, а вокруг лба – серебряный обруч. Ты, мой друг, прекрасная, улыбающаяся мне, дарящая мир и покой! Товарищ мой, приди и потанцуй со мной!
Прихожу в твои объятия с верой в Господа нашего Иисуса Христа и жажду встречи с ним! Аминь!
Инквизитор кивает палачу и тот резко поднимает вверх рубильник. Еретик начинает трястись всем телом, напрягая каждый мускул и судорожно скребя пальцами по подлокотникам стула. Из-под прорезей маски выступают кровавые слёзы от лопнувших глаз. Инквизитор наблюдает ещё какое-то время, после чего снова кивает и палач опускает рубильник, отключая электричество.
И лишь мы с Астаартой можем наблюдать, как душа в золотистом сиянии исходит из тела с радостной улыбкой на лице и исчезает, уносясь ввысь.
– Вот и всё, – улыбнулась мне Астаарта своей безумной усмешкой и чмокнула в щёку, вызвав недоумённые взгляды соседствующих зрителей. – Это конец, милый!
Обрывок пятьдесят пятый
Мы стоим у берега моря. Его волны омывают подошвы моих ботинок. Осенние порывы ветра играют складками моего плаща, а по левую сторону от меня стоят Маммона и Баальберит. Правой же рукой я нежно сжимаю ладонь Астаарты.
Тучи исчезли и теперь над нами лишь бескрайнее ночное небо, усыпанное яркими точками звёзд. Я вижу, как зелёная трава на берегах моря на глазах увядает и опадает чёрной пылью, как слетают листья с деревьев и, не долетая до земли, превращаются в такую же чёрную пыль, уносимую ветром.
По шоссе, ведущему из города, проезжают машины и идут потоком люди. Никто не скажет, с чего это началось. Просто вдруг кто-то ощутил в своём сердце беспричинную панику, которая с тех пор не давала ни секунды покоя, заставляя его болезненно сжиматься в предчувствии чего-то неизведанного и неизбежного. Тогда он схватил первое, что попалось в руки: ключи от машины, паспорт, фонарик, кошелёк, жвачку, термос или что-то ещё, стараясь захватить с собою свой тесный, уютный домашний мирок с телевизором и кофе по утрам, и направил свои стопы прочь от города, как когда-то Лот и его жена покинули Содом, получив предзнаменование близкой гибели.
И волны моря стали вдруг тёмно-красными. Где-то на горизонте сверкнула вспышка молнии, разорвав небо пополам. Две или три машины столкнулись, и их мигом охватило пламя пожара, осветив ярким светом взрыва все вокруг. Из остановившегося автобуса вышли люди. Напуганные. Непонимающие.
Ветер нарастал, достигая ураганной силы, и я с трудом оставался на месте, удерживаемый своими спутниками. Я посмотрел направо. Астаарта улыбалась мне нежно, с легкой примесью безумия, и её глаза достигали всей глубины моего сердца, подымали оттуда самое сокровенное, самые мои тайные желания.
Гул человеческих мыслей вдруг заполнил пространство вокруг нас, раздаваясь громче, чем вибрации воздуха, исходящие от голосовых связок. Люди, видимо, тоже это заметили и какое-то время по инерции пытались говорить, но потихоньку замолкали, оставляя место лишь мыслям. Каждый из них хотел что-то скрыть. То, о чём не имел права знать никто, кроме них самих, но ничего не получалось. С непристойным любопытством они слушали чужие мысли и с отвращением глядели друг на друга, невзирая на содержание собственных мыслей. Вокруг нас вспыхнули ссоры, перерастающие в драки. Никто не понимал, что происходит. Кроме нас. Ведь именно мы всеми силами приближали этот миг.
Внезапно всё стихло. Наступила глубокая тишина. В ней не было места звукам, как будто темнота ночи захватила их своей вуалью. А на небе одна за другой стали гаснуть звезды. Ничего себе особенного, просто стали гаснуть звёзды, пока не погасли все до одной, оставив землю в кромешной темноте. В это бархатной темноте мы слышали миллиарды копошащихся в ней существ.
Послышался громкий треск разорвавшегося пространства и сквозь щель в мироздании мы и всё человечество узрели адское пекло Хаоса и оскаленные в жуткой усмешке лица Падших, жадных до веселья и новых жертв. Весь мир стал скручиваться и выворачиваться наизнанку в эту пространственную дыру, пока мы не очутились среди родной нам обители, потеряв все прежние человеческие черты лица и тела, расплываясь в страшных кошмарах многомерных измерений.
Вокруг нас яркими точками горят души людей, испуганные, осознавшие безысходность и вечность тех мучений, которые им уготованы отныне и впредь. Хуже тьмы вокруг для них тьма в их собственных душах, съедающая их изнутри, как черви съедают человеческий желудок.
И нет среди нас никого, кто проявил бы к ним жалость. Мы веселимся и дурачимся, разрывая их на части, причиняя боль, заставляя страдать от наших забав. Они мечутся среди Хаоса, ища выход, не осознавая, что выхода здесь нет. Древнее пламя Хаоса обжигает души гораздо сильнее земного огня, как будто раз за разом зловонный кипяток проливается на них, а за ним следует серная кислота.
Они взывают:
– Господи! Господи! Покончи с нами! Даруй нам смерть! Даруй избавление от страданий!
Но некому прислушаться к их мольбам.
Злые на себя, злые на других, они с ненавистью толкаются и пихаются, пытаясь найти уголок, где почувствуют себя лучше, убегают от Падших и подставляют в их руки другие души, соседствующие с ними.
В бурлящей тёмной пустоте Хаоса, освещаемого всполохами древнего пламени, мы видим, как один из нас создает новый мир. Яркая вспышка света создаёт вокруг себя мрачные кривляющиеся тени, и в ней мы видим точки звёзд, разлетающихся от взрыва в разные стороны, создающие неповторимый рисунок новой вселенной.
Мы начинаем новую Игру. Он создаёт – мы разрушаем. Это наша забава. Наша жизнь. Наша проклятая вечность в Аду, за которой со стороны наблюдает Тот, кто осудил нас на эти муки, низвергнув из Вечного Города. А вместе с Ним из умиротворяющего спокойствия Райского сада наблюдают праведники.
[1] Отсылка к библейскому стиху послания к Евреям 9:22: «Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».
[2] Св. Евангелие от Иоанна 14:6
[3] Св. Евангелие от Матфея 12:31-32: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
[4] Отсылка к библейскому стиху Евангелия от Матфея 5:13: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».
[5] Астарта (греч. Αστάρτη, Astártē) – греческий вариант имени богини любви и власти Иштар. В христианской традиции Астарта считается символом развратности и нечистоты языческой веры. Ветхозаветные пророки проклинали поклоняющихся Астарте и сулили им небесные кары. В древнем эпосе о Гильгамеше Астарта выступает в роли совратительницы героя.
[6] Отсылка к библейскому стиху Св. Евангелия от Матфея 8:21-22: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов».
[7] Книга Бытие 2:2,3
[8] Отрывок из «Духовных упражнений» («Exercitia Spiritualia») святого Игнатия, одобренных Папой Павлом III 31 июля 1548 г.
[9] Ариман (древнеперсид. «Ahriya mainyus») – бог зла в религии древнего Ирана, зороастризме. Он источник зла, несправедливости, всех вредных сил природы; во всякое доброе начинание он может заронить зерно зла. Ему подчинены все другие злые духи.
[10] Послание к Евреям 9:22
[11] В Исаия 28:15 слова пророка Исаи, обвиняющего Ефремлян: «Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».
[12] Осия 4:2
[13] Осия 7:3: «Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими – князей».
[14] Текст, обратный по смыслу тому, с которым обращается святой апостол Павел в 3 главе библейского послания к римлянам.
[15] Пятиконечная звезда, представляющая собой правильный пятиугольник, стороны которого продолжены до точек пересечения, называется пентаграммой. В труде Элифаса Леви «Учение и ритуал Высшей магии» указано: «Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет Сатану в виде козла на шабаше».
[16] Мамона (также маммона), греч. μαμωνας, лат. Mammona – используется в христианстве как олицетворение богатства, от служения которому предупреждаются все верующие. В Евангелии от Матфея 6:24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
[17] Св. Евангелие от Иоанна 3:16.
[18] Астаарта говорит о том, что описано в библейской книге Исход 12:29: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота».
[19] Персонаж библейской книги Иова. По разрешению Бога, чтобы испытать его праведность Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало Иова, то Сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.
[20] Стихотворение «Отречение Святого Петра» французского поэта Шарля Бодлера, вошедшее в сборник «Цветы зла».
[21] Греки обозначали понятие греха словом αμάρτημα (αμαρτία), означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом παράπτωμα; а иудеи – словом «хэт» (непреднамеренный грех) – «промах».
[22] Отсылка к библейскому отрывку из Откровения Иоанна Богослова 7:4: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых».
[23] Здесь и далее заклинание призыва Йог-Сотхотха из книги араба Абдула Альхазреда «Аль Азиф», более известной как «Некрономикон».
[24] Св. Евангелие от Иоанна 1:1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
[25] В трактате «Некрономикон» говорится о тринадцати эмблемах, в которых заключена сила полчищ демонов. Гомори упоминается как первый из тринадцати могущественных демонов, подчиненных Йог-сотхотху; он появляется в облике верблюда с золотой короной на голове и дает знание всех магических камней и талисманов. Правит 26 легионами адских духов.
[26] Езидизм – религия, включающая в себя элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, христианства и ислама. Доктрина езидства изложена в написанной тайным шрифтом «Книге откровений» и «Черной книге». Мусульманские и христианские критики езидизма ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Малак-Тавуса (Ангела-Павлина) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов считали поклонниками злого духа, дьяволопоклонниками.
[27] Упоминается в трактате «Некрономикон» как злой дух Заган, обладающий тайнами моря и повелевающий тридцатью тремя легионами.
[28] В трактате «Некрономикон» злой дух Ситри является в облике огромного князя, который владеет шестьюдесятью легионами и может поведать о будущем.
[29] Согласно трактату «Некрономикон», злой дух Элигор является в виде красного человека с железной короной на голове, повелевает шестьюдесятью легионами и передаёт знания о войне и предсказывает грядущие раздоры.
[30] Злой дух Дурсон является в виде ворона и владеет двадцатью двумя демонами, открывает оккультные тайны и рассказывает о деяниях прошлого.
[31] В трактате «Некрономикон» злой дух Вуал является в форме тёмного облика и учит древним языкам.
[32] «Dies irae» – в католическом богослужении песнопение проприя мессы (секвенция) – написана в XIII веке францисканским монахом Фомой Челанским, автором жития святого Франциска Ассизского.
[33] Согласно «Некрономикону», злой дух Скор является в образе белой змеи и приносит деньги по твоему велению.
[34] Злой дух Алгор рассказывает тайны и может доставить милость правителей.
[35] В «Некрономиконе» злой дух Сефон имеет вид человека с зелёным лицом и указывает, где лежат скрытые сокровища.
[36] Злой дух Партас имеет вид огромного грифа и может поведать о свойствах трав и камней, сделать человека невидимым и вернуть потерянное зрение.
[37] Откровение Иоанна Богослова 1:8.
[38] Св. Евангелие от Матфея 19:24: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
[39] По представлениям езидов, Малак Тавус – это верховный ангел. Мусульмане и христиане считают Малак Тавуса падшим ангелом.
[40] Герой одноимённого фильма.
[41] В фильме «Общество мёртвых поэтов» один из главных героев покончил с собой из-за запрета отца играть в театре.
[42] Один раз в год журнал «Forbes» публикует рейтинг самых богатых людей мира.
[43] Для передачи имени Бога на древнееврейском языке, которым написана большая часть Ветхого завета, использовался так называемый тетраграмматон — четырёхбуквенное сочетание (ивр. יהוה).
Поскольку в древнееврейской письменности нет букв, обозначающих гласные, а огласовка тетраграмматона заимствована у публичного обращения Адонай, то истинное произношение имени Бога остаётся предметом гипотез, достоверно известны лишь четыре буквы Йод-Хей-Вав-Хей (ивр. יהוה). Латинскими буквами эта тетраграмма передаётся как YHWH (также IHVH или JHWH).
[44] Св. Евангелие от Матфея 5:3: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
[45] Св. Евангелие от Матфея 5:4.
[46] Иов 5:7.
[47] Св. Евангелие от Матфея 5:6.
[48] Св. Евангелие от Матфея 5:7.
[49] Св. Евангелие от Матфея 5:8.
[50] Согласно ветхозаветной библейской книге Бытия, Бог потребовал от Авраама принести ему в жертву собственного сына Исаака, чтобы проверить его веру, но в последний момент остановил его руку с ножом.
[51] Св. Евангелие от Матфея 5:9.
[52] Св. Евангелие от Матфея 5:9-12.
[53] Послание Иакова 2:19: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
[54] Иов 1:21: И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
[55] «Священная война» (лат.).
[56] Первое послание к Коринфянам 13:1-3.
[57] Св. Евангелие от Матфея 5:39, 40.
[58] Книга Исход 22:25.
[59] Книга Второзаконие 15:1, 2.
[60] Св. Евангелие от Матфея 19:24.
[61] Великий Понтифик (лат.).
[62] Св. Евангелие от Иоанна 13:34, 35.
[63] Св. Евангелие от Матфея 5:44.
[64] Строки из песни «Что вы сделали с нашей мечтой?» группы «Ария».
[65] Принцип, декларируемый Организацией объединённых наций в операциях по поддержанию мира.
[66] Отрывок из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»