Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Языческие верования восточных славян




Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголо­ски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследо­вателей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языче­ским культам, существовавшим у других народов. Древней­ший пласт — поклонение предметам и явлениям ближайше­го окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельст­вующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отго­лосками таких верований было поклонение, например, кам­ням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древ­ний. Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм — это вера в происхож­дение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба, днепровские славяне, например, поклонялись священным животным — диким кабанам-веп­рям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян до­вольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкива­емся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты содержания русских на­родных сказок свидетельствуют о существовании тотемиз­ма у восточных славян.

Разновидностью культа предков в облике животных яв­ляется оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охо­тится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девуш­ки-невесты в лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-«двойника» от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом, поро­ждает веру в души мертвых, а также культ предков. Невиди­мые духи — души предков и родичей, двойники фетишизи­руемых предметов и явлений — объекты тотемического куль­та постепенно «населяют» окружающий древнего славяни­на мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положитель­ное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество восходит на новую ступень — стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однород­ную массу, обособляются. Прежде всего по месту обитания, становясь «хозяином места». В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика, а на по­лях в высокой траве живут полевики. В жилище «хозяин» домовой — маленький горбатенький старикашка.

Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу — политеизму, т. е. вере в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун — бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса — бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древ­ний. Были еще Дажбог и Хоре — различные ипостаси сол­нечного божества. Стрибог — бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца — Перуна, которая ведет свое начало от «матери сырой земли». В древ­нерусское время она — богиня плодородия, воды, впоследст­вии — покровительница женских работ и девичьей судьбы.

Наконец, Симаргл — единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, воз­можно, иранского происхождения). Симаргл является боже­ством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже, привели к языческим реформам. Археологические изы­скания в Киеве свидетельствуют о том, что языческое капи­ще с идолом Перуна, первоначально располагавшееся в пре­делах городских укреплений, переносится на место, доступ­ное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиоз­ный центр. На роль главного божества всех восточных сла­вян выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается но­вая религиозная реформа — сооружается языческий панте­он из известных нам уже божеств. «Поставление кумиров» — идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.

Древнерусское язычество было настолько укоренено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм ив последующее время.

 

Заключение

Таким образом, восточные славяне, выделившись из индоевропейской семьи, составили некий массив родственных племен, выделяющихся прежде всего в языковом отношении. Но нельзя считать, что этот массив был изолирован от других этносов, развивался сам оп себе, пока не сложились славяне. На самом деле процесс этногенеза гораздо труднее и противоречивее. Древнейшие праславяне занимали довольно значительную площадь иконтактировали с населениями разных культур, смешивались с разными племенами. Некоторые исследователи уже в этом склонные видеть будущее, то что славяне с самого начала были отнюдь неоднородны, с глубокой древности шли чуть-ли не разными путями. Но на самом деле этот долгий подготовительный процесс завершился образованием племенных групп или союзов племен. Действительно в VI-VII вв. у славян было несколько больших группировок и множество малых племен, но главное, что у них было единое самосознание. К тому же в это время шло активное перемещение славян по обширной территории. С одной стороны – это вело к смешиванию славян различных регионов и усиления сознания единства во всем славянском мире. Но с другой, именно в это время славяне начинают продвигаться на новые территории и смешиваться с разными иноязычными группами. Это привело к дальнейшему (VIII-IX вв.) разделению славянской общности на три ветви: западную, восточную и южную. Но, несмотря на противоречивость изложенных точек зрения на начало формирования славянской общности и этническую принадлежность отдельных культур, почти все исследователи единодушно сходятся в том, что в первой половине I тыс. н.э. территория между средним Днепром и Бугом были заняты славянскими племенами. С ними отождествляют населения зарубинецкой, киевской, отчасти пшеворской и северной лесостепной части Черняховской культуры. Этнические процессы происходят непрерывно, и все археологические культуры, оставленные славянским или неславянским населением, имели больше или меньше отношения к сложению славянских раннесредневековых общностей, внеся при этом свой определенных вклад в создание физического типа славян, в развитие их материальной, духовной и производственной деятельности. И в заключении хочется отметить факт, что эта тема- происхождение славян, остается еще не до конца раскрытой в мире науки. Еще сохраняется масса “белых пятен”, противоречий и несоответствий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 783 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.