Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественно-политический строй и быт восточных славян




В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, эта сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого» откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из воен­ных руководителей был и князь. Слово «князь» — общесла­вянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древнене­мецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Сведения о племенных вождях-князьях сообща­ют нам иностранцы. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд род­ственных племен, которые образовывали племенной союз. Та­кими племенными союзами скорее всего и были летописные «племена» полян, древлян, дреговичей и т. д. Во главе этих сою­зов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз (И. Я. Фроянов). Исторические сви­детельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках, державших «княженье в полях». Такие княжения были и у других восточнославянских союзов пле­мен. Арабский историк Масуди сообщает о древнем славян­ском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан — о князе Боже. Таким образом, помимо вождей пле­мен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были раз­личные функции. Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего посто­янна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось за­ниматься внутренним строительством союза, собирать, орга­низовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней по­литикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники — старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообще­ниях старцы градские выступают в качестве полномочных ру­ководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира, они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали уча­стие в Княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию — общения населения с кня­зем. Старцы градские — племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина. Она также за­рождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина сра­сталась с князем и так же, как и князь, исполняла опреде­ленные общественно-полезные функции. Князь среди дру­жинников был не господином, а первым среди равных..

Еще одним важнейшим элементом социально-полити­ческой структуры было вече. Племенные веча — народные собрания — возникают в глубокой древности. О них писал еще Прокопий Кесарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельст­вует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на про­тяжении IX — XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось.

Эту триаду — князь, совет старейшин и народное собра­ние — можно обнаружить во многих обществах, которые пе­реживали архаическую стадию развития.

Экономика восточных славян была комплексной: ското­водство и промыслы с доминированием земледелия. Земле­делие носило экстенсивный характер и зависело от геогра­фических условий. На севере, в лесной зоне, господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очища­лись участки земли, деревья сжигались). Урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользования приходилось использовать специальные орудия труда. Основ­ным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхно­сти земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь «по камешкам почиркивает». На юге эволюция пашенных ору­дий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взре­зал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землеполь­зования — от переложно-залежной системы к трехполью. Ос­новными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Не слу­чайно в древнерусском языке слово «скот» означает также и деньги.

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными бо­гатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов.

Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах и ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовое население, о чем свидетельствуют археологические находки. Охотились на самых разнообразных животных, некоторые из которых не до­жили до XX столетия (например, «буй тур» — дикий бык и др.). Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую сла­вяне добывали различными способами: ставили ловушки, би­ли острогой и т. д. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Характеристика промыслов была бы неполной, если не назвать бортничество — добычу меда диких пчел. Борть — место обитания роя пчел — не случайно появляется на стра­ницах Русской Правды: мед и горячительные напитки из него — излюбленное питье славян.

Что касается ремесла, то его развитие также зависело от природных условий, точнее, от тех источников сырья, кото­рыми мотли располагать наши предки. Большое распростра­нение получило железоделательное ремесло, а, следователь­но, и обработка металла. Сырьем здесь служила болотная ру­да, которая откладывается на корнях болотных и озерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальными чер­паками доставали руду со дна водоемов. Для выработки же­леза из руды применялся сыродутный процесс. В специаль­ных горнах руда восстанавливалась — доводилась до тесто­образного состояния, а потом эти так называемые «крицы» обрабатывались кузнецами.

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремес­ла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из них изготавли­валась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая. Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как ко­жевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для юве­лирного ремесла. Ближайшее месторождение серебра находи­лось на Территории Волжской Булгарии. Сырьем служили и монеты, которые поступали в результате обмена с Востоком. Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в виду сле­дующее. Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чем стать ферментом, разлагающим доклассовые отношения, про­ходит стадию общинного ремесла, существующего в недрах общины и удовлетворяющего общинные нужды. Восточно-славянское ремесло VII - IX вв. носило общинный характер. На поселениях восточных славян, которые есть все основа­ния считать родовыми поселками, археологи находят ремес­ленные мастерские. Обнаружены также целые поселения ре­месленников, занятых, например, металлургией. И ремеслен­ные мастерские на территории поселений, и поселки ремес­ленников соответствуют стадии общинного ремесла.

В древнейший период зарождается и торговля, развитие которой связано со становлением путей сообщения. Наибо­лее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из варяг в греки. Из варяжского (Балтийского) моря по Неве шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее, по Ловати, к волоковым путям на Днепр. По Днепру выходили в Черное море и плыли в далекий Царьград. Одно из ответвлений этого пути, начинавшееся от во­лока, между Ловатью и Днепром, пролегало к Западной Двине. Путь от Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке Каспле. По нему можно было идти на север и на запад — в Прибалтику.

Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее, по Каспийскому морю, в арабские страны. Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад, через Владимир, Червень, на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль.

С древнейших времен основным предметом восточно-сла­вянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы — добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: доро­гие материи, украшения, вина и т. д.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 892 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.