Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции 27 страница




Как ви­дите… в этот век Прос­ве­щения мне хва­тило сме­лос­ти приз­нать­ся, что мы лю­ди, об­ла­да­ющие ес­тес­твен­ны­ми чувс­тва­ми, что вмес­то то­го, что­бы от­бро­сить все на­ши ста­рые пред­рассуд­ки или сты­дить­ся их, мы их неж­но лю­бим имен­но по­тому, что они пред­рассуд­ки; и чем они стар­ше и чем ши­ре их вли­яние, тем боль­ше на­ша при­вязан­ность. Мы бо­им­ся пре­дос­та­вить лю­дям жить и дей­ство­вать толь­ко сво­им собс­твен­ным умом, по­тому что по­доз­ре­ва­ем, что ум от­дель­но­го че­лове­ка слаб и ин­ди­виду­уму луч­ше чер­пать из об­ще­го фон­да, хра­няще­го ве­ками при­об­ре­тен­ную муд­рость на­ции. Мно­гие из на­ших мыс­ли­телей вмес­то то­го, что­бы из­бавлять­ся от об­щих пред­рассуд­ков, упот­ребля­ют все свои спо­соб­ности на об­на­руже­ние скры­той в них муд­рости. Ес­ли они на­ходят то, что ищут (их ожи­дания ред­ко ока­зыва­ют­ся об­ма­нуты­ми), то счи­та­ют, что ум­нее сох­ра­нить пред­рассу­док с зак­лю­чен­ной в нем муд­ростью, чем от­бро­сить его «одеж­ку» и ос­та­вить го­лую ис­ти­ну. Пред­рассуд­ки по­лез­ны, в них скон­цен­три­рова­ны веч­ные ис­ти­ны и доб­ро, они по­мога­ют ко­леб­лю­щему­ся при­нять ре­шение, де­ла­ют че­лове­чес­кие доб­ро­дете­ли при­выч­кой, а не ря­дом не свя­зан­ных меж­ду со­бой пос­тупков.

Мы зна­ем, бо­лее то­го, мы чувс­тву­ем ду­шой, что ре­лигия – ос­но­ва граж­дан­ско­го об­щес­тва, ис­точник доб­ра и уте­шения. <…>

Мы зна­ем и гор­димся зна­ни­ем, что че­ловек ре­лиги­озен из­на­чаль­но; что ате­изм про­тивен не толь­ко на­шему ра­зуму, но и на­шим ин­стинктам. <…>

<…> В от­ли­чие от тех, кто враж­дебно от­но­сит­ся к при­выч­ным для всех го­сударс­твен­ным ин­сти­тутам, мы к ним чрез­вы­чай­но при­вяза­ны, мы ос­та­лись им вер­ны. Мы ре­шили под­держать цер­ковь, мо­нар­хию, арис­токра­тию, де­мок­ра­тию та­кими, как они су­щес­тву­ют, ни­чего не до­бав­ляя. <…>

Мы ос­вя­ща­ем го­сударс­тво, что­бы из­бе­жать всех опас­ностей, свя­зан­ных с не­пос­то­янс­твом и не­ус­той­чи­востью; мы ос­вя­ща­ем его, что­бы один че­ловек не ос­ме­лил­ся слиш­ком близ­ко по­дой­ти к изу­чению его не­дос­татков, не при­няв пред­ва­ритель­но дос­та­точ­ных мер пре­дос­то­рож­ности; что­бы ни­кому не приш­ло в го­лову, что ре­фор­мы сле­ду­ет на­чинать с об­ще­го пе­рево­рота; что­бы к ошиб­кам го­сударс­тва от­но­сились с та­ким же бла­гого­вени­ем и тре­петом, как к ра­нам от­ца. <…>

Об­щес­тво – это дей­стви­тель­но до­говор, но до­говор выс­ше­го по­ряд­ка. Его нель­зя рас­смат­ри­вать как ком­мерчес­кое сог­ла­шение о про­даже пер­ца, ко­фе и та­бака или лю­бой по­доб­ный кон­тракт, зак­лю­чен­ный из прак­ти­чес­кой вы­годы или для осу­щест­вле­ния нез­на­читель­ных, пре­ходя­щих ин­те­ресов, ко­торый мо­жет быть рас­тор­гнут по кап­ри­зу од­ной из сто­рон. Го­сударс­тво тре­бу­ет ува­жения, по­тому что это – объ­еди­нение, целью ко­торо­го не яв­ля­ет­ся удов­летво­рение жи­вот­ных пот­ребнос­тей или ре­шение нич­тожных и ско­ротеч­ных за­дач. Это об­щес­тво, в ко­тором дол­жны раз­ви­вать­ся все на­уки и ис­кусс­тва, все доб­ро­дете­ли и со­вер­шенс­тва. Та­кая цель мо­жет быть дос­тигну­та толь­ко мно­гими сме­няв­ши­ми друг дру­га по­коле­ни­ями – по­это­му об­щес­твен­ный до­говор зак­лю­ча­ет­ся не толь­ко меж­ду ны­не жи­вущи­ми, но меж­ду ны­неш­ним, прош­лым и бу­дущим по­коле­ни­ями. <…>

Бог, ко­торый сот­во­рил нас для со­вер­шенс­тво­вания в доб­ро­дете­лях, сво­ей во­лей соз­дал и не­об­хо­димое ус­ло­вие для это­го – го­сударс­тво и по­желал свя­зать его с выс­шим ис­точни­ком и ар­хе­типом вся­кого со­вер­шенс­тва. <…>

Мы рас­смат­ри­ва­ем цер­ковь как неч­то при­сущее, глав­ное для го­сударс­тва, а не как неч­то до­бав­ленное к не­му для удобс­тва, что мож­но лег­ко от­де­лить от не­го, от­бро­сить или сох­ра­нить в за­виси­мос­ти от си­юми­нут­ных идей или нас­тро­ений. Мы счи­та­ем ее фун­да­мен­том все­го го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства, с каж­дой частью ко­торо­го она сос­то­ит в не­рас­торжи­мом со­юзе. Цер­ковь и го­сударс­тво в на­ших пред­став­ле­ни­ях не­дели­мы, и ред­ко од­но упо­мина­ет­ся без дру­гого.

<…> Ког­да лю­ди ве­ли оп­ре­делен­ный об­раз жиз­ни и де­лали это в рам­ках су­щес­тву­ющих за­конов, ко­торые за­щища­ли их за­нятия как ле­гитим­ные, ког­да они со­об­ра­зова­ли с ни­ми все свои мыс­ли, при­выч­ки, обы­чаи, их ре­пута­ция ос­но­выва­лась на соб­лю­дении оп­ре­делен­ных пра­вил, а от­кло­нение от них нес­ло с со­бой бес­честие и да­же на­каза­ние. Я уве­рен, что нес­пра­вед­ли­во но­вым за­коно­датель­ным ак­том вы­нуж­дать их от­ка­зать­ся от при­выч­но­го по­ложе­ния и ус­ло­вий жиз­ни и клей­мить сты­дом и по­зором те обы­чаи и при­выч­ки, ко­торые ра­нее яв­ля­лись для них ме­рилом чес­ти и бла­гопо­лучия. Ес­ли к это­му до­бавить выд­во­рение из сво­их жи­лищ и кон­фиска­цию все­го иму­щес­тва, то я не возь­мусь оп­ре­делить, чем этот дес­по­тичес­кий акт, со­вер­шенный над чувс­тва­ми, соз­на­ни­ем, при­выч­ка­ми и иму­щес­твом лю­дей, от­ли­ча­ет­ся от аб­со­лют­ной ти­рании. <…>

Ос­то­рож­ность, ос­мотри­тель­ность, нравс­твен­ность бы­ли ру­ково­дящи­ми прин­ци­пами на­ших пра­от­цов да­же в мо­мент са­мых ре­шитель­ных дей­ствий. Да­вай­те под­ра­жать их ос­то­рож­ности, ес­ли мы хо­тим удер­жать по­лучен­ное нас­ледс­тво, и, стоя на твер­дой поч­ве бри­тан­ской кон­сти­туции, удов­летво­рим­ся вос­хи­щени­ем и не бу­дем пы­тать­ся под­ра­жать без­на­деж­ным по­летам фран­цуз­ских а­эро­нав­тов.

Г. Рор­мо­зер

...

Гюн­тер Рор­мо­зер – сов­ре­мен­ный не­мец­кий по­лито­лог кон­серва­тив­но­го нап­равле­ния, про­фес­сор Штут­гар­ско­го уни­вер­си­тета.

Кри­зис ли­бера­лиз­ма [85]

Крах иде­оло­гий и их ми­ровоз­зре­ний. Воз­вра­щение ре­лигии как по­лити­чес­кий фак­тор

Ли­бера­лизм иден­ти­чен в прин­ци­пе по пос­та­нов­ке це­лей мар­ксиз­му и со­ци­ализ­му. Раз­ли­чия меж­ду ни­ми су­щес­тву­ют лишь в ме­тодах дос­ти­жения це­ли. Мар­ксизм об­рел свою зна­чимость в XIX в. преж­де все­го бла­года­ря то­му, что Карл Маркс срав­нил дей­стви­тель­ность, соз­данную ли­бера­лиз­мом, со все­ми его обе­щани­ями, т. е. с уто­пи­ями, и при­шел в ре­зуль­та­те к убий­ствен­но­му вы­воду, что ес­тес­твен­ный ход эко­номи­чес­ко­го про­цес­са от­нюдь не при­ведет че­лове­чес­тво к бес­клас­со­вому об­щес­тву рав­ных и сво­бод­ных граж­дан. Это мог­ла бы сде­лать толь­ко ре­волю­ция, ко­торая дол­жна ис­поль­зо­вать вер­ный ры­чаг, ус­тра­нив час­тную собс­твен­ность на средс­тва про­из­водс­тва. Маркс и Эн­гельс по­нима­ли со­ци­ализм не как уто­пию, а как на­уку. Се­год­ня же речь идет бо­лее об уто­пичес­ком со­ци­ализ­ме, об идее со­ци­ализ­ма. Вче­раш­ние со­ци­алис­ты вро­де Й­ош­ки Фи­шера, по­лити­ка пар­тии «зе­леных», приз­на­ют­ся, что мо­дели со­ци­ализ­ма, ко­торую мож­но бы­ло бы опе­ратив­но прет­во­рить в дей­стви­тель­ность, бо­лее не су­щес­тву­ет…

Что во­об­ще оз­на­ча­ет со­ци­ализм, ес­ли не обоб­щест­вле­ние собс­твен­ности на средс­тва про­из­водс­тва? Мы на­зыва­ем со­ци­ализ­мом об­щес­тво, ос­но­ван­ное на прин­ци­пе со­лидар­ности, а так­же ми­ролю­бивое об­щес­тво. Со­ци­алис­ти­чес­ким мы на­зыва­ем все, что нам хо­телось бы иметь. В этом смыс­ле поч­ти все вли­ятель­ные по­лити­чес­кие си­лы не­из­менно ос­та­ют­ся при преж­ней це­ли – стрем­ле­нии к осу­щест­вле­нию со­ци­ализ­ма, пусть и по сни­жен­ной це­не и в уре­зан­ном ви­де, что ка­са­ет­ся эко­номи­чес­кой ос­но­вы.

Под­линный вы­зов вре­мени сос­то­ит имен­но в этом: ес­ли не со­ци­ализм, то что тог­да? Что дол­жно за­нять мес­то со­ци­ализ­ма?

Ут­вердил­ся со­ци­ализм ис­клю­читель­но бла­года­ря сво­ей спо­соб­ности при­нять на се­бя фун­кции ре­лигии. Со­ци­ализм был эр­зац-ре­лиги­ей. Он при­нял об­лик ре­лигии, за­няв мес­то ста­рой, хрис­ти­ан­ской ре­лигии. Ос­но­ву сос­тавля­ла по­пыт­ка осу­щес­твить царс­тво, обе­щан­ное в по­тус­то­рон­нем ми­ре, пря­мо здесь, на зем­ле и зем­ны­ми средс­тва­ми. Кон­крет­но речь шла об осу­щест­вле­нии ве­ликой мес­си­ан­ской на­деж­ды. Ре­лиги­оз­ные кор­ни мар­ксиз­ма вос­хо­дят ско­рее да­же к и­уда­из­му, чем к хрис­ти­анс­тву.

Для Рос­сии, к при­меру, ос­новной воп­рос бу­дет сос­то­ять в том, смо­жет ли за­нять мес­то этой ре­лигии со­ци­ализ­ма воз­рожден­ное нас­ле­дие пра­вос­лавно­го хрис­ти­анс­тва. Пре­одо­ление нравс­твен­но­го раз­ло­жения не­воз­можно в Рос­сии без ре­лигии. По­это­му вос­ста­нов­ле­ние со­от­ветс­тву­юще­го об­ли­ка пра­вос­лавно­го хрис­ти­анс­тва име­ет ре­ша­ющее зна­чение для бу­дуще­го Рос­сии.

Иде­оло­гичес­кий ва­ку­ум воз­ни­ка­ет и на За­паде. Ес­ли бу­дут по-преж­не­му от­сутс­тво­вать ду­хов­ные ори­ен­та­ции и про­дол­жать­ся рас­пад хрис­ти­ан­ской ве­ры, это гро­зит эро­зи­ей об­щес­тву в це­лом, пос­коль­ку ис­че­за­ют ин­тегра­тив­ные си­лы.

По­это­му нам не­об­хо­дим ду­хов­ный по­ворот. Ми­нималь­ной целью его бы­ло бы ос­ла­бить поч­ти то­таль­ную за­виси­мость по­лити­ки от эко­номи­ки и от пар­ти­куляр­ных при­тяза­ний об­щес­твен­ных групп, от дав­ле­ния с их сто­роны. Мес­то от­ра­ботан­ных иде­оло­гий пос­те­пен­но за­нима­ет во всем ми­ре ре­лигия. Важ­ней­шим при­мером воз­вра­щения ре­лигии, в том чис­ле и как по­лити­чес­ко­го фак­то­ра, мож­но наз­вать воз­рожде­ние ис­ла­ма. В раз­личных ре­ги­онах ми­ра ис­лам уже стал си­лой, оп­ре­деля­ющей рас­ста­нов­ку по­лити­чес­ких сил. Об­щее со­от­но­шение сил на ми­ровой по­лити­чес­кой аре­не су­щес­твен­но из­ме­ня­ет­ся.

Ре­лигия воз­вра­ща­ет­ся не прос­то в по­лити­ку, она воз­вра­ща­ет­ся в ми­ровую по­лити­ку. Нам нуж­но за­думать­ся над тем, го­товы ли мы к этой но­вой си­ту­ации, ког­да ре­лигия ста­новит­ся по­лити­чес­ким фак­то­ром. На­ше по­лити­чес­кое ми­ровоз­зре­ние ос­та­ет­ся в пле­ну ста­рых, от­живших пред­став­ле­ний и об­ра­зов. Нам не хва­та­ет язы­ка и ка­тего­рий, что­бы вос­при­нять и оце­нить про­ис­хо­дящие пе­реме­ны…

Что же зай­мет мес­то ли­бера­лиз­ма? Это­го ник­то точ­но не зна­ет, но мож­но се­бе приб­ли­зитель­но пред­ста­вить, ку­да идет де­ло, наб­лю­дая дис­куссии о муль­ти­куль­ту­рализ­ме. Та­кая дис­куссия бы­ла бы не­мыс­ли­ма в об­щес­тве с ка­кой-ли­бо дру­гой ре­лиги­ей, кро­ме хрис­ти­анс­тва. Я вспо­минаю о том, как во вре­мя вой­ны в Пер­сид­ском за­ливе жи­тели Са­удов­ской Ара­вии не хо­тели при­нимать гру­зови­ки Крас­но­го Крес­та по­тому, что на ма­шинах бы­ло изоб­ра­жение крес­та. Ту­да сроч­но при­были аме­рикан­цы, что­бы спас­ти мес­тных жи­телей от чрез­вы­чай­ной опас­ности, но на ма­шинах Крас­но­го Крес­та они не мог­ли про­ехать, так как для жи­телей Са­удов­ской Ара­вии сам вид крес­та не­выно­сим…

На­шу дис­куссию о муль­ти­куль­ту­рализ­ме мож­но по­нять толь­ко на фо­не про­ис­хо­дящей все­об­щей дех­ристи­ани­зации. Ни­гилизм и ин­диффе­рен­тность про­ник­ли в не­мец­кое об­щес­тво нас­толь­ко глу­боко, что вся­кого, кто нас­та­ива­ет на сво­их убеж­де­ни­ях, клей­мят как фун­да­мен­та­лис­та. Ли­бераль­ность по­нима­ет­ся как прин­ци­пи­аль­ная все­яд­ность. Но ес­ли ли­бера­лизм при­ведет к пол­но­му ре­ляти­виз­му и ес­ли мы в на­шем ней­траль­ном от­но­шении к цен­ностям дос­тигнем уров­ня Вей­мар­ской рес­публи­ки, то не сле­ду­ет ожи­дать го­тов­ности граж­дан при­носить ка­кие-ли­бо жер­твы ра­ди за­щиты на­шей сис­те­мы.

У нас по­яв­ля­ет­ся все боль­ше ос­но­ваний го­ворить о нас­ту­па­ющем кон­це ис­то­ричес­кой эпо­хи хрис­ти­анс­тва. Ни­ког­да еще дех­ристи­ани-за­ция об­щес­тва не за­ходи­ла так да­леко, как се­год­ня. Хрис­ти­ан­ская ве­ра по­теря­ла вли­яние, поз­во­ляв­шее ей учас­тво­вать в оп­ре­деле­нии и фор­ми­рова­нии ис­то­рии, а тем са­мым судь­бы че­лове­чес­тва.

Мы не дол­жны за­бывать о том, что хрис­ти­анс­тво бы­ло и ос­та­ет­ся ос­но­вой и пред­по­сыл­кой так­же и ли­бера­лиз­ма. Ли­бера­лизм, пра­вовое го­сударс­тво, ус­пешная ры­ноч­ная эко­номи­ка про­дер­жатся у нас до тех пор, по­ка мы хра­ним это хрис­ти­ан­ское нас­ле­дие и чер­па­ем ду­хов­ные си­лы, об­ра­ща­ясь к хрис­ти­ан­ским кор­ням на­шей куль­ту­ры. Ина­че ка­пита­лизм ло­гикой сво­его собс­твен­но­го раз­ви­тия раз­ру­шит этос, из ко­торо­го он воз­ник. Пос­ледние оп­ло­ты за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го ра­ци­она­лиз­ма, ко­торые то­же хрис­ти­ан­ско­го про­ис­хожде­ния, ока­жут­ся под уг­ро­зой. Ли­бераль­но­му по­ряд­ку и его ос­но­вам гро­зит пот­ря­сение.

Со­ци­ализм

Дек­ла­рация прин­ци­пов Со­ци­алис­ти­чес­ко­го ин­терна­ци­она­ла, при­нятая на 1-м кон­грес­се, сос­то­яв­шемся во Фран­кфур­те-на-Май­не 30 и­юня – 3 и­юля 1951 г. [86]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.