В.И. БУДЬКО
Ложголово
Храм 1835 г., выстроенный помещиком Татариновым.
__________________________________________________
В Ложголово в период с нач. XIX существовала плитоломка. Это было вызвано построением нового храма. Строил его местный помещик Татаринов. На плане, представленном им, видно, что храм имел колонны, которые могли быть изготовлены из известняковой плиты.
Для изготовления колонн мастера обычно заготовляют цилиндрические или полукруглые детали колонн, а так же детали баз и капителей. В стадии сборки их монтируют на массивные металлические стойки и скрепляют между собой металлическими штырями и стяжками, сажая на известковый раствор. Снизу колонн устанавливают заготовленные базы, а сверху капители. По окончании сборки колонны шлифуются.
Подобная технология видена мной летом 2007 года при производстве работ на Большом дворце в московском Царицыно. Производитель работ - ООО РСК «Возрождение». Впрочем, бригада реставраторов Возрождения на павильоне «Миловида», в том же Царицыно летом 2006 года делала иные колонны – с помощью правил и шаблонов раствором по деревянной основе. Представляется, что такие колонны качественно уступают колоннам из камня.
***
В конце XIX – нач. ХХ вв. село Ложголово, равно и весь Гдовский уезд испытывало бум храмового и гражданского строительства. К 1912 г. храм перестраивается сообразно требованиям группы разбогатевших сельчан. Часть из них с большим коммерческим успехом торговала в столице на Сенном рынке и в прочих местах. В итоге храм значительно видоизменился и приобрел вид исконно русской церкви.
Ложголово.
Современный вид храма во имя Св. Георгия.
Добывавшаяся на р. Долгой плита использовалась при возведении жилых и хозяйственных строений, часто в комбинациях с валунным камнем и кирпичом.
Ложголово.
Использование береговой плиты в гражданском строительстве.
Ложголово.
Плитняковый хозяйственный двор с тыльной стороны здания.
Примечательно, что этот дом имеет надпись-дату постройки – «1896 г.», которая сделана в виде мозаики
Ложголово.
Береговая плита использовалась при строительстве храмовой ограды и ворот.
Профессиональным исследователям хорошо известен ложголовский крест во имя Св. Георгия, но никто из них не рассматривал малые кресты на погосте, которых сохранилось 4. Все они сделаны из плиты, а два из них близки по дизайну большому Георгиевскому кресту.
Ложголово.
Георгиевский крест.
Ложголово.
Малые намогильные кресты имеют дизайн, сходный с дизайном большого Георгиевского креста.
Ложголово.
Намогильный крест «Р.Б. Анны» иного дизайна, снесенный в нач. 2000-х гг. на могилу благодетелей храма.
Ложголово.
Именной крест. «Р.Б. Анны» датирован 1833 годом.
Из датировки креста «Р.Б, Анны», можно предположить,
что все ложголовские кресты, в т.ч. и Георгиевский,
единовременны ему,
и сделаны в годы возведения храма.
______________________________________________________________
ДИЗАЙН
Ложголово.
Предполагаемая схема разметки креста «Р.Б. Анны» 1833 г.
Ложголово.
Предполагаемая схема разметки Георгиевского креста.
Ложголово.
Предполагаемая схема разметки Георгиевского креста.
Ложголово.
Предполагаемая схема разметки малых намогильных крестов,
дизайн которых сходен с дизайном Георгиевского креста.
Ложголово.
Идентичные кресты в средокрестии Горгиевского креста
и малых намогильных крестов.
Ложголово.
Крест, идентичный по дизайну с датированным крестом «Р.Б. Анны» 1833 г.
Ложголово.
Ломка плиты близ с. Ложголово располагалась в створе сельской улицы,
в 1 км к северу от села, на левом берегу р. Долгой.
Ложголово.
Ломка плиты на берегу р. Долгой (отмечена красным цветом).
Ложголово.
Георгиевский крест сегодня находится в часовне во имя Св. Георгия, -
на своем исконном месте.
Интернет-ресурс krest.htm.
Крест слева почти идентичен по дизайну с крестом «Р.Б. Анны» 1833 года из с. Ложголово.
Указание месторасположения крестов отсутствует.
Ивангород. Историко-краеведческий музей.
Плитняковый крест, зарегистрированный как межевой знак конца XVIII – начала XIX вв.
Датировка совпадает с датировкой креста «Р.Б. Анны» 1833 года из с. Ложголово.
Ликовское.
Часовенный поклонный крест во имя Св. Николая в часовне.
Функциональная суть креста та же, что и у креста во имя Св. Георгия в с. Ложголово.
Легендарная канва столь же обширна.
Взаиморасположение с. Ложголово и д. Ликовское,
где в часовнях имеются две идентичные по легенде версии крестов.
1938. Карта Генерального штаба Красной армии. Лениградская область 0-35-34. Ивановское.
Ложголово.
Современный вид Свято-Георгиевского храма.
Будько В.И.
Север Гдовщины
Псков. 2005
Ольга Русская на Нарове
Ольгина топонимика. Случайная репродукция в селе Ложголово
На побережье Чудского озера и в Понаровье известны топонимы, связанные с деяниями княгини Ольги. Это т.н. «гдовско - наровский очаг репродуктивности Ольгиной топонимики». А.А. Александров пишет: «Старая историческая традиция, в основной своей части восходящая к В.Н. Татищеву, утверждает, что княгиня Ольга по вдовстве получила во владение Гдов вместе с Изборском» (Александров, 2001, с.126). Земли Понаровья входили в обширный «домен великих княгинь» до Ольги и после нее. Ольга не была исключением.
Интересный факт репродукции Ольгиной топонимики косвенным образом отмечен археологом В.А. Лапшиным. В известной Археологической карте Ленинградской области написано: «425. Ложголово - II. Каменный четырехконечный «Ольгин» крест у апсиды церкви у д. Ложголово, ранее находился в часовне в деревне. Зафиксирован в 1984 г. (Лапшин, 1990).
Кто «легендировал» известный Георгиевский крест как Ольгин, сланцевское краеведение не ведает. Но налицо явное наложение 2-х православных версий христианизации края. В одном случае Ольга принесла луч христианства язычникам - норовам, в другом это сделал Св. Георгий, но для язычников - сомряков.
Сегодня трудно реконструировать 2 «этничнические легенды» о крещении удаленных друг от друга мест. Интересно другое - обе версии имеют различную традицию, псковскую и новгородскую. Соответственно: Ольгин Крест всегда входил в псковские земли, а Ложголово - в новгородские. Оба места исключительно древни. В Ольгином Кресте известны курганы времен основания Пскова. Древнейшая монета Понаровья, найденная в Ольгином Кресте, - дирхем 930 года. Монеты Ложголовского клада зарыты в 1030 году.
Академик Труссман, путешествуя по деревням Северной Гдовщины, обратил внимание на некую икону XVI века, согласно легенде приплывшую чудесным образом по реке Долгой в д. Корино. (Труссман) Таким образом, мы имеем две Святыни, приплывшие по одной и той же реке, но в разные пункты. Дело в том, что Георгиевский крест явился в Ложголово или приплыл туда, неся на себе Св. Георгия Великомученника. По другой версии крест был поставлен на месте явления самого Св. Георгия. Аналогичное явление имело место в Новгороде. По основании города туда чудесным образом приплыл на камне Св. Антоний - Римлянин, основавший известный Антониев монастырь.
Традиция «приплытия» имеет европейские аналоги. Места явлений и «приплытий» знаменуются особой святостью. Сегодня ложголовские старожилы показывают особый ров, который оставил Георгиевский крест при своем хождении. Это очередной факт репродуктивности легенд в Ложголово.
Оценивая дизайн Георгиевского креста, можно заметить пару аналогов на прицерковном кладбище. Они меньшего размера и несколько иных пропорций. Кресты иного дизайна датируются по одному с надписью - 1 пол. XIX века.
Какова причина наименования Лапшиным известного Георгиевского креста как Ольгиного, нам не известно. Очевидно, человек, информировавший его об этом, недостаточно знал местную традицию.
Параллельно заметим, что жители древнего псковского села Кушела рассказывают, что Ольга Русская в их селе якобы «кушала», т.е. останавливалась и ела. Так они объясняют название поселения касательно княгини.
Литература.
Труссман Г.Г. Финские элементы в Гдовском уезде С.-Петербургской губернии. Сообщение сделанное в заседании Отделения Этнографии 7 декабря 1884 года. Ю.А. Трусмана.
СПБ. 1885.
Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Л. 1990.
Александров А.А. Во времена княгини Ольги. Псков. 2001.