Социализация как инкультурация
Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли культуры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов. Если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована па анализ факторов культуры в социальном развитии личности — формировании социального повеления, становлении системы персональных ценностей и Я-концепции.
В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном окружении или просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отношений доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.
Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ человека, существующий па уровне индивидуального и общественного сознания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллективные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.
Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выделить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «передачи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей, то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин заменен термином инкулътурация.
Понятие инкультурации было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а закапчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших па собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т. п.
В качестве основного механизма трансляции культуры па групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:
• вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям;
• горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;
• «непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике — у окружающих его людей.
Социализация как интернализация
Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии па личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в атом случае социализация выступает как интернализация. В социально-психологической литературе, посвященной проблеме социализации, можно встретить две трактовки понятия иптернализации: в широком смысле она понимается как синоним социализации, в узком - как ее частная вариативность, как совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.
Данный подход наиболее насыщен эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом социального опыта. При этом, как правило, речь идет о двух основных характеристиках данного процесса:
• усвоение моделей поведения;
• усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок.
В исследованиях, посвященных процессам иптернализации поведенческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается:
1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью).
2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения. В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспозиций (ценностей, установок, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выделить определенные общие положения:
1 Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных требований па уровне личностных диспозиций, является реальное поведение личности.
2 Основным фактором успешности процесса иптерпализации выступает степень осознанности ишернализуемых влияний.
В различных теоретических ориентациях акцентируются разные механизмы интернализации. В необихевиористских теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения; в психоаналитических социально-психологических теориях акцентируется внимание на механизме рационализации.