Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социализация как интернализация




Социализация как инкультурация

Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли куль­туры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов. Если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована па анализ факторов культуры в социальном развитии личности — форми­ровании социального повеления, становлении системы персональных ценностей и Я-концепции.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном ок­ружении или просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отноше­ний доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.

Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ чело­века, существующий па уровне индивидуального и общественного соз­нания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее ин­ститутами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллектив­ные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выде­лить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «переда­чи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных кон­кретной культуре особенностей, то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин за­менен термином инкулътурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американ­ским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых на­выков и освоения речи, а закапчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах со­циализации, а под руководством старших па собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т. п.

В качестве основного механизма трансляции культуры па групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:

• вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценно­сти, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям;

• горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ре­бенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

• «непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике — у окружающих его людей.

 

 

Социализация как интернализация

Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии па личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в атом случае социализация выступает как интернализация. В социально-психологи­ческой литературе, посвященной проблеме социализации, можно встре­тить две трактовки понятия иптернализации: в широком смысле она понимается как синоним социализации, в узком - как ее частная ва­риативность, как совокупность мотивационных и когнитивных процес­сов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.

Данный подход наиболее насыщен эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом соци­ального опыта. При этом, как правило, речь идет о двух основных харак­теристиках данного процесса:

• усвоение моделей поведения;

• усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок.

В исследованиях, посвященных процессам иптернализации поведен­ческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается:

1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъектив­ной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью).

2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения. В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспози­ций (ценностей, установок, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выде­лить определенные общие положения:

1 Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных тре­бований па уровне личностных диспозиций, является реальное пове­дение личности.

2 Основным фактором успешности процесса иптерпализации выступа­ет степень осознанности ишернализуемых влияний.

 

В различных теоретических ориентациях акцентируются разные ме­ханизмы интернализации. В необихевиористских теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения; в психоанали­тических социально-психологических теориях акцентируется внимание на механизме рационализации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2529 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.