Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткого руководства к красноречию книга I, содержащая риторику 4 страница




5 Напротив, вступление и заклю­чение напоминают. Если мы примем такое деление, <это будет примерно то>, что делали ученики Феодора, <и у нас будут разделы>: повествование, отличное от него повествование (έπιδιήγησις), предповествование, а также опровержение и по-опровержение. Но следует вводить новое обозначение только для <особого> вида. В противном случае обозначение получается пустым и вздорным, как делает Ликимний в своей «Ритори­ке», вводя слова: «попутное плавание», «отклонение», «развет­вления».

1 < Вступление. > XIV. Вступление — это начало речи, как про­лог у стихов и прелюдия при игре на флейте. То, и другое, и третье — начало, как бы приуготовляющее путь последующе­му. Прелюдия подобна вступлению в эпидейктическом <роде>: как флейтисты наперед собирают в зачине все, что могут хоро­шо сыграть, так надо сочинять и <вступление для> эпидейктических <речей> — тотчас изложить и собрать то, что намерен <развивать>. Это все и делают. Пример — вступление к «Еле­не» Исократа; ведь нет ничего общего между эристикой и Еле­ной. С другой стороны, если сделать отступление, это тоже по­дойдет, лишь бы не вся речь была однообразной.

2 Вступления эпидейктических <речей> могут включать похвалу (έπαινος) и хулу (ψόγος): так поступает Горгий в «Олимпийской речи»: «Вы заслуживаете дани восхищения от многих, о эллины!» — он хвалит тех, кто установил <всеэллинские> празднества; Исок­рат же, напротив, хулит <их за то>, что телесную доблесть они почтили дарами, а за силу ума не установили никакой награды.

3 <Может оно включать> и увещание, например, что надо почитать честных <людей>, и потому-де сам он хвалит Арис тида;

1415а — или тех, кто «бесславен, но не лишен достоинств, и в доблести своей безвестен», как Александр, сын Приама. Тот, <кто говорит так,> увещевает.

4 <Другая топика берется> от судебных вступлений, то есть от <обращений> к слушателю с просьбой о снисхождении, когда <предмет речи> парадоксаль­ный, или трудный, или избитый, как <это делает> Хэрил:

 

Ныне у каждого поля — владелец...

Вот, стало быть, из чего составляются вступления к эпидейк­тический речам: из хвалы, из хулы, из уговаривания (έκ ποτροπής), из отговаривания (έκ άποτροπής), из <обращения> к слушателю. Зачин должен быть либо чужд <самой> речи, либо сроден ей.

5 Что касается вступлений к судебным речам, важно понять, что сила у них такая же, как у прологов к драматическим сочине­ниям и у вступлений к эпическим. Напротив, <вступления> к дифирамбам подобны <вступлениям> эпидейктическим

 

Ради тебя, и твоих даров, и твоей добычи.

6 Но в драме и в эпосе <вступление> — это изъяснение <предмета последующей> речи, чтобы <слушатели> заранее знали, о чем речь, и чтобы мысль их не блуждала в недоумении; ведь неопределенное озадачивает. Тот, кто дает <нам> как бы в руки начало, помогает нам следовать за речью. Отсюда:

 

Гнев, богиня, воспой...

Муза, скажи мне о том многоопытном...

Слово иное начни, о том, как в пределы Европы

От азиатской земли война великая вторглась.

Трагические поэты тоже разъясняют <суть> драмы, если не сразу, как Еврипид, то где-нибудь в прологе, как Софокл:

 

Отец мой был Полиб...

То же самое и с комедией. Самое же необходимое и свойствен­ное дело вступления состоит в том, чтобы разъяснить цель, ради которой <вся> речь; а потому если дело коротко и ясно, вступ­ления не нужно.

7 Остальные виды <вступления>, к которым прибегают <иногда>, являют собой вспомогательное средство и общи <для раз­ных родов речей>. Они бывают взяты <1> от говорящего, <2> от слушателя, <3> от предмета и <4> от противника. От самого <говорящего> или от противника — то, что относится к устра­нению или распусканию дурной славы (διαβολη). Но это <надо делать> по-разному: когда оправдываешься, начинать с того, что относится к дурной славе, а когда обвиняешь, кончать этим. Причина ясна: когда оправдываешься и надо представить <слушателям> себя самого, необходимо устранить помехи, так что приходится начать с опровержения дурной славы; а распуска­ющему дурную славу надо делать это в заключении, чтобы луч­ше запало в память. От слушателя — то, что относится к распо­ложению его в свою пользу и возбуждению в нем гнева, а иног­да — к привлечению его внимания или наоборот. Не всегда полезно привлекать внимание, и потому многие <ораторы> ста­раются рассмешить <слушателя>. Все <искусство вступления>, если угодно, сводится к тому, чтобы предрасположить к усвое­нию мыслей и выставить себя заслуживающим доверия: ведь такого лучше слушают.

1415b <Люди> бывают внимательны к пред­метам великим, или затрагивающим их, или удивительным, или приятным; поэтому нужно внушить, что речь идет о чем-то в этом роде. Если же <надо сделать их> невнимательными — что <предмет> мал, или не касается их, или огорчителен.

8 Притом не надо забывать, что все это — постороннее относительно <самой> речи: <рассчитано это> на ленивого слушателя, кото­рый прислушивается к бездельным вещам, а если бы он не был таков, не было бы нужды во вступлении: разве что как пере­числение пунктов предмета (τό πράγμα είπεϊν κεφαλαιωδώς), что­бы, так сказать, у тела была голова.

9 <3адача> сделать <слушателя> внимательным — общая для всех частей, как только явит­ся нужда: ведь внимание расслабляется повсюду больше, чем в начале. Поэтому смешно прикреплять это к началу, когда все слушают с наибольшим вниманием. Чуть представится случай, надо говорить: «слушайте меня со вниманием, ибо дело касает­ся меня ничуть не больше, чем вас», или:

 

Я расскажу вам то, чему подобного

Вы слыхом не слыхали... —

— страшное или удивительное. Это то, о чем говорил Продик, когда слушатели задремывали: «я подброшу им <учение ценой> в пятьдесят драхм».


XIV, 8 «Чтобы, так сказать, у тела была голова» — игра слов: κεφαλη — «голо­ва», κεφαλαϊον — «итог», «тезис», «пункт», «суммирующее сокращение» (по-русски можно было бы использовать однокорневые слова «голова» — «глава» — «оглавление» — «главное» и т.п.). «Правильное» вступление должно было бы обращаться к уму.

XIV, 9 «Я расскажу вам то...» — цитата из неизвестной трагедии. — Продик —знаменитый софист V в. до н.э. — «<Учение ценой> в пятьдесят драхм» — то, что Продик нормально сообщал только особенно щедрым ученикам.

10 Ясно, что <это относится> к слушателю не постольку, поскольку он слушатель.

Все во вступлениях силятся устранить дурную славу или опа­сения:

 

. ..По правде не могу я, государь, сказать,

Что будто я спешил сюда...

...К чему ты начинаешь с околичностей?

И еще <к вступлениям прибегают> те, чье дело либо постыдно, либо кажется таковым, — ведь им выгоднее говорить о чем угодно, только не о деле. Поэтому рабы не отвечают на вопрос, а ходят вокруг да около и тянут вступление (προοιμιάζονται).

11 Выше было сказано, как надо располагать <слушателя> в свою пользу, и прочее в том же роде.

 

Дружбу мне дай и жалость сыскать у народа феаков... —

к этим двум <целям> и надо стремиться. А в <речах> эпидейктических надо создавать у слушателя представление, что по­хвала относится также к нему самому, или к его роду, или к его обыкновениям, или еще как-либо, потому что верно <слово> Сократа: «не велик труд хвалить афинян перед афиняна­ми; другое дело — перед лакедемонянами».

12 <Вступления к речам> совещательного <рода> берутся отсудебной речи, но, впрочем, по природе менее всего <в ходу>: ведь и то, о чем <говорится, слушатели> знают, и дело ничуть не нуждается во вступлении, разве что насчет самого <говоря­щего, либо насчет возражающих, либо если считать <дело> не таким важным, каким желает <оратор>, но либо важнее, либо маловажнее, или распространять дурную славу, или рас­сеивать ее, и либо прибавлять, либо убавлять веса <делу> (ή αΰξήσαι ή μειώσαι). Итак, вступление нужно бывает ради этого, или для украшения, потому что без него <речь> покажется скоропалительной

1416а — как Горгиево похвальное слово элейцам: не помахав кулаками, не раззадорив <слушателей>, он сразу начинает: «Элида, блаженный город».

< XV >. Что касается дурной славы, один <способ самозащиты> — это <довод>, при посредстве которого может быть опро­вергнуто неблагоприятное подозрение, причем безразлично, вы­сказано ли оно кем-нибудь или нет; такой <способ> — всеоб­щий.

2Второй способ — идти навстречу спорным <вопросам>: «этого нет», или «от этого нет вреда», или «<есть>, но не ему», или «<вред> не столь велик», или «нет состава преступления», или «<преступление> невелико», или <дело> не бесчестит», или «<оно> не важно». Ведь спор — по этим <вопросам>, вроде того, как Ификрат <отвечал> Навсикрату: он заявил, что сде­лал дело и нанес вред, но преступления не совершал. Если же <говорящий> совершил преступление — уравновесить чем-ни­будь, <например>: «<дело> наносит вред, но не роняет чести», «достойно сожаления, но связано с пользой», или еще что-ни­будь в том же роде.

3 Третий способ — что <поступок>-де ошибка, или злая судьба, или злая необходимость, вроде того, как Софокл возражал об­винителю (ό διαβάλλων), что дрожит не для того, чтобы предста­виться стариком, а по злой необходимости; не своей охотой он стал восьмидесятилетним. Или выставить другой мотив <деяния>: «хотел не вред нанести, а совсем другое, не то, что пред­полагается дурной славой, но по случайности вышел вред». «Справедливо было бы ненавидеть меня, если бы я действовал, желая такого исхода».

4 Четвертый способ — впутать обвинителя, будь то в прошлом или настоящем, его самого или кого-нибудь из близких.

5 Пятый — впутать таких людей, которые, по общему мнению, выше дурной славы, например: «если тот, кто следит за внеш­ностью — уж и прелюбодей, как же имярек?»

6 Шестой — если другие люди были оклеветаны тем же или дру­гим <клеветником>, или без клеветы подозревались в том же, в чем теперь <говорящий>, а потом были признаны невинов­ными.

7 Седьмой — обратить дурную славу на самого обвинителя: неле­по, мол, если человек сам не заслуживает доверия, а слова его найдут доверие.

8 Восьмой — если приговор был вынесен, <ссылаться на него>. Так <ответил> Еврипид Гигиэнонту, который в деле об обмене состояниями обвинил его в нечестии за стих, подстрекающий давать ложные клятвы:

 

Язык поклялся, сердце ж не клялось мое…

«Несправедливо, — сказал он, — выносить на суд то, о чем был вынесен приговор на Дионисовых состязаниях. Там я отдал от­чет во всем, а могу и отчитаться <здесь>, если <ему> угодно меня обвинять».

9 Девятый — обвинять клевету, <говоря>, сколь великое это <зло>, и как она заставляет судить не по существу и не верить самому делу.

Общее место о знаках (σύμβολα) принадлежит обоим, тому, кто обвиняет, и тому, кто защищается. Так, в «Тевкре» Одиссей <обвиняет Тевкра>, что тот-де Приаму свой человек; ведь Гесиона — сестра <Приама>. А тот <отрицает, указывая >, что Теламон, отец его, — враг Приама, и что <сам он> не донес на соглядатаев.

10 Другое <общее место> принадлежит только обвиняющему: про­странно похвалив за пустое, кратко высказать серьезную хулу, или, выставив на вид многие хорошие <свойства противникам похулить его лишь в том, что относится к делу. Такие <обвинители> — самые искусные и самые нечестные, ибо они норо­вят обратить <противнику> во вред его хорошие <свойства>, подмешивая к ним дурное.

11 < Общее место, пригодное > тому, кто распространяет дурную славу, и тому, кто ее рассеивает: одно и то же может быть сделано по многим мотивам, а потому обвиняющему надо чернить, беря наихудшую <возможность>, а защищающему­ся — наилучшую. Скажем, если Диомед избрал Одиссея; пер­вому <надо говорить>, что он счел Одиссея самым доблестным, второму — что нет, но <Одиссей> трус и потому для него не соперник.

1 XVI. Итак, речь шла о дурной славе.

< Повествование. > Что до повествования, то в <речах> эпидейктических оно идет не подряд, а по частям, ибо остановиться надо на тех деяниях, которые образуют <материал> для речи. Ведь речи слагаются из того, что вне искусства (ибо не говоря­щий — виновник деяний), и того, что от искусства; а послед­нее — в том, чтобы показать, что <предмет речи> существует, если он неправдоподобен, либо — сколь велик, либо — все это вместе взятое>.

2 Потому иногда и не надо вести повествование подряд, что так делается трудно удержать в памяти показывае­мое. <Скажем>, из того-то <видно, что герой речи> мужест­вен, а из того-то — что <он> мудр или справедлив. Притом та речь не в меру простовата, а эта — с разнообразием и не плос­кая.

3 Известное <только> напоминать, и потому многое вовсе не нуж­дается в повествовании. Если Ахиллу хочешь сказать похваль­ное слово — <повествования не нужно>; ведь все знают его деяния — но воспользоваться ими следует. А если Критию — <повествование> нужно: немногие знают...

4 Нынче в ходу смешные разговоры, будто повествование должно быть быстрым. Это как некто на вопрос хлебника, замесить ли тесто круто или жидко, возразил: «А хорошо замесить не можешь?» Так и здесь. Не нужно растягивать повествование, как не нужно тянуть ни со вступлениями, ни с доказательства­ми. Но ведь и там «хорошо» — не быстро и не кратко, а в меру, то есть говорить <ровно столько, сколько требуется, чтобы разъяснить дело

1417а или заставить судей думать, что дело было, или что нанесен вред, или что совершено преступление, и про­чее, как будет желательно; а для противоположной <стороны> — противоположное.

5 Попутно следует включать в повествование все, что подтверж­дает твою добродетель (например, «я всегда внушал ему спра­ведливое поведение, увещевая не бросать детей»), или чужую порочность («а он мне отвечал, что где он будет сам, будут у него и другие дети», как, по словам Геродота, ответили взбун­товавшиеся египтяне), или все, что понравится судьям.

6 У того, кто защищается, повествование короче. Ведь он в споре доказывает либо, что дела не было, либо, что в нем нет вреда, либо, что оно не преступно, либо, что состав преступления не столь велик, — а потому о вещах, признаваемых обоими, рас­пространяться не стоит, разве что они так или иначе льют воду на его мельницу, подтверждая, например, что пусть даже он сделал дело, но справедливости не нарушил.

7 Дела надо расска­зывать как уже отошедшие (разве что, быв разыграны, они вызовут либо жалость, либо ужас). Пример — рассказ у Алкиноя, когда он для Пенелопы сокращен до шестидесяти эпичес­ких стихов; то же — Файл с киклом и пролог к «Ойнею».

8 Далее, надо, чтобы повествование выражало нрав, а это будет, если мы знаем, как нрав изобразить. Во-первых, через обнару­жение воли (προαίρησις): какова воля, таков и нрав, а воля тако­ва, какова цель. Поэтому математические речи не содержат в себе нрава, ибо не <содержат> воли; в них отсутствуют мотивы. Другое дело — сократические <диалоги>; они о таком и толкуют.

9 Что вытекает из того или иного нрава, выражает нрав, как-то: «говоря, он одновременно шагал» — обнаруживается нрав буйный и грубый. И говорить не от рассудка, как <делают> теперь, но от <решения> воли: «Я пожелал так»; «я сделал такой выбор»; «уж пусть я на этом ничего не выгадал — так достойнее». Одно <свойственно> благоразумному человеку, дру­гое — хорошему: благоразумному — в следовании пользе, хо­рошему — в следовании чести (τό καλόν). А если <поведение> покажется неправдоподобным, тогда добавить основание, как делает Софокл; пример — что Антигона больше думала о брате, нежели о муже или о детях: те, мол, снова явятся на место утраченных, —

 

Но коль в Аид сошли мои родители, —

Другого брата не произрастит земля.

Если же основания привести не можешь, <скажи>, что тебе, мол, отлично известно, что слова твои неправдоподобны, но та­ков уж ты от природы; ведь люди находят неправдоподобным, что можно по своей охоте делать что-либо, кроме выгодного.

 
 


XVI, 8 «Нрав» — «этос», центральная категория аристотелевской «этики», на­званной так именно от «этоса» и совмещающей в себе как этику в нашем смысле слова, так и психологию, характерологию и т.п. — «Воля» — слово «проайресис» означает, собственно говоря, акт выбора, отсюда — выбранную в этом акте нрав­ственную позицию и самое волю, совершившую выбор. — «Мотивы» — мораль­ные мотивы акта выбора. — «Сократические <диалоги>» — диалоги, возникав­шие в лоне «сократических» философских школ и посвященные моральной про­блематике. Диалоги Платона и Ксенофонта, в которых Сократ выступает одним из собеседников, сохранились; диалоги других сократиков утрачены.

XVI, 9 «Говоря, он одновременно шагал» — не удостаивая собеседника остано­виться для разговора с ним. — «Не от рассудка... но от <решения> воли» — мы сказали бы «от сердца». «Как делает Софокл» — «Антигона», ст. 911—912. — «О муже и о детях» — которые у нее могли бы появиться, если бы она осталась жить.

 

10 Кроме того, можно говорить о страстях, вводя в повествование как всем известные их проявления, так и особые черты, прису­щие как самому <говорящему>, так и противнику. «Он удалился, злобно оглядев меня исподлобья».

1417b Или, как Эсхин — о Кратиле: «шипя и потрясая кулаками». Подобные вещи убеж­дают, ибо известное становится ручательством за неизвестное. Многое в этом роде можно найти у Гомера.

 

Так говорила она, и старуха закрыла руками

Очи...

 

Действительно, <люди>, готовясь заплакать, закрывают глаза <руками>.

Сразу же выставь себя в определенном свете, чтобы <впредь> смотрели на <тебя> и твоего противника именно так; но делай это неприметно. Что это легко, можно убедиться, когда нам приносят новости; мы <еще> ничего не знаем, но сразу начина­ем что-то подозревать.

Повествование должно быть в различных местах <речи>, и по­рой вовсе не в начале.

11 В речи для народного собрания повествование реже всего, ибо никто не повествует о будущем. Если там все же есть повествование, оно должно быть о делах минувших, дабы, припомнив их, мы лучше вынесли решение о том, что придет позднее. Или ради <создания> дурной славы, или ради похвалы — но тогда совещательный оратор делает не свое дело.

Если <в повествовании> есть что-нибудь неправдоподобное — обещать привести обоснование, и построить <доводы>, как слу­шатели захотят. Так, Иокаста в «Эдипе» Каркина все время отвечает обещаниями на расспросы того, кто разыскивает ее сына. То же — Гемон у Софокла.

1 <Доказательства.> XVII. Доказательства должны быть аподиктическими. Поскольку спор может идти о четырех <предметах>, доказывать нужно так, чтобы доказательство шло к спор­ному <предмету>. Так, если оспаривается, было или не было, то при судебном разбирательстве нужно вести доказательство прежде всего сюда; если <оспаривается>, нанесен ли вред — сюда; или, что не такой большой <вред>, или, что без наруше­ния справедливости, — тогда это становится <предметом> спо­ра.

2 Не следует забывать, что лишь в споре по вопросу «было или не было» один из двух по необходимости бесчестен; здесь причи­ной не может быть неведение — как это возможно, если спорят о справедливости <поступка>. Потому в этом споре надо оста­навливаться <на общем месте, состоящем в утверждении, что один из двух бесчестен>; в других — нет.

3 В эпидейктическом роде большая часть <доказательства>, что <определенные вещи> благородны и полезны, — амплифика­ция; дела приходится брать на веру. Изредка и для них приво­дятся доказательства, если они неправдоподобны, или еще по какой-либо <особой> причине.

4 В речах перед народом можно спорить либо о том, что чего-то не будет, либо, что оно хоть и воспоследует <от действий>, предлагаемых <противником>, но будет не по справедливости, либо, что без пользы, либо, что не так значительно. Нужно обратить внимание, не позволяет ли себе <противник> какой-либо лжи вне этого дела, что показалось бы порукой, что он лжет и в остальном.

5 Примеры больше подходят к совещательному роду, энтимемы — к судебному:

1418а ведь первый касается будущего, так что необходимо брать примеры из прошлого, а второй — того, что есть или чего нет, и здесь в наибольшей степени возможны доказательство и принудительность; ибо в случившемся есть принудительность.

6 Энтимемы не надо пред­лагать подряд, но перемешивать; в противном случае они вре­дят одна другой. Есть же предел и количеству.

Столько, о друг, ты изрек, сколько может молвить разумный, —

 

7 а не <просто> то, что может молвить разумный. И не для вся­кого <предмета> следует искать энтимему. В противном слу­чае ты будешь делать то, что делают некоторые из занимаю­щихся философией, когда сочиняют силлогизмы о вещах, более известных и бесспорных, чем их посылки.

8 И когда тебе нужна страсть, не предлагай энтимему; она либо изгонит страсть, либо пропадет впустую. Ведь одновременные движения пред­ставляют друг для друга помеху и либо уничтожают, либо ос­лабляют друг друга. И тогда, когда речь выставляет нрав, не нужно одновременно искать энтимему; ведь доказательство не содержит в себе ни нрава, ни воли.

9 А вот афоризмами надо пользоваться и в повествовании, и в обосновании; в них содер­жится нрав. «И я дал, хоть и знал, что доверять не следует». А если со страстью: «Пусть я потерпел, но я не раскаиваюсь; на его стороне — выгода, на моей — справедливость!»

10 Совещательный род труднее судебного, потому что <речь идет> о будущем; а в других — о прошлом, которое ведомо даже про­рицателям, как сказал Эпименид Критский (ведь он прорицал не о будущем, но о прошедшем, которое неясно). Притом и за­кон — опора для судебных <речей>; кто имеет, с чего начать, легко найдет доказательство. Притом <совещательный род> не допускает так много отступлений, как-то: <говорить> о про­тивнике или о себе, либо вызывать страсть; этого меньше, чем во всех <других видах красноречия>, разве что <оратор> вый­дет за пределы <своего рода>. При недостатке <материала> надо делать то, что делают афинские ораторы и Исократ: в со­вещательной речи он прибегает к обвинению — против лакеде­монян в «Панегирике», против Харета в речи «О мире».

11 А в речах эпидейктических надо вводить вставные похвальные сло­ва, как делает Исократ; уж он всегда что-нибудь вставит. И <это имел в виду> Горгий, говоря, что ему всегда есть что ска­зать: ну как же, если он говорит об Ахилле, то хвалит Пелея,

 
 


XVII, 10 Эпименид Критский — легендарный прорицатель VI в. до н. э. Замеча­тельно, что под его именем сохранена злая насмешка над прорицателями вооб­ще. - «Прорицал не о будущем, но о прошедшем» — напр.. объяснил чуму как последствие «Килоновой скверны» (святотатственного убийства приверженцев Килона). — Харет — афинский полководец, чье поведение порицается в речи Исократа «О мире», хотя его имя ни разу не названо.

XVII, 11 Пелей — отец Ахилла, Эак — его дед, бог Зевс — прадед; восхвалить предков в похвильном слове потомку — с античной точки зрения необходимое общее место.

 

затем Эака, затем бога, равным образом мужество, потом это, потом то — один и тот же <прием>.

12 Тому, кто имеет в руках доказательства, следует говорить, то живописуя нрав (ήθικώς), то выставляя доказательство (άποδεικτικώς); а если энтимем у тебя нет — живописуй нрав.

1418и Притом человеку уважаемому пристойнее выказать себя порядочным, нежели точным в речи.

13 Из энтимем опровергающие нравятся больше, чем показывающие, ибо во всем, что связано с опровержением, силлогизм виднее; ведь противоположности лучше распознаются, если их поставить рядом.

14 <Отвечать> противнику — не какой-то особый вид; напротив, <часть> доказательства — опровергать <его доводы>, отчасти встречными доводами, отчасти силлогизмами. Как в совеща­тельном, так и в судебном роде <надо> начать с того, чтобы раньше высказать свои доводы, а затем ополчиться на против­ные, опровергая <их> и наперед делая смешными. Если, одна­ко, против нас будет много разных <мнений>, начинаем с про­тивного, как сделал Каллистрат в народном собрании у мессенян: сперва он предвосхитил, что скажут <противники>, а потом сам высказал <свое мнение>.

15 И кто говорит вторым, дол­жен сначала ответить на противную речь, опровергая <ее доводы> и выдвигая встречные силлогизмы, — в особенности же, если <доводы противной стороны> встретили одобрение; ведь как душа закрыта для человека, если он заранее опорочен, так и для речи, если показалось, что противник говорил хорошо. Надо, стало быть, расчистить речи путь, а для этого — устра­нить <впечатление от речи противника>. А потому, сразившись со всеми <доводами противника>, или с особенно подейство­вавшими, или с <особенно> уязвимыми, <следует> затем вы­двигать свои доводы.

Сперва богинь я призову в союзницы:

Не думаю, что Гера...

В этих словах затронут для начала самый неумный <довод про­тивной стороны>.

16 Итак, это о доводах. Что до <ссылок> на нрав, то говорить про себя некоторые вещи заключает в себе нескромность, или ши­роковещательность, или задор, а о другом — злоязычие или грубость, а потому нужно влагать это в чужие уста, как делает Исократ в «Филиппе» и в речи «Об обмене состояниями», и как высказывает хулу Архилох, ведь он выводит в своих ямбах отца, говорящего о дочери:

 

Можно ждать чего угодно, не ручайся ни за что...

И еще плотника Харона — в ямбах, начинающихся словами:

О многозлатном Гигесе не думаю...

И у Софокла Гемон говорит в защиту Антигоны перед отцом, <представляя>, будто говорят другие.

17 Иногда стоит изменять энтимемы, превращая в афоризмы, как-то: «Умные люди должны соглашаться на мир, пока им везет; так они добьются наибольших выгод». А по образу энтимемы: «Если соглашаться на мир следует тогда, когда он будет наибо­лее выгодным и полезным, <значит>, надо соглашаться <на него>, пока везет».


1 < Вопрос > XVIII. Что касается вопроса, его уместнее всего за­давать тогда, когда <противник> уже сделал одно допущение, так что достаточно добавить один вопрос, чтобы вышла неле­пость. Так, Перикл спросил Лампона о том, как справляются таинства Спасительницы; тот возразил, что об этом нельзя слы­шать непосвященному; тогда он спросил, знает ли о них тот, и, получив утвердительный ответ, <задал последний вопрос>: «А каким образом, раз ты не посвящен?»

2 Второй <случай>, если одна <предпосылка> ясна, и очевидно, что вторую даст <сам противник> в ответ на вопрос. Нам сле­дует спросить о второй предпосылке, умалчивая об очевидной, и затем вывести заключение. Так, Сократ, будучи обвинен Мелетом в том, что он будто бы не верит в богов, <спросил>: «При­знаю ли я существование чего-либо демонического?» Получив утвердительный ответ, он спросил, не суть ли демоны дети бо­гов или нечто божественное. Когда тот согласился, он сказал: «Так как же, возможно ли, чтобы некто верил, что дети богов существуют, а богов отрицал?»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2335 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.