Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћировые религии и биоэтика




—о второй половины ’’ века мы видим огромнейшее усовершенствование наук, техники и медицины. ќднако вместе с тем человечество неожиданно оказываетс€ перед множеством неожиданных ситуаций. Ѕлагодар€ естественным наукам и технике, человек покор€ет природу - но одновременно он становитс€ перед экологическойдрамой небывалого объема. Ѕлагодар€ информатике, человеку доступно любое количество знаний и контактов, но никогда общество не испытывало столько анонимности и индивидуального отчуждени€, как сегодн€. ƒа, медицина смогла удлинить человеческую жизнь вдвое, но мы стоим в ошеломлении перед проблемой престарелости наших же близких, да и перенаселенности как таковой.

 ак бы в попытке предотвратить возможные этические дилеммы, угрожающие от всего научного и технического прогресса, возникает то, что сегодн€ называетс€ Ђбиоэтикойї: «а закрытыми дверьми лабораторий, а затем при содействии юристов и представителей разных религиозных и общественных учреждений, ученые, и вслед за ними профессионалы-биоэтики труд€тс€ в поисках предварительных решений Ђэтически спорныхї ситуаций и трендов.

¬ этой ситуации почти внезапно встает вопрос, а как проблемы современного развити€ вид€тс€ из перспективы традиционных вероисповеданий? » какую ценность представл€ют?

ћы попытаемс€ приблизить самые основные принципы больших монотеистических религий по отношении в медицинской этике и биоэтике.

¬ нашем геокультурном пространстве самой древней из современных религий €вл€етс€ иудаизм. ќднако очень сложно говорить о собственно иудейской биоэтике. —корее в традиционной иудейской религии существует т.н. Ђхалахаї объемна€ система требований, постановлений и запретов, восход€ща€ к традиционному иудейскому закону и к талмудической традиции.

¬ смысле врачебной этики, иудейска€религи€ наиболее широко и бескомпромиссно выступает за сохранение жизни. ”беждение в св€щенности каждой человеческой жизни €рко про€вл€етс€ в отношении иудеев к контрацепции, абортам, эвтаназии, самоубийству, аутопсии, а в последнее врем€ к этому списку прибавились трансплантаци€ и генна€ инженери€. ¬ соответствии с √алахой приспособлени€ дл€ контрацепции, стерилизаци€ примен€тьс€ не могут, за исключением случаев, когда под угрозой находитс€ жизнь матери. ќплодотворение в Ђпробиркеї в принципе одобр€етс€, но запрещаетс€ при наличии анонимного донора, что может привести к непреднамеренному инцесту. ¬ соответствии с ћишной, если жизнь матери находитс€ в опасности, аборт не только разрешен, но и об€зателен, так как жизнь существующа€ имеет приоритет перед потенциальной жизнью зародыша. ¬ 1977 году государство »зраиль прин€ло закон об абортах, в соответствии с которым, разрешаютс€ аборты в случа€х изнасиловани€, инцеста, серьезного уродства и беременности несовершеннолетних. ќртодоксальный иудаизм возражал против этого закона, так же как –имско-католическа€ церковь возражает против этого закона в »рландской республике. »удаизмом запрещены эксперименты над зародышами так же как и донорство органов, если существует п€тидес€типроцентна€ веро€тность, что пациент или реципиент умрет. —уществует так же возражение против трансплантации сердца. »удейска€ традици€ утверждает, что прекращение жизненных функций мозга не означает смерть, она наступает с прекращением работы сердца и легких. ѕоэтому иудаизм рекомендует медицине стремитьс€ поддерживать работу этих органов, даже если мозг умер

јвтономи€ пациента, напротив, имеет скорее подчиненное значение. ќ Ђздоровьеї здесь говоритс€ скорее на €зыке заповедей и об€занностей, чем на €зыке прав человека. Ќадежда и вера рассматриваетс€ при этом как главна€ сила в исцелении человека. ¬рач ни в коем случае не имеет право оставл€ть пациента в безнадежных ситуаци€х, он должен исполн€ть функции по уходу за пациентом. ¬ √алахе и ћишне четко регламентированы взаимоотношени€ между пациентом и врачем. ћало того, в —Ўј, где очень высок процент ортодоксальных иудеев существует так называемый ЂЅилль о правах пациента-евре€ї, документ, который призван помочь пациенту или его семье противосто€ть неправомерным требовани€м подчинитьс€ официальной медицине и помочь медикам избежать нанесени€ обиды верующим. ¬ заключении следует отметить, что внутри иудейской религиозной традиции существуют различные взгл€ды на прочтени€ рассмотренных выше вопросов.

— точки зрени€ римско-католической ÷еркви, вопросы биоэтики и этики врачевани€ решаютс€ с высокой степенью социальной активности и профессионализма. Ќесмотр€ на то, что сегодн€ в богословии римско-католической ÷еркви часто говоритс€ о плюрализме позиций, но по-прежнему ѕапе римскому и ¬атикану принадлежит центральное значение и авторитет, как при решении данных проблем, так и при установлении соответствующих документов.

Ќа первом месте в католической биоэтике находитс€ св€тость жизни: жизнь всегда должна рассматриватьс€ как Ђдар Ѕожийї. „еловек €вл€етс€ только Ђпользователем ї этого дара. ѕоэтому католическа€ церковь полностью отвергает эвтаназию и прерывание беременности. ”тилитаристский принцип Ђградуализмаї также не приемлетс€ (Е ситуаци€ постепенного разрушени€ личности, например, у пациентов с т€желой формой слабоуми€). ѕримечательно, что при этом признаетс€ принцип Ђпропорционализмаї, согласно которому в определенных критических ситуаци€х этически правильное решение €вл€етс€ результатом сравнени€, т.е. относительного противовеса элементов блага с элементами зла. ¬ общем, уважаетс€ принцип автономии пациента, однозначно одобр€етс€ трансплантаци€ органов.

¬ случае протестанской биоэтики трудно говорить о какой-либо единой концепции, не в последнюю очередь в виду множественности протестанских направлений. ќбщим дл€ них €вл€ютс€ ссылка на —в€щенное ѕисание и значимость антропологии, результатом чего может быть соответствующа€ гуманистическа€ позици€ в биоэтике. ѕротестанские биоэтики также принадлежат к наиболее активным в этих вопросах.

 

ѕравославные христиане были до сих пор не так активны в биоэтике. ’от€ их объедин€ет верность богословскому наследию христианства первого тыс€челети€, административно они принадлежат независимым Ђавтокефальнымї поместным ÷ерквам, что затрудн€ет создание единой биоэтической концепции. ÷ентральную роль у них играет Ђхристианска€ традици€ї, под которой, нар€ду с Ђлитургической жизньюї, понимаетс€ творчество отцов ÷еркви и —в€щенное ѕисание. Ќа первом плане в биоэтических размышлени€х находитс€ православна€ антропологи€, согласно которой каждый человек должен рассматриватьс€ как Ђобраз Ѕожийї в смысле его уникальности и креативности, как способности сотвор€ть по своему замыслу. ¬ соответствии с этим каждый человек призван к положительному духовному росту в смысле Ђ синергии с “ворцом ї. ¬ этой св€зи примечателен принцип Ђ икономии ї (дословно- Ђдомостроительстваї), который допускает исключение из церковных постановлений, если это окажетс€ необходимым ради любви и спасени€ конкретного человека. » здесь высока€ ценность жизни и “ворени€ также €вл€етс€ центральной темой. ¬ этом смысле можно рассматривать православный подход к современной науке и медицине: поскольку исторический конфликт в смысле Ђгреха √алиле€ї здесь никогда не имел места, то современные достижени€ вполне могут быть рассматриваемы в подтверждение неизреченного размера творени€ Ѕожьего Ц но естественно из позиции уважени€ и трепета к замыслу Ѕожьему.

¬ конкретных вопросах биоэтики православное богословие опираетс€ на византийскую традицию, однако, не смотр€ на определенные документы отдельных поместных православных ÷ерквей, официальные определени€ по вопросам биоэтики указывают скорее на общие нравственные подходы и фактически никогда не имеют юридический характер.

— точки зрени€ ислама, в вопросах медицинской этики и биоэтики, как и во всех других сферах жизни, на первом плане находитс€ центральное положение веры ЂЌет Ѕога, кроме јллаха, и ћухаммед пророк егої. ¬ соответствии с этим письменным источником исламской веры Ц  орану и —унне Ц принадлежит основное значение.  онкретные вопросы врачебной этики и биоэтики бывают решаемы по принципу т.н. Ђиджихадї, что можно понимать как метод динамического анализа на основании упом€нутых св€щенных письменных источников »слама. ѕри этом высший авторитет принадлежит т.н. Ђ”ламаї - Ђмудрым мужамї, причем больша€ роль отводитс€ важным центрам исламской учености (например,  аирскому университету).

«десь также человеческа€ жизнь имеет высший приоритет, но одновременно человек должен осознавать, что Ђвсе находитс€ в руках Ѕожьихї. ѕринципу автономии пациента здесь удел€етс€ большое значение, причем особое внимание здесь отводитс€ половой зрелости пациента. ѕослушание родител€м и родственна€ последовательность должны быть соблюдаемы и в таких вопросах, как конкретные возможности репродуктивной медицины или в молекул€рной биологии. ¬ мировом масштабе в исламе существуют немалые различи€, завис€щие от соответствующих традиций.

Ѕуддисты подход€т ко всем моральным ценност€м и, следовательно, к биоэтическим, учитыва€ следующие принципы:

* очищение разума и развитие мудрости;

* следование наставлени€м;

* непреложность закона  армы и перерождени€;

* направленность и искусные методы;

* развитие участливой доброты, а также сострадани€.

≈сли человек ориентируетс€ в жизни на эти принципы, то все его дела будут благославением, а мир будет спасен от болезни и беспор€дка. ƒл€ буддиста нет высшего авторитета, разбирающего, что правильно и что неправильно в каждом конкретном случае. ¬ы можете пользоватьс€ правилами и инструкци€ми, прибегать к определенным ограничени€м, однако ответственность за прин€тие решений, лежит только на вас. –азберем несколько биоэтических ситуаций, которые иллюстрируют эту мысль. Ѕуддисты считают предосудительным отнимать у живого существа жизнь при любых обсто€тельствах, энерги€ других людей дл€ них св€щенна. ’от€ на акт убийства и наложен запрет, а к убийству в буддизме относ€тс€ также эвтанази€ и аборт, все же важно про€вл€ть сострадание в соответствии с последним нравственным положением. ¬ принципе аборта следует избегать, но иногда следует принимать во внимание и обсто€тельства, см€гчающие вину женщины. —амоубийство и эвтанази€, как и остальные осознанные действи€ и волевые акты, подчинены закону кармы. —амоубийство Ц это глупый поступок, продиктованный желанием прекратить собственной существование. Ёвтанази€ портит карму не только больного, но и врача. –езультат таких поступков Ц последующее рождение в царстве сансары и, значит, дальнейшее страдание. “ем не менее, если речь идет о Ѕлагородном существе, человеке, который избавилс€ от всех желаний, то акт самоубийства может быть оправдан. ѕоследстви€ поступков такого человека уже не имеют значени€ Ц он переходит в нирвану. ¬ целом, буддизм мало волнуют вопросы земной жизни человека, цель правоверного буддиста Ц покинуть этот мир и распрощатьс€ со всеми проблемами.

¬ заключении, следует отметить, что первоначально биоэтика понимала себ€ как прагматический способ избегани€ возможных моральных дилемм, которые могли возникнуть в современной медицине или науке. —ущественной проблемой при этом €вл€етс€ моральный рел€тивизм, облегчающий путь множеству злоупотреблений достижени€ми науки и медицины. ѕон€тие Ђздоровьеї тоже стало рыночным продуктом и может Ђпродаватьс€ї разнообразными способами. —ейчас Ђздоровьеї не €вл€етс€ исключительно принадлежностью науки и медицины. ¬озможно, учет духовногоразмераэтого пон€ти€, который мы наблюдаем в различных мировых религи€х, мог бы придать больше стабильности при рассмотрении актуальных проблем науки и медицины.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-31; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5795 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

432 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.