Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В Министерстве образования Беларуси впервые разработан рейтинг отечественных учреждений высшего образования по итогам приемной кампании 2013 года, ГГУ 9 место из 48.




Рейтинг Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities) создан в Испании и рассчитывается группой Cybermetrics Национального Исследовательского Совета. Рейтинг вуза определяется, исходя из оценки содержания и популярности вузовского веб-сайта.

Рейтинг Webometrics охватывает сайты более 20300 университетов мира. Данные рейтинга рассчитываются два раза в год - в июле и январе.

Показатели рейтинга Webometrics:

· Присутствие (PRESENCE) (20%) - количество страниц, проиндексированных поисковой системой Google, размещенных на домене и всех поддоменах университета.

· Влияние (IMPACT) (50%) - число уникальных внешних ссылок на сайт по данным базы Majestic SEO и Ahrefs. Эти ссылки указывают на признание институционального престижа, академическую успеваемость, ценность информации и полезность предоставляемых услуг.

· Открытость (OPENNESS) (15%) - количество файлов веб-ресурса, представленных в форматах.pdf,.ps,.doc,.ppt,.docx,.ppts,.eps.

· Превосходство (EXCELLENCE) (15%) - научные материалы (документы, доклады, публикации), содержащиеся в базе Google Scholar, а также количество публикаций по данным испанской группы исследователей Scimago, на которые ссылаются в своей работе исследователи. С июля 2012 года учитываются только 10% наиболее цитируемых научных работ в соответствующих областях науки.

Белорусский государственный университет занял 673-е место среди ведущих вузов мира. Мировой вебометрический рейтинг университетов проанализировал 22 000 из почти 30 000 высших учебных заведений планеты. Пьедестал рейтинга традиционно завоеван Гарвардским университетом, Массачусетским технологическим институтом и Стэнфордским университетом. Среди стран СНГ БГУ стабильно входит в пятерку лучших вузов, уступая только четырем российским университетам: Московскому государственному университету им. Ломоносова, Новосибирскому государственному университету, Санкт-Петербургскому государственному университету и Национальному исследовательскому ядерному университету МИФИ. Среди вузов стран Центральной и Восточной Европы БГУ занял 21-е место. В первой тысяче лучших вузов мира Беларусь представлена только Белгосуниверситетом.

Тема 4. Образование, воспитание и культура: история и современность

 

1. Образование и культура: аспекты и уровни взаимодействия.

2. Модели образования. Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект.

3. Истоки возникновения и развития высших учебных заведений в мире.

4. Парадигмы университетского образования.

 

1. Сущность социокультурного подхода в социологии образования можно сформулировать в следующихх тезисах:

1) Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека;

2) Образование (в том числе освоение исходных научных положений) также является обретением культурных ценностей;

3) Образование можно рассматривать как способ вхождения человека в мир культуры.

В традициях исследований сложились определенные подходы к изучению образования как социокультурного феномена.

В основу первого подхода была положена цель образования, которая формулировалась как нормативный идеал образованного человека в обществе. Эта отрасль проникает во все сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую историческую эпоху. К. Маннгейм говорил, что цель образования отражена не только эпохой, но и страной. Так, этапы развития образования следует рассматривать в соответствии с нормативными идеалами. Например, в Спарте и Афинах центральным интересом было воспроизводство человека «умеющего» (в Спарте – воин, в Афинах – оратор), а в социалистическом обществе идеалом, согласно Шульману, был нравственно выдержанный, последовательный строитель коммунизма.

Второй подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры. Сторонники этого подхода – М. Мид, Г. Саймон, С. Кумбс. Они утверждают, что развитие цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих типов, в соответствии с чем меняется образование как транслятор культуры.

Выделяют три типа культуры:

а) постфигуративный (доминирует культура традиций, обычаев, повседневной практики, когда в качестве субъекта образованиявыступает естественное социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности. Знание не отделено от носителя);

б) фигуративный тип, когдакультура традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов. Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача – сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой стадии находится наше общество;

в)префигуративная культура – постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Эта культура пока только предполагается. Нормативный идеал–человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.

В основе третьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы. В качестве доминанты выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Э.Дюркгейм, К.Маннгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.

Особенность личностного подхода заключается в егоэкзистенциальном характере(И. Кант, М. Хайдеггер). Образование – деятельность общества, направленная на развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен. Цель образования – приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Образование – создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование (Хайдеггер). Общество и личность согласовывают свои интересы через систему образования, т.е. общество предъявляет свои требования через систему образования. Личность, социальный субъект в системе образования, не является объектом прямого воздействия общества. В конечном итоге, человек предъявляет свои требования обществу через систему образования. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей быть социально адаптированной, и именно образование обеспечивает знания, необходимые для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных высот, самореализоваться, и в этом случае он предъявляет свои требования к обществу через образование.

 

2. В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре (+развивающего образования) основных модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная.

1) Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель) - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение преследует, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне обученности и социализованности личности.

2) Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скинер) во главу ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения, обучающимися знаний. В основе идеологии современной рационалистической модели образования лежит бихевиористическая концепция. Эта модель отводит обучающимся сравнительно пассивную роль. Они, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.

Таким образом, поведенческие цели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Учитель должен следовать предписанному шаблону, а его деятельность превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т.д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальные занятия, коррекция.

Рационалистическая модель образования предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству. При этом любая образовательная программа должна быть направлена на обеспечение «поведенческого» аспекта знаний, умений и навыков.

3) Гуманистическая (феноменологическая) модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс) в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира обучающегося, на межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Эта модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявлять и развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития каждого обучающегося, предоставлять как можно больше свободы выбора и самореализации.

Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич) ориентирована на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных институтов. Это образование на «природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Internet, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

Так, в мировой педагогике хорошо осознана роль «параллельной школы», как называют радио, телевидение, кинематограф, прессу, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы. Например, в США учебные программы транслируют около 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует национальные учебные программы, разработкой и внедрением которых занимаются несколько педагогических центров.

Использование средств массовой информации в образовании позволяет повышать эффективность образовательного процесса.

Система Internet резко расширила возможности получения информации, появился термин «Интернет-образование», который означает обучение людей с помощью программных электронных средств обучения. Но простая «перекачка» информации из сети Internet может привести к снижению роли активной познавательной (мыслительной) деятельности субъектов обучения.

Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения. Особенностями дистанционного обучения являются: индивидуальное общение обучающего и обучающегося в режиме времени, близком к реальному; использование преподавателей-тьюторов, которые выступают в роли консультанта и организатора и несут персональную ответственность за каждого обучающегося; личностно ориентированный характер обучения; изначально заданная положительная мотивация обучения; утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации, самостоятельный поиск нужной информации; выступление обучающегося в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования), возможности использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение) и другие.

3. В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н. э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название Академии.

Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение — Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, мате­матики и другим наукам о природе. В исторической перспективе — это предше­ственник современного лицея.

В эллинскую эпоху (308-246 до н. э.). Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum — место, посвященное Музам). В форме лекционных занятий там обуча­ли основным наукам — математике, астрономии, филологии, естествознанию, ме­дицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то, что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.

Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии (учебно-воспитательные заведения военно-спортивного профиля).

В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа — Аудиториум (от лат. audire — слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII-VIII веков — исключительно на греческом языке.

В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в свое время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.

Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны — своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».

Церковь сыграла особую роль в развитии высшего образования. Например: монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции.

В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные ученые и их ученики. Они дискутировали, читали и обслуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI-XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения — медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование. В начале XVI века на Ближнем Востоке сложилась иерархия медресе:

• столичные, открывавшие выпускникам путь к административной карьере;

• провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками.

Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания (912-976 годы). Высшие школы Кордовы, Саламанки, Толедо, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания — богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, меди­цине и философии. Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лек­ционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправ­ления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образо­вательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.

Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.

В Индии мусульмане получали высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях (даргаб).

В Китае в период «золотого века» (III-X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали ученую степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».

В Европе на протяжении XII-XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс проходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства универси­тетов.

В конце XI — начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться уни­верситетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).

Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение ученых степеней, на осво­бождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширя­лась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.

С самого начала церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. И в наше время Ватикан является официальным покровите­лем ряда университетов. Несмотря на данные обстоятельства, по своей организа­ции, программе и методам обучения университеты раннего средневековья уже были альтернативой светского образования церковному. Университеты противо­поставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь. Именно благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче.

История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, дав­ших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения, — Р. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперника, Ф. Петрарки.

Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чер­той являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете — 17.

Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени — сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем — магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета—pектора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.

Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский — канонического права, Орлеанский — гражданского права, университеты Италии — римского права, университеты Испании — математики и естественных наук.

Исторические типы образования (Кусжанова А. Ж. Исторические типы образования // Credo. 1998. № 2, 3, 6;1999. № 6):

1) Традиционное образование: формирование человека, производство себе подобного.

мифологическое - осознание мира с помощью сказок, мифов, легенд.

2) Религиозная парадигма: образование как формирование образа и подобия Бога, приобщение человека к трансцендентному, божественному.

схоластическое - культура текста, тренировка памяти, овладение грамотой, риторикой; смысл человеческого существования

3) Светская парадигма: образование как формирование универсальной культуры.

просветительское

4) Современное образование: образование как процесс учения:

а) образование как формирование научной картины мира

б) образование как профессионализация

в) образование как формирование культуры мыслительной деятельности

г) образование как подготовка к жизни

д) концепция непрерывного образования

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина.

Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк).

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 год. Она получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания». Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных.

 

4. Главными принципами университетского образования считают:

• полноту представленного в университете научного знания;

• дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;

• способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых.

В процессе развития университета всегда ставилась проблема свободы преподавания. Мировой опыт демонстрирует разные пути ее решения. Одни университеты отдают предпочтение блестящему оратору и лектору, умелому пропагандисту научных достижений, который умеет вызвать у студентов интерес к познанию истины. Другие видят в университете не столько учебное заведение, сколько привилегированную цеховую организацию (И. Г. Фихте) или высшую научную школу, открывающую научные истины и проверяющую результаты новейших открытий. Однако современные университеты готовят своих выпускников не только к научно-исследовательской деятельности, но и к различным профессиональным обязанностям. При этом традиционная — духовная и культурологическая миссия университетов остается неизменной. По мнению С. И. Гессена, «только наука должна определять его (университет) в его внутреннем бытии, а не посторонние науке интересы государства, вероисповедания, секты и партии». Поэтому вcе университеты мира едины в основной идее, заключающейся в их возникновении в качестве научного и интеллектуального центра развития любого общества.

Свойства современного образования:

гуманизация - ориентация образовательной системы на развитие отношений взаимного уважения к учащимся и педагогов

гуманитаризация - ориентация на освоение содержания образования, позволяющего решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

диверсификация - широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления

стандартизация - ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего государственного образовательного стандарта

многовариантность - создание условий выбора и предоставление каждому субъекту шансы к успеху

многоуровневость - организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека

фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки

информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

индивидуализация это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1932 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.