Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Послевоенный этап творчества




 

Завершив титаническую работу над «Социальной и куль­турной динамикой» и, видимо, разуверившись в адекватности восприятия своих идей в академических кругах Америки, П. А. Сорокин апеллирует к читающей публике. Сначала появ­ляется популярная адаптация названной работы для массового читателя — «Кризис нашего времени», ставшая впоследствии самой многотиражной и самой переводной книгой ученого, а затем не менее известная «Человек и общество в бедствии».

Все больше Сорокин превращается, по меткому выражению ряда специалистов, в «одинокого волка от науки». Его малые труды 1950-х гг. и высказываемые в них идеи приобретают экс­центричный характер, а выступления на общественной арене становятся все более критичными.

Даже в своем университете, несмотря на всеобщее почитание и обожание со стороны студентов, Сорокин лишь минимально влиял на интеллектуальную атмосферу и, видимо, прекрасно это осознавал. Его младший коллега по факультету Толкотт Парсонс был куда более влиятельным. Их отношения — «про­хладно-соревновательного типа» — и воздействие на интеллек­туальное развитие Америки заслуживают особого изучения.

Отметим, что, соглашаясь в принципе друг с другом по кругу схожих идей, в особенности о роли культурных симво­лов, детерминирующих социальное действие, ученые так и не «уладили ссору». Многие из сорокинских учеников, в том чис­ле и Р. К. Мертон, пошли скорее в русле парсонсовской пара­дигмы. Путь парсонсовско-сорокинского синтеза оказался ма­лоперспективным, и лишь самое незначительное число его учеников считали себя сорокинцами, и то каждый — доста­точно индивидуально (Р. Дю Ворс, Э. Тириакьян). Словом, творцу Гарвардского факультета так и не пришлось стать его вдохновителем и создать собственную социологическую школу в Америке.

В 1950—1960-е гг. консервативно-ригористический крен мышления Сорокина еще больше усилился. Эксцентричность и профетизм становятся главными стержнями его публичных вы­ступлений в печати, а проповедь кризиса и альтруистической любви — центральной темой, пронизывающей почти все твор­чество ученого. Это видно уже по названиям ряда его книг: «Альтруистическая любовь: Исследование американских доб­рых соседей и христианских святых», «Социальная философия в век кризиса», «Изыскания в области альтруистической любви и поведения», «SOS: значение нашего кризиса», «Пути и власть любви», «Американская сексуальная революция».

Закономерен поэтому образ позднего Сорокина, сохранив­шийся в воспоминаниях современников. Л. Козер пишет: «Я никогда не забуду этого исхудалого старца, выпрямившегося за кафедрой ультрасовременного зала университета Брандеис, призывающего аудиторию покончить с соблазнами и приман­ками нашей «чувственной» культуры, осознать всю ошибоч­ность этого пути развития и возвратиться на тропу «идеациональной» правильности. В тот момент мне ясно почудилось, что именно так должен был бы выглядеть странствующий про­поведник, вышедший из дикого леса лишь для того, чтобы на­ставить заблуждающуюся толпу греховных крестьян на истин­ный путь Господа». Но нет пророков в родном отечестве, не говоря уж о пророках-чужаках.

Современное состояние западной культуры Сорокин диаг­ностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпенглерианского субъективизма — конца ее исто­рического существования, смертельной агонии всей цивилиза­ции Запада. Исходя из положения о перманентных флуктуациях культурных типов (основной закон истории), он считал, что и нынешняя чувственная культура обречена на закат, поскольку, превращая ценности в простые релятивные конвенции, повин­на в деградации человека.

В сфере морали кризис заметен отчетливее всего. Ранее Со­рокин сформулировал социальный закон общества в бедствии: «закон поляризации» религиозной и моральной жизни. Он полагал, что в нормальных условиях большинство населения не является ни «слишком безгрешным», ни «слишком грешным», однако в ситуации общественной катастрофы оно склоняется к поляриза­ции, когда одни члены общества становятся более криминальны­ми и менее религиозно настроенными, тогда как другие, напро­тив, становятся более религиозными и менее криминальными.

Мораль же эпохи общего культурного «затмения» отличает­ся, по мнению Сорокина, пятью специфическими чертами кризисности. Это утилитарность в ее чувственном значении, гедонизм, денежная полезность, релятивизм нравственного соз­нания, а отсюда и нигилизм массового сознания, «господство силы», которое становится единственным средством самозащи­ты в условиях отсутствия абсолютных моральных норм.

В 1960-е гг. «непричесанные», с точки зрения обывателя, мысли Сорокина продолжали эпатировать публику; в общест­венном мнении все сильнее укреплялся имидж «чудо-старца» со странностями. В начале 1960-х гг. он предложил на суд чита­телей свою версию конвергенции СССР и США (как идеально-противоположных социокультурных типов) к смешанному социокультурному типу, высказанную в атмосфере довольно на­пряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон «не сомневалась» в абсолютной правильности своего пути развития и совершеннейшей порочности системы оппо­нента.

Эссе начиналось со слов: «Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому («свободное пред­принимательство») типу общества и культуре. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммуни­стов в ближайшие десятилетия. Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если человечест­во избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим ти­пом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не ка­питалистический и не коммунистический, а тип специфиче­ский, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и комму­нистическим строем и образом жизни. Он объединит большин­ство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефек­тов каждого типа».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2486 - | 2349 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.