Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная мобильность и социальная стратификация




 

«Социальная мобильность», по единодушному суждению большинства социологов, является классическим для западной социологии трудом по проблемам стратификации и мобильно­сти. Несмотря на то, что своего рода заявки на некоторые поло­жения и идеи книги были сделаны Сорокиным еще в русский период, работа, безусловно, в свое время была новаторской, в том числе по языку, который и поныне общепринят для описа­ния процессов социальной динамики внутри общества. Но осо­бенно книга «интересна благодаря теоретическому различию, проводимому между горизонтальной и вертикальной мобильно­стью, и глубокому анализу основных средств или каналов, при помощи которых индивидуумы могут достигнуть вертикальной мобильности».

Согласно Сорокину, социальная мобильность есть естествен­ное, нормальное состояние общества, она включает регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и социальных объектов (ценностей), т. е. всего того, что создано или модифи­цировано в процессе человеческой деятельности, из одной со­циальной позиции в другую. Им различается горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая предполагает переход из од­ной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации; под второй социолог подразумевал перемещение индивида из одного пласта в дру­гой, причем в зависимости от направления самого перемеще­ния можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей, т. е. социальном подъеме и социаль­ном спуске.

Вертикальную мобильность, по мнению Сорокина, необхо­димо рассматривать в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации (политической, экономи­ческой, профессиональной): как внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическую циркуля­цию и продвижение по экономической лестнице. Восходящую линию мобильности он предлагает оценивать двояко: не только как индивидуальное поднятие или, по выражению Сорокина, индивидуальное просачивание, инфильтрацию, но и как кол­лективное восхождение, когда в более высокой страте создается новая группа индивидов. «Занимать высокое положение при дворе Романовых, Габсбургов или Гогенцоллернов до револю­ций означало иметь самый высокий социальный ранг. «Паде­ние» династий привело к «социальному падению» всех связан­ных с ними рангов. Большевики до революции в России не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела социальную дис­танцию и заняла самое высокое положение в русском общест­ве. В результате все ее члены были подняты до статуса, зани­маемого ранее царской аристократией».

Основным препятствием для социальной мобильности в стратифицированном обществе является наличие специфиче­ских «сит», которые как бы просеивают индивидов, предостав­ляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передви­жение других и задерживая их в низших стратах общества. Эти «сита» суть механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. Как прави­ло, эти механизмы в мобильных обществах, по мысли Сороки­на, совпадают с традиционными каналами социальной вертикальной мобильности. К их числу он относил семью, школу, церковь, армию, всевозможные профессиональные, экономи­ческие и политические организации и объединения.

На базе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что «в любом обществе социальная циркуляция индиви­дов и их распределение осуществляются не по воле случая, а по необходимости и строго контролируются разнообразными ин­ститутами»1. Но при этом он делает важное добавление: «за ис­ключением периодов анархии и социальных потрясений».

Уже при написании этой книги Сорокин четко различал со­циальную мобильность в так называемые нормальные периоды относительной общественной стабилизации и мобильность в периоды социальной дезорганизации (войны, революции, го­лод, эпидемии и т. п.). «И если мобильность в нормальные пе­риоды постепенна, регулируема и контролируется твердыми правилами, то в периоды великих бедствий... поступательность, упорядоченность и строго контролируемый характер мобильно­сти существенно нарушаются». Однако в периоды хаоса, раз­рушения внутренней социальной структуры общества все рав­но, по Сорокину, сохраняются помехи к неограниченной соци­альной мобильности: остатки «сита» старого режима и быстрый рост нового «сита» зарождающегося порядка.

Говоря о факторах, влияющих на вертикальную циркуляцию индивидов, Сорокин в качестве наиболее константных выделя­ет демографический фактор, различие между родителями и детьми, динамику антропосоциального окружения. К примеру, по его мнению, низкая рождаемость или высокая смертность в высших стратах приводит к «социальному вакууму», который постепенно заполняется представителями низших страт, ины­ми словами, происходит как бы круговая циркуляция внутри элиты общества.

Для Сорокина, как, впрочем, и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм самой социальной стратификации. Абрис и высота экономической, политической и профессиональной стратификации — вневре­менные характеристики и нормативные черты стратификации.

Их временные флуктуации не имеют никакого однонаправлен­ного движения, скажем, в сторону увеличения социальной дис­танции или ее сокращения. Правда, при этом социолог осторо­жен и в утверждении факта периодичности временных флук­туации стратификации.

«Социальная стратификация — это постоянная характери­стика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и ме­неджменте, банде преступников и демократиях уравнителей - словом, — повсюду». Воистину пока история показывает, что нестратифицированное общество с подлинным и последова­тельно проведенным принципом равенства его членов есть миф, так никогда и не реализованный на практике и оставший­ся лишь знамением всемирных эгалитаристов.

Сциентистское новаторство П. А. Сорокина, пионера в об­ласти теоретической и специальной социологии, популяризаторство идей европейской социологии в замкнутой на самой себе и эмпирически ориентированной американской социоло­гической школе, созидание нового категориального словаря со­временной парадигмы социологии феноменально быстро сде­лали Сорокина в академических кругах Америки фигурой до­вольно популярной, хотя для кого-то и одиозной.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.