Летом 1922 г. ситуация в стране резко изменяется. В. И. Ленин остро ставит вопрос о необходимости коммунистического контроля над программами и содержанием курсов по общественным наукам. Буржуазная профессура постепенно отстраняется от преподавания и тем более от руководства наукой. Летом 1922 г. прокатывается волна массовых арестов среди научной и творческой интеллигенции. Для П. А. Сорокина наступает критический час. И поскольку о его отъезде существует много легенд, то остановимся на этом вопросе подробнее.
В августе 1922 г. П. А. Сорокин находился в Москве по приглашению экономиста Н. И. Кондратьева. В день его приезда были арестованы более 100 крупнейших представителей русской творческой мысли. Среди них — Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, М. А. Осоргин, А. В. Пешехонов и многие другие. Через пару дней аналогичные аресты были произведены и в Петрограде. Посещали сотрудники ЧК и петроградские апартаменты профессора Сорокина, который, по счастью, все еще находился в Москве.
Тем временем «Правда» опубликовала статью Л. Д. Троцкого, где говорилось о том, что арестованных не собираются казнить, а лишь выдворят за пределы страны. Арестованных постепенно начали отпускать домой, предварительно получив от них расписку в том, что они обязуются в течение 10 дней покинуть страну, а в случае неразрешенного возвращения их ждал.) смертная казнь.
В сложившейся обстановке Сорокин принимает решение присоединиться к группе тех, кто подлежит депортации. В бюрократизированной Москве выполнение всех формальностей оказалось делом довольно простым, и уже 23 сентября с небольшим скарбом Сорокин с женой покидают страну навсегда. Такова официальная версия, поддерживаемая самим Сорокиным. Насколько она правдива, что осталось за кадром, знал ли Ленин о высылке Сорокина, о чем нередко пишется в литературе, сейчас установить, пожалуй, уже не удастся.
После непродолжительного пребывания в Берлине Сорокин приезжает по приглашению президента Чехословакии Т. Масарика в Прагу, где как бы обретает второе дыхание: участвует к организации новых журналов, читает много лекций, со свойственной ему творческой энергией подготавливает к печати пять книг. Значительно поправив свое здоровье за год относительно спокойной, даже непривычно для него спокойной, жизни в Праге, он приступает к реализации былых замыслов и садится за написание нового фундаментального труда — «Социологии революции».
Но уже осенью 1923 г. по приглашению видных американских социологов того времени — Э. Хайэса и Э. Росса — прочесть серию лекций о русской революции в некоторых американских университетах П. А. Сорокин окончательно перебирается в Соединенные Штаты Америки, в дальнейшем покидая эту страну крайне редко, и то в качестве визитера. С этого момента начинается новая страница его биографии, и Сорокин-социолог приобретает поистине мировую славу.
Менее года понадобилось Сорокину для языковой адаптации. Посещая церковь, публичные собрания и университетские лекции, он довольно быстро обрел свободный разговорный английский язык и уже летним семестром 1924 г. приступил к чтению лекций в Миннесотском университете, сотрудничая при этом и с университетами в Иллинойсе и Висконсине. Первым печатным результатом становится его книга «Листки из русского дневника», где он описывает и анализирует события в 1'оссии с января 1917 по сентябрь 1922 г.
Примечательно, что с первых дней пребывания в Америке П. А. Сорокин сталкивается с оппозицией академических кругов, предпочитавших тогда, по выражению Л. Козера, видеть и нем «рассерженного политического эмигранта, злопамятного и не извлекшего никаких уроков». Лишь после того, как в его защиту выступили Ф. Гиддингс, Ч. Кули, Э. Росс, предвзятость и отношении Сорокина постепенно спадает. Так, случайные лекционные сериалы стали сменяться приглашениями на постоянную работу, хотя его изначальная зарплата в то время едва достигала половины принятых размеров «полного профессорства».
Социология революции
При всем этом годы, проведенные в Миннесоте, были, пожалуй, самыми продуктивными в жизни социолога. С интервалом приблизительно в один год П. А. Сорокин издает последовательно «Социологию революции», новаторскую «Социальную мобильность», «Современные социологические теории», затем в соавторстве со своим другом К. К. Циммерманом - Основания городской и сельской социологии» и, наконец, трехтомную «Систематическую антологию сельской социологии». Все эти труды представляют собой многостраничные и увесистые фолианты, ярко свидетельствующие не только о научном, но и о литературном гении Сорокина, своего рода Набокова от социологи, с не меньшим талантом писавшего и на неродном языке.
Первые работы из этого цикла были задуманы Сорокиным еще в России, они логически продолжали его «Систему социологии». Все эти издания были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, тем не менее с их помощью Сорокину удалось окончательно преодолеть предвзятую настороженность в отношении своей персоны и далее, более того, с задворок политической эмиграции передвинуться на авансцену американской социологии.
Показательно, что само название книги «Социология революции» стало нарицательным для обозначения целого направления в современной науке. В ней Сорокин утверждал наличие двух этапов в любой великой революции: поначалу вся цельная революция рассматривается в качестве дискретного хиатуса в нормальном функционировании общества, но если первый этап революции подлинно революционен, то за ним с железной необходимостью наступает второй этап — контрреволюционный. По завершении периодов контрреволюции можно говорить о конце всей революции. Диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Ленина, по мысли Сорокина, знаменуют собой имманентное перерастание революций во вторую фазу.
С позиций умеренного бихевиоризма Сорокин трактует причины революций. «Все возрастающее подавление основных инстинктов населения; их базовый характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка, — таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва». Однако в основе этих процессов лежит подавление базовых инстинктов людей - пищеварительных, сексуальных, инстинктов собственности, самовыражения, самосохранения и многих других. Подавление инстинктов на групповом уровне приводит к биологизации определенных форм поведения и ослаблению «тормозов», удерживающих индивидов от совершения антисоциальных поступков. «Конвенциональные одежки цивилизованного поведения быстро срываются, и вместо них социум оказывается лицом к лицу с выпущенным на волю зверем».
Но революция, по мнению Сорокина, не приносит никогда удовлетворения репрессированным инстинктам людей, более того, усиливает их подавление. Когда же оно перехлестывается накопившейся усталостью масс, то складываются все условия, необходимые для контрреволюционного переворота. Потребность масс в сильной личности (или группе) и твердой власти столь велика, что революция, которая начиналась с уничтожения всех социальных ограничений в обществе, быстро реверсирует и создает все условия для формирования новой диктатуры. Словом, революции суть периоды общественных бедствий, когда нарушаются все механизмы нормального функционирования общества.
П. А. Сорокин убедительно показывает, какие сдвиги происходят в составе народонаселения, социальных структурах, общественно-экономическом организме, отношениях собственности, власти и субординации и, наконец, в духовной сфере. При этом, правда, его рецепты мирного и конституционного реформирования общества выглядят несколько наивными.