Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная и культурная динамика




 

Для осуществления сорокинских замыслов Гарвардский университет выделяет колоссальный по тем временам грант в размере 10 тыс. долл. П. А. Сорокин привлекает многих рус­ских ученых-эмигрантов, а также многих своих гарвардских учеников (среди них был и самый блистательный, по его сло­вам, Р. К. Мертон) как для соавторства, так и для сбора массо­вого эмпирического материала, статистических подсчетов и технической обработки всякого рода источников и специаль­ной литературы. В результате с 1937 по 1941 г. выходит его главное детище — четырехтомная «Социальная и культурная динамика», беспрецедентный по объему и эмпирическому ох­вату социологический труд, превзошедший в этом смысле, на наш взгляд, и «Капитал» К. Маркса, и даже «Трактат по общей социологии» В. Парето.

В отличие от предыдущих исследований Сорокина реакция на книгу была крайне неоднозначной и в целом далеко не в пользу русского ученого. По подсчетам А. Тиббса, в популяр­ных американских журналах из семи рецензий лишь две были неблагосклонными; в специализированной несоциологической периодике из шести рецензий благожелательной оказалась толь­ко одна; а в специализированных социологических журналах из одиннадцати рецензий шесть были амбивалентными, четыре - отрицательными и лишь один отклик — положительным. Ре­цензии Р. МакАйвера и Г. Шнайера в центральном органе Аме­риканской социологической ассоциации - «Американском социологическом обозрении» — оказались резко отрицательны­ми. Автоматически интеллектуальная изоляция Сорокина стала вновь возрастать.

Тем не менее, именно в «Социальной и культурной динами­ке» былые интегралистские настроения и тенденции ученого окончательно оформляются в единую интегральную модель. Не претендуя на последовательное и систематическое описание когнитивной модели Сорокина, аккумулировавшей, как может показаться, идеи почти всех отраслей гуманитарного знания, постараемся довольно лаконично очертить саму модель и ос­новные ее методологические основания. Кроме «Социальной и культурной динамики», особенно вводного раздела первого то­ма и всего четвертого тома, мы будем апеллировать к прецеден­ту «телеграфного конспекта», одобренному самим Сорокиным, его интегральной модели.

Все люди так или иначе вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого комплекса факторов: бес­сознательных (рефлексы), биосознательных (голод, чувство жажды, половое влечение и т. п.) и социосознательных (значе­ния, нормы, ценности) регуляторов. В отличие от случайностных и временных агрегатов людей (толпа), характеризуемых отсутствием ясных и пролонгированных связей, только общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, сущест­вующие как бы внутри каждого из социосознательных Эго - конституирующих общество членов. В этом смысле любое обще­ство можно описать и понять только через призму присущей ему системы значений—норм—ценностей. Эта система суть единовре­менное культурное качество.

Скрытые в социосознательных индивидах и обществах куль­турные качества (социологический реализм) обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации, сохраняю­щихся даже в дискретные периоды культурной истории, вы­званные общественными бедствиями (войны, революции, го­лод и т. д.).

Социоэмпирические исследования культурных качеств (зна­чений, норм, ценностей) позволяют выявить весьма длительные периоды истории, в течение которых проявляются относитель­но близкие и даже идентичные культурные образцы — виды деятельности, мысли, творчество, материальное производство, верования и т. п. Эти продолжительные образцы культурной жизни, несмотря на всевозможные и случайностные девиации, эмпирически устанавливаются лишь потому, что сами они суть продукты логико-значимых культурных систем.

При этом логико-значимые культурно-ценностные систе­мы - детерминанты культурного качества - формируются под воздействием двойственной природы человека, сущест­ва мыслящего и существа чувствующего. Преимущественное качество тем самым совпадает с одним из полюсов ценностно-культурной шкалы. Если основной акцент сделан на чувствен­ной стороне человеческой природы, то детерминируется чув­ственный образец культурных ценностей, если на воображе­нии и разуме — нечувственный, хотя и в том и другом случае не нейтрализуются полностью противоположные мотивы по­ведения, мышления. При условии баланса чувственных и ра­циональных стимулов формируются особые идеалистические культуры.

В соответствии с этим выделяются и три типа мышления. В одном случае истинная реальность рассматривается как не­материальное и вечное бытие, физические запросы и потребно­сти человека при этом минимизируются за счет гипертрофиро­ванного акцента на духовных устремлениях личности. В другом реальностью считается лишь то, что открывается органам ощущений (чувств), медитация «низвергается», удовлетворение фи­зических потребностей абсолютизируется. Наконец, в третьем случае осуществляется специфический синтез чувственного и внечувственного познания и критерия истинности.

Перегруппировка всех классов значений, норм и ценностей в этом ключе, их вскрытие на основании исторического иссле­дования показывают удивительное соответствие с ценностными классами, выработанными древнегреческой философией, а именно: ценности, происходящие в результате когнитивной деятельности (истина); ценности эстетического удовлетворения (красота); ценности социальной адаптации и морали (добро, добродетель); и, наконец, конституирующая все остальные цен­ности в единое социальное целое ценность пользы.

Любую социально значимую человеческую активность мож­но объяснить посредством этих четырех поистине универсаль­ных категорий. Игнорирование их или подмена другими объяс­няющими принципами неизбежно приведет к сциентистской неудаче искусственного перевода этих категорий на язык дру­гих, менее адекватных терминов.

Интегральный подход в равной мере применим при описа­нии индивидуального типажа (личности) либо культурных цен­ностей. В самом деле, любой индивид вписан в систему куль­турных ценностей, а его бессознательные мотивы и биосозна­тельные стимулы так или иначе контролируются и подчиняются его социосознательному Эго. Так же и культура становится ин­тегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, ба­лансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу истине, красоте и добру.

Подобный интегрализм характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель интегральной культурной суперсистемы - результирующая систематического и гармонизирующего ценно­стного образца — дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, нежели тради­ционные социологические, антропологические или культурологические методы.

Вот почему дескриптивный анализ социальной жизни дол­жен быть подчинен исходному примату культурных ценностей даже в таких аспектах социального бытия, где, как может пока­заться с первого взгляда, отсутствует прямое восхождение к культурно-ценностным системам. К примеру, понятия «группа», «роль», «класс», «стратификация», «социальное действие» и им подобные приобретают научную валидность лишь тогда, когда интерпретируются как переменные культурных суперсистем, конгруэнтных связей значений—норм—ценностей.

В силу этого новая философия истории должна исходить из тезиса о том, что в пределах, заданных относительно констант­ными физическими условиями (будь то климат либо географи­ческое положение), наиважнейшим фактором кардинальных социокультурных изменений (т. е. динамики в подлинном смысле понятия) становится распад той или иной доминантной культурной суперсистемыидеационной, идеалисти­ческой, чувственной. Именно в этом смысле тождественны социология и философия истории, так как они концентрируют внимание на проблематике генезиса, эволю­ции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняются вопросы: как, почему и когда происходят те или иные социокультурные изменения.

Каждая из культурных суперсистем «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими нравами, законами, кодексом поведения, со своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, на­конец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением».

Таков в общих чертах интегральный синтез сорокинской мак­росоциологии, где первичной единицей анализа выступает инте­гральная цивилизация.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 583 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2210 - | 2135 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.