Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гештальт-терапия, деонтология и этика 4 страница




В таком смысле работа над осознаванием происходящего на грани­це контакта подразумевает преодоление этого метонимического эффек­та. В отличие от психоаналитика, гештальт-терапевт не прячет того, что в нем есть особенного, личного: например, ему случается давать опре­деления переживаемому опыту. То есть возникает реальность, созда­ваемая общим (или как минимум совместным) опытом пациента и те­рапевта. Работа над этим отношением, выявление фаз контакта, преры­ваний цикла переживаемого опыта - все это способы перейти от части к целому: для пациента это означает переход от переживания «мне пло­хо» к осознанию функции этого переживания и того, что в нем есть особенного. Пациент переходит от индивидуального переживания к пе­реживанию как феномену поля. Если вспомнить только что приведен-


ный образ, парус не нечто существующее само по себе; он всегда есть в отношении с ветром или штилем.

С другой стороны, можно говорить о метонимической позиции также в том смысле, что опыт, который пациент переживает в ходе те­рапии, есть часть совокупности его опыта. В таком случае, остается уз­нать, как эта часть связана с другими элементами опыта, а также какова природа данных связей. Если снова воспользоваться все тем же обра­зом, на этот раз речь идет о том, чтобы по парусу идентифицировать судно. Парус один или их много? Как парус крепится к мачте? Кто и как управляет парусами? И так далее. А дальше встают другие вопросы. Куда идет судно под парусом? Нагружено ли оно военными припасами, перевозит продовольствие или же плавает просто так? В терапевтиче­ском плане это означает работу по раскрытию разных артикуляций опыта пациента, установлению связи элементов, которые кажутся раз­розненными, и расширению поля осознавания.

Наша исследовательская группа, которую вели Мари Пети и Жан-Мари Робин, на протяжении многих дней разбирала видеозаписи сес­сий одной пациентки. Данная пациентка начала глубинную терапию с терапевтом-мужчиной, которая окончилась эмоциональным взрывом и физическим контактом пациентки и терапевта.

Когда мы разбирали эту терапевтическую ситуацию, то пришли к выводу, что ее можно интерпрентировать многими способами. По мне­нию одних, данный курс терапии нужно рассматривать в связи с трав­матическим опытом прошлого. В разбираемой ситуации можно увидеть попытку преодоления недопережитого эпизода детства пациентки, чей брат использовал ее для удовлетворения сексуальных потребностей двух своих товарищей и своих собственных. Согласно другой интер­претации, то, что пациентка выбрала своим терапевтом мужчину, было попыткой выйти из отношений слияния с матерью. Третье мнение от­давало предпочтение исследованию отношений с отцом. Наконец, все то же самое с равным успехом можно было расценить как попытку ус­тановить до того не испробованный и опасный контакт с фигурой муж­ского пола.

Каждое из этих прочтений опиралось на материал, зафиксирован­ный в ходе предыдущих сессий. Нам тогда казалось, что результатом исследования должна была стать «хорошая интерпретация», поскольку все это имело смысл: на самом деле, в данной терапии оказались моби­лизованы одновременно все эти моменты, а также, вероятно, другие, менее очевидные. Это все равно, что сказать, что дело заключается в

.44-


Перестать знать. Философия гештальт-терапии

метонимическом отношении, которое устанавливается между отноше­нием пациентка/терапевт и различными элементами совокупного поля опыта данной пациентки. В таком-то аспекте она скорее всего связана проблемой своих взаимоотношений с братом, в другом случае важность приобретают ее отношения с матерью и так далее. Можно, впрочем, подумать, что сам эмоциональный накал терапии обязан происхожде­нием тому факту, что многие зоны опыта пациентки, сами по себе уже нагруженные эмоционально, вошли в резонанс. Метонимическая гипо­теза как раз и предполагает признание всего сказанного. Она подразу­мевает отказ от отыскания единственного и окончательного значения, которое скорее отвечало бы позиции метафорического типа (уточним, что принятие терапевтом такой метафорической позиции не подразуме­вает того, что опыт пациента имеет только метафорическую природу). Терапевтической здесь является метонимическая артикуляция отноше­ния терапевт/пациентка и некоторых ключевых элементов опыта паци­ентки. Исходя из этого, может произойти интеграция переживаемого опыта и реорганизация прошлого опыта.

Дабы это оказалось возможным, наверное, необходимо, чтобы те­рапевт в разные моменты терапии занимал разные позиции. В первые дни его вмешательство должно быть минимальным; он узнает от паци­ента различные элементы его опыта, но глубоко их не исследует. Мож­но сказать, что эти различные элементы просто приходят в движение и вступают в отношения между собой.

Второй период упомянут выше; в такой момент терапевт сущест­венно вовлечен и мобилизован. На этот раз происходит то, что эта силь­ная мобилизация терапевта (которая может принимать форму как экс­перимента, так и прямого контакта) фокусирует все то, что оказалось мобилизовано в первое время.

Последний этап будет моментом интеграции, главным условием которой является то, что терапевт отступает на задний план, мало-помалу позиционируя себя в качестве одного из элементов поля, пере­ставая быть его центральным элементом; без этого метонимическая ар­тикуляция будет невозможна: в самом деле, если терапевт остается на переднем плане, может произойти только то, что некоторые элементы поля опыта пациента соединяться с только что пережитым, но не про­изойдет глобальной реорганизации поля опыта. Такая реорганизация подразумевает, что новые артикуляции возникнут вокруг осей, кото­рые, возможно, нельзя увидеть в связи с тем, что было пережито, но ко-

-45-


торые приходят в движение просто потому, что равновесие поля оказа­лось нарушенным.

Из этой гипотезы также вытекает необходимость поставить под во­прос «парадигму голограммы» (которую так часто представляют как центральную в гештальт-терапии). то есть идею, согласно которой все содержится в каждой части. С такой точки зрения, то, что происходит во время терапии, расценивается в качестве квинтэссенции всего опыта индивида.

Нам кажется, что данная модель, при всей ее внешней соблазни­тельности, не отвечает тому, что мы реально могли наблюдать. Совер­шающееся в терапии, безусловно, связано с какими-то элементами опы­та пациента, но наверняка не со всеми. И если терапевтическое отно­шение может иметь резонанс в совокупности индивидуального опыта, то это скорее окольным путем описанной выше метонимической арти­куляции и вследствие нарушенного равновесия поля, нежели как эф­фект того типа, который подразумевается голографической моделью.

Наконец, приоритет метонимического измерения подразумевает, что, в отличие от психоанализа в духе 3. Фрейда и особенно Ж. Лакана, главным направлением гештальт-терапии не является работа над озна­чающими; во всяком случае, это не наша «входная дверь».

Как мы видели, в том, что касается метафоры, игра означающих ставит почти вне игры аспект реальности, так как что угодно может быть поставлено на место чего угодно. Напротив, в случае метонимии нельзя, например, связать часть и целое, если это часть от чего-то дру­гого. Здесь мы скорее имеем дело с тем, что Ф. де Соссюр называет обозначаемым (то есть обозначающим плюс акустический образ) в его отношении к реальности: «парусом» можно заменить «корабль», но трудно проделать то же самое с «лошадью»!

С терапевтической точки зрения это значит, что в центр внимания ставится способ, которым индивид переживает свой опыт и который определяется в связи с остальным его опытом. Так, если пациент нам говорит: «В данный момент мне страшно», мы должны постараться ему помочь в том, чтобы он смог установить признаки (телесные, напри­мер), которые позволяют ему обобщить переживаемый им опыт по­средством понятия (то есть обозначаемого) «страх»: речь идет о том, чтобы проверить, в каком отношении переживаемый опыт метонимиче­ски соотносится с другим опытом страха. Ответы могут быть разными. Пациент может открыть для себя, что дело действительно заключается в его страхе. Но, возможно, ему предстоит заметить, что, на самом деле,

-46-


Перестать знать. Философия гештальт-терапии

речь идет о совсем иной эмоции. Наконец, может случиться и так, что под вопрос будет поставлено то, что он называет словом «страх»; ему придется отдать себе отчет в том, что то, что для него выглядит единым блоком ситуаций, в которых главенствует страх, может быть то проек­тивным желанием, то ретрофлексивным гневом, а то и чем-нибудь еще.

Работа гештальт-терапевта должна, таким образом, в своем сущест­ве строиться на метонимическом аспекте опыта, и одним из ее резуль­татов должно быть сопоставление переживаемого опыта и того способа, которым пациент относит данный опыт к уже существующему обозна­чаемому. Это сопоставление осуществимо, по крайней мере, двумя раз­ными способами: можно поставить вопрос о том, что именно пациент понимает под словом «страх», и это будет работа над функцией «пер-соналити»; можно исследовать переживания и эмоции и, значит, рабо­тать над функцией «ид», например, до того момента, когда пациент вы­яснит, что используемое обозначаемое «страх» неадекватно.

Принятие данных гипотез, которые, естественно, остаются дискус­сионными, может также привести к мысли, что утрата функции «эго» или скорее замещение этих потерянных функций механизмами проек­ции, ретрофлексии и так далее, должны рассматриваться как нарушение отношений обозначаемое/опыт. Это означало бы, что одним из важных уровней для начала терапевтической работы может стать уровень обо­значаемого, то есть концептуальный уровень (впрочем, всегда находя­щийся в связи с опытом), что для так называемой «эмоциональной» те­рапии явилось бы нешуточным парадоксом.


-47-


Перестать знать Философия гештальт-терапии


Жак Блез Абстракция тела*

Что может быть для гештальт-терапевта более красноречивым, чем тело?! Гештальт-терапию представляют как терапию, опосредованную телом, или даже как терапию с телесной доминантой: во всяком случае, - как терапию, восстанавливающую тело, в отличие, к примеру, от пси­хоанализа.

Между тем, знакомство с гештальтистской литературой (может быть, мое шапочное знакомство) дает в этом смысле мало: например, указатель к американскому изданию «Гештальт-терапии» Ф. Перлза. Р. Хефферлайна и П. Гудмена вообще не включает термина «body» (те­ло); в нем есть лишь термин «body-awareness» (телесное осознавание), причем, эта рубрика отсылает читателя к трем упоминаниям, из кото­рых читатель не сможет почерпнуть для себя ничего существенного. Словно не существует тела, которое, по крайней мере, на уровне опыта, не являлось бы, в то же время, телесным осознаванием, что опять при­водит нас к феноменологии!

В той же книге телу посвящена отдельная глава. Тем не менее, ав­торы стремились, прежде всего, показать неуместность обычного раз­деления тела, души и внешнего мира.

С другой стороны, не похоже, чтобы на конференциях, коллоквиу­мах и других мероприятиях по гештальт-терапии большинство рабочих групп, занятых темой тела, явным образом строили свою работу на ос­нове главных и специфических понятий гештальт-терапии. Даже если в работе этих групп часто возникают фундаментальные вопросы (как-то вопрос отношения между телом и семьей, или отношений между телом и воображаемым, или же вопрос телесного контакта в ходе терапии и так далее), в основном дело ограничивается лишь практической сторо­ной. Разумеется, практический опыт - наше богатство. Но кажется также, что в этом есть признак того, что вопрос тела в гештальт-терапии позиционируется скорее в области действия, проживаемого опыта, тогда как его проблематизацию еще только предстоит разрабо­тать.

Blaize J. I/ abstraction du corps // Blaize J. Ne plus savoir. Phenomenologie et etique de la psychotherapie. Bordeaux, 2001, p. 91-97. Текст был впервые представлен на ежегодной конфе­ренции Французкого Общества Гештальта и впервые опубликован сначала в бюллетене Обше-ства, № 24—25, —Прим. автора


С одной стороны, у нас есть образ, представление о гештальт-терапии как о том, что построено вокруг оси телесного. Но, с другой стороны, обнаруживается явный недостаток рефлексии на эту тему. Вместе с тем, этот недостаток только кажущийся. Дело в том, что фи­лософия холизма, которая оперирует понятием организма, подразуме­вает преодоление понятия «тела» (точно так же, как она подразумевает преодоление понятия «духа»).

В этом смысле можно сказать, что понятие тела возникает из абст­ракции.

Двойная абстракция

Как известно, первое базовое понятие гештальт-терапии - поле. Речь идет о поле организм/среда и о границе контакта, которая сама есть функция данного поля. По отношению к этому целостному полю как организм, так и среда в качестве понятий являются более чем абст­ракциями. Отсюда вопрос: с какой стати мы принимаем за реальность то, что есть не более чем абстракция? На один важный момент, кото­рый поможет нам найти ответ, обращает внимание П. Гудмен: «Когда организм, - пишет он, - движется в широком поле и, подобно животно­му, имеет некую сложную внешнюю структуру, кажется уместным го­ворить о нем как таковом - например, о коже и о том, что находится под кожей; но это не более чем иллюзия, обязанная своим происхожде­нием тому факту, что движение в пространстве, а также какая-нибудь внешняя деталь, по сравнению с относительной стабильностью и про­стотой заднего плана, притягивают глаз»1. Следовательно, появление организма в качестве сущности возможно лишь посредством диффе­ренциации по линии фигура/фон. Фигура «организм» абстрагирована, выделена из целостного поля. Это первая абстракция.

Вторая абстракция, совершающаяся внутри первой, выделяет тело. Как первая абстракция позволяет выделить организм из целостного по­ля, точно так же вторая абстракция позволяет выделить тело (или дух; процесс тот же самый) из организма как целостности.

Например, я говорю, что мое тело находится на первом плане моего поля сознания, что может происходить в форме боли, удовольствия, общего ощущения и так далее. Сказать «мое тело находится на первом плане» возможно только путем элиминирования процесса в пользу од­ного результата. Это возможно лишь при том условии, что я элимини­рую тот факт, что именно я сосредотачиваю внимание на телесном


Ж ак Блез

ощущении как преобладающем модусе бытия в мире в данный момент времени. Утверждать, что «мое тело делает то-то и то-то», значит абст­рагироваться от того, что «я сосредотачиваю внимание». Результатом этого утверждения является реификация тела, осмысляемого в качестве самостоятельной реальности; тем самым я забываю, что «я делаю то-то и то-то».

В такой же мере абстракцией является «тело другого»: в качестве непосредственной данности я имею дело с другим, а не с его телом и не с его духом и тем более не с суммой души и тела. Другой для меня су­ществует непосредственно, в качестве коррелята моей интендиональ-ной нацеленности; он для меня выступает в роли экзистенциального значения. И если я сфокусирован на «теле другого», это опять мое я фокусирует меня на нем; оно же конституирует это тело как возлюб­ленное, ненавистное, желанное, такое, которое необходимо вылечить или которое необходимо разрушить. Здесь мы касаемся «проективного» или даже «конгр-лереносного» аспекта интенциональности.

Абстракция тела так широко распространена, что не может быть случайностью: «Такие фундаментальные расслоения, - снова пишет П. Гудмен. - не могут происходить из простых ошибок, которые можно исправить с помощью новых данных; они сами даны в опыте». Иллю­зию тела необходимо рассмотреть в связи с фундаментальными меха­низмами невроз а.

Напомним, что невроз связан с чрезвычайной и вяло текущей си­туацией, вкоторой одновременно слишком много опасности и слишком много фрустрации: я переживаю неудовлетворенность своих потребно­стей, но, в то же время, удовлетворить их, вступив в контакт со средой, было бы для меня слишком опасно. Какие средства выхода из этой си­туации есть в моем распоряжении? Прежде всего, это уменьшить про-приоцепцию. Так легче всего добиться положительного результата. Та­ким образом, уменьшается осознание мной моих потребностей, а вме­сте с ними уменьшается фрустрация. Но, в то же время, уменьшить проприоцепцию — значит уменьшить осознавание тела; значит начать делать из своего тела сущность, которая не является мною, так как я чувствую свое тело мало или не чувствую совсем. Тело становится «от­личным от меня», другим лицом, с которым потом нужно будет учиться знакомиться, учиться его слушать, приручать, как если бы, в самом де­ле, речь шла о чужом человеке или даже иностранце.

Параллельно с этим сокращением проприоцепции непроизвольно возрастает внимание к реальной или мнимой внешней угрозе. В этом

-50-


Перестать знать. Философия гештальт-терапии

смысле восприятие делается более чутким, и малейшие признаки угро­зы немедленно улавливаются. Но одновременно поле восприятия со­кращается, так как больше не воспринимается ничего, что не имеет от­ношения к данной угрозе. Эта непроизвольная внимательность, это внутреннее напряжение делаются «бодрствующим духом», который на­стороже перед лицом внешнего мира. Этот бодрствующий дух стано­вится в двусмысленную позицию по отношению к телу: в самом деле, это дух, забывший о теле, но готовый мобилизовать само это тело в ка­честве орудия ответной реакции, будет ли это борьба или бегство4. Мы можем видеть, что такая «абстракция» тела является, в то же время, процессом творческого приспособления, хотя и невротического свойст­ва; или, если воспользоваться выражением 3. Фрейда, она является осо­бым модусом вхождения в невроз.

От абстракции к клинике

В свете сказанного, психосоматические заболевания можно пони­мать как один из результатов такого разъединения души и тела и одно­временно протест против этого разъединения

Если тело воспринимается как нечто постороннее духу или психике (а это возможно лишь путем очень сильного контроля за проприоцеп-цией), тем легче на него проектировать физическое или экзистенциаль­ное страдание.

Не что иное, как мое тело причиняет мне боль, например, посредст­вом мигрени, астмы и так далее. Выигрышность данного процесса ин­терпретации состоит, разумеется, в том, что я избегаю фраз типа «я бо­лею» или «я задыхаюсь», то есть, другими словами, я избегаю принятия на себя ответственности за свое состояние. Но это преимущество - не единственное. Я так же получаю возможность не иметь дела с моей средой: если ответственность лежит на моем теле, то ничто другое не может причинять мне удушье. Следовательно, я не могу ни в чем упре­кать другого человека, в особенности, если этот другой - близкий мне человек. Так что моим отношениям с ним ничто не может угрожать. Иначе говоря, психосоматические заболевания подразумевает двойное отрицание ответственности: ни субъект, ни другие люди не отвечают низа что. Психосоматика позволяет субъекту избежать столкновения с внешней угрозой, и она же помогает ему избежать тревожности, свя­занной с принятием на себя личной ответственности.

-51-


Жак Блез

Как бы то ни было, в психосоматическом заболевании нужно уви­деть также своего рода протест против разъединения души и тела, про­тив этого процесса, складывающегося одновременно из ретрофлексии («я болею»), проекции («мое тело болеет») и интроекции («я не должен упрекать никого другого»). И только преодоление этого разъединения позволяет преодолеть психосоматическое заболевание (некоторое вре­мя психосоматика может сохраняться в ослабленной форме как фактор равновесия, дающий островок такой приятной безответственности, ко­торой можно еще немного попользоваться).

Если так, то в чем заключается смысл «работы с телом» в гештальт-терапии? Понятно то, что она не может быть самоцелью. Целью тера­пии является восстановление континуума сознания, способности при­нимать новое и подпитываться от этого, восстановление процесса фи­гура/фон, воссоединение переживания «я», «я-как-функция-данного-поля-делаю-то-то». Критерием соответствия работы с телом в геш-талът-терапии в целом может быть следующий: способствует ли эта ра­бота (и если да, то как?) такому восстановлению и воссоединению или, наоборот, поддерживает или даже усугубляет разъединение?

Телесный подход всегда должен строиться на артикуляции воспри­ятия и проприоцепции и на диалектике поддержки среды и самопод­держки. Говоря более конкретно, если терапевт вводит в разговор такие фразы, как «я равно тело», или «тело не лжет», он тем самым рискует увековечить отсутствие единства или даже некоторую форму разъеди­нения. По завершении этой работы клиент, вероятно, «никуда не про­двинется». Наверное, клиент узнает о себе нечто такое, чего он не знал прежде, однако есть риск, что за это открытие ему придется заплатить дорогую цену; ценой будет установление новых интроектов и, следова­тельно, новое расстройство функции «персоналити».

Проприоцепцию, безусловно, интересно развить, но только с тем условием, что это развитие будет сопровождаться развитием воспри­ятия. Это позволит создать самоподдержку, достаточную для того, что­бы смотреть в лицо новому, включая то, что может представлять угро­зу. если самоподдержка, найденная в присвоении («la proprioception»), достаточна, то тогда можно достигнуть в достаточной мере ясного и содержательного восприятия актуальной среды, и возбуждение, связан­ное с этим восприятием, не будет угрожающим. Речь, стало быть, идет о том, чтобы восстановить и активировать процесс границы контакта.

Но неконтролируемые события проприоцепции могут, наоборот, стать источником отсутствия контакта, вследствие непридания значе-

-52-


Перестать знать. Философия гештальт-терапии

ния тому, что приходит извне, или вследствие «прочтения» восприятий через единственный фильтр проприоцепции, пренебрегая (во всех зна­чениях слова «пренебрежение») размышлением, рациональным и так далее. В этом случае будет иметь место двойная утрата функции «эго».

С одной стороны, процесс проекции действительно происходит; процесс, в котором «внешнее» всецело окрашено «внутренним». С дру­гой стороны, речь идет о вхождении в эготизм: «внутреннее» переоце­нено по сравнению с «внешним», и внутреннее и внешнее восприни­маются как две изолированные сущности. Естественно, симметричная девиация может произойти путем переоценки «психического» или «ин­теллектуального».

Таким образом, работа с телом в гештальт-терапии, с моей точки зрения, не имеет в виду «релаксацию», «принятие» или «открытие сво­его тела» (я повторяю фразы, ставшие почти слоганами). Ее целью мо­жет быть достижение (таким способом, как я описал; но не обязательно только так) более адекватного осознавания происходящего на границе контакта, лучшего понимания того, что разыгрывается в терминах фру­страции и опасности. Целью также может быть признание субъектом того, что и как мешает такому пониманию и «выбору» в пользу того, чтобы сохранить или изменить способ контакта со средой.


Перестать знать. Философия гештальт-терапии


Жак Блез

Введение в феноменологический подход к телу в гештальт-терапии*

В том, что гештатьт-терапия должна быть укоренена в феномено­логии, у меня остается все меньше и меньше сомнений. Это не исклю­чает того, что можно ссылаться на другие подходы. Я имею в виду, в частности, психоанализ с его описанием некоторых физических про­цессов. Однако мне кажется, что основополагающей философией геш-тальт подхода поистине является философия феноменологического ти­па.

П. Гудмен пишет, что «объектом формальной психологии должны быть классификация, описание, исчерпывающий анализ возможных структур, присущих «self»; и он прибавляет, что «это и есть объект фе­номенологии». Среди всех возможных структур, присущих «self», он избирает в качестве предмета своего рассмотрения три: «эго», «ид» и «персоналити». То есть отсылка к феноменологии здесь очевидна.

Если, кроме того, признать, что «self» является системой творче­ских приспособлений на границе контакта и что вначале есть поле ор­ганизм/среда (а не встреча организма и среды), то тогда философским понятием, которое, как мне кажется, может наилучшим образом это учесть, является понятие интенциональности, отсылающее к тому, что Э. Гуссерль называет «трансцендентальным эго», и к «ноэтико-ноэматическим корреляциям», к которым я вернусь позднее. «Self» в гештальт теории, в самом деле, является некоторым парадоксом, ибо «self» никогда нельзя отнести к какому-то определенному месту и вре­мени: всякий раз «self» развертывается в том или ином преобладающем качестве («эго», «ид», «персоналити»), но никогда не сводится к одно­му из своих качеств; «self» не является также суммой своих качеств. Все время «оказываясь чем-то», «self» не является определимым: ско­рее чем ретроспективной суммой своих последовательных актуализа­ций, «self» является априорным синтезом этих возможных актуализа-

Blaize J. Introduction а иле approcbe phenomenologique du corps en Gestalt-tbcrapie // Blaizc J. Me plus savoir. Phenomenologie et etique de la psychotherapie. Bordeaux, 2001, p. 73-89. Текст был впервые представлен на ежегодной конференции Французкого Общества Гештальта в марте 1991 года и опубликован сначала в бюллетене Общества, № 26-27, а затем в № 3 журнала Gestalt, осень 1992 года; сокращенный английский перевод: Gestalt Review, Vol. 2, 1998, JS"° 1. - Прим. автора

-54-


ций, условием возможности, то есть примерно тем, что Э. Гуссерль обозначил термином «трансцендентальное эго».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.