Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гештальт-терапия, деонтология и этика 2 страница




Если, например, я интроецировал то, что узнал - или вообразил се­бе - что от меня ожидают, я буду совершать действия, веря в то, что я выбираю, какие действия мне совершать, тогда как я всего лишь под­чинился другому; если моя проекция заключается в том, что вся ответ­ственность за события моей жизни лежит на другом лице, я могу впредь себя рассматривать только в роли претерпевающего ситуацию и реаги­рующего на нее, но не как действующее лицо; или же если я запрещаю себе всякое «агрессивное» действие путем ретрофлексии, я лишаю себя всякой возможности действовать, встаю в позицию отступающего, чьей функцией будет мольба встать на мое место, которая так никогда и не будет сформулирована прямо! Проекция позволяет ориентироваться в среде, не принимая на себя за это ответственности; ретрофлексия, если говорить о ней, позволяет манипулировать средой, так же не беря на себя за это малейшей ответственности. Сколько таких случаев - столь­ко и иллюстраций того, что происходит в случае утраты функций «эго»: неосознанным образом именно на среду (или элемент среды) возлагает­ся задача занять оставшееся вакантным место «я».


Перестать знать. Философия гештальт-терапии

Так как эти процессы проекции, ретрофлексии, интроекции в пози­ции слияния и в эгоистической позиции имеют смысл и функцию (а именно функцию замещения потерянных функций «эго»), терапевтиче­ская работа должна принимать их в расчет: для некоторых пациентов это единственное остающееся средство ориентироваться в среде и ма­нипулировать ей. Лишить их этого (рассуждая, как иногда рассуждают в гештальт-терапии, то есть видя здесь «сопротивление», которое нуж­но сломить) означает заставить принять риск разрушения и тревоги на­столько значительный, что единственным выходом для таких пациен­тов будет прервать терапию. Надо сначала, напротив, помочь пациенту найти свое «я», восстановить свои способности ориентации и манипу­лирования, и чаще всего вокруг таких «мелких вещей» разыгрывается терапевтическое взаимодействие. И только затем, когда функции «эго» начнут восстанавливаться, проекции, ретрофлексии, интроекции и так далее, став менее важными, могут мало-помалу исчезать (или, по край­ней мере, сократиться достаточно, чтобы пациент вышел из невроза) сами собой или с помощью терапии. Восстановить функции «эго» - это также и, быть может, прежде всего, восстановить чувство «я»: если, вы­ступая гештальт-терапевтами, мы так часто, доходя иногда до смешно­го, призываем клиентов говорить «я делаю то-то» вместо «мною дела­ется», мы стремимся тем самым к тому, чтобы к клиенту вернулось чувство, что именно он является субъектом собственного опыта и опыт по отношению к нему не является чем-то внешним или даже посторон­ним. И очень часто переход к фразам типа «я делаю то-то» сопровожда­ется возрастанием тревоги; это знак того, что фразы типа «мною дела­ется» имели функцией избегать чего-то: может быть - избегать кон­фликта; на более глубоком уровне - избегать экзистенциальной трево­ги, сопряженной с чувствами одиночества и конечности, которая в тот или иной момент возникает неизбежно, когда говорить о себе «я де­лаю» становится для нас по-настоящему привычным.

Это возрастание тревоги в ходе терапии, возможно, является наи­более важным фактором, способствующим тому, чтобы ситуация тера­пии развивалась, разумеется, при условии, что данное возрастание тре­вожности будет для клиента переносимым, то есть при условии, что до­верие к терапевту и терапевтические отношения будут достаточно раз­витыми. Появление тревоги в момент терапевтического сеанса приве­дет пациента к тому, что либо он признает то, что с тревожностью можно жить и проходить через нее, либо пресечет ее путем обычных процессов прерывания контакта (интроекция, проекция, ретрофлексия и

-19-


Перестать знать. Философия гештальт-терапии


так далее). В первом случае он приобретает, быть может, абсолютно новый для себя опыт, заключающийся в том, что тревожность перено­сима и даже - при условии ее принятия - может быть носителем не­ожиданной энергии. Второй случай дает ему возможность с помощью терапевта осознать прерывания начатого контакта, исследовать его функции и свойства и при каких-то обстоятельствах перестать пользо­ваться такими прерываниями контакта.

Итак, возрастание тревоги и безопасность развертываются в одно и то же время. Вокруг этих двух осей гештальт-терапевт организует, структурирует терапевтическое поле, добиваясь того, чтобы терапевти­ческие рамки были не только совокупностью правил и упорядочений. Скорее терапию надо воспринимать как средство структурирования опыта, как то, что позволит - вокруг как будто установленных «правил» - разыгрываться одновременно повторению невротических процессов и возможности их преодоления.

В качестве примера мне вспоминается здесь пациент, переживав­ший тяжелую депрессию после его увольнения с работы. Таким, во вся­ком случае, являлось единственное объяснение, которое он мог дать своему положению, поскольку до того у него все было хорошо; у него было «положение», нормальная семья (он был женат и имел двух де­тей); говоря о своем детстве, он описывал его как счастливое и лишен­ное проблем. Сам его способ описывать эту почти идиллическую си­туацию, тон голоса, который он использовал, вежливость, с которой он интересовался моими делами, — все это наводило меня на мысль о том, что, пожалуй, в нем много ретрофлексированной агрессии. Такое пред­положение подтверждал повторяющийся сон, который реже снился ему теперь, но часто снился в детстве и отрочестве: в этом сне его пресле­довал некий пугающий его персонаж, и единственным выходом было скрыться под землей. Этот персонаж сна имел ту же профессию, что и отец пациента в реальности, но пациент не видел здесь никакой связи. Агрессия в любой форме была для него немыслима до того дня, когда однажды он слег в постель и позвонил мне с тем, чтобы сказать, что не сможет прийти на сеанс терапии. Имея в виду оговоренные нами в на­чале терапии правила по поводу пропуска сеансов, я сообщил ему, что плату за этот сеанс он остается мне должен. Во время следующего се­анса по прошествии нескольких минут он вернулся к этому вопросу, сначала почти извиняясь, потом высказывая сомнения насчет обосно­ванности моей позиции и стремясь договориться. Постепенно его сдер­жанность сменилась отвержением, агрессивностью и гневом. В конце

-20-


концов он решил, что не будет платить мне за пропущенный сеанс. Это был решающий момент терапевтической работы. Пациент вышел, на­конец, из ретрофлексии и, возможно, впервые приобрел опыт того, что разногласие, конфликт, даже прямое столкновение могут не приводить ни к разрушению того или другого вовлеченного в конфликт лица, ни к разрыву отношений.

В данном случае, именно правило позволило, наконец, этому паци­енту выйти из ретрофлексии, сделав возможной конфронтацию на фоне обеспеченной безопасности: доверие между нами было в достаточной мере установленным, чтобы можно было пойти на такой риск, даже ес­ли, конечно, подобное не лишено известного чувства тревоги... В тера­певтической ситуации были одновременно повторение и новизна: по­вторение сначала, заключающееся в принятии пациентом того, что вменяет ему лицо, принимающее за него решения; но также и нечто но­вое, состоящее в способе выхода из ситуации посредством мобилиза­ции агрессии, что было невозможно или запрещено до того.

Повторение и новизна: весьма часто пациенты воспринимают свою жизнь и свою терапию как сплошное повторение, при котором ничего не меняется. Это тупик, который Ф. Перлз определял в качестве необ­ходимого этапа; и поиск выхода из тупика волевым усилием по боль­шей части не дает ничего. Выход найдется, если он вообще есть, не столько в форсировании процесса, сколько путем временного принятия тупика со всем вытекающим отсюда внутренним неудобством. Роль те­рапевта при этом заключается не в том, чтобы искать, как пациенту выйти из тупика, а в том, чтобы сопровождать его в трудности этого опыта, в том числе в ощущении, может быть, временном, но реальном, что ничего нельзя сделать. В тупике, действительно, не совершается ничего, чувство неловкости и неудобства об этом свидетельствует: «фон» мобилизуется, но никакая ясная фигура не возникает. Фигура может возникнуть только в том случае, если пациент и терапевт согла­шаются претерпеть это неудобство.

Рискованным здесь может оказаться нетерпеливость терапевта, его охота «сделать дело», желание вывести своего пациента из того поло­жения, в котором он находится, помочь ему - не говоря уже о чувстве вины за ощущение собственного бессилия, в то время как гештальт-терапия располагает таким количеством искусных и мощных техник! На деле единственная вещь, которая может помочь пациенту, заключа­ется в присутствии терапевта; его присутствие в одно и то же время должно быть близким и ненавязчивым, а его образ действия — одновре-

-21-


Перестать зноть. Философия гештальт-терапии


менно трогающим и спокойным. Пожалуй, можно сказать, что тупик является моментом упомянутой выше саморегуляции, когда кажется, что все застопорилось, но работает «ид». Разумеется, и в данном случае сопряженная с переживанием тупика тревога будет переносимой только при условии в достаточной мере обеспеченной безопасности.

Терапия невроза происходит путем восстановления функций «эго»: это открывает возможность наилучшего приспособления к совершаю­щемуся здесь и сейчас - или приспособления того, что совершается здесь и сейчас, к моим потребностям, желаниям или стремлениям в данный момент. Это путь к восстановлению саморегуляции, к установ­лению спонтанных иерархий в поле, к принятию нового, касается ли это новое организма или же среды.

Вместе с тем, должно быть ясно, что говорить об одних только функциях «эго» можно, лишь абстрагируясь от глобализирующего ви­дения гештальт-терапии: функции «эго» вовсе не стоит воспринимать в качестве автономной способности, отделимой от целого. Различные функции «self» не являются вещами, сущностями, обладающими своим существованием. Если нам удобно говорить о функциях «эго», «ид», «персоналити», это не имеет другого оправдания кроме... нашего удоб­ства. Можно сказать, что поскольку «self» (термин, возможно, не слиш­ком адекватный в нашей франкоязычной культуре) есть не что иное, как развертывание процесса контакта, различные функции «self» явля­ются различными особенностями данного контакта: они обозначают господствующие способы бытия в мире в данный момент.

Вот почему восстановление функций «эго», столь часто упоминав­шееся выше, не может совершиться без мобилизации функций «ид» и «персоналити».

Ориентация и манипуляция, выбор и отвержение - все это в нашей «картографии» функции «эго»; но ничего из сказанного не является адекватным без отсылки к «ид ситуации» и без того, чтобы принять во внимание потребности, желания, ощущения, страхи или привязанности. Это все равно, что сказать, что гештальт-терапия не может встать в ту­пик во всех этих отношениях сразу: выбор, решение, ответственность существуют лишь на фоне желаний, возбуждений, страхов, тревог, и все это требует терапии, чтобы мобилизация функций «эго» не оказа­лась чистой воды иллюзией.

Но так же верно и то, что выбор, решение, ответственность не мо­гут зависеть исключительно от желаний, потребностей, ощущений, страхов, привязанностей и так далее. Чтобы любой новый опыт приоб-

-22-


рел смысл, требуется отсылка к предшествующему опыту. Новый опыт должен обрести смысл на фоне уже бывшего, на фоне того, что я знаю и пережил, и того, как я это пережил, на фоне того, что я есть, даже ес­ли то, что «я есть», не отсылает к какой-то сущности, а отсылает к че­му-то временному, к некоему «я стал таким-то». Все это мы обозначаем - опять же в нашей «картографии» - как функцию «персоналити». Это обращение к тому, что я есть, к предшествующему личностному опыту, который помог мне себя построить (или который помешал в этом), к тем системам ценностей, убеждений, пристрастий, которые являются моими. Это также способность усвоить или нет опыт, в который я во­влечен. И лишь все это вместе ведет к тому, что функции «эго» могут «работать» как следует.

В такой ситуации, чтобы восстановить функции «эго», необходимо одновременно работать над функцией «ид» и функцией «персоналити». Работа над функцией «ид» должна касаться оформления потребностей, желаний, ощущений и весьма часто она происходит путем идентифика­ции, принятия, прохождения... значительного числа тревог и эмоций. Что же касается работы над функцией «персоналити», то речь, напри­мер, может идти о том, чтобы поставить под сомнение то, как пациент представляет себя; исследовать, откуда к нему пришел этот образ, про­исходит ли он из его собственного опыта, или является интроектом, пришедшим из среды, или проекцией того, каким среда его видит.

Мы встречаем здесь «парадоксальную теорию изменения», кото­рую развивает Арнольд Бейссер: «Изменение, - пишет он, - возникает тогда, когда субъект становится тем, что он есть, а не тогда, когда он пытается стать тем, чем он не является»7. Мы, наверное, все-таки ого­воримся, что глагол «быть» мы понимаем здесь не столько в смысле со­стояния или сущности, к чему, похоже склоняется А. Бейссер, а в смысле становления и существования. И имея в виду гештальт-терапию, автор добавляет: «Отвергая роль агента изменения, мы делаем изменение возможным».

-23-


Перестать знать. Философия гештальт-терапии


Жак Блез

Этика, философия и психотерапия*

Согласиться сделать вступительный доклад на конференции Фран­цузского Гештальт Общества1 было для меня непростым решением, и мне непросто говорить теперь. Я преодолел немало сомнений, колеба­ний, неуверенности, для чего были как минимум две причины.

Первая - теоретического и методологического порядка. Она состо­ит в том, что предмет, который мне надо рассмотреть, огромен, если, говоря о психотерапии, ставить вопрос об этике, а не ограничиться размышлениями по поводу деонтологии и морали. К тому же, этика с необходимостью отсылает к индивидуальности; я еще к этому вернусь ниже. Сколь же претенциозным для отдельного человека будет желание определять этику для других!

Вторая причина моих сомнений связана с контекстом. Я имею в ви­ду Французское Гештальт Общество и споры, в которые мы вовлечены. Лица, не являющиеся членами Административного Совета, не имеют об этих спорах точной и прямой информации (что объяснимо и прискорб­но в одно и то же время). В течение последних месяцев, а то и несколь­ких последних лет эти споры не всегда развертываются в атмосфере безмятежности, доверия и взаимного уважения. Естественно, я к этому скорее всего причастен.

Как прекрасно известно всем присутствующим, с гештальтистской точки зрения, если функция «ид» нарушена, то возникающая фигура непременно будет слабой, блеклой и неинтересной. Иными словами, если фон не прояснен, разговор об этике в психотерапии рискует не окончиться ни чем, кроме иллюзорного согласия. Конечно, я не могу путем моего вмешательства прояснить фон, но я не могу также игнори­ровать его важность.

Таков контекст.

Этика мораль, деонтология

Три этих слова, «этика», «мораль» и «деонтология», часто употреб­ляют как взаимозаменяемые, и если мы сопоставим их этимологии, то найдем много схожего.

Blaize J. Ethique, philosophic et psychotherapie // Blaize J. Ne plus savoir. Phenomenologie et etique de la psychotherapie. Bordeaux, 2001, p. 189-203.

-24-


Однако важно их различать. Я начну с одного примера. Несколько лет назад я имел беседу с одним человеком на предмет возможного на­чала терапии. Очень скоро, через каких-то пятнадцать или двадцать минут я почувствовал себя оскорбленным, шокированным, возмущен­ным, рассерженным (на уровне физиологии, а не только внешне) тем, как он говорил о своих отношениях с женщинами. Для него они были вещи, которые служили удовлетворению его потребностей и которые можно было выкинуть после употребления,

Когда в конце нашей беседы он задал мне вопрос о том, что я ду­маю о возможности работы с ним, я ему ответил: «Да, Вы способны в определенные моменты улавливать гнев и возмущение, которые я ис­пытываю, выслушивая Вас». Он решил не продолжать и, я полагаю, правильно сделал. По этому поводу можно сказать, что я, должно быть, «не справился с контрпереносом»... Со своей стороны, я вижу в этом вопрос этической позиции. И здесь я хотел бы процитировать автора, чья книга может послужить для меня путеводной нитью на протяжении всего доклада. Я говорю о Робере Мисрахи. В своей работе «Значение этики» он определяет этику как «рефлексию по поводу импликаций же­лания»2. Прояснять для пациента, с чем сопряжено его желание пройти у меня терапию, прояснять для себя, с чем сопряжено мое желание ска­зать ему «да» или сказать ему «нет», - это значит касаться этики.

Такая рефлексия по поводу импликаций желания необходима, ко­гда есть кризис, если мы подразумеваем под кризисом «рефлексивный момент осознания существенного расхождения между желанием и воз­можностью его удовлетворения»3. Желание, о котором, в данном слу­чае, идет речь, не является потребностью в гештальтистском смысле слова; это одновременно желание и мысль, желание и смысл. Лишь в момент кризиса желание может натолкнуться на страдание, боль и даже сепарацию. В переданном примере была сепарация. Во что выльется рефлексия по поводу кризиса внутри Французского Гештальт Общест­ва? Естественно, я не могу судить об этом за всех членов Общества, а просто скажу, куда эта рефлексия приводит меня лично.

Дать клиенту согласие на терапию всегда является в том числе эти­ческим выбором в значении рефлексии по поводу импликаций этого желания. Согласиться войти в такое Общество, как наше, оставаться в нем или покинуть его - все это также имеет прямое отношение к этике. Это сопряжено с желанием каждого из нас сделать эти выборы.

Впрочем, раз я цитирую Р. Мисрахи, я хотел бы воспроизвести его разбор, касающийся вопросов морали, деонтологии и этики.

-25-


Перестать знать, Философия гештальт-терапии


«Говоря о человеке, - пишет он, - мы должны сначала узнать, что представляет собой существо, по поводу которого мы желаем вырабо­тать этику»4. Р. Мисрахи определяет его в качестве «существа целост­ного, активного, синтезирующего» и называет «субъектом, ибо одно­временно он есть все эти объединенные в нем действия и (более или менее ясное) осознание этих действий и развертывающейся в них его внутренней идентичности», Здесь мы не далеко уходим от гештальти-стской точки зрения на организм как целое и определения функции «персоналити». Субъект, о котором толкует Р. Мисрахи. есть одновре­менно тело-субъект и сознание, он избегает детерминизма, так как об­ладает свободой действия, способностью проявить инициативу и так далее.

Это принципиально, ибо вопрос этики может быть поставлен толь­ко в контексте признания за субъектом способности совершать выборы. Проблема этики как раз и возникает тогда, когда субъект больше не в состоянии делать выбор спонтанно, когда для своего выбора он должен найти опору в чем-то внешнем (или в чем-то таком, что представляется внешним) по отношению к нему самому. Делая выборы, на что субъект может опереться?

Первая возможность - это мораль. Всякая мораль, в глазах Р. Мис­рахи, основывается на ценностях, во имя которых осуществляется вы­бор. Такими ценностями могут являться высшее благо, долг, доброде­тель и так далее.

С точки зрения Платона, высшее благо руководит людьми таким образом, что предопределяет правильные поступки, и это построено на превосходстве сверхчувственного мира над миром чувственных вос­приятий. Здесь двойной дуализм: чувственного и сверхчувственного мира, с одной стороны, и бессмертной души и бренного тела - с другой. Эта концепция отсылает к чисто внешней позиции: есть абсолютное благо, данное человеку извне, предшествующее всякому опыту и вся­кому действию, и речь идет о том, чтобы постараться его достигнуть. Что и говорить, концепция соблазнительная, но, как это подчеркивает Р. Мисрахи. отсылающая к чему-то настолько совершенному, что это что-то, в сущности, неприменимо, потому как критериев, позволяющих судить о приближении к абсолютному благу или удалении от него, практически не существует. В таких условиях, «если абсолютный мо­ральный идеал не годится в дело в том смысле, что не заключает в себе никакого конкретного содержания и никак не предопределяет действия, он возникает как простое оправдание совершенных действий, которое

-26-


совершается его именем, но исходит в действительности из других со­ображений».

Подобная мораль, основанная на системе ценностей, о которых ут­верждается, что они существуют сами по себе, независимо от субъекта, едва ли является руководством к действию. И. Кант попытался преодо­леть это затруднение путем определения морального действия в качест­ве такого действия, которое является осуществлением должного, а не такого, которое просто отвечает должному: моральное действие исхо­дит только из морального закона и никогда - из личного интереса. Кри­терий морального действия, таким образом, не затрагивает содержания этого действия, а касается только его формы: сам способ принятия ре­шения действовать таким-то образом - из чувства долга или своего ин­тереса, - делает это действие моральным или аморальным. И это чувст­во формально должного создает возможность универсальной морали: моральным действием является такое, максиме которой можно придать всеобщее значение; и наоборот, если максима имеет силу лишь для ча­стных случаев, тогда действие не является моральным.

Тем не менее, подчеркивает Р. Мисрахи, проблема не решается так просто, ибо если мы принимаем в расчет только форму действия вне за­висимости от того, в чем это действие состоит, то мы можем прийти к моральному оправданию весьма сомнительных вещей или же осудить ложь «во спасение перед лицом полиции или оккупантов»7. Главное же, вероятно, в том, что эта мораль основывается на дихотомии желания и разума (а не на идее единого субъекта). Кантианская мораль возможна при условии, что человек является существом, наделенным чистым ра­зумом, для которого желания несущественны.

Как бы это ни было у И. Канта и Платона, можно сказать, что неко­торым образом мораль терпит крах, потому что она исходит из ценно­стей, которые утверждаются как универсальные и внешние по отноше­нию к человеку (даже если у И. Канта индивид находит моральный за­кон в себе самом), ценностей, по отношению к которым человек дол­жен найти свое место. Говорить о морали субъекта с такой точки зре­ния, следовательно, будет противоречием в терминах, и расхожий смысл «морали» покрывает, в конце концов, область выражений сле­дующего порядка; «это хорошо», «это дурно», «так повелось», «надо сделать так», «не надо»; это изобилие формулировок рисует царство морали как чего-то внешнего.

Если, стало быть, мы приходим к констатации провала морали, ос­нованной на внешней точке наблюдения, а также на дихотомии души и

-27-


Жак Блез


Перестать знать. Философия гештальт-терапии


 


тела, или редукции желания к чему-то случайному, и утверждению од­ного разума, возникает вопрос: какое основание или какое руководство может быть у нас для того, чтобы действовать?

Деонтология куда как конкретнее в том смысле, что она лишена универсалистских претензий (есть деонтологии во множественном чис­ле, а не одна деонтология в единственном числе). Всякая деонтология определяется как относящаяся к некоторому роду деятельности, в ос­новном профессиональной, и всякий раз деонтология отводит большое место идее ответственности. Таким образом, по своим притязаниям де­онтологии скромнее морали и. в то же время, они кажутся лучшим ру­ководством в повседневной профессиональной деятельности, например, в области психотерапии.

Но если посмотреть пристальнее, можно заметить, что то конкрет­ное, о котором идет речь, часто бывает довольно абстрактным. В самом деле, деонтологические правила, определяемые профессией, столько же и стоят: они применимы в профессиональном поле, и не встречаются в других деонтологиях.

Например, медицинская деонтология запрещает врачу причинять смерть; но военная деонтология предписывает убийство врага, по край­ней мере в некоторых случаях... Как тогда должен вести себя военный врач? Какими должны быть военные операции, преследующие гумани­тарные цели? Наконец, что представляет из себя решение сложить ору­жие во имя сохранения жизни?

Иными словами, деонтология, говорит Р. Мисрахи, также терпит крах, поскольку она некоторым образом лишь повторяет в виде тавто­логии определение, принимаемое такой-то профессией. Например, профессия врача или же учителя «не подразумевает никакого стабиль­ного и универсального определения: светский врач вовсе не так пред­ставляет себе свою практику, как врач-мусульманин или правоверный еврей». Следовательно, по определению, вмененному профессией, вы­рабатывается кодекс, который согласуется с этим определением, но ко­торый является ничем иным, как всего лишь более или менее разверну­тым повторением данного определения. И значит, «деонтология только выражает тавтологическим образом (и весьма туманно) частный взгляд на данную профессию, и этот взгляд не обоснован и не оправдан ника­ким принципом». Во всем этом, безусловно, много произвольного.

В этом отношении может быть небезынтересным исследовать ко­дексы деонтологии в психотерапевтической профессии. Я возьму для рассмотрения три таких кодекса.

-28-


Правило отказа от сексуальных отношений с клиентом утверждает­ся как основополагающее во всех трех.

Согласно «Деонтологическому кодексу Национального Синдиката практикующих психотерапию», «психотерапевт воздерживается от лю­бых сексуальных отношений со своими пациентами; психотерапевт воздерживается от любых сексуальных отношений с обучающимися у него студентами. Супервизор воздерживается от любых сексуальных

Гт,

отношении со всеми лицами, которых он супервизирует». Это прави­ло, или скорее серия правил, основывается на двух имплицитных идеях: первая заключается в том, что лечить, учить и супервизировать суть ро­ды деятельности одной и той же природы; другая - что сексуальные от­ношения с пациентом противоречат по сути профессии психотерапевта. Но ни о том, ни о другом кодекс деонтологии не говорит ничего. Речь идет, следовательно, о тавтологии: поскольку занятия психотерапией предполагают сексуальное воздержание в отношениях с пациентами, психотерапевт должен воздерживаться! Я совсем не хочу сказать, что это правило плохое (впрочем, как и то, что оно хорошее). Речь идет о том, чтобы показать границы деонтологии.

Что касается Европейской Ассоциации Гештальт-терапии, в ее ко­дексе написано следующее: «Гештальт-терапевт должен признавать важность отношений для эффективности терапии... Гештальт-терапевт должен действовать в соответствии с этим и не эксплуатировать своих клиентов в финансовом, сексуальном и эмоциональном отношении на основе выигрышности своего положения и ради удовлетворения своих нужд». Имплицитной здесь является идея, что осуществление власти не является психотерапевтическим, а следствием, снова тавтологиче­ским, отсюда будет запрет на сексуальную эксплуатацию. Следующая статья того же кодекса утверждает, «сексуальные домогательства... не являются этическими». Остается узнать, все ли сексуальные отношения между психотерапевтом и пациентом обязательно будут эксплуатацией или домогательствами? О границах применения сказанных правил не сообщается ничего.

 
ципа». То есть природа терапии такова, что исключает всякие сексу-

-29-

Наконец, «Этический кодекс Французского Общества биоэнергети­ческого анализа» содержит следующее положение: «Сертифицирован­ные или обучающиеся биоэнергетические аналитики ни под каким предлогом не могут вступать в сексуальные отношения со своими па­циентами. Ввиду самой природы терапевтических отношений призна­ется, что окончание терапевтической работы не отменяет этого прин-


Жак Блез


Перестать знать. Философия гештальт-терапии


 


альные отношения с пациентами, что может быть и справедливо, одна­ко внутри кодекса сводится к самой элементарной ошибке «petitio principii»**. Второе утверждение, имплицитно присутствующее здесь, очевидно состоит в том, что терапевтические отношения завязываются на всю жизнь, и кодекс деонтологии тем более не может выступать для этого основанием.

В этих нескольких примерах ясно видно, что деонтология сама по себе (при всей ее полезности в некоторых отношениях) не может быть настоящим руководством к действию.

Тогда остается этика. Р. Мисрахи определяет ее как «поиск систе­мы принципов, предназначенных для ориентирования действия в на­правлении достижения полноты смысла»1. Или по-другому: этика есть «мыслительная организация желания»14. Этику обосновывает не про­фессиональный кодекс, ни тем более внешние и универсальные ценно­сти, что-либо внешнее по отношению к субъекту: этику создает сам субъект. Вслед за Р. Мисрахи здесь можно говорить о конверсии: речь не идет больше о том. чтобы исходить из ценностей или рода деятель­ности, дабы прийти от них к субъекту, но о том, чтобы «двигаться от субъекта к объектам и ценностям»15. В сердце этики находится субъект, и именно в нем коренится креативный динамизм (в гештальт-терапии сказали бы: организм, способный к творческому приспособлению), именно субъект изобретает «пели и ценности, значения и языки, ситуа­ции и силовые линии». Этот субъект есть также интенциональность, так что «креативный динамизм» означает «желание и интенциональ­ность, аффективное и рефлекторное, смысл и ценность»17. Если Р. Мис­рахи выражается таким образом, то его обороты речи не стоит пони­мать как дихотомии: например, желание и интенциональность не явля­ются двумя ликами одного предмета; и ни в коем случае речь не идет о двух «реальностях» или двух «сферах», которые надо связать.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 401 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.