Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Североамериканская журналистика XVII-XIX ВВ.




Появление первого печатного станка в североамериканских колониях относится к 1638 г. Событие это произошло в Новой Англии, где двумя годами ранее в местечке Кембридж (колония Массачусетс) был открыт Гарвардский колледж. Колледж должен был выпускать проповедников для нужд расширявшихся поселе­ний, поэтому неизбежно возникла необходимость в изготовлении собственной печатной продукции.

Вместе с типографским станком, заказанным в Голландии, в Новый Свет отправился и профессиональный печатник Гловер, который, правда, скончался в пути. Сохранилась запись в днев­нике Джона Уинтропа, одного из основателей колонии Массачу­сетс, — «Типография была установлена в Кембридже (Стивеном) Дэем, помощником мистера Гловера, умершего во время морс­кого путешествия. Первой вещью, что была напечатана, стала при­сяга свободного гражданина; затем — альманах, составленный для Новой Англии мистером Уильямом Пирсом, мореплавателем; а за­тем была книга псалмов, переложенных на стихотворный размер».

Таким образом, волей случая американским первопечатником оказался Стивен Дэй, а первой американской печатной продукци­ей, увидевшей свет в 1639 г. и отразившей интеллектуальные зап­росы пуританского сообщества, стали юридический документ, аль­манах (аналог современной массовой культуры) и вполне удачный образец клерикальной литературы.

Говоря о печатной продукции североамериканских колоний XVII века, в первую очередь необходимо иметь в виду Новую Англию, так как первые издания в Пенсильвании датируются только 1685 г., в Нью-Йорке печатный станок появился в 1693 г., а в Виргинии - толь­ко в 1730 г. Пуританская культура Новой Англии, являвшаяся по пре­имуществу книжно-библейской культурой, диктовала появление спе­цифической литературы, основной корпус которой составили памф­леты, брошюры, трактаты и сборники религиозно-нравоучительного характера.

Хотя официальной цензуры в Новой Англии не существова­ло до 1662 г., религиозная пуританская нетерпимость приводила к репрессивным мерам против «неблагонадежных» публикаций. К первым проявлениям цензурных ограничений относится слу­чай с публикацией религиозного памфлета Уильяма Пинчона «Достохвальная цена нашего искупления» (1650), который не только был объявлен «ошибочным и еретическим», но и присуж­ден к сожжению рукой палача на рыночной площади Бостона. Четыре года спустя подобные же санкции были объявлены про­тив проникавших в Новую Англию квакерских трактатов, а в 1669 г. суд, узнав о готовящейся к печати книге Фомы Кемпийского «О подражании Христу», приказал произвести цензурные правки в тексте.

Обязанности надзора за печатной продукцией английское пра­вительство возложило в первую очередь на королевских губерна­торов североамериканских колоний. В официальных указаниях (датируемых 1686 г.) губернаторам провинций содержался параграф следующего содержания: «И поскольку большое неудобство может возникнуть вследствие свободы печатания на нашей вышеупомя­нутой территории при нашем правительстве, вам надлежит при­нять меры, используя все необходимые приказы, чтобы никто не держал никакого печатного станка и чтобы никакая книга, брошюра или какая бы то ни была другая продукция не была напеча­тана без прежде полученного от вас специального разрешения и лицензии».

Неудивительно, что появление первой газеты на территории североамериканских британских колоний, столкнулось с трудностя­ми цензурного характера. Связано это знаменательное событие было с Бостоном. Именно там 25 сентября 1690 г. Бенджамин Харрис, ти­пограф, перебравшийся из Лондона в Бостон, предпринял попыт­ку издания первой американской газеты. Она называлась «Publick Occurrences Both Foreign and Domestick» («Общественные события как иностранные, так и местные»), предполагалась к выходу раз в месяц или чаще (в зависимости от характера и степени важности поступивших новостей) и представляла собой малоформатный че­тырехполосный листок размером приблизительно 19 х 29 см. Текст располагался в две колонки, за исключением последней полосы, которая из-за недостатка материалов оказалась незаполненной.

Особенный интерес представляет обоснование необходимости газеты для Бостона, данное Харрисом на первой полосе: «Предпо­лагается публикация, во-первых, наиболее замечательных событий Божественного Провидения, которые не должны быть оставлены в небрежении или забыты, как часто случается. Во-вторых, повсе­местно люди смогут лучше понимать обстоятельства Обществен­ных событий как иностранных, так и местных; что не только на­правит их мысли, но и поможет в делах и торговле.

В-третьих, можно кое-что сделать для исцеления от коварно­го духа лжи, что живет между нами, а избавиться от него можно посредством точной информации».

Содержательная часть первой американской газеты была не менее любопытной — достаточно пространные сообщения (без указания конкретных дат) о визите крещеных индейцев в Плимут, о похищении двух детей дикими индейцами, о самоубийстве ста­рика, оставшегося в одиночестве после смерти своей жены, о вспышке лихорадки, о бостонском пожаре, в результате которого погиб юноша и был серьезно поврежден печатный станок, о стыч­ках с французами, о побеге англичан из индейского плена. На пос­ледней полосе Харрис расположил относительно свежую информа­цию, которую можно было бы определить как «новости одной строкой». В этих новостях даты или дни недели были обозначены.

Несмотря на чисто новостной характер газеты и на отсутствие каких-либо комментариев, проекту Харриса не суждена была дол­гая жизнь. После первого же выпуска газета была закрыта по рас­поряжению губернатора штата Массачусетс. Формальным поводом для такого распоряжения стало отсутствие соответствующей ли­цензии, а также, как отмечалось в соответствующем постановле­нии властей, «различные сомнительные и ненадежные сообще­ния», содержавшиеся в этой газете. Разочарованный Харрис через пять лет был вынужден вернуться в Лондон, где приступил к изда­нию газеты «The London Post».

И только спустя четырнадцать лет в том же Бостоне городским почтмейстером Джоном Кэмпбеллом была осуществлена успешная попытка издания еженедельной газеты. Первоначально Кэмпбелл регулярно составлял рукописные листки новостей, составленных из местных событий и из материалов, почерпнутых из английских газет, и рассылал их губернаторам колоний. Эти листки после про­чтения губернаторами передавались в администрацию и имели до­статочно широкое хождение.

Чтобы представить себе специфику бостонских рукописных листков, достаточно привести фрагмент одного из сохранивших­ся экземпляров, датированных 14 июня 1703 г.:

«8 июня. Постоянное собрание Ассамблеи состоялось в после­днюю среду сего месяца.

9 июня. Его Превосходительство в сопровождении нескольких джентльменов отбыл в Нью-Гэмпшир.

10 июня. Шлюп, прибывший из залива Кэмпичи, не привез ни­каких новостей».

Периодическая публикация такого рода новостей типограф­ским способом становилась настоятельной необходимостью. В ито­ге Джон Кэмпбелл взял в аренду печатный станок, и в апреле 1704 г. в свет вышла газета, получившая название «The Boston News-Letter» («Бостонский листок новостей»).

Дата на этом издании была обозначена следующим образом -«С понедельника, 17 апреля, по понедельник, 24 апреля 1704 года». Поэтому датой появления первого номера «The Boston News-Letter» традиционно считается 24 апреля 1704 г.

Памятуя о судьбе газеты Бенджамина Харриса, Кэмпбелл не за­был указать на первой полосе — «опубликовано с дозволения вла­стей». Обращение же к читателям было больше похоже на рекла­му только что появившегося товара:

«News-Letter будет издаваться еженедельно; и все владельцы домов, земель, имущества, ферм, судов, товаров и изделий, пред­полагаемых к продаже или аренде, могут помещать сообщения об этом по сходной цене — от двенадцати пенсов до пяти шиллингов, и не более, равно как и информацию о сбежавших слугах, украден­ных или потерянных вещах.

Все жители города и окрестностей смогут получать News-Letter на разумных условиях по соглашению с Джоном Кэмпбел­лом, почтмейстером».

По формату газета Кэмпбелла почти не отличалась от газеты Харриса, как, впрочем, и в системе отбора новостей. Местные но­вости подавались более оперативно, иностранные — с большим за­позданием. В том же самом первом номере публиковались новости из «The London Flying Post» и «The London Gazette», помеченные декабрем прошлого года. Кэмпбелл старался всегда указывать ис­точник информации. Например, при сообщении о возможном зимнем нападении французов и индейцев на английские колонии он ссылался на канадского индейца, пришедшего в Олбани. Иног­да редактор сам выступал в качестве источника информации, как в случае с казнью шести пиратов, состоявшейся 30 июня 1704 г.

В декабре 1722 г. Кэмпбелл, находившийся уже в преклонном возрасте, передал права на свое издание Бартоломео Грину. Грин, в свою очередь, спустя двенадцать лет продал газету Ричарду Дрейперу, семья которого владела этим периодическим издани­ем вплоть до закрытия газеты в 1776 г. В целом же издание, нача­тое Кэмпбеллом, оказалось жизнеспособным и просуществовало 72 года.

Появление третьей американской газеты также связано с Бо­стоном. В 1719 г. Джона Кэмпбелла на посту почтмейстера колонии сменил Уильям Брукер. Он тоже решил издавать собственную еже­недельную газету под названием «The Boston Gazette» («Бостонская газета»). Это событие совершенно не обрадовало Кэмпбелла, отре­агировавшего на выход ее первого номера 21 декабря 1719 г. весь­ма язвительно: «Я выражаю сочувствие читателям новой газеты; ее страницы пропахли пивом, а не маслом ночной лампы. Это чти­во — не для приличных людей».

А день спустя, 22 декабря того же года, усилиями типографа и редактора Эндрю Брэдфорда в Филадельфии появилась «The American Weekly Mercury» («Американский еженедельный Мерку­рий») - первая газета, напечатанная за пределами Бостона. Газета была довольно удачной и при помощи отца Брэдфорда, нью-йор­кского типографа, некоторое время распространялась и в Нью-Йорке. Несмотря на заведомо нейтральный характер издания, у Редактора «The American Weekly Mercury» периодически случались столкновения с властями, так как даже малейший намек на крити­ку воспринимался администрацией колонии крайне болезненно.

В 1721 г. в Бостоне конкурировали друг с другом уже три газеты. К имевшимся двум добавилась газета «The New England Courant» («Новоанглийские куранты»), издававшаяся Джеймсом Франклином. Появление 7 августа 1721 г. первого номера газеты Джеймса Франклина, который начинал свою издательскую дея­тельность помощником Уильяма Брукера, знаменовало собой но­вый этап в американской журналистике.

Дело в том, что Джеймс Франклин не занимал никаких постов в местной администрации, и это создавало дополнительные труд­ности. Друзья отговаривали Джеймса от этой затеи, уверяя, что «она не сулит удачи, и что для Америки хватит и одной газеты», но он настоял на своем. Таким образом «The New England Courant» стала первой газетой, свободной от государственного контроля, и в отличие от своих полуофициальных конкурентов давала незави­симый комментарий к информации о положении дел в колониях, подвергала критике деятельность администрации, пропагандиро­вала идеи Просвещения, что вызывало неудовольствие влиятель­ных клерикальных кругов Бостона.

Газете Джеймса Франклина удалось задеть за живое семейство Мэзеров, давшего Новой Англии немало выдающихся пуритан­ских проповедников. Инкриз Мэзер выступил против «The New England Courant» на страницах «The Boston Gazette» со статьей «Совет читающей публике», а один из самых влиятельных лидеров пуритан, Коттон Мэзер, обратился к жанру памфлета, назвав из­дание Франклина «клубом адского пламени». Возмущенный Мэ­зер писал, что в Бостоне существует «практика еженедельного из­дания клеветнического листка, выпускаемого с целью принизить, очернить или осмеять самых достойных и добродетельных священ­нослужителей нашей страны, что является неслыханным ни в од­ной стране мира — христианской, турецкой или языческой».

Линией принципиального противостояния между позицией «The New England Courant» и идеологией пуританства стало нраво­учительное эссе (своеобразные очерки бостонских нравов и легкие моральные аллегории) как важная составляющая эстетики Просве­щения. Рационализированная светская культура пробивала себе дорогу в североамериканских колониях не в последнюю очередь благодаря журналистике. Газета отстаивала идеи свободы слова, и в одном из эссе, написанных знаменитым братом Джеймса — Бен­джамином Франклином, было ясно сказано: «Без свободы мысли не может быть такой вещи как мудрость; и нет общественной сво­боды без свободы слова; право каждого человека не должно нару­шать или подавлять право другого человека».

За публичные выпады в адрес губернатора Джеймс Франклин в июне 1722 г. попал на месяц в тюрьму по обвинению в «подстрекательской клевете». Подобное обвинение позволяло властям ве­сти судебное преследование неугодных авторов, издателей и га­зетчиков. Газета на некоторое время перешла в руки Бенджамина Франклина, который в «Автобиографии» так вспоминал об этом эпизоде в своей жизни: «Пока брат находился в заключе­нии, что очень меня возмущало, несмотря на наши личные не­лады, я возглавлял газету и осмелился два раза высмеять в ней наших правителей. Брат мой отнесся к этому снисходительно, но кое-кто стал поглядывать на меня косо, усмотрев во мне юного умника, не гнушающегося пасквилем и сатирой. Брата выпустили на свободу, но ассамблея тут же издала очень стран­ное постановление о том, что «отныне Джеймсу Франклину зап­рещается издавать газету "The New England Courant"». Чтобы решить, как ему быть дальше, у нас в типографии собрались на совещание друзья. Кто-то из них предложил обойти это поста­новление, изменив название газеты, но брат усмотрел в этом не­удобства, и был найден лучший выход: сделать издателем газе­ты Бенджамина Франклина».

Из-за сложных отношений с братом в газете «The New England Courant» Бенджамин Франклин долго не задержался, но успел опубликовать восемь нравоучительных эссе под пародийной мас­кой «вдова Сайленс Дугуд». Серия эссе под названием «Бумаги вдовы Дугуд», несмотря на стилистические заимствования и опре­деленный элемент ученичества у Джона Аддисона и Ричарда Сти­ля, стала важным этапом формирования национальной традиции в американской эссеистике.

Газета «The New England Courant» просуществовала недолго (с 1721 по 1728 гг.), но ее деятельность стала заметным явлением в общественно-политической жизни не только колонии Массачу­сетс. Свобода слова постепенно отвоевывала себе место в обще­ственной и интеллектуальной жизни Америки. Остановить появ­ление газет в колониях в эпоху Просвещения уже было невозмож­но. 8 ноября 1725 г. Уильям Брэдфорд, официальный печатник Нью-Йорка, начал издание первой нью-йоркской газеты «The New-York Gazette». К 1730 г. уже семь газет регулярно выходили в свет в четырех колониях, а в 1735 г. в одном только Бостоне было пять газет.

В октябре 1726 г. из Англии, где он совершенствовал свое мас­терство типографа, вернулся Бенджамин Франклин, чтобы открытую страницу американской журналистики. Роль Франклина в истории американской журналистики трудно переоценить, человек многих талантов, он, тем не менее, отдавал предпочтение типографскому и журналистском делу.

В Бостоне, куда приехал Франклин, для него не было работы, и он был вынужден переехать в Филадельфию. По сравнению с Бостоном Филадельфия выглядела книгоиздательской провинци­ей. Спрос на печатную продукцию был невысоким, качество изда­ний — низким. Немногочисленные читатели раскупали преимуще­ственно альманахи, памфлеты и теологические трактаты.

На паях с Хью Мередитом Франклин открыл в 1728 г. типогра­фию и задумался об издании собственной газеты. В то время в Фи­ладельфии выходила только «The American Weekly Mercury». Франк­лин обратил внимание на то, что газета Брэдфорда была «жалкой безделкой, издавалась безобразно и все же приносила ему доход, значит, хорошая газета и подавно не останется без поддержки».

Пока Франклин размышлял о своей газете, в декабре 1728 г. типо­граф Сэмюел Кеймер стал издавать еженедельную газету под.назва­нием «The Universal Instructor in All Arts and Sciences: and Pennsylvania Gazette» («Универсальный наставник во всех искусствах и науках, или Пенсильванская газета»). Издательская модель Кеймера была пре­дельно проста - он перепечатывал статьи из лондонской «Энцикло­педии» Чэмберса, фрагменты из произведений Дефо, публиковал небольшие тексты местных авторов. Издание Кеймера на некоторое время оказалось для читателей интереснее газеты Брэдфорда.

Продержалась газета Кеймера всего 39 номеров, так как с фев­раля 1729 г. Франклин стал помещать в газете Брэдфорда юмори­стические эссе от имени новой маски («Хлопотун») с нападками на новую газету. Популярность «The American Weekly Mercury» возросла, и Кеймер, растеряв своих подписчиков, был вынужден продать за бесценок свою газету Франклину и Мередиту. Издание новой газеты мало интересовало Мередита, и к маю 1732 г. Франклин смог выкупить его долю и стал единственным владельцем и редактором газеты.

2 октября 1729 г. вышел в свет первый номер «The Pennsylvania Gazette». Франклин сократил название газеты, сделав его простым и легко запоминающимся. Уже первый номер «The Pennsylvania Gazette» кардинально отличался от кеймеровского издания.

Первым делом Франклин убрал со страниц своей газеты пе­репечатки из энциклопедии, заменив их собственными эссе, от­дельными эссе Аддисона и Стиля, а также произведениями ме­стных авторов. Новостной блок преимущественно строился на публикациях о пенсильванских событиях, что повысило интерес к «The Pennsylvania Gazette» со стороны читателей. Франклин быстро превратил аморфное издание Кеймера в наиболее про­фессиональную, информационно насыщенную, интересную и в итоге самую прибыльную газету в колониях. Франклину удалось совместить информационность и развлекательность, что соот­ветствовало просветительской программе воспитания нрав­ственной личности.

В третьем номере «The Pennsylvania Gazette» Франклин обра­тился к читателям с объяснением своего понимания роли редакто­ра и издателя: «Издавать хорошую газету совсем не так легко, как многие себе воображают. Автор, выступающий на страницах газе­ты (с точки зрения людей просвещенных), должен быть изрядно искушен в языках, обладать даром письменного слова и описывать вещи ясно, понятно и в нескольких словах, он должен быть сведущ в географии, в истории, посвящен в интересы коронованных особ и государств, в секреты двора, знать обычаи и традиции всех наро­дов. Люди, обладающие подобными дарованиями, чрезвычайно редки в этой отдаленной части света».

С началом выхода «The Pennsylvania Gazette» центр интеллек­туальной и журналистской жизни колоний переместился на опре­деленный период в Филадельфию, а сама газета стала оказывать влияние на культурную жизнь не только Пенсильвании, но и дру­гих колоний. Серьезных конкурентов в Филадельфии для Франк­лина не было. Исключение составлял Брэдфорд, занимавший пост почтмейстера, что давало ему преимущества при распространении тиража собственной газеты.

Франклин вспоминал в «Автобиографии», что к концу 1729 г. У него не осталось в Филадельфии «ни одного соперника, кроме самого первого, Брэдфорда, а он был богат и спокоен, время от времени кое-что печатал, нанимая странствующих работников, не гонялся за заказами. Однако считалось, что он, будучи почтмейстером, имеет больше возможностей узнавать новости, что его газета лучше моей подходит для помещения объявлений, почему он и получал их больше, что было выгодно для него и не­выгодно для меня; ибо хотя я и получал и рассылал газеты по по­чте, широкая публика об этом не знала; дело в том, что я подкупал верховых рассыльных, и те забирали их тайком, потому что Брэд­форд по злобе своей это запретил».

Как редактор Франклин проводил разумную и дальновидную политику, не просто помещая в своей газете новости из жизни ко­лоний и зарубежные новости, но связывая их с интересами пенсильванцев. Он писал письма самому себе как редактору, публико­вал и сам отвечал на них. «Развивалась переписка, которая улучши­ла мою газету, увеличила тираж, как и количество рекламных объявлений, что, таким образом, обеспечило мне значительный доход. Газета моего давнего конкурента соответственно приходи­ла в упадок».

«The Pennsylvania Gazette» выгодно отличалась от других пери­одических изданий, выходивших в колониях, своим литературным качеством, обеспечивая потребности и интересы американцев в интеллектуальном наполнении повседневной жизни. Франклин публиковал в своей газете эссе, сатирические памфлеты, объявле­ния, рекламные и стихотворные тексты, стараясь привлечь под­писчиков и обойти конкурента. Подобная тактика принесла свои плоды, и расходные книги печатной компании Франклина за 1748—1765 гг. показывают, что свыше 60 % доходов поступало от из­дания «The Pennsylvania Gazette».

Новации Франклина в американской журналистике не исчерпы­вались изданием «The Pennsylvania Gazette». Он первым обратил внимание на большую немецкоязычную колонию в Пенсильвании, члены которой испытывали определенные трудности в социальной адаптации. Они нуждались в информации, но языковой барьер ста­новился для них непреодолимым препятствием. Поэтому в 1732 г. Франклин, пригласив на пост редактора Льюиса Тимоти, пред­принял издание «Philadelphische Zeitung» — первой газеты на иностранном языке в колониях. Идея была хороша, но немно­го опередила свое время. «Philadelphische Zeitung» просущество­вала недолго, однако семь лет спустя аналогичное издание под названием «Germantown Zeitung» вполне успешно печаталось в той же Филадельфии.

Хотя основные издательские планы и интересы Франклина были сосредоточены в Пенсильвании, он способствовал открытию ряда газет в других колониях, имея паевую долю в таких изданиях как «The South Carolina Gazette» и «The Rhode Island Gazette». К 1732 г. Франклин стал общественным печатником Пенсильва­нии, что позволило ему распространить свою модель издания в других колониях. Не забывая о собственной выгоде, Франклин помогал этим изданиям не только в финансовом отношении, но и в профессиональном. Обучая газетчиков ремеслу, поставляя обору­дование и материалы, он способствовал развитию газетно-издательского процесса во всей Северной Америке.

В 1732 г. Франклин послал Томаса Уайтмарша, одного из сво­их подмастерьев, в столицу Южной Каролины, где требовался пе­чатник. Он снабдил его станком и шрифтами «по договору о това­риществе», согласно которому Франклину причиталась одна треть доходов от типографии. Так в Чарльстоне появилась газета «The South Carolina Gazette». После внезапной смерти Уайтмарша в 1733 г. его сменил Льюис Тимоти, также посланный Франклином. После смерти Тимоти в 1738 г. издание «The South Carolina Gazette» воз­главила его вдова Элизабет Тимоти, ставшая первой американкой, которой довелось редактировать и издавать газету. «The South Carolina Gazette» наряду с «The Virginia Gazette», основанной в 1736 г. в Уильямсбурге первопечатником Виргинии Уильямом Парксом, стали первыми газетами американского Юга.

В 1732 г. Франклин тайно (оговорив свою долю в прибылях) помог Джеймсу Паркеру утвердиться в Нью-Йорке. С его помо­щью Паркер сменил в качестве редактора «The New-York Gazette» и общественного печатника самого Уильяма Брэдфорда. Позднее в 1755 г. Джеймс Паркер основал первую газету в Нью-Хейвене, которую он назвал «The Connecticut Gazette». Франклин к тому времени отошел от активной газетной деятельности, но сохранил свое участие в финансовых вопросах.

Бенджамин Франклин реализовал себя и в издании альманахов, которые к началу XVIII в. представляли собой достаточно большой корпус массовой журнально-литературной продукции. Составите­ли альманахов добавляли к своему имени титул «филомат» («люби­тель знания») и подчеркивали, что помещают астрологические предсказания только «для развлечения простолюдинов», прекрас­но понимая, что выпуск альманахов было в первую очередь ком­мерчески выгодным предприятием.

Тематика альманахов значительно расширилась — они вклю­чали (в дополнение к традиционным советам, прогнозам и пред­сказаниям) стихотворные и юмористические тексты, загадки, по­ловицы, эссе. Распространялись альманахи через книжные лавки, самими типографами, а также бродячими торговцами. Хождение альманахов было чрезвычайно широким, а для удобства читателей они издавались карманным форматом.

В Пенсильвании альманахи были самой ходовой частью печат­ной продукции. К моменту приезда Франклина в Филадельфию Эндрю Брэдфорд издавал «Американский альманах», альманахи печатал в своей типографии Кеймер. Да и сам Франклин с его праг­матичным складом мышления, в течение нескольких лет, получая заказы на издание альманахов, не мог не обратить внимание на безусловные тактические и стратегические преимущества издания собственного альманаха: финансовая выгода дополнялась возмож­ностью идеологического воздействия на значительно большую читательскую аудиторию.

Так родилась идея создания «Альманаха Бедного Ричарда» («Poor Richard's Almanack»), который Франклин стал издавать от имени нового образа — маски Ричарда Сондерса, филомата. Франк­лин сохранил традиционную форму издания, но использовать ре­шил ее в просветительском ключе, пытаясь сделать альманах «зани­мательным и полезным, и спрос на него оказался так велик, что он ежегодно расходился в 10 000 экземпляров и приносил мне изрядный доход. Заметив, сколько разных людей его читают, — во всей провин­ции не было, кажется, уголка, где бы о нем не слышали, - я решил, что это подходящее орудие для просвещения простых людей, ко­торые других книг почти не покупали; поэтому все промежутки между знаменательными календарными датами я ехал заполнять назидательными пословицами, главным образом рисующими тру­долюбие и бережливость как средства для приобретения богатства, а тем самым и добродетели, ибо человеку неимущему труднее все­гда поступать честно, недаром одна из тех пословиц говорит: «Пу­стой мешок стоять не будет»».

Франклин несколько запоздал с выпуском своего первого аль­манаха на 1733 г., анонсировав его только в конце декабря 1732 г. И, тем не менее, первое издание «Альманаха Бедного Ричарда» оказалось успешным, продолжаясь до 1757 г. Даже когда Франклин прекратил издание альманаха, образ Ричарда Сондерса еще долго использовался другими издателями.

Литературно-журналистская маска Бедного Ричарда стала под­линной удачей Франклина. Франклин создал вымышленную био­графию, и перед читателем возник образ небогатого простого че­ловека, умудренного жизненным опытом, филомата поневоле. Обращаясь к читателю в первом выпуске альманаха, Ричард Сондерс представлялся следующим образом: «Я мог бы попытаться завоевать ваше расположение, заявив, что сочиняю альманах исключительно из соображений общественной пользы; но я не буду тогда искренним, а современники мои достаточно проницательны, чтобы не поддаться на подобную уловку. Подлинная правда состо­ит в том, что я очень беден, а жена моя, женщина добронравная, уж очень горда, и я не раз говорил ей об этом; по ее словам, она не может вынести, что сидит за пряжей, а я бездельничаю, считая звезды; не раз она угрожала сжечь все мои книги и безделушки (так называет она мои инструменты), если я не употреблю их с пользой на благо собственной семьи. Печатник предложил мне некоторую долю в прибылях, и таким образом я приступил к выполнению желания моей супруги».

На следующий год Франклин продолжил игру с читателями,' сообщив им от имени Ричарда Сондерса о полученном от выпус­ка альманаха доходе и о том, как изменилась его жизнь в связи с тем, что ему наконец-то удалось угодить жене. «Моя жена смогла купить себе свой собственный горшок, и ей больше не надо ходить и занимать его у соседей; и теперь у нас каждый день есть, что по­ложить в него. Она также купила новые туфли, пару платьев и но­вую теплую юбку; что же до меня, то я приобрел подержанный пиджак, да такой славный, что теперь мне не стыдно появляться в городе. Перемены изменили нрав моей жены, и он стал таким уми­ротворенным, что я могу спать отныне дольше и несравненно спо­койнее, чем все три предыдущих года взятые вместе».

Большой тираж альманаха обеспечивал Франклину надежный доход, что, в свою очередь, свидетельствовало о правильности выб­ранного пути для просветительской журналистики. Постоянный читатель франклиновского альманаха на долгие годы принял образ-маску Бедного Ричарда, от имени которого в текст альманаха акку­ратно вкрапливались небольшие стихотворения, эссе, пословицы.

Афористика Франклина — отточенная фраза, вложенная в уста Бедного Ричарда, — отразила специфику формирующейся амери­канской ментальности сохранилась в языке американской нации как своеобразное свидетельство просветительской прививки к про­растающему фольклорному древу. Огромное количество франклиновских афоризмов осталось в американской национальной тради­ции — «Ешь для себя, одевайся для других». «Терпение завоюет все», «у сделки нет ни друзей, ни родственников». «Кот в перчат­ках мышей не ловит», «Чудо — дочь невежества». «Бедность хочет немного, роскошь — много, скупость — всего», «Деньги слаще меда». «Сердце глупца — на его устах, уста мудреца — в его сердце». А знаменитая фраза «время — деньги» стала синонимом аме­риканской деловитости. Избранная Франклином форма альманаха, возможно, была наиболее адекватной для данного периода развития американской культуры и, несомненно, повлияла на развитие американской жур­налистики, сумевшей использовать «низовую» модель издания для пропаганды идей Просвещения.

Бенджамин Франклин может считаться также и родоначальни­ком американских журналов. В качестве образца он выбрал лон­донский «The Gentleman's Magazine» («Журнал джентльмена») и решил назначить редактором юриста Джона Уэбба, который в свое время написал серию эссе для «The Pennsylvania Gazette». Однако, Уэбб (в ожидании более высокого процента от доходов) выдал этот проект давнишнему конкуренту Франклина. И 6 ноября 1740 г. Эндрю Брэдфорд поспешил объявить в своей газете о намерении издавать журнал «The American Magazine, or a Monthly View of the Political State of the British Colonies» («Американский журнал, или Ежемесячное обозрение политических дел в Британских колони­ях»), начиная с марта будущего года.

Ответ Франклина последовал ровно через неделю. В «The Pennsylvania Gazette» он объявил об издании журнала «The General Magazine and Historical Chronicle for All the British Plantations in America» («Всеобщий журнал и хроника событий всех британских колоний в Америке»). Франклин обвинил своих конкурентов в нечистоплотности: «Наш журнал, создаваемый по образцу англий­ских журналов, долгое время находился в стадии проекта; мы ус­танавливали переписку с наиболее образованными людьми в коло­ниях. В виду приведенных причин журнал не мог быть издан ранее, хотя некое лицо, конфиденциально посвященное в наши планы, предпочло анонсировать журнал в прошлом номере «The Mercury», без нашего на то согласия, возможно, полагая, что, опередив нас в объявлении о собственном издании, ему удастся заставить нас от­казаться от своих планов и самому собрать весь урожай».

Началась конкурентная гонка. Уэбб и Брэдфорд объявили, что их издание будет дешевле франклиновского. В ответ Франклин решил не проводить годовую подписку, а продавать тираж по цене 6 пенсов за экземпляр. И все же Уэбб и Брэдфорд опередили Фран­клина на три дня. 13 февраля 1741 г. «The American Magazine» вы­шел из печати. 16 февраля того же года появился «The General Magazine», но на его обложке напечатана январская дата, — Фран­клин хотел взять реванш хотя бы постфактум.

Оба журнала просуществовали недолго: «The American Magazine» Брэдфорда — три месяца, «The General Magazine» Франклина — шесть. Эти первые два американских журнала отличались по содержанию и способу отбора материала. Брэдфордовский журнал представлял собой прообраз политического обо­зрения - обзор парламентских событий, комментарии о полити­ческих делах в колониях. Франклин, вынужденный выступать в качестве издателя и редактора, предпочел форму литературно-по­литического журнала. На 76 страницах «The General Magazine» обсуждались политические события, связанные с войной между Англией и Испанией, экономические (хождение бумажных де­нег), религиозные; в разделе, посвященном текущей политиче­ской жизни колоний, Франклин перепечатывал новости из раз­личных местных газет (даже из отдаленных штатов). В разделе «Историческая хроника» Франклин публиковал ежемесячную хронику событий, которая представляет исторический интерес и в наше время. Существовал и литературный отдел, в котором пуб­ликовались фрагменты из произведений местных и английских авторов, эссе, стихотворения и т. д.

В целом же первые американские журналы откровенно копи­ровали британские образцы, а отсутствие закона об авторском пра­ве позволяло издателям заполнять большую часть своих изданий заимствованным материалом. По данным американского исследо­вателя Э. Кросса, в период между 1741 и 1794 гг. в Америке было создано 45 журналов, срок существования которых, впрочем, не превышал полутора лет.

Говоря о колониальном периоде в истории американской жур­налистики, Даниел Бурстин подчеркивает особенность положения «общественного печатника» в колонии и считает это явление чис­то американским феноменом. Он обратил внимание на то обсто­ятельство, что большинство первых газетчиков Америки, помимо того, что они были профессиональными типографами и имели собственные типографии, были связаны с выполнением государ­ственной службы. Чаще всего они занимали пост почтмейстера колонии, что давало им преимущества при распространении сво­ей продукции, а также контроль за поступлением внутренней и внешней информации. «Преимущества почтмейстерского поста помогли держать прессу в руках респектабельных людей, распола­гавших доверием своего правительства».

Таким образом, проблема подлинной свободы слова стояла Довольно остро в большинстве колоний, и, показательным случаем, ставшим важным прецедентом в борьбе за право свободы печати было дело Джона Питера Зенгера.

Джон Питер Зенгер родился в Баварии и переехал на постоянное жительство в Америку в 1710 г., обосновавшись в Нью-Йорке.

Там с 1711 по 1719 г. он работал в качестве ученика в типографии Уильяма Брэдфорда, а в 1725 г. вместе с Брэдфордом начал выпус­кать первую нью-йоркскую газету «The New-York Gazette». В 1726 г. Зенгер уже смог открыть собственное дело, оказавшись удачливым книгоиздателем.

Спокойная издательская жизнь Зенгера продолжалась до 1733 г., пока он не предпринял издание собственной еженедельной газеты «The New-York Weekly Journal». На издание газеты Зенгер решил­ся, опираясь на поддержку влиятельных политических фигур, ко­торые рассчитывали использовать газету Зенгера для критики го­родских властей и в первую очередь губернатора Уильяма Косби. Уже во втором номере своего еженедельника опубликовал статью под названием «Свобода прессы», за которой последовали другие статьи весьма радикальные по тону.

Активная журналистская деятельность Зенгера была прервана 17 ноября 1734 г., когда он был арестован по обвинению в диффа­мации. Однако, находясь в тюрьме, Зенгер продолжил выпускать свою газету, обратившись с открытым письмом к своим читателям в №55 за 25 ноября 1734 г. с извинениями за пропущенный выпуск и с объяснением причины случившегося: «Всем моим подписчикам и покупателям моей «Weekly Journal».

Господа, дамы и прочие,

Так как на прошлой неделе вы были разочарованы, не получив мою газету, то я посчитал необходимым принести вам свои извине­ния по этому поводу. В воскресенье, семнадцатого числа, я был аре­стован и помещен в городскую тюрьму по приказу губернатора и досточтимого Фрэнсиса Харрисона, эсквайра, и других членов со­вета, и в то время пока вы ждали очередной номер, я пребывал в камере, лишенный пера, чернил и бумаги и возможности общения <...> сейчас у меня появилась возможность разговаривать со свои­ми помощниками через тюремное окошко, и я надеюсь, что смогу развлекать вас новыми номерами «Weekly Journal», как и прежде.

Всегда к вашим услугам, ваш смиренный слуга, Джон Питер Зенгер».

Во время пребывания в тюрьме Зенгеру постоянно приходи­лось отбиваться от нападок со стороны брэдфордовской «The New-York Gazette», которая неизменно поддерживала позицию губерна­тора. Разгоревшаяся полемика привела к тому, что в глазах обще­ственности дело Зенгера стало практически общенациональной борьбой за свободу критики на страницах прессы.

Защищать Джона Питера Зенгера взялся выдающийся адвокат этого времени Эндрю Гамильтон. Филадельфийскому адвокату удалось придать процессу, состоявшемуся в начале 1735 г., идеологичес­кий характер, что привлекло внимание широких общественных кру­гов. Гамильтон убедительно доказал, что публикации в «The New-York Weekly Journal» соответствовали действительности, а потому не могут быть классифицированы как диффамация. Более того, он произнес на суде блестящую речь в защиту права на свободу мнений.

В заключительной части своей речи Гамильтон обратился к суду присяжных со следующими словами: «Решение, которое будет вынесено сегодня, господа присяжные, не малого и не частного значения; дело, которое вы сейчас разбираете, касается не одного только бедного издателя и не одного только Нью-Йорка. Нет! Речь идет о более важном предмете — о свободе!» Вердикт, вынесенный по делу Зенгера, считается прецедентным в истории американской свободы печати. Вопреки желанию властей и мнению судьи суд присяжных вынес оправдательный приговор.

После суда Зенгер продолжал издавать свою газету вплоть до самой смерти. В качестве своеобразной компенсации он в 1737 г. был назначен монопольным «общественным печатником» Нью-Йорка, а в 1738 г. — и Нью-Джерси.

И снова следует вернуться к фигуре Бенджамина Франклина, который наряду со многими новациями добавил к ним и создание первой карикатуры в истории американской журналистики. Он опубликовал ее 9 мая 1754 г. в «The Pensylvania Gazette» в связи с угрозой для колоний нападения со стороны Франции. Карикату­ра представляла собой изображение змеи, раздробленной на восемь частей. Голова представляла собой Новую Англию, а семь осталь­ных — Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильванию, Мэриленд, Вир­гинию, Северную Каролину и Южную Каролину. Под изображени­ем была помещена лаконичная надпись: «Join, or Die» («Объеди­няйся или умрешь»).

Франклиновская карикатура произвела впечатление. До конца месяца она была перепечатана в «The New-York Gazette», «The New-York Mercury», «The Boston Gazette», «The Boston News-Letter» и в ряде других. Причем в «The New-York Gazette» появилась еще одна надпись, вложенная в уста змеи — «Unite and Conquer» («Объединяйся и победишь»).

Любопытно отметить, что эта же карикатура возникла на стра­ницах американских газет одиннадцать лет спустя, но в другом политическом контексте. К тому времени в американской прессе произошли определенные изменения. Во-первых, Нью-Йорк приблизился к Бостону и Филадельфии в качестве еще одного центра производства печатной продукции, во-вторых, увеличилось общее количество газет, издававшихся в колониях (к 1765 г. в колониях из­давалось уже 43 газеты), в-третьих, усилилась политизация прессы.

Поводом к повсеместной политизации и радикализации коло­ниальной прессы послужил принятый в 1765 г. британским пар­ламентом Закон о гербовом сборе, согласно которому налогами облагались все печатные и периодические издания и юридичес­кие документы. Американская пресса отреагировала целым кас­кадом антибританских публикаций, в которых значительное ме­сто занимали памфлеты — наиболее подходящая к предреволю­ционной ситуации журналистская форма выражения мнений. С 1763 по 1783 годы двести американских типографий выпусти­ли около девяти тысяч печатных изданий — книг, газет и плака­тов; из них, по крайней мере, две тысячи были политическими памфлетами. Именно они, эти две тысячи брошюр с претенци­озными и устрашающими названиями, являлись основным яд­ром литературы Американской революции; их назначение — попасть как можно быстрее в руки читателя и склонить его на сторону того или иного лагеря — делало памфлеты необычайно злободневными.

В этот момент снова понадобилась карикатура, созданная Франклином. Появилась она вновь 21 сентября 1765 г., когда сразу же в нескольких городах — Нью-Йорке, Бостоне и ряде других — большим тиражом стала продаваться газета под названи­ем «The Constitutional Courant» («Конституционные куранты»). Эта газета имела ряд особенностей — в ней не были указаны имя редак­тора и место издания. Тональность этого разового издания была ан­тибританской, которую закрепляла переосмысленная в свете но­вых обстоятельств франклиновская карикатура.

Вторая половина 1760-х гг. — время расцвета таланта таких вы­дающихся публицистов и журналистов периода Революции, как Бенджамин Франклин, Джеймс Отис, Джон Дикинсон, Томас Пейн, Томас Джефферсон, Александр Гамильтон, Джон Адаме, Сэмюэл Адаме, Дэниэл Дюлани, Сэмюэл Сибери.

Авторы памфлетов выдвинули идею «естественных прав» и апел­лировали к авторитету Джона Локка и Джеймса Гаррингтона. Так, бостонский адвокат Джеймс Отис 20 августа 1764 г. в «The Boston I Gazette» опубликовал памфлет «Удостоверенные и доказанные права ] британских колоний», в котором отстаивал интересы колоний: «Фор­мулируя идею естественных прав (natural rights) колонистов, я пола­гаю доказанным тот факт, что они являются людьми, общими детьми того же Создателя, что и их братья из Великобритании. Природа на­делила всех равенством и совершенной свободой, чтобы действовать

границах закона, определенного природой и разумом, и не зависеть от воли, настроения, страсти или прихоти любых других людей».

Бурные протесты против закона о гербовом сборе привели к его отмене в 1766 г., однако через год британский парламент принял по предложению министра финансов Чарльза Тауншен­да пакет дискриминационных законов. Они получили название Актов Тауншенда и предусматривали введение новых пошлин. Чай стекло, бумага, краски попали в список облагаемых по­шлинами товаров. Так как американские типографии в значи­тельной степени зависели от европейских поставок бумаги, то и Закон о гербовом сборе и Акты Тауншенда, приводившие к не­хватке бумаги, спровоцировали сильнейшее негодование амери­канской прессы.

В конце 1767 г. в газете «The Pennsylvania Chronicle» («Пенсиль­ванская хроника») начали публиковаться «Письма пенсильванско­го фермера жителям британских колоний», направленные против актов Тауншенда и получившие чрезвычайно широкий резонанс как в самих колониях, так и в Англии. «Письма» отличались высо­кими литературными достоинствами и представляли собой публи­цистические размышления не только о насущных проблемах аме­риканцев, но и о будущем нации.

«Письма пенсильванского фермера» выходили в период с 1767 по 1768 гг., были перепечатаны большинством американских газет, 8 раз выходили отдельными изданиями и даже были переве­дены во Франции. Их автором был юрист и политический деятель Джон Дикинсон, которому удалось на определенный период вре­мени стать «властителем дум» колонистов.

Вдумчивый, уравновешенный и сдержанно-страстный тон его «Писем», удачно выбранная журналистская маска человека из народа - «пенсильванского фермера», железная логика чет­ко выстроенной аргументации привлекли внимание широкой читательской аудитории. Размышляя над проблемой свободы и порядка, глубоко убежденный в том, что «дело свободы — слиш­ком благородное дело, чтобы пятнать его криками и анархией», Джон Дикинсон апеллировал к здравому смыслу, требуя уравнивания коло­ний в правах с метрополией и контроля над правительством.

Английское правительство было вынуждено отменить акты Гауншеда в 1771 г., но эта мера была явно запоздалой. В 1768 г. по инициативе С. Адамса и Дж. Отиса была предпринята компания бойкота английских товаров, активно поддержанная американски­ми средствами массовой информации. На страницах газет появля­лись лозунги следующего содержания: «Не нужно толпы, не нужно мятежей, не троньте ваших самых ненавистных врагов и их соб­ственности. Берегите деньги, и вы сохраните свою страну».

В общественном сознании уже сформировалась идея независи­мости и собственного пути развития Америки. Пресса активно создавала из метрополии «образ врага». Британские официальные представители и их сторонники именовались на страницах амери­канских газет не иначе как «жалкими наймитами и отвратительны­ми изменниками», а британский король Георг III — «монстром в человечьем обличье».

В 1773 г. газета «The Massachusetts Spy» («Массачусетский дозор­ный»), издаваемая Исайей Томасом, задавалась таким риторичес­ким вопросом: «Как может остров БРИТАНИЯ поработить такой великий континент как АМЕРИКА, который более чем в девять раз превышает его собственные размеры? Весь мир дивится подоб­ной величайшей глупости». В это же время Бенджамин Франклин, находившийся в Лондоне, опубликовал на страницах английских изданий, остросатирические памфлеты «Руководство к тому, как из великой империи сделать малую» и «Эдикт прусского короля», в которых подверг резкой критике имперские притязания Британии и предостерег ее от проведения неразумной политики по отноше­нию к колониям. «В первую очередь, джентльмены, вы должны помнить о том, что великая империя, подобно большому пирогу, легче всего обламывается по краям».

Предреволюционная и революционная риторика американской прессы, объявившей «крестовый поход» против Британии, отличалась крайней категоричностью и безапелляционностью, используя изменения в общественно-политической ситуации в своих пропагандистских целях. «Бостонское чаепитие» 1773 г. спланированное в доме редактора «The Boston Gazette», еще боль­ше обострило ситуацию. «Нестерпимые акты», изданные бри­танским правительством, и морская блокада бостонского порта привели к созыву Первого Континентального конгресса в Фи­ладельфии в сентябре-октябре 1774 г. Конгресс одобрил бойкот английских товаров, принял «Декларацию прав» и призвал прессу активно освещать «подлинную суть дела». И пресса, по словам Франклина, не просто стала «ковать железо пока оно горячо, но и разогревать его во время ковки».

Такие слова, как «американец» и «американский», подчеркну­то часто появлялись в текстах памфлетов, воззваний, открытых писем и статей этого времени, чтобы обозначить единство колоний против британской угрозы. В одном из выступлений на заседании Конгресса Патрик Генри заявил: «Нет больше различий между виргинцами, пенсильванцами, ньюйоркцами и жителями Новой Ан­глии. Отныне я теперь не виргинец, но американец».

Вооруженные столкновения в Лексингтоне и Конкорде 19 апреля 1775 г. положили начало Войне за независимость или, как ее еще называют, Американской революции. Роль средств массовой инфор­мации, значение публицистического и ораторского слова в такие переломные моменты особенно важны для консолидации нации.

10 января 1776 г. Томас Пейн опубликовал (вначале анонимно) памфлет под названием «Здравый смысл», которому суждено было стать одним из величайших памфлетов в американской истории. По иронии судьбы автор прославленного американского публици­стического произведения не был американцем.

Оказавшись в предельно накаленной обстановке, непримири­мый радикал Пейн, переехавший из Англии в Филадельфию за год до Революции, почувствовал себя как рыба в воде, а его «Здра­вый смысл» сыграл решающую роль в формировании американ­ского общественного мнения этой поры. После опубликования «Здравого смысла» симпатии американцев склонились к идее полного отделения от Англии и предпочтительности республи­канской формы правления. В течение трех месяцев было распро­дано 120 000 экземпляров этого памфлета, а имя Пейна мгновен­но стало популярным.

Возвышенная патетика памфлета Пейна, предельная ясность его доводов, яростные нападки на монархическую форму правле­ния, подчеркивание преимущества «естественных прав» американ­цев по сравнению с исторически сложившимися обстоятельства­ми оказались созвучными своему времени.

«Иметь свое собственное правительство — это наше естествен­ное право», — утверждал Пейн. И 2 июля 1776 г. Второй Конти­нентальный Конгресс, собравшись в Филадельфии, проголосовал за полную независимость от Британии, а 4 июля была принята подго­товленная Томасом Джефферсоном «Декларация независимости».

«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди со­зданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуж­даемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Эти знаменитые слова из «Декларации независимости» подводили черту под определенным этапом разви­тия политической мысли эпохи Просвещения.

Окончание Войны за независимость в 1783 г. для истории амери­канской журналистики ознаменовалось двумя важными событиями.

Во-первых, почти сразу же появляются первые ежедневные пери­одические издания. 21 сентября 1784 г. в Филадельфии вышла газета под названием «The Pennsylvania Packed and Daily Advertiser» («Пен­сильванская ежедневная рекламная газета»), издателями которой ста­ли Джон Данлэп и Дэвид Клейпул. Издание Данлэпа и Клейпула представляло собой четырехполосную газету стоимостью в четыре пенса. Материал располагался в четыре колонки, первая и последняя полосы были полностью заполнены объявлениями. Остальные две полосы частично были отданы объявлениям, частично — новостям и перепечаткам. Хотя газета и именовалась «ежедневной», выходила она три раза в неделю - по вторникам, четвергам и субботам.

Вскоре в Южной Каролине появилась вторая ежедневная га­зета. С 1 декабря 1784 г. в Чарльстоне Джон Миллер стал изда­вать «The South Carolina Gazette and General Advertiser» («Южно-каролинская общая рекламная газета»), а 1 марта 1785 г. в Нью-Йорке Фрэнсис Чайлдс выпустил первый номер «The New York Daily Advertiser» («Нью-йоркская ежедневная рекламная газе­та»). Таким образом, первые ежедневные газеты в Соединенных Штатах были преимущественно рекламные, и на определенное время они стали единственной альтернативой партийной прессе.

Во-вторых, в послереволюционный период начинается быстрое формирование партийной прессы. Эдмунд Морган тонко подме­тил, что, «если в 1740 году ведущими интеллектуалами Америки были священники, помыслы которых были направлены к теоло­гии, то к 1790 году ведущими интеллектуалами стали государствен­ные деятели, размышлявшие о политике»1.

Широкую дискуссию на страницах американской прессы вызвал проект Конституции 1787 г. Основной проблемой стала проблема федерального устройства нового государства. В необозримом коли­честве публикаций в периодических изданиях той поры, в памфле­тах и трактатах подробно разбирались аргументы «за» и «против» Конституции. Так стала создаваться партийная пресса, которая пер­воначально делилась на «федералистскую» и «антифедералистскую».

Особое место в этой полемике занимает серия из 85 политиче­ских эссе, объединенная впоследствии под общим заглавием «Фе­дералист». Эти эссе были написаны в 1787—1788 гг. тремя выдаю­щимися государственными деятелями Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем, публиковавшими эти эссе на страницах различных нью-йоркских газет под общим псев­донимом «Публий». В этих эссе всесторонне рассматривались раз­личные аспекты новой формы государственности, преимущества федерального принципа устройства Соединенных Штатов Америки и ряд других проблем, возникших в ходе проходившей общена­циональной дискуссии.

Кардинальный вопрос о республиканской форме правления был поставлен в 39-м эссе, написанном Джеймсом Мэдисоном. «Первый же вопрос, возникающий сам собой: быть ли нашему правлению и по сути, и по форме сугубо республиканским? Совер­шенно очевидно, что только эта, и никакая иная, форма правления отвечает духу американского народа, основополагающим принци­пам революции или благородному стремлению, которым исполне­ны все приверженцы свободы, — строить наши политические опы­ты на способности человечества к самоуправлению».

В целом же «Федералист» занял уникальное место в амери­канской журналистике: он как бы вобрал в себя наиболее ори­гинальные идеи, которые революционный памфлет внес в дис­куссию о государственном строе. Как «Здравый смысл» Пейна знаменовал взлет революционного радикализма, так «Федера­лист» говорил о наступлении консервативного, конструктивно­го, консолидирующего курса в политике, определившего облик послевоенной нации.

Текст принимаемой Конституции не давал в полной мере га­рантий свобод гражданам новой страны. Томас Джефферсон писал в «Автобиографии», что при ознакомлении с Конституцией его насторожило «отсутствие ясно выраженных, четких положений, гарантирующих свободу вероисповедания, свободу печати, свободу личности, находящейся под постоянной защитой Habeas corpus».

Под давлением Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и ряда других общественных и политических деятелей текст Конституции был в 1789 г. дополнен 10 поправками («Билль о правах»). Особенно важ­ной для существования американских средств массовой информа­ции стала первая поправка, в которой говорится, что «Конгресс не должен издавать ни одного закона, <...> ограничивающего свобо­ду слова или печати...».

К этому времени антифедералисты преобразовались в респуб­ликанцев, американская пресса вступила в период жесткого меж­партийного противостояния, во многом определяемого реакцией на события Французской революции 1789 г. На страницах партий­но-ориентированных изданий федералисты именовались «англо­манами» и «монархистами», а республиканцы получили ярлыки «Франкофилов» и «якобинцев». Узко партийный фанатизм газет этого периода привел к резкому снижению стандартов журналис­тской этики. Приемы, бывшие в ходу в революционный период, теперь применялись против политических оппонентов.

Разительные перемены произошли в способе редактирования газет. Если до Революции редактор, совмещая в одном лице изда­теля, типографа и предпринимателя, обращался к читателям пре­имущественно как к подписчикам, то в период ранней республи­ки он стал разговаривать с ними как с потенциальными избирате­лями. Памфлетное начало перекочевало из брошюр в колонку редактора и оставалось там достаточно долго.

Александр Гамильтон, ставший министром финансов в прави­тельстве Вашингтона и являвшийся идеологом партии федерали­стов, основал в апреле 1789 года «The Gazette of the United States» («Газета Соединенных Штатов»). Редактором этой газеты был на­значен Джон Фенно, получавший финансовую поддержку от Га­мильтона и федералистов. «The Gazette of the United States» факти­чески стала официальным органом администрации США, актив­но поддерживая все политические начинания Гамильтона.

В ответ на это Джефферсон и Мэдисон основали в октябре 1791 г. «The National Gazette» («Национальную газету»), выходив­шую в Филадельфии. Редактировать это республиканское издание был приглашен известный поэт Филипп Френо. Сам Джефферсон не публиковался, но страницы «The National Gazette» были предо­ставлены всем, кто был недоволен политикой федералистов. Яро­стная война между двумя противоборствующими газетами продол­жалась около двух лет.

Упрямый и острый на язык, Филипп Френо стал первым в Аме­рике «рыцарем-журналистом». Влияние «The National Gazette» на общественное сознание позволяет говорить о Френо как о веду­щем газетном редакторе Америки той поры. Т. Джефферсон впос­ледствии писал, что «The National Gazette» спасла нашу конституцию, быстрыми шагами приближавшуюся к монархии, и послужила наибо­лее эффективным средством, преградившим путь этому процессу».

В количественном отношении пресса федералистов превосхо­дила журналистские силы республиканцев. Исайя Томас, активный участник этих событий и один из первых библиографов американ­ской прессы, в монографии «История печати», опубликованной в 1810 г., привел любопытные данные. Он разделил список из 336 газет, выходивших в 1795—1800 гг., по партийной принадлеж­ности, и получилась своеобразная «политическая карта Соединен­ных Штатов» — из 32 газет, издававшихся в Массачусетсе, 20 яв­лялись федералистскими против 11 республиканских, в Коннекти­куте из 12 газет — 10 федералистских и только 1 республиканская. Относительный паритет сохранялся в Нью-Йорке, где из 67 газет 29 принадлежали федералистам, а 27 — республиканцам.

В 1798 г., в период обострения отношений с Францией, конт­ролируемый федералистами Конгресс принял, а президент Джон Адаме подписал закон, ограничивавший свободу прессы («Закон о клевете») и направленный против республиканской прессы. В этом законе в частности говорилось, что «если любое лицо будет созда­вать, печатать, произносить или публиковать <...> какие-либо лож­ные, скандальные или злонамеренные писания <...> против пра­вительства Соединенных Штатов, или палат Конгресса <...> или против Президента <...> с намерением опорочить <...> или подо­рвать репутацию; или возбудить против них ненависть добропоря­дочных граждан Соединенных Штатов <...>, то это лицо должно быть наказано штрафом до двух тысяч долларов и тюремным зак­лючением до двух лет».

Данный закон находился в полном противоречии с первой по­правкой к Конституции, и поэтому «Aurora» («Аврора»), республи­канская газета Бенджамина Франклина Бейча, внука знаменитого Бенджамина Франклина, просто опубликовала текст проекта это­го закона под текстом первой поправки к Конституции безо вся­ких комментариев.

Новый закон позволял трактовать любую антифедералистскую критику правительства или президента как злонамеренную клевету и призыв к мятежу. Оппозиционная пресса сразу же испытала на себе действие нового закона. По обвинению в измене подвергались травле и репрессиям издатели республиканских газет. В стране было возбуждено 17 судебных процессов, 10 из них закончились вынесением обвинительного приговора, кроме того, ряд лиц были арестованы без суда и следствия.

В 1800 г. победа Т. Джефферсона на президентских выборах в определенной степени была предрешена активной борьбой респуб­ликанцев за возвращение свободы слова. «Я поклялся на алтаре Божьем быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека», — писал в свое время Джефферсон, и этот принцип он проводил в жизнь в годы своего президентства. Цензурные ограни­чения с прессы были сняты.

Прекрасно понимая значение прессы для освещения политики правительства, Джефферсон убедил филадельфийского издателя Харрисона Смита переехать в новую столицу Соединенных Штатов — Вашингтон. 31 октября 1800 года вышел первый номер «The National Intelligencer» («Национальный вестник») — первой значительной вашингтонской газеты, просуществовавшей до 1870 г.

 

Практически в это же время (в 1801 г.) в Нью-Йорке начала выходить влиятельная газета «The Evening Post» («Вечерняя почта»),

которая прославилась благодаря своему бессменному редактору Уильяму Каллену Брайенту, одному из лучших поэтов своего време­ни. Переехав из Бостона в Нью-Йорк в 1825 г., Брайент стал соре­дактором, а в 1829 г. — единоличным редактором «The Evening Post».

Брайент сослужил Америке великую службу как журналист и кри­тик, в течение пятидесяти лет выступавший по принципиальным по­литическим, экономическим и культурным вопросам и превративший свою газету в образец тонкого вкуса и безупречной репутации, который не имел себе равных в истории американской журналистики.

Высокие этические и профессиональные стандарты, предло­женные Брайентом, оказали определенное воздействие на станов­ление независимой американской журналистики. У. К. Брайент был подлинным наследником идей Т. Джефферсона, и на посту редактора «The Evening Post» он в течение пятидесяти лет стоял на страже свободы слова и защиты прав человека.

В самом начале XIX века, а точнее 1 октября 1802 г., в Нью-Йорке появилась влиятельная литературная газета «The Morning Chronicle» («Утренняя хроника»). Ее редактором стал Питер Ир­винг, который, несмотря на стойкую приверженность партии рес­публиканцев, заявил, что партийность не повлияет на мнения журналистов, сотрудничающих в «The Morning Chronicle». Хотя имела место полемика с «The Evening Post» по поводу оценки лич­ности Аарона Бэрра. Питер Ирвинг симпатизировал вице-президен­ту США, защищая Бэрра от нападок со страниц «The Evening Post».

В целом газета носила развлекательно-моралистический ха­рактер, публикуя на своих страницах добродушные розыгрыши, юмористические материалы, легкие эссе, точные зарисовки по­литической жизни того времени. Заметный след в литературной журналистике оставила образ-маска Джонатан Олдстайл (Джо­натан Любитель старины, или, если использовать аналог из рус­ской просветительской комедии, - Стародум). Остроумные эссе под названием «Письма Джонатана Оддстайла, джентльмена» при­надлежали перу младшего брата Питера — Вашингтону Ирвингу, ставшего впоследствии известным американским писателем.

Прекращение издания «The Morning Chronicle» в 1805 г. связа­но с драматическими событиями дуэли Аарона Бэрра и Александра Гамильтона, повлекшими за собой смертельное ранение последне­го. Смерть Гамильтона привела не только к политической гибели Бэрра, но и к закрытию газеты, ассоциировавшейся в общественном сознании с его именем.

Если говорить об общей тенденции в американской журнали­стике этого периода, то к началу XIX столетия отмечается усиление влияния журналов на общественное сознание и на формирование вкуса читателей. Подобная же картина сложилась и в Британии, где появились влиятельные ежеквартальники как «The Edinburgh Review» («Эдинбургское обозрение») или «The Quarterly Review» («Ежеквартальное обозрение»).

Количественную динамику роста журнальных периодических изданий на читательском рынке Америки показывают следующие данные — в 1800 г. регулярно выходило 12 журналов, в 1810 — 40, в 1825-100.

Наиболее интересными и авторитетными из них были такие периодические издания, как редактируемый Исайей Томасом журнал «The Massachusetts Magazine» («Массачусетский жур­нал», 1789-1796) и основанный Уильямом Тюдором «The North American Review» («Североамериканское обозрение», Бостон, 1815 - 1877; Нью-Йорк, 1878—1940) в Бостоне, филадельфийские издания — «American Review and Literary Journal» («Американское обозрение и литературный журнал», 1799-1802) Чарльза Брок-дена Брауна, «The Port Folio» («Портфолио», 1801 — 1815) Джозе­фа Денни.

За журналом Джозефа Денни стояли мощные издательские и политические круги Филадельфии (из политиков достаточно на­звать Ричарда Раша и Джона Куинси Адамса, будущего президен­та США). Журнал ориентировался (по стилю, оформлению и спо­собу подачи материала) на известные британские литературно-политические издания типа «The Edinburgh Review», хотя степень общественного влияния американских журналов была несопоста­вима с их английскими аналогами.

В Бостоне такое же положение занимал журнал «The North American Review» — консервативное, неплохо информированное литературно-политическое издание. Руководство «The North American Review» стремилось к созданию имиджа «серьезного из­дания». В нем сотрудничали ведущие политики и историки этого периода. Консервативность и негибкость в проведении редактор­ской политики в дальнейшем приводила к потере определенной части читательской аудитории. Журнал, однако, долгое время ос­тавался на плаву, меняя редакторов, испытывая взлеты и периоды оживления.

В начале века редкое периодическое издание приносило большую прибыль своему издателю. Поэтому альтернативой партии и прессе, получающей финансовую поддержку от соответствующих политических кругов, стало обращение периодических изданий к различного рода коммерческим объявлениям в сочетании с модернизацией издательского процесса, а также поиск новых рынков сбыта (расширение читательской аудитории).

Изменения в издательском процессе вели к увеличению тира­жа и удешевлению себестоимости изданий. Ручной набор и винто­вой печатный станок постепенно уступали место техническим новше­ствам. В 1810 г. немецкий изобретатель Фридрих Кениг создает пер­вую скоропечатную машину, которая стала применяться с 1812 г. В 1814 г. при помощи подобной паровой печатной машины лондонская «The Times» могла печатать до 1100 экземпляров в час по сравнению с 250 экземплярами в час на ранее использовавшем­ся оборудовании. В 1825 г. появилась модернизированная паровая печатная машина Напира, которая позволяла «The New York Daily Advertaiser» печатать до 2000 экземпляров в час, что открывало новые перспективы в издательском деле.

Пока ведущие умы Америки отстаивали на страницах журналов национальную самобытность и культурную независимость, всту­пив в непримиримую схватку с британским интеллектуальным импортом, американские газетчики в 1820-е гг. открыли для себя возможности рекламного рынка.

Экономическая необходимость заставляла многие





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.