Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отмена крепостного права в Беларуси 4 страница




К концу XIX века в Белоруссии уже сложились местные (об­ластные) рынки, которые были тесно связаны между собой и со всероссийским рынком. Особенностью формирования националь­ного рынка в Белоруссии являлось то, что экономическая общ­ность не укреплялась государственным объединением в рамках национальной территории. Это вытекало из того, что белорусская нация, которая начинала складываться, не имела своей государ­ственности.

Центрами областных рынков стали наиболее крупные горо­да: Минск, Витебск, Могилев, Гомель, Гродно, Брест, Пинск. Ха­рактер торговых связей внутри местных рынков определялся осо­бенностью экономического развития каждого из районов.

Главным торгово-промышленным центром Белоруссии в это время стал город Минск. Он находился в прямых или косвенных связях со всей ее территорией. На минский рынок привозились товары из всех регионов Белоруссии, Москвы, Петербурга, Укра­ины, Прибалтики, Польши. Крупным торговым центром являлся также Гомель. Он обслуживал соседние уезды Могилевской, Минс­кой и Черниговской губерний, служил перевалочным пунктом для

многих товаров из северо-западных регионов России, направля­ющихся на Украину, и из Украины в Россию и Белоруссию. На во­стоке и северо-востоке Белоруссии эти функции выполняли Могилевский и Витебский экономические районы.

Важное место в торговых связях Белоруссии занимал город Гродно. Через него осуществлялась торговля с Польшей, Литвой и зарубежными странами. Гродненский рынок был тесно связан с местными рынками, а также с Минском, Вильно, Москвой, Пе­тербургом и другими крупными промышленными и торговыми центрами страны. На Полесье эту роль выполняли Брест и Пинск. Они регулировали товаропотоки в бассейнах Днепра, Припяти, Немана, Западного Буга и Вислы.

Развитие промышленности и торговли содействовало увели­чению численности городского населения. На протяжении вто­рой половины XIX века оно увеличилось почти вдвое — с 330 до 650 тысяч человек. Население Минска с 1861 по 1897 годы воз­росло с 27,5 до 90,9 тысяч, Гродно соответственно с 20,2 до 46,9 тысяч. Население белорусских городов росло, главным образом, за счет крестьян, которые по разным причинам теряли свои свя­зи с деревней и пополняли ряды наемных рабочих.

Одновременно с развитием капитализма в промышленности и сельском хозяйстве в Белоруссии шел процесс формирования новых классов буржуазного общества: буржуазии и пролетариата.

Промышленная буржуазия складывалась во многих отраслях из числа дворян. Обуржуазившимся помещикам принадлежало большинство винокуренных, лесопильных, сахарных, крахмало-паточных, мукомольных, смоло-скипидарных, суконных, кирпич­ных, изразцовых, стекольных и других предприятий, сырье для которых имелось в достаточном количестве в их имениях. Неко­торые из этих предприятий арендовали купцы и мещане. Разбо­гатев и накопив капиталы, они часто выкупали эти предприятия вместе с имениями и становились их собственниками. Собствен­никами промышленных предприятий становились также купцы-скупщики или разбогатевшие ремесленники. На накопленные деньги они приобретали целые предприятия.

После отмены крепостного права среди владельцев промыш­ленных предприятий и торговых заведений все чаще и чаще на­чали появляться разбогатевшие крестьяне. В пореформенное вре­мя им уже принадлежало 16 мануфактур и фабрик в пищевой, кожевенной, текстильной, деревообрабатывающей и силикатной отраслях.

Сводных статистических сведений о количестве буржуазии в Белоруссии в период капитализма нет. Но на основе Всероссийс­кой переписи населения 1897 года подсчитано, что в 5 белорус­ских губерниях к мелкой буржуазии относились 103 тысячи чело­век, к средней — 47 тысяч, к крупной — 33 тысячи. По национальному составу белорусы составляли 17%, русские и по­ляки— по 10%, евреи — 60%, представители других националь­ностей — около 3 %.

Пролетариат в Белоруссии в пореформенное время форми­ровался из числа обедневших крестьян, разорившихся ремеслен­ников, мелких торговцев и семей рабочих. Поскольку большин­ство промышленных предприятий в Белоруссии размещалось вне городов и местечек (в сельской местности), то и работали на них преимущественно местные крестьяне. Многие из них еще были тесно связаны с сельским хозяйством.

Разорившиеся крестьяне, не имеющие возможности найти работу дома, шли в города и трудоустраивались на промышлен­ные предприятия. На Витебской льнопрядильной фабрике «Дви­на» выходцами из сельской местности были 82% рабочих, на обой­ной фабрике в Минске — 75%. Ряды рабочего класса пополняли также разорившиеся ремесленники-кустари и мелкие торговцы. Особенно быстро они разорялись в период кризисов. Некоторые из них, постоянно испытывая страх за свое будущее, сами броса­ли свои занятия, шли на фабрику или завод, чтобы иметь хоть и низкий, но постоянный заработок.

Пролетариат Белоруссии пополнялся также членами семей рабочих — женщинами и детьми. Согласно переписи населения 1897 года, среди рабочих 5 белорусских губерний, учтенных в местной промышленности, торговле, строительстве, на транспор­те, женщины составляли 16,4%, дети в возрасте до 15 лет — при­мерно 6%.

В конце XIX века в Белоруссии уже насчитывалось 178,8 ты­сяч рабочих, занятых в крупной и мелкой промышленности, в том числе, в фабрично-заводской — 33,6 тысяч, в ремесленной и ка­питалистической (мануфактурной и мелкокапиталистической) — 116,3 тысяч человек. У помещиков и кулаков работали еще 130 тысяч батраков — постоянных наемных сельскохозяйственных рабочих. Таким образом, всего в Белоруссии в конце ХIХ века насчитывалось примерно 400 тысяч постоянных наемных рабочих.

Характерной особенностью пролетариата Белоруссии в этот период был его многонациональный состав. Так, среди рабочих железнодорожных мастерских и депо, паровозных машинистов, телеграфистов значительный удельный вес составляли русские. Подавляющее большинство рабочих, занятых на лесоповале, стро­ительстве и ремонте железных и шоссейных дорог, на промыш­ленных предприятиях в сельской местности, были белорусами. В спичечной, табачной, кожевенно-обувной отраслях производства, в типографиях преобладали рабочие — евреи. Но рядом с ними работали белорусы, русские и поляки. В мелкой и ремесленной промышленности, торговле и других видах обслуживания боль­шинство наемных работников составляли лица еврейской нацио­нальности. По подсчетам известного белорусского историка М.О. Бича, в конце XIX века в Белоруссии из 290 тысяч рабочих, заня­тых в промышленности, на транспорте, в торговле и связи, а так­же в качестве домашней прислуги и поденщиков (в городах) 49,7 тысяч (17,1%) были белорусами, 29,4 тысяч (10,1%) — русскими, 29,6 тысяч (10,2%) — поляками, 174 тысячи (60%) — евреями, 2,3 тысячи (0,8%) — литовцами, 3,6 тысячи (1,3%) — латышами и 1,6 тысяч (0,6%) — украинцами.

Экономическое положение формирующегося рабочего класса было тяжелым. До конца ХIХ века продолжительность рабоче­го дня на промышленных предприятиях не ограничивалась. На большинстве предприятий рабочий день составлял 13 — 14 ча­сов, а на некоторых достигал 16 — 18 часов и более.

6 1897 году под напором революционного движения был при­нят закон, согласно которому рабочий день на фабрично-заводс­ких предприятиях ограничивался 11,5, а в ремесленных мастерс­ких — 10 часами. Но фабриканты обходили закон, широко практикуя сверхурочные работы. На некоторых предприятиях они составляли 25% и более обязательных работ.

С целью получения максимальной прибыли фабриканты ши­роко использовали труд женщин, подростков и детей, заработная плата которых была в несколько раз ниже зарплаты рабочих-муж­чин. Если в 1885 году недельная заработная плата рабочего-муж­чины в Виленском фабричном округе, куда входила и террито­рия Белоруссии, составляла 5 рублей 23 копейки, то женщинам за тот же выполненный объем работы платили 43,9% зарплаты мужчины, несовершеннолетним —16,4%.

В последнее тридцатилетие ХIХ века заработная плата ква­лифицированных рабочих несколько возросла. Но к этому време­ни возросли также цены на продукты питания и жилье. Чтобы обеспечить прожиточный минимум семьи из четырех человек, в конце XIX века в Белоруссии необходимо было иметь доход в 400 рублей в год. Среднегодовая же заработная плата рабочего в это время составляла только 139 рублей 25 копеек. К тому же она выплачивалась нерегулярно. Предприниматели часто выдавали ее продуктами питания из своих магазинов по завышенным це­нам и плохого качества.

Предприниматели грабили рабочих и путем накладывания на них многочисленных штрафов. Рабочих штрафовали за нару­шение тишины во время работы, за неуважительное отношение или неподчинение старшим, за неосторожное обхождение с ог­нем, за невыполненный объем работы и так далее. Но под напо­ром рабочего движения сразу же после Морозовской стачки пра­вительство 3 июня 1886 года приняло закон, ограничивающий произвол капиталистов. Были уменьшены максимальные разме­ры штрафов, и они могли быть использованы только на удовлет­ворение нужд рабочих. Но фабриканты имели возможность об­ходить и эти законы.

Тяжелыми были условия труда и быта рабочих. Им приходи­лось работать в неприспособленных помещениях и в антисани­тарных условиях. Не соблюдалась техника безопасности труда, что часто приводило к несчастным случаям, порой со смертель­ным исходом. С 1895 по 1898 годы только на предприятиях Минс­кой губернии имели место 137 несчастных случая.

Еще более тяжелыми были жилищные условия рабочих. Мно­гие из них жили в трущобах и подвалах.

Тяжелые условия труда и быта были причиной частых забо­леваний рабочих. Только на небольшом количестве предприятий они могли пользоваться медицинской помощью. В 1897 году в Могилевской и Минской губерниях из 609 предприятий, подконт­рольных фабричной инспекции, медицинская помощь оказыва­лась только на 34. В фабричных больницах Гродненской, Минс­кой и Могилевской губерний в это время имелись только 32 койки.

Рабочие не имели также политических прав. Им запрещалось объединяться в политические партии и профессиональные союзы, бороться за улучшение своего положения.

Чрезвычайно тяжелые условия труда и быта вызывали сопро­тивление со стороны рабочих. Они постепенно втягивались в борьбу за улучшение своего положения. В Белоруссии первые вы­ступления рабочих против буржуазии вылились в побеги со стро­ительства железных дорог. В 1864 и 1865 годах имели место побе­ги рабочих со строительства железной дороги Витебск-Динабург. В 70-е годы, по неполным данным, произошло 7 забастовок и вол­нений, крупнейшие из них состоялись в Бресте и Минске. В июле 1873 года с кирпичного завода в Бресте в знак протеста против невыносимо тяжелых условий труда сбежали 128 рабочих. В мар­те 1876 года бастовали 300 рабочих минских железнодорожных мастерских из-за систематических задержек выплаты зарплаты. В том же году произошло крупное волнение 400 рабочих сукон­ной фабрики помещика Пусловского в Слонимском уезде Грод­ненской губернии. В 1879 году бастовали подмастерья швейных мастерских в Гродно. Они требовали сокращения рабочего дня.

В 80-е годы в Белоруссии количество стачек было сравнитель­но невелико — всего 10, но они были уже более организованны­ми. Самой крупной из них была стачка 1500 рабочих в 1884 году на строительстве железной дороги Вильно-Барановичи в Лидском уезде Виленской губернии. Рабочие добились того, что подрядчи­ки рассчитались с долгами и выдали им деньги для проезда до­мой. В июле 1886 года 10 дней длилась стачка 472 рабочих го­мельских железнодорожных мастерских. Они требовали повышения расценок сверхурочных работ, отмены некоторых пунктов правил приема на работу. Забастовка закончилась час­тичной победой рабочих. Весной 1887 года состоялась крупная забастовка рабочих кузнечно-слесарных мастерских в городе Минске. Рабочие требовали увеличения заработной платы.

В 90-е годы забастовочное движение заметно усилилось. В Белоруссии произошло 59 стачек. Во главе движения шли желез­нодорожники, один из наиболее организованных и крупных от­рядов рабочего класса Белоруссии. В январе 1893 года бастовали рабочие пинских железнодорожных мастерских, в марте 1894 года — гомельских мастерских, в 1895 году — рабочие мастерс­ких Московско-Брестской дороги в Минске и другие. Главной при­чиной забастовок было недовольство произволом администрации в области распорядка дня, распоряжений об удержании с рабо­чих в обязательном порядке денег в пенсионные кассы и другое.

Но рабочее движение в это время было еще в основном сти­хийным и неорганизованным. Рабочий класс не имел еще своих политических партий и организаций. Первым планомерную про­пагандистскую работу среди рабочих начали народники. Позже эту роль взяли на себя социал-демократы, которые и создали пер­вые политические партии.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Во второй половине ХIХ века в общественно-политичес­кую жизнь Белоруссии, как и в целом в России, активно включи­лись представители третьего сословия — разночинцы, получив­шие название народников. Их идеология сформировалась как протест крестьянства и других низших слоев населения против пережитков крепостничества и развивающегося капитализма, ста­новление которого сопровождалось массовым разорением мел­ких производителей.

Центральное место в учении народников, родоначальниками которого являлись А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, занимал воп­рос о капитализме и его судьбе в России. Они не признавали вы­вода К.Маркса о прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом, неизбежности и закономерности смены одной об­щественно-экономической формации другой, в данном случае — феодализма капитализмом. Народники считали капитализм в России не естественным и необходимым процессом, а случайнос­тью, не имеющей прочных корней, уклонением страны с предпи­санного ей исторического пути развития. Поэтому они считали необходимым переход России от феодализма к социализму пу­тем крестьянской революции. Экономическую основу социализ­ма они видели в крестьянской общине.

Идеализируя общину, народники считали крестьянина «со­циалистом по инстинкту и революционером по природе». Глав­ной движущей силой социалистической революции поэтому они считали не рабочий класс, а крестьянство. Рабочие для народни­ков были те же крестьяне, только временно оторванные от земли. Руководящая роль в обществе, по мнению народников, должна была принадлежать интеллигенции. Только она должна была вес­ти за собой народные массы.

Считая себя борцами за социалистическую революцию, на­родники выступали за ликвидацию помещичьего землевладения и осуществление уравнительного крестьянского землепользова­ния. Но в таком решении аграрного вопроса не было ни грамма социализма. Такой социализм был крестьянским, утопическим. В народничестве изначально присутствовали две тенденции — ре-

волюционная и реформистская. Радикально настроенная интел­лигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как при­зыв к непосредственному революционному действию, более уме­ренная ее часть — как программу постепенного движения вперед

через реформы. Отсюда вытекали различия в вопросах тактики, что делило народническое движение на несколько течений.

Придерживаясь общих теоретических положений о социали­стической революции, эти течения расходились во взглядах на пути ее осуществления. М.А.Бакунин и его последователи исхо­дили из готовности народа к революции. Поэтому они собирались не «учить» крестьян, а поднимать их на одновременное восста­ние по всей России. В отличие от Бакунина П.Л.Лавров считал, что революцию необходимо готовить. Поэтому он призывал ин­теллигенцию к изучению революционной теории с тем, чтобы не­сти в массы крестьян идеи социализма. Третье — бланкистское течение, связанное с именем П.Н.Ткачева, не верило в возмож­ность совершения социальной революции только народом. Сто­ронники Ткачева ориентировались на заговор и захват власти силами революционной организации, которая провела бы рево­люционные преобразования в стране. В соответствии с этими под­ходами в народничестве сложились три программы осуществле­ния социалистической революции: бунтарская (М.Бакунин), пропагандистская (П.Лавров) и заговорщическая (П.Ткачев).

Народники Белоруссии были идейно и организационно свя­заны с русским народничеством. Среди известных пропагандис­тов-народников «хождения в народ» начала 70-х годов были уроженцы Белоруссии В.П.Ковалик, М.К.Судиловский, К.Н.Брешко-Брешковская и другие. В 1874 — 1884 годах землячества и не­легальные группы белорусских студентов существовали во мно­гих высших учебных заведениях России. Члены этих организаций нередко были руководителями народнических кружков в Минс­ке, Могилеве, Витебске, Пинске, Слуцке, Гродно и других горо­дах Белоруссии. Преимущественно это были кружки учащихся, которые занимались самообразованием, изучали запрещенную литературу, делали попытки вести агитацию в крестьянском ок­ружении. Эти неспелые в политических отношениях кружки дей­ствовали целиком в русле общероссийских народнических орга­низаций. Даже такие деятели общероссийского движения, выходцы из Белоруссии, как Г.Исаев, А.Зунделевич, С.Гахович, М.Янчевский и другие, не смогли увидеть исторических, социаль­но-экономических и национальных особенностей Белоруссии.

С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876 г.) народническое движение в Белоруссии развивалось под ее непосредственным влиянием. Центром движения стал город Минск, где наиболее активно действовал кружок М.Веплера, со­зданный в 1877 году.

Репрессии правительства против «Земли и воли» вынудили народников пересмотреть тактику борьбы с самодержавием. В 1879 году произошел раскол «Земли и воли» на две организации:

«Черный передел» и «Народную волю». Отказавшись от полити­ческой борьбы, чернопередельцы считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между кре­стьянами. «Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия и стояла за индиви­дуальный террор.

Раскол нашел отражение и среди белорусских организаций «Земли и воли». Первоначально большая часть белорусских на­родников пошла за «чернопередельцами». Этому содействовали приезды Г.В.Плеханова в Минск, где после провала в Петербурге была организована в 1881 году нелегальная типография «Черно­го передела». Но аресты «чернопередельцев» в Москве и Петер­бурге, разгром типографии в Минске, вынужденная эмиграция ее руководителей отрицательно отразились на настроениях «чер­нопередельцев» Белоруссии, большая часть которых вскоре пе­решла на позиции «Народной воли».

Особенно повысился авторитет «Народной воли» после 1 мар­та 1881 года, когда бомбой, брошенной уроженцем Минской гу­бернии И.Гриневицким, был убит Александр II. Переходу на сто­рону «Народной воли» «чернопередельцев» содействовал также приезд в Белоруссию московских народовольцев Р.Апельберга, И.Лямпе, М.Грачевского и других. Их задача заключалась в обра­зовании из разрозненных местных народнических кружков еди­ной региональной организации Белоруссии и Литвы. В начале 1882 года такая организация под названием «Северо-западная орга­низация «Народной воли» была создана. Ее руководящий центр — центральная группа — находился в Вильно. Организация объеди­няла народнические кружки Минской, Могилевской, Витебской, Гродненской, Виленской и Ковенской губерний. Деятельность цен­тральной группы была направлена на создание новых групп, сбор средств для партии, организацию подпольной типографии. Но вскоре полиции удалось напасть на след центральной группы и арестовать ее членов. В конце 1882 года она фактически переста­ла действовать. Но местные кружки не были раскрыты. Они про­должали существовать в Гродно, Минске, Витебске, Пинске, Мо­гилеве, Горках и вели работу среди учащихся, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих Белоруссии.

В начале 1884 года с инициативой объединения в общую орга­низацию всех кружков Белоруссии выступила группа «Гомон». Члены группы (А.Марченко, Н.Ратнер и другие) признавали про­грамму «Народной воли», но считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Белоруссии заявили о существовании белорусской нации. Будущую свобод­ную от социального и национального гнета Россию они представ­ляли как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учредительным собранием. Белорусская социально-революцион­ная группа, как называли себя «гомоновцы», имела связи со сту­денческими организациями России, кружками Витебска, Могилева и Минска. Но создать единую организацию всей Белоруссии «гомоновцы» не смогли. Это было обусловлено тем, что в это вре­мя белорусское народничество, также, как и российское, пережи­вало кризис, сходило с исторической сцены и уступало дорогу марксизму.

Марксистская литература начала проникать в Белоруссию и Россию из стран Запада. Знакомство с ней в Белоруссии относит­ся к середине 70-х годов, когда в отдельных народнических круж­ках вместе с работами Дарвина и Лассаля изучались работы К.Маркса и Ф.Энгельса. Много для распространения марксизма в Белоруссии сделала польская партия «Пролетариат» (1882 г.) и группа «Освобождение труда» (1883 г.), в работе которой участво­вали белорусские народники А.Трусов, С.Левков и другие.

Во второй половине 80-х — начале 90-х годов в Белоруссии были организованы марксистские кружки и группы (в Минске — З.Абрамовича, И.ГУрвича, С.Трусевича, в Гродно — М.Демьяно­вича, С.Галюна и других), где изучались работы К.Маркса и Ф.Эн­гельса. Эти кружки и группы были еще малочисленными и не свя­занными с рабочим движением. Основной своей задачей они считали подготовку из числа рабочих пропагандистских кадров. Цикл учебы в кружках продолжался не менее трех лет, причем на протяжении первых двух лет изучались общеобразовательные предметы, дающие возможность усвоить слушателям материали­стическое мировоззрение на историческое развитие природы и общества. И только на третьем году с наиболее способными изу­чалась теория К.Маркса.

Занятия в кружках носили академический характер и прово­дились с сохранением правил конспирации. В реальную борьбу рабочих за улучшение своего положения кружки не вмешивались. Среди пропагандистов того времени существовало мнение, что только таким путем можно через некоторое время добиться осоз­нания рабочим классом своей исторической миссии.

Но эти иллюзии вскоре рассеялись. Поскольку в Белоруссии кружки состояли в основном из рабочих мелкого и ремесленного производства, приказчиков торговых заведений, то отдельные рабочие, прошедшие полный цикл подготовки в марксистских кружках, не желали делиться своими знаниями с товарищами по труду. Наоборот, некоторые из них использовали приобретенные знания в предпринимательских целях и превращались в мелких эксплуататоров. Это подтолкнуло руководителей социал-демок­ратического движения в Вильно к поиску новых форм деятельно­сти. Под влиянием польского рабочего движения они перешли от узкой кружковой пропаганды марксизма к широкой агитации среди рабочих на почве их повседневных интересов, связанных с улучшением экономического положения.

Переход социал-демократов к массовой агитации привел к расширению и укреплению их собственных рядов. Первой орга­низационно и идейно оформилась польско-литовско-белорусская социал-демократия. В конце апреля — начале мая 1896 года в

Вильно состоялся съезд представителей нееврейских социал-де­мократических групп и кружков Вильно, Минска, Сморгони, на котором была создана Литовская социал-демократическая партия. Съезд принял программу и утвердил основные принципы такти­ки партии.

Программа ЛСДП была составлена по образцу Эрфуртской программы Германской социал-демократической партии и про­граммы ППС. В целом она носила марксистский характер. Со­держание программы-минимум исчерпывалось требованием про­возглашения Литовской демократической республики, основанной на добровольной федерации с Польшей, Белоруссией и Украиной. Конечной целью деятельности партии провозглашалось построе­ние социализма. Путь к нему ЛСДП видела в достижении широ­ких политических свобод и в совместной борьбе пролетариата всех стран (имелись ввиду Польша, Литва, Белоруссия и Украина). Рус­ский пролетариат из этого взаимодействия исключался. Такой подход руководителей съезда к решению главной тактической задачи партии вызвал возражение у части делегатов съезда. Сре­ди них были С.Трусевич, Ф.Дзержинский, А.Биринчик и другие. Но они остались в меньшинстве.

Не смирившись с поражением на съезде, С.Трусевич вышел сра­зу же из ЛСДП и вместе со своими ближайшими помощниками В.Ва­силевским и В.Вайткевичем в мае 1896 года создал «Рабочий союз Литвы» в составе Виленской, Минской и Сморгоньской организа ций. Союз установил контакт с группой «Освобождение труда».

Программа «Рабочего союза Литвы», принятая в 1896 году, была строго социал-демократической и интернационалистичес­кой. В противовес националистическому и сепаратистскому кур­су ЛСДП, РСЛ заявил, что «борьба с русским деспотизмом может быть успепгаой только при условии тесного объединения всех со­циал-демократических групп в России», и на этой основе призна­вал необходимым вступление в будущую Российскую социал-де­мократическую партию на правах автономной группы. Самой важной и актуальной своей задачей РСЛ признавал «агитацию среди рабочих масс Литвы» на почве их повседневных экономи­ческих интересов.

В 1896 году «Рабочий союз Литвы» руководил несколькими стачками в Сморгони, в начале 1897 года — волнениями рабочих в виленских мастерских Петербургско-Варшавской железной до­роги. Активно участвовал «Союз» и в летних стачках 1897 года. Но аресты 1897 года вырвали из его рядов С.Трусевича, В.Вайт-ковича, С.Рульковского, М.Томашевича. Это значительно ослаби­ло силы организации. Но она не прекратила свою деятельность. Под руководством «Союза» проходили антиправительственные выступления рабочих в Вильно 1, 8 и 22 марта 1899 года.

В период перехода к массовой агитации националистичес­кие и сепаратистские тенденции проявились и в еврейском соци­ал-демократическом движении. В 1895 году на первомайском со­брании еврейских социал-демократов в Вильно Ю.Мартов высказал мысль о необходимости создания«специальной еврейс­кой социал-демократической организации, которая являлась бы руководителем и воспитателем еврейского пролетариата в борь­бе за экономическое, общественное и политическое освобожде­ние». Идея создания специальной еврейской рабочей организа­ции в условиях территориальной рассеянности еврейских рабочих означала отрыв их от общей массы рабочих данного предприятия, города, района. Это вело бы к разрушению всяких предусловий объединения рабочих для борьбы против интернационального капитала и его защитника — царского самодержавия. Этой иде­ей, основанной на недоверии к нееврейскому и, прежде всего, к русскому пролетариату, руководствовался I съезд представителей еврейских социал-демократических организаций ряда городов Белоруссии, Литвы и Польши, который проходил в Вильно 25 — 27 сентября 1897 года. Съезд принял решение о создании Бун­да — «Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России». Определяя характер нового союза, съезд провозгласил, что он будет включать в себя весь еврейский пролетариат, широ­ко открывая двери каждому рабочему, который желает бороться за лучшую жизнь. Съезд признал необходимым вхождение Бунда в общероссийскую социал-демократическую партию при условии сохранения за ним автономного положения в сфере обслужива­ния специальных потребностей еврейского пролетариата. Цент­ральным органом Бунда была утверждена возникшая незадолго до этого газета «Арбайтер Штимме» («Рабочий голос»). На съез­де был избран также ЦК Бунда в составе А.Кремера, А.Мутника и В. Косовского (Левинсона).

Сразу же после съезда в Белоруссии развернулась агитация за присоединение к Бунду рабочих организаций. Осенью 1897 года к Бунду присоединилась Брестская организация, которая вскоре была разгромлена полицией. Гомельские социал-демократы, бо­ясь раскола рабочего движения, отказались присоединиться к Бунду. В Гродно произошел раскол. Большая часть ранее единой рабочей организации пошла за бундовцами. Возглавил их Грод­ненский социал-демократический комитет. Меньшая часть выс­тупила против экономизма и сепаратизма Бунда и создала отдель­ную организацию во главе с Рабочим комитетом. Последний, однако, также недолго держался на платформе интернационализ­ма, ибо вступил в Польскую социалистическую партию (ПСП), которая отказывалась взаимодействовать с российским пролета­риатом и его партией.

Не согласились с вступлением в Бунд и многие члены Минс­кой еврейской рабочей организации. Противники Бунда в Минс­ке вскоре объявили о создании Рабочей партии политического освобождения России (РППОР). Руководителями ее являлись Л.Радионова-Клячко, Р.Гершуни, К.Брешко-Брешковская, А.Бонч-Осмоловский. Они поддерживали связи с революционными организа­циями в Петербурге, Москве, Киеве, Симферополе и за пределами России.

Активизация рабочего движения в России в связи с массовой агитацией социал-демократов, создание на этой основе крупных общегородских социал-демократических организаций ставили на повестку дня вопрос о создании общероссийской социал-демок­ратической рабочей партии. Широкое распространение социал-демократических идей среди рабочих в Белоруссии привело к тому, что Минск стал местом для проведения первого съезда партии. Это предложение высказали руководители Бунда, в част­ности, его ЦК, который в 1897 году переехал из Вильно в Минск.

ЦК Бунда обеспечил и его проведение. Он проходил 13 марта 1898 года в доме П.В.Румянцева, железнодорожного служащего, местного социал-демократа. Съезд провозгласил создание Россий­ской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на осно­ве объединения всех существовавших в это время социал-демо­кратических организаций в России — Союзов борьбы за освобождение рабочего класса, группы «Рабочей газеты» и «Все­общего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России» (Бунда).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 276 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2305 - | 2162 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.