Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отмена крепостного права в Беларуси 7 страница




Экономический кризис 1900 — 1903 годов ускорил процесс концентрации производства и централизации капитала. В нача­ле XX века в Белоруссии появились новые акционерные общества.

Это спичечный синдикат, «Дрожже-винокуренной и сельскохозяй­ственной промышленности акционерное общество», синдикат владельцев кирпичных заводов, синдикат пивоваренных заводов и другие. Но уровень монополизации промышленности Белорус­сии был ниже, чем в индустриально развитых районах России.

Развитие промышленности и железнодорожной сети содей­ствовало росту городов. В 1897 году в городах Белоруссии прожи­вали 648 тысяч человек, или 9,8% всего населения. По темпам роста городского населения белорусские города отставали от го­родов Европейской России. Причиной тому было слабое разви­тие промышленности и искусственная концентрация в них еврей­ского населения. Но, несмотря на это, население городов росло. Минск, Пинск, Гродно, Могилев, Витебск, Гомель, Бобруйск стали крупными центрами фабрично-заводской промышленности.

В городах Белоруссии производилось 31% промышленной продукции. Преобладающее количество промышленных предпри­ятий находилось в местечках и помещичьих имениях. Это было вызвано спецификой промышленного производства. Особенно быстро росли местечки, где имелись промышленные предприя­тия. В конце ХIХ века в Белоруссии в местечках уже проживали 679 тысяч человек.

В городах и местечках Белоруссии преобладало еврейское население. Это обусловливалось многочисленными ограничитель­ными законами царизма по отношению к евреям (черта еврейс­кой оседлости, запрещение евреям заниматься сельским хозяй­ством и другое).

В начале XX века в Белоруссии уже сложился довольно мно­гочисленный класс наемных рабочих: в промышленности — 237 тысяч, на железных дорогах—25 тысяч, в строительстве, торгов­ле, сельском хозяйстве, речном и гужевом транспорте — около 200 тысяч. Общее количество постоянных наемных рабочих в Бе­лоруссии в начале XX века уже превышало 460 тысяч человек. По национальному составу рабочий класс был очень пестрым. Бело­русам в нем принадлежало 17%, русским —10%, полякам —10,2%, евреям — 60%. Ряды пролетариата пополнялись разорившимися ремесленниками, мещанами, обедневшими крестьянами.

Одновременно с формированием рабочего класса формиро­валась и промышленная буржуазия. Торгово-промышленная бур­жуазия в основном была представлена еврейскими купцами и промышленниками. Белорусская национальная буржуазия фор­мировалась на основе зажиточной прослойки сельского населе­ния и в конце ХIХ века насчитывала только 50 тысяч хозяйств. Согласно Всероссийской переписи населения, в 1897 году к мел­кой буржуазии относились 103 тысячи человек, к средней — 47 тысяч, к крупной — 33 тысячи.

Таким образом, в конце ХIХ — начале XX веков в Белоруссии наблюдался значительный промышленный подъем, концентрация производства и капитала, возникновение монополистических объединений. Вместе с развитием фабрично-заводской промышленности еще в довольно значительных объемах сохранялось мел­кое производство. Но основу народного хозяйства Белоруссии в это время еще составляло сельскохозяйственное производство. На долю сельского хозяйства припадало около 70% всей производи­мой продукции.

Основу сельскохозяйственного производства в Белоруссии в это время составляло помещичье хозяйство. В 1896 году в пяти белорусских губерниях помещики составляли 2,8% всего населе­ния. Но в их распоряжении находилось около половины всей земли. В Белоруссии преобладало крупное, латифундиальное земле­владение. Имения размером более 500 десятин на владельца составляли в 1905 году 5,4% всех владений, но на их долю припа­дало 77% помещичьей земельной собственности. Князю П.Витгенштейну, например, принадлежало около миллиона десятин, кня­зю А.Радзивиллу в Минской губернии — 150 тысяч десятин, графу К.Потоцкому — 121,6 тысяч десятин и так далее. В 1905 году ла­тифундиальное землевладение составляло 39,4% всей земельной площади. В то же время крестьяне, которые составляли преобла­дающее большинство населения (75,3%), имели в своем распоря­жении 39,6% всей земельной площади.

С развитием капитализма, ростом населения и увеличением количества хозяйств уменьшалась обеспеченность крестьян зем­лей. В 1905 году в среднем на один крестьянский двор приходи­лось 10,2 десятины. При тогдашней агрокультуре и существую­щих налогах такой надел не мог обеспечить содержание крестьянской семьи. Это вынуждало крестьян на кабальных ус­ловиях арендовать помещичьи земли и брать под высокие про­центы кредиты. В начале XX века крестьяне Белоруссии арендо­вали 1/10 часть пахотной земли и 1/4 часть сенокосов и пастбищ. Арендовали землю у помещиков также безземельная и малозе­мельная шляхта, мещане и даже евреи через подставных лиц, подкупая местную администрацию. В середине 90-х годов XIX века в аренде находилось 42,3% помещичьих земель.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве в этот период проходило в сложных, противоречивых социально-экономических условиях. Значительная часть помещиков, не приспособившись к рынку, разорились и вынуждены были продать свои имения. Их купили купцы, зажиточные крестьяне и мещане. С 1877 по 1905 годы помещики в Белоруссии потеряли 10,8% земли. На этой ос­нове шел процесс превращения сословного землевладения в бес­сословное. Но переход земли от помещиков к другим сословиям в Белоруссии затруднялся правительственной политикой—запре­щением евреям иметь землю и крестьянам-католикам покупать более 60 десятин на одного человека. В результате бессословное частное землевладение в Белоруссии в начале XX века составля­ло только 16,5% от общей земельной площади.

Вместе с тем, высокий уровень товарно-денежных отноше­ний в помещичьем хозяйстве содействовал усилению техничес­кого прогресса в земледелии. В помещичьих имениях все шире использовались улучшенные сельскохозяйственные орудия и машины, минеральные удобрения, новейшие достижения агро­биологической науки. В конце ХIХ века помещичьи хозяйства бе­лорусских губерний занимали второе место в России по исполь­зованию сельскохозяйственных машин. Эти процессы были характерны и для хозяйств зажиточных крестьян и даже серед­няков.

В конце ХIХ — начале XX веков происходил процесс совер­шенствования специализации сельскохозяйственного производ­ства, вызванного аграрным кризисом 70 — 80-х годов. Помещи­чьи хозяйства свертывали производство зерновых культур и наращивали производство животноводческой продукции. В свя­зи с этим только количество коров в Белоруссии с 1871 по 1898 годы возросло в 2,3 раза, а надои молока — в 6,3 раза. Из молока производили масло и сыр. Они поставлялись как на внутренний, так и на внешний рынок.

другим важным направлением специализации сельского хо­зяйства в Белоруссии в это время было винокурение. В 1905 году в пяти белорусских губерниях насчитывалось 536 винокуренных заводов. Сырьем для производства спирта был картофель.

Специализация сельского хозяйства на молочном животно­водстве и винокурении привели к изменению структуры посев­ных площадей. Удельный вес картофеля возрос в 1905 году до 16,5%. Высокими темпами развивалось травосеяние, расширялись площади других кормовых культур. Увеличивались также посевы льна. Основными районами выращивания льна были Витебская и Виленская губернии, северные уезды Могилевской и северо-вос­точные Минской.

В Гродненской и Минской губерниях продолжало играть боль­шую роль тонкорунное овцеводство. Многие помещичьи хозяй­ства получали большие доходы и от продажи леса. Помещикам принадлежало 75,3 % всех лесных угодий Белоруссии, и они явля­лись основными поставщиками леса как на внутренний, так и на внешний рынок.

Развитие капиталистических отношений содействовало даль­нейшему обеднению основной массы крестьянства. Это способ­ствовало росту применения наемного труда. Но сельское хозяй­ство не могло поглотить избыток рабочих рук, накапливающихся в деревне. С 1890 по 1900 годы количество избыточных рабочих рук в 5 белорусских губерниях выросло на 912 тысяч человек и составило более 2 млн. человек. Не могла их поглотить и местная промышленность. Это вынуждало белорусских крестьян искать заработки в других районах России или за ее пределами.

Тяжелым было и положение рабочего класса. Владельцы про­мышленных предприятий стремились компенсировать низкую производительность труда увеличением рабочего дня. Среднего­довая заработная плата рабочего в Белоруссии была на 31 % ниже, чем в России в целом. Закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня до 11,5 часов, бойкотировался фабрикантами, а в

ремесленных мастерских рабочий день достигал 14 — 15 часов. Все это вело к усилению рабочего движения. За 1898 —1900 годы количество выступлений рабочих по сравнению с 1895 — 1897 годами возросло в 2,3 раза.

Усиление рабочего движения и влияние на него социал-де­мократов вызвало серьезную озабоченность царизма. В его поли­тике начали проявляться даже некоторые колебания. Это нашло отражение в так называемой «зубатовщине». Сущность этой по­литики, инициатором который был начальник Московского охран­ного отделения полковник С.В.Зубатов, заключалась в том, чтобы вбить клин между социал-демократией и рабочим движением. Зубатов предложил правительству взять на себя заботу об удовлетворении элементарных экономических и культурных тре­бований рабочих с тем, чтобы ликвидировать почву для антипра­вительственной агитации, изолировать и ликвидировать социал-демократические организации. Он надеялся предотвратить таким образом переход пролетариата к политической борьбе с самодер­жавием.

Зубатовцы организовывали воскресные совещания, на кото­рых читались лекции и проводились диспуты на темы из жизни рабочих. В мае 1901 года в Минске зубатовцы поддержали забас­товку рабочих слесарных мастерских и с помощью жандармско­го полковника Васильева вынудили хозяев ввести предусмотрен­ный законом 12-часовой рабочий день с 2-часовым перерывом. Эта победа подняла авторитет зубатовцев среди ремесленных ра­бочих Минска. В июле 1901 года они создали «Еврейскую независимую рабочую партию» (ЕНРП). Она пропагандировала необходимость послушания властям и полное невмешательство рабочих в политику, повышение «по мере возможности» эконо­мического и культурного уровня еврейского пролетариата путем создания касс взаимопомощи, просветительских клубов, широких экономических организаций и так далее. Отделения ЕНРП вско­ре появились и в других городах Белоруссии.

Пользуясь поддержкой департамента полиции, ЕНРП орга­низовывала стачки, легальные общегородские и цеховые культур­но-просветительные вечера рабочих, чтения лекций, на которые собирались до 1,5 тысяч человек. На них велась полемика с бун­довцами. В результате к концу 1901 года из Минской организа­ции Бунда перешло в ЕНРП 15 из 20 профессиональных союзов ремесленных рабочих, и она почти распалась.

Компанию по разоблачению провокаторской сущности зуба­товщины начал Бунд. К нему присоединились газета «Искра» и некоторые организации РСДРП, эсеров и других революционных партий. Против зубатовцев выступили и предприниматели. В пра­вительственные учреждения посыпались жалобы на незаконность их деятельности, нарушение прав собственности и так далее. Пра­вительство вынуждено было отказаться от услуг Зубатова. Лишен­ная поддержки полиции, дискредитированная агитаторами-рево­люционерами, ЕНРП также потеряла влияние среди рабочих и летом 1903 года самораспустилась. Правда, «полицейский социа­лизм» в 1903 —1904 годах возродился в Петербурге в форме «га­поновщины», оказывал влияние на рабочих столицы и стал одной из причин трагических событий Кровавого воскресенья 9 января 1905 года.

Для борьбы с революционным движением в западных губер­ниях, в частности с Бундом, царское правительство по инициати­ве Зубатова пробовало использовать и сионистские организации, которые начали возникать на территории Белоруссии в конце ХГХ — начале XX веков.

Идейные корни сионизма берут начало из библейских догм о «богоизбранности еврейского народа», сущность его сводится к утверждению существования «всемирной еврейской нации» и необходимости создания еврейского национального государства, которое должно избавить евреев от «вечного» антисемитизма.

Большую роль в содании и пропаганде идеологии сионизма играл австрийский журналист Теодор Герцль. Его книга«Еврейс­кое государство», изданная в 1886 году, стала политическим ма­нифестом сионизма. Им же в 1897 году в Базеле был организован и первый конгресс сионистов, который положил начало Всемир­ной сионистской организации (ВСО). Принятая на этом конгрес­се программа предусматривала создание для еврейского народа правоохранного прибежища в Палестине, для чего было призна­но необходимым содействовать заселению его еврейскими зем­ледельцами и ремесленниками, организовать местные и общие союзы всего еврейского народа согласно законам различных стран, развивать национальное самосознание евреев и предпри­нимать все меры, чтобы получить согласие государств для дости­жения целей сионизма.

В соответствии с этой программой Герцль выдвинул лозунг неучастия евреев в революционном движении тех стран, где они живут, поскольку это движение не может принести никакой пользы евреям, а только настроит правящие круги этих стран против них.

Всемирная сионистская организация с самого начала своего существования развернула широкую агитационную деятельность, в том числе и на территории Белоруссии. Велась агитация за пе­реселение евреев в Палестину, за сбор средств (шекелей) на вы­куп ее у Турции и хозяйственное освоение, культивировался сре­ди еврейских трудящихся национально-религиозный фанатизм и недоверие к другим народам.

Количество сионистских организаций в Белоруссии быстро росло. Уже в 1898 году в Минской, Могилевской и Витебской гу­берниях их насчитывалось 54, в 1902 году — 92. Царские власти не препятствовали их деятельности. Наоборот, в 1902 году они разрешили провести в Минске Всероссийский сионистский съезд.

Расширение влияния сионизма на полупролетарские слои привело к появлению в сионистском движении радикальных те­чений, в том числе «поалейсион» — рабочих сионистов, которые признавали необходимость участия еврейских рабочих в освобо­дительной борьбе, что привело к запрещению в 1903 году сиони­стского движения в России. Но эти меры не могли уже остановить сионистское движение.

Что же происходило в это время в рядах социал-демократии? В результате арестов, имевших место в марте и июле 1898 года, РСДРП потеряла свой ЦК и свой печатный орган — «Рабочую га­зету». При отсутствии программы и устава она вновь распалась на ряд отдельных самостоятельных организаций и комитетов. В конце 90-х годов почти все они вели борьбу только за улучшение экономического положения и повышение культурного уровня ра­бочего класса. Такое направление в социал-демократическом дви­жении получило название «экономизма». Поддерживал его и Бунд, который входил в состав РСДРП на правах автономной организа­ции. Ему удалось в этих обстоятельствах значительно укрепить свои позиции. Бундовские комитеты и группы были созданы во всех уездных городах и многих местечках Белоруссии. В 1901 году IV съезд Бунда, в противовес решениям I съезда РСДРП, провозг­ласил себя единственной национальной партией еврейского про­летариата в России и выдвинул требование об организационном переустройстве РСДРП на федеративных началах.

Борьбу с экономизмом и сепаратизмом Бунда в РСДРП воз­главили Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. С конца 1900 года центром сплочения российской революционной социал-демократии стала газета «Искра», которая издавалась под их руководством. Она стремилась завоевать ведущую роль в РСДРП и в рабочем движе­нии страны. «Искра» вела борьбу со всеми партиями и организа­циями, которые, на ее взгляд, не стояли на позициях революци­онного марксизма или отступали от них. Лидеры Бунда относились к «Искре» настороженно, а часто и враждебно, мешали ее рас­пространению в Литве и Белоруссии. И, тем не менее, редакция газеты имела некоторые связи, поддерживала отношения с 25 городами и местечками Белоруссии. Критика в «Искре» «эконо­мизма» и «полицейского социализма» содействовала переходу бундовских комитетов к политической борьбе. Выступала «Искра» и против решений IV съезда Бунда. Они характеризовались как проявления национализма и сепаратизма.

На II съезде РСДРП, который проходил в июле 1903 года, по­беду одержали искровцы. С антиискровских позиций на съезде выступили только несколько «экономистов» и делегация Бунда. Съезд принял разработанную редакцией «Искры» программу партии, в которой ее конечной целью провозглашалось завоева­ние диктатуры пролетариата и построение социализма. А ближай­шей — свержение самодержавия и установление демократичес­кой республики. За эту программу голосовали и бундовцы. Но в связи с отклонением подавляющим большинством делегатов тре­бования об организационном переустройстве РСДРП на принци­пах федерации делегация Бунда заявила о выходе из партии и покинула съезд.

Борьба на съезде завершилась расколом искровцев по организационному вопросу на большевиков и меньшевиков. Боль­шевики во главе с Лениным выступали за создание строго закон­спирированной и централизованной партии с безусловным под­чинением нижестоящих организаций центру. Меньшевики, к которым в скором времени после съезда присоединился Г.В.Пле­ханов, отвергли ленинские организационные принципы, связы­вая с ними возможность установления в партии диктатуры цент­ра и культа вождя. После съезда между большевиками и меньшевиками развернулась бескомпромиссная борьба за руко­водящую роль в партии. Ленин был вынужден выйти из высших органов РСДРП. Но к концу 1904 года ему удалось создать боль­шевистские организационные центры, в том числе газету «Впе­ред», которые повели борьбу за созыв III съезда РСДРП.

В связи в выходом Бунда из РСДРП сторонники «Искры» с помощью ЦК развернули активную деятельность по созданию на Беларуси местных организаций своей партии. Несмотря на со­противления Бунда, в конце 1903 и в 1904 году они появились в Минске, Мозыре, Полоцке, Орше, Горках, Копыле и других насе­ленных пунктах. Возглавили их Полесский и Северо-Западный Комитеты РСДРП, созданные ЦК партии в январе — марте 1904 года. Во внутрипартийной борьбе они еще довольно долго зани­мали нечеткую, примиренческую позицию и только в начале 1905 года высказались за созыв III съезда РСДРП, это значит, поддер­жали большевиков.

Становление революционной социал-демократии проходило также в ожесточенной борьбе с народнической идеологией. После разгрома «Народной воли» народничество распалось на три тече­ния. Одна его часть стала все больше и больше ориентироваться на гегемонию буржуазии в русской революции и перешла в ряды ли­беральной буржуазной интеллигенции, другая, которая позже со­ставила ядро будущей партии социалистов-революционеров (эсе­ров) осталась на позициях радикальной мелкой буржуазии и колебалась между буржуазией и пролетариатом и, наконец, третья часть начала склоняться к марксизму, ориентируясь на развиваю­щийся и растущий класс наемных рабочих — пролетариат.

Вначале наиболее многочисленной и влиятельной группой были либеральные, или, как их еще называли, легальные народ­ники. В их рядах выросла программа, рассчитанная на то, чтобы «заштопать», «улучшить» положение крестьянства при сохране­нии основ существующего строя. Либеральные народники уже не мечтали о крестьянской революции, а только просили царизм все хорошо устроить. Серьезный удар по либеральным народникам нанесли книги В.И.Ленина «Кто такие «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» и «Развитие капитализма в России». В них В.И.Ленин четко определил разницу между рево­люционными и либеральными народниками, вскрыл политичес­кие и социальные корни. Работы В.И. Ленина завершили идейный разгром народничества, но оно еще не прекратило своего суще­ствования.

Общее оживление общественно-политической жизни накану­не первой русской революции вызвало активизацию нелегальных народнических групп и кружков, возникших на обломках «Народ­ной воли» в 90-х годах ХIХ века и прежде всего таких из них, как «Группа старых народовольцев», «Группа молодых народоволь­цев», «Заграничный союз социалистов и революционеров» и других. К этому времени относятся и попытки их объединения в левонародническую партию социалистов-революционеров. Наи­большую роль в создании партии и формировании ее программы сыграли «Рабочая партия политического освобождения России», «Южная партия социалистов-революционеров» и «Аграрно-социалистическая лига».

«Рабочая партия политического освобождения России» воз­никла в Минске в 1899 году и имела свои группы в Петербурге, Екатеринославе, Белостоке, Житомире, Двинске и Бердичеве. Во главе ее стоял минский врач Г.А.Гершуни, ярый проповедник так­тики индивидуального террора. В 1900 году она была разгромле­на полицией, а ее уцелевшие группы влились затем в партию эсе­ров. Руководитель партии Г.А.Гершуни стал руководителем боевой организации ПС-Р, осуществлявшей террористические акты.

В конце 1900 года за границей начались переговоры основ­ных народнических организаций, существующих в это время в России и в эмиграции, в результате которых в январе 1902 года было объявлено о создании партии социалистов-революционеров. Ее официальным органом была признана газета «Революцион­ная Россия». Но партия не спешила оформить свои теоретичес­кие взгляды и программные требования. Первый съезд, принявший официальную программу, произойдет в декабре 1905 — январе 1906 годов, а до этого времени ее заменяли статьи, публи­ковавшиеся в партийных газетах.

Каких же взглядов придерживались эсеры в это время? Под влиянием марксизма эсеры уже не верили слепо в «социалисти­ческие инстинкты» крестьянства и не считали его ведущей силой социалистической революции. Они признавали ведущую роль в революционном движении рабочего класса. В документах эсеров­ских групп 1900 — 1904 годов не шла речь и о передаче земли общинам, и вообще община на первый план не выпячивалась. Толь­ко некоторые группы выступали за дополнительную прирезку земли к крестьянским наделам. «Южная партия социалистов-ре­волюционеров» признавала необходимость национализации всей земли и раздачи ее крестьянам. Но это было только вначале. Ког­да же крестьянское движение активизировалось, эсеровские груп­пы вновь провозгласили крестьянство наиболее восприимчивы­ми к революционной пропаганде и стали противопоставлять Россию Западу, предлагая сосредоточить главное внимание на рас­пространении среди крестьян аграрно-социалистических идей. Революционные выступления крестьянства породили у них новые иллюзии.

В1902 —1904 годах эсеровские организации возникли в Мин­ске, Витебске, Гомеле и других городах Белоруссии. В 1904 году они объединились в Северо-Западную областную организацию ПС-Р.

Из групп Польской социалистической партии, которые дей­ствовали на территории Литвы и Западной Белоруссии, в сентяб­ре 1902 года образовалась «ППС на Литве». Она выдвинула лозунги борьбы за независимость Литвы и Белоруссии и установ­ление социалистического строя.

«ППС на Литве» действовала среди населения всех местных национальностей, издавала агитационную литературу на польском, белорусском, русском и еврейском языках. Принадле­жала к типу народнических партий. Вместе с тем идеология партии в значительной мере опиралась на марксизм. Наиболее влиятельные организации «ППС на Литве» в 1902 — 1904 годах существовали в Вильно, Гродно и Бресте.

В начале XX века в Белоруссии действовали также группы социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). Она была создана в 1900 году в Минске. Во главе ее стояли Ф.Дзер­жинский и С.Трусевич. Партия стремилась к тесному союзу с российским революционным движением, стояла на интернацио­налистических позициях, боролась с сепаратизмом ППС, взаимо­действовала с Бундом.

В 1902 году на основе национально-культурных кружков уче­нической молодежи возникла первая белорусская национально-революционная партия — Белорусская революционная Громада. В декабре 1903 года в Вильно состоялся первый съезд БРГ, на ко­тором партия получила название Белорусской социалистической Громады (БСГ). Ее создателями и руководителями были братья Иван и Антон Луцкевичи, К.Кастровицкий (К.Каганец), В.Иванов­ский, В.Ластовский, А.Власов, Ф.Умястовский, А.Пашкевич (Тет­ка), А.Бурбис и другие. Почти все они происходили их мелкопо­местной шляхты, а фактически принадлежали к разночинной интеллигенции.

Программа БСГ, принятая на первом съезде, содержала ос­новные социал-демократические требования: ликвидацию капи­талистического строя, переход в общественную собственность земли, средств производства и коммуникаций, 8-часового рабо­чего дня, равной оплаты при равном труде, государственного стра­хования от несчастных случаев, краевой автономии Белоруссии и другие.

В 1903 — 1904 годах и позже БСГ тесно взаимодействовала с идейно близкими ей Польской социалистической партией (ПСП), партией социалистов-революционеров (ПС-Р), Литовской социал-демократической партией, Латышским социал-демократическим союзом. Но влияние БСГ на рабочее движение в 1903 — 1904 годах было незначительным.

Как видно из вышесказанного, социалистические партии, выражающие интересы рабочего класса, крестьянства и других демократических слоев населения, расходились в вопросах стра­тегии и тактики борьбы. Отличались у них и взгляды на социа­лизм и пути его достижения, хотя конечная цель у них совпадала.

В начале XX века начался новый этап эволюции и русского либерализма. Буржуазно-либеральный лагерь уже выступал за

ликвидацию неограниченного самодержавного режима. Его пред­ставители стремились к разделению с монархией власти, к введе­нию в России конституционной монархии, всеобщего избиратель­ного права, демократических свобод. В земских губерниях сложился «Союз земцев-конституционалистов», за границей дей­ствовал «Союз освобождения» под руководством П.Струве. В Бе­лоруссии буржуазно-дворянская оппозиция еще не имела орга­низационных центров.

Правый лагерь — открыто реакционный (помещики-полукре­постники, чиновничья и военная бюрократия, православное ду­ховенство) стремились сохранить абсолютное самодержавие царя, помещичье землевладение, сословные привилегии дворянства, «единую и неделимую империю». Они поддерживались армией и полицией.

Обострению политического напряжения в стране способство­вали неудачи во внешней политике царизма, особенно во время русско-японской войны. Военные просчеты ускорили кризис самодержавия и содействовали нарастанию революционной си­туации.

 

РЕВОЛЮЦИЯ 1905 — 1907 гг. В БЕЛАРУСИ

К концу 1904 года в России назрела революционная си­туация. Ее экономические и политические предпосылки сложи­лись в период экономического кризиса, обострившего до предела бедственное положение широких слоев населения. Под воздей­ствием кризиса рабочее движение постепенно приобретало по­литический характер. Этому способствовала и агитационно-про­пагандистская работа различных революционно-демократических партий, оформившихся к этому времени- в России. Поражение царизма в русско-японской войне ускорило процесс политизации деревни. В результате недовольство внутренней и внешней поли­тикой царизма охватило широкие слои населения.

Прологом первой революции в России явилась стачка рабо­чих Путиловского завода в Петербурге, начавшаяся 3 января 1905 года. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий го­рода, и к 7 января стачка стала всеобщей. Бастовали около 150 тысяч человек. Рабочие требовали установления минимума за­работной платы, отмены обязательных сверхурочных работ и вве­дения 8-часового рабочего дня. Но совещание предпринимателей Петербурга отвергло эти требования. Тогда у части рабочих воз­никло решение составить петицию (прошение) к царю. Священ­ник Г.Гапон, возглавлявший «Собрание русских фабрично-завод­ских рабочих», предложил устроить шествие рабочих к Зимнему дворцу, чтобы вручить петицию царю.

Большевики предупреждали рабочих, что царь может учи­нить кровавую расправу. Однако монархические иллюзии были еще сильны в массах, и предложение попа Гапона поддержали большинство рабочих столицы. В составленной петиции рабочие просили царя об амнистии политическим заключенным, увели­чении заработной платы, о передаче земли народу, установлении 8-часового рабочего дня, созыве Учредительного собрания на ос­нове всеобщего, равного и тайного голосования, о прекращении войны и так далее. Политические требования были включены под влиянием агитации большевиков.

В воскресенье утром 9 января 140 тысяч празднично одетых рабочих вместе с женами и детьми вышли на улицы и направи­лись к Зимнему дворцу. Помимо петиции, они несли иконы, хо­ругви и портреты царя. Но мирное шествие рабочих по распоря­жению властей было расстреляно полицией и войсками. Были убиты около 1200 человек и около 5 тысяч ранены.

Весть о кровавом злодеянии царизма быстро облетела стра­ну и вызвала бурю гнева и возмущения. Рабочий класс России ответил на эту акцию царизма массовыми стачками и демонстра­циями протеста. Только в январе 1905 года бастовали 444 тысячи рабочих — значительно больше, чем за 10 предыдущих лет. Ос­новным лозунгом бастующих был лозунг «Долой самодержавие!».

Вместе с пролетариатом России на борьбу поднялся и рабо­чий класс Белоруссии. После того, как было получено сообщение о событиях в Петербурге, рабочие многих фабрик и заводов Бе­лоруссии объявили стачки протеста. Уже 12 января началась за­бастовка солидарности в Минске. Она охватила большинство про­мышленных предприятий города. Общее количество стачечников достигло 2 тысяч. 12 января начались собрания и митинги в Го­меле. 16 января забастовка приобрела общегородской характер. Бастовали около 4 тысяч человек. В целом январское движение солидарности с рабочими Петербурга охватило в Белоруссии око­ло 30 городов и местечек, а число забастовщиков достигло 34 ты­сяч. Помимо рабочих, в них участвовало много служащих, при­казчиков, представителей других слоев населения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 270 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.