Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отмена крепостного права в Беларуси 6 страница




К.Калиновский оказал большое влияние на всю последующую белорусскую литературу, содействовал углублению в литературе и искусстве принципов реализма и народности, закреплению в них высоких идеалов борьбы за свободу. Идейные принципы Калиновского позже развивали в своем творчестве Ф.Богушевич, А.Гуринович, Я.Лучина.

Франтишек Казимирович Богушевич (1840 —1900 гг.) родил­ся в семье обедневшего мелкого шляхтича в Ошмянском уезде Виленской губернии. В 1861 году поступил на физико-математи­ческий факультет Петербургского университета, но вскоре был исключен из числа студентов за участие в беспорядках. В 1863 году Богушевич участвовал в восстании и был ранен. Спасаясь от преследований жандармов, он уехал на Украину и поступил в Не­жинский юридический лицей, который окончил в 1868 году. Вер­нувшись на родину, он служил адвокатом в Вильно.

В условиях царизма Богушевич не мог печатать свои произ­ведения в России. Поэтому свой первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 году в Кракове под псев­донимом Матей Бурачок, а второй сборник — «Смычок белорус­ский» — в 1894 году в Познани под псевдонимом Сымон Ревка из-под Борисова.

Богушевич выступал в защиту белорусского народа и его язы­ка, гонимого и презираемого как царскими сатрапами, так и польскими панами. В предисловии к сборнику «Дудка белорус­ская» он писал: «Я много где бывал, много чего видел и читал и убедился, что язык наш есть такой же человеческий и достойный, как французский или немецкий или какой-либо иной».

В стихотворениях «Моя дудка», «Дурной мужик, как ворона» и других Богушевич говорил о своем призвании петь о горе и стра­даниях белорусского крестьянства. Произведения Богушевича проникнуты гневным протестом против крепостнических пере­житков, ограбления крестьян крепостнической реформой 1861 года, против помещичьего гнета, бесправия и морального униже­ния крестьянина-труженика со стороны царской бюрократии. Он был подлинным крестьянско-демократическим поэтом, выражав­шим интересы крестьян, ведущих борьбу за землю и свободу.

Вместе с тем необходимо отметить, что Богушевич в силу сво­ей классовой ограниченности не видел зарождающейся новой революционной силы — пролетариата. Однако это ничуть не умоляет его роли в развитии белорусской литературы. Он был одним из родоначальников критического реализма в белорусской литературе и внес большой вклад в ее развитие.

Последователями Богушевича, сыгравшими видную роль в развитии белорусской прогрессивной литературы второй поло­вины ХГХ века, были поэты-демократы Янка Лучина (1851 — 1897 гг.) и Адам Гуринович (1869 — 1894 гг.).

Янка Лучина (Иван Люцианович Неслуховский) родился в го­роде Минске в семье небогатого чиновника-адвоката. В 1870 году он окончил Минскую классическую гимназию, а в 1876 году — Петербургский технологический институт, получив специальность инженера-технолога. В этой области Лучина проявил большие способности, что выдвинуло его на пост начальника главных же­лезнодорожных мастерских в Тифлисе. Там Лучина познакомил­ся и подружился с А.М.Горьким, работавшим в это время в мас­терских. Последние годы жизни Лучина провел в родном Минске. Знакомство с тяжелой жизнью белорусского народа, с его устным творчеством, а позднее с передовыми революционно-демократи­ческими идеями Чернышевского и Добролюбова, с гражданской поэзией Некрасова, общение с рабочими тифлисских железнодо­рожных мастерских и с А.М.Горьким оказали заметное влияние на формирование мировоззрения поэта-демократа.

Наиболее плодотворным периодом творчества Лучины были 80 — 90-е годы. Литературное наследство поэта представлено ря­дом стихотворений, напечатанных в газете «Минский листок», в «Северо-Западном календаре» Слупского и других изданиях. Это стихотворения «Весенней порой», «Горсть пшеницы» и другие. После смерти поэта в 1903 году эти стихотворения были изданы Петербургским кружком студентов-белорусов в виде небольшого сборника под названием «Вязанка».

В своих произведениях Лучина правдиво показывал угнетен­ное положение народных масс, выражал их ненависть к самодер­жавию и стремление к свободе. Большинство произведений поэта написано на острые социальные темы с позиций критического реализма.

Поэт-демократ Адам Гуринович родился в семье мелкого шляхтича в Виленском уезде. Он учился в Петербургском техно­логическом институте. За участие в революционном движении Гуринович был заключен в Петропавловскую крепость. Тяжело больным он был отправлен на родину, где вскоре умер.

Творческий путь поэта был недолгим. Произведения Гуриновича распространялись в рукописях и были изданы только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Лите­ратурное наследство поэта состоит из ряда стихотворений, про­никнутых призывами к социальному и национальному освобожде­нию белорусского народа. В одном из стихотворений поэт призывал: Пора, пора нам встрепенуться И гордо голову поднять И ясным оком оглянуться Во тьмах довольно прозябать.

Такими же мотивами проникнуты стихотворения «Бор», «Что ты спишь, мужичок», «Перш душили паны» и другие. Кроме того, Гуринович успешно переводил на белорусский язык стихотворе­ния А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, А.Толстого и других русских поэтов.

В белорусской демократической литературе широко отражал­ся духовный рост белорусского народа, лучшие черты его нацио­нального характера.

Наряду с поэтами-демократами во второй половине XIX века продолжал свое творчество Викентий Дунин-Марцинкевич. Он представлял дворянско-либеральное направление в белорусской общественно-политической мысли, а также и в белорусской лите­ратуре.

В своих произведениях, созданных в дореформенное время, Дунин-Марцинкевич сочувственно рисовал положение крепост­ных крестьян, требовал гуманного к ним отношения. Основное внимание он уделял созданию образов крестьян с высокими мо­ральными качествами, утверждая образ человека из народа глав­ным героем художественной литературы. Именно в этом состоит положительная сторона творчества Дунина-Марцинкевича. Но, будучи представителем либерального дворянства, писатель избе­гал изображать классовую борьбу, часто приукрашивал действи­тельность, рисуя взаимоотношения помещиков и крестьян в идиллических тонах.

В пореформенное время творчество поэта приобрело более реалистический характер. В своих лучших произведениях, таких, как «Пинская шляхта» и других, он едко высмеивал шляхту, цар­ских чиновников, зарождающуюся деревенскую буржуазию.

Богатейшим источником белорусской литературы во второй половине ХIХ века было устное народное творчество. В это время белорусский народ создал много сказок, пословиц, поговорок, загадок, отражавших его тяжелую жизнь, думы и устремления. В песнях, сказках и других формах поэтического творчества народ протестовал против неволи и эксплуатации, выражал свою нена­висть и презрение к угнетателям. Устное творчество служило ост­рым оружием в борьбе трудящихся против эксплуатации, отража­ло высокие моральные качества белорусского народа, любовь к родине, стремление к свободе, братские чувства к русскому народу.

В пореформенные годы возникло множество устно-поэтичес­ких произведений, особенно рассказов-воспоминаний и эпичес­ких песен, повествующих о мрачном периоде крепостного права, о рабском труде «за пригоном» и о тех издевательствах, которым подвергалось закрепощенное крестьянство со стороны панов и подпанков (устные сказы «Послушай, громада, как нам была беда», «Трудились от зари до зари», песня «Ой, садома, пане-браце» и другие). Отмена крепостного права породила ряд новых сатирических произведений, едко высмеивающих помещиков.

Для многих народных произведений пореформенной поры характерным является мотив разочарования «волей», разорив­шей массу крестьян.

Капиталистическое развитие деревни, сопровождавшееся усилением дифференциации, вызвало к жизни новые темы фоль­клора. Возникли сказки, песни, пословицы о батраке и попе, о батраке и кулаке, такие, как песня «А кто у богача не служил, тот лиха не знает», сказки «Кулак и батрак», «Как кулак день удли­нил», пословицы — «Нанялся — продался», «По копейке за день, куда хочешь — туда день» и другие. В отдельных произведениях осуждался самодержавно-полицейский строй и царизм. Во мно­гих фольклорных произведениях звучали антирелигиозные и ан­тиклерикальные мотивы.

В последние десятилетия XIX века широкое распространение получили частушки-припевки. Это было вызвано изменениями в общественно-политической жизни, возникшими в процессе раз­вития капитализма. Частушка, благодаря свойственной ей крат­кости и динамичности, оказалась в новых условиях наиболее гиб­кой формой устного творчества. Она быстро откликалась на политические события и отдельные факты классовой борьбы.

В это же время в устнопоэтическом народном творчестве по­явилось новое направление — рабочий и городской фольклор. Во многих произведениях белорусский народ создал правдивые кар­тины каторжного труда на капиталистических фабриках и заво­дах, строительстве железных дорог и так далее. В Белоруссии широко бытовали припевки (новый жанр) о шахтерах Донбасса, об отходниках. В рабочем белорусском фольклоре появились яр­кие колоритные образы рабочего, работницы-девушки, мастера, капиталиста-предпринимателя. С распространением марксизма и расширением рабочего движения в Белоруссии получила рас­пространение революционная поэзия, революционные песни рос­сийского пролетариата. Белорусский фольклор обогатился луч­шими произведениями русского и украинского народов.

Во второй половине ХIХ века дальнейшее развитие получила живопись Белоруссии. Ее развитие, как и развитие литературы, было обусловлено ростом демократического движения. Если в первой половине XIX века в белорусской живописи преобладали картины историко-религиозного жанра, то в последующие годы белорусские художники в своем творчестве начали отдавать пред­почтение темам из жизни народа и родной природы.

Известным мастером бытового жанра был художник Н.Ю. Силиванович (1830 — 1918 гг.). Он родился в деревне Цинцевичи Вилейского повета Виленской губернии. Образование получил в Петербургской академии художеств. После окончания академии участвовал в создании мозаичных панно для Исаакиевского со­бора в Петербурге, расписывал храмы в Белоруссии.

Кроме монументальных росписей Силиванович создал мно­го жанровых картин, портретов и пейзажей. Лучшими из них яв­ляются «Дети во дворе», «В школу», «Игры детей деревни Цинце­вичи», «Девочка» и другие. Все эти картины проникнуты любовью к детям крестьян, душевной теплотой. Силиванович был реалис­том, правдиво отображал жизнь народа. Характерна в этом отно­шении его картина «Пастух», в которой он создал образ предста­вителя наиболее обедневшей части белорусского крестьянства.

Много сделал для белорусского искусства И.Т.Трутнев (1827 — 1912 гг.). После окончания Петербургской академии художеств он много лет (с 1866 по 1912) работал директором рисовальной школы в городе Вильно, где получили первоначальное художе­ственное образование многие белорусские юноши и девушки. Из его собственных произведений наиболее известными являются «Благославение сына на ополчение», «В литовской корчме», не­сколько картин и рисунков на бытовые темы.

В жанре пейзажа работали несколько художников. Наиболее известным из них был А.П.Горавский (1833 —1900 гг.). Он много путешествовал по Российской империи, в том числе и по Бело­руссии. Во время поездок он создал ряд пейзажей. Это «Болото», «Вид реки Березины перед бурей», «Вид окрестностей Бобруйс­ка», «Вечер в Минской губернии», «Пинские болота», «Женщина с палитрой», «Старая молится», портрет М.Глинки.

Представителем позднего романтизма в белорусской живо­писи конца XIX — начала XX веков был К.Альхимович (1840 — 1916 гг.). Родился в деревне Демброво нынешнего Щучинского рай­она. Участвовал в восстании 1863 года, за что был сослан в Си­бирь. С 1878 года жил в Варшаве, писал картины на историчес­кие и социально-бытовые темы. Наибольшую известность приобрели такие произведения художника, как «Похороны Геди­мина», «После битвы», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании», «На этапе», «Жатва», «Дом батрака» и другие.

Свою лепту в развитие живописи Белоруссии второй полови­ны XIX века внесли также В.В.Грязнов, В.С.Добровольский, Д.Н.Струков, И.Т.Хруцкий. Путешествуя по Белоруссии, В.В.Гряз­нов и Д.Н.Струков зарисовали много памятников белорусской архитектуры, народного творчества, художественного ткачества, вышивки и так далее, тем самым сохранили и донесли до нас ве­личайшие творения.

Иван Трофимович Хруцкий (1810 — 1885 гг.) вошел в исто­рию белорусской живописи как выдающийся портретист и натюр-мортист. Родился в местечке Ула Лепельского уезда Витебской гу­бернии. Первоначальное художественное образование получил в Полоцке. Учился в Петербургской академии искусств. С середи­ны 50-х годов XIX века жил в имении Захареничи Полоцкого уез­да. Писал натюрморты, портреты, интерьеры. Картины Хруцкого отличаются поэтическим восприятием быта, точностью в переда­че натуры. За натюрморты он был удостоен звания академика живописи и по сей день считается непревзойденным мастером этого жанра. Широкой известностью пользуются его работы «Пор­трет жены», «Цветы и плоды», «Портрет сына», «В комнатах» и другие.

Значительные изменения во второй половине XIX века про­изошли и в архитектуре Белоруссии.-Если в первой половине XIX века главными объектами строительства были дворцы и культо­вые здания, то во второй половине главное значение приобретает общественное строительство. Быстро развивалась строительная техника, широко использовались новые строительные материалы.

В культовом строительстве сохранялась архитектура предше­ствующих эпох: в костельном—готика, в церковном — византий­ский стиль. Свидетельством тому являются собор Петра и Павла в Минске и костел в деревне Старые Василишки Щучинского рай­она Гродненской области. Много строений в это время было воз­ведено в традициях русского классицизма. К ним относятся теат­ры в Минске и Могилеве, жилой дом купца Муравьева в Гродно, комплекс архиерейского подворья в Минске, доходные дома в Го­меле, Витебске, Минске и другие. Но основная масса обществен­ных и жилых зданий в городах и деревнях строилось еще в тради­ционном духе белорусской деревянной архитектуры.

Во второй половине ХIХ века получило дальнейшее развитие театральное искусство в Белоруссии. В это время имели широкое распространение различные формы народного театра. Широкой популярностью пользовалась «батлейка». В ее представлениях остро звучали социальные мотивы, часто перерастающие в ед­кую сатиру. Объектами осмеяния становились представители эк­сплуататорских классов — помещики, чиновники, полицейские, торговцы, попы и так далее.

Как и раньше, существовала более усовершенствованная форма народного театра — народная драма, в представлениях которой участвовали актеры. В них высмеивались цари, помещи­ки, возвеличивались образы простых людей. Большой популяр­ностью в народных театрах в это время пользовались драмы «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка» и другие.

Вторая половина ХIХ века была временем формирования профессионального белорусского театра. В его зарождении боль­шую роль сыграла театральная культура соседних народов—рус­ского, украинского и польского. В это время в Минске, Пинске, Полоцке, Бобруйске, Лиде, Слуцке и других белорусских городах гастролировали труппы из Москвы и Петербурга, а также укра­инские театры М.Старицкого и другие. Время от времени в Бело­руссию приезжали и польские театры.

5 июня 1890 года в Минске был открыт первый постоянный городской театр (ныне помещение театра имени Янки Купалы). В этом же году было создано Товарищество любителей искусств, которое сыграло важную роль в пропаганде демократического искусства и стало центром литературной и театрально-музыкаль­ной жизни города.

Под воздействием профессионального театра создавались любительские коллективы в учебных заведениях, на железнодо­рожных станциях, при клубах. Такие любительские театры появи­лись в Минске, Витебске, Слониме, Пружанах и других городах и местечках Белоруссии. Драматические произведения для них писали В.Сырокомля, А.Вериго-Даревский, Ш.Ядвигин и другие.

С изменением социально-экономических и культурных усло­вий жизни менялись бытовой уклад и материальная культура на­селения. Много нового появилось в крестьянском быту. Улучши­лось строительство и конструкция крестьянских изб, появились застекленные окна, каменные фундаменты, вместо курной печи печь с трубой, керосиновые лампы и так далее. В деревню начали проникать ткани фабричного производства, кожаная обувь.

В крестьянских хозяйствах сохранялась домашняя промыш­ленность, вырабатывалось льняное полотно, сукно разных сор­тов, овчины, лыковые и пеньковые лапти, войлок, деревянная по­суда различного назначения, предметы домашнего обихода, утварь и так далее. В то же время деревенское ремесло снабжало крестьян керамической посудой, металлической утварью, кузнеч­ными, швейными изделиями.

Основным источником питания крестьянина было его лич­ное хозяйство. Продуктами промышленного производства сельс­кое население практически не пользовалось. Главными продук­тами питания для беднейшего и среднего крестьянства были мука, крупа, огородные культуры, грибы, ягоды, картофель, который во второй половине ХIХ века стал вторым хлебом. Мясо и молоко в повседневной жизни крестьяне использовали только как при­правы, как самостоятельные блюда они использовались только по праздникам. Беднота постоянно недоедала. Питание рабочих практически не отличалось от питания крестьян.

Медицинская помощь населению как в городе, так и в дерев­не была незначительной. В конце ХIХ века в Белоруссии насчиты­валось только 206 больниц различных ведомств, в том числе 69 на селе. Население обслуживало еще 146 сельских приемных покоев и 241 фельдшерский пункт. Общий фонд больниц составлял 4,1 тысяч коек, в том числе 1105 в сельской местности.

Во второй половине XIX века началось научное изучение Бе­лоруссии. Этому немало способствовал основанный в 1867 году в Вильно Северо-Западный отдел Русского географического обще­ства, укрепивший связи Белоруссии с русской наукой. Ученые начали проявлять большой интерес к истории белорусского наро­да, его языку, быту, поэтическому творчеству. Много было сдела­но по выявлению и изданию исторических документов. Крупней­шими изданиями подобного рода были «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (АЮЗР, 15 томов), «Акты, из­даваемые Виленской археографической комиссией» (АБАК, 39 то­мов), «Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси» (14 томов) и другие. Но эти до­кументы освещали преимущественно структуру государственной власти в Великом княжестве Литовском, развитие государствен­ных учреждений, религиозные и политические отношения в Бе­лоруссии. В таком одностороннем подборе документов прояви­лись великодержавные позиции их собирателей.

С клерикально-буржуазных, великодержавных позиций были написаны и первые работы по истории Белоруссии. Это «Обозре­ние истории Белоруссии с древнейших времен» О.В.Турчиновича, «Очерк истории Великого княжества Литовского до половины

XV столетия» В.Б.Антоновича, «Хрестоматия по истории Запад­ной России» А.О.Турцевича, «Литовская церковная уния» М.О. Кояловича, «История Литовского государства с древнейших вре­мен» П.Д.Брянцева и другие. Эти авторы доказывали, что Бело­руссия — это часть России, испорченная польским влиянием, и проводили мысль, что царизм имеет историческое право на обла­дание ею.

В конце ХIХ века в русской историографии возникло либе­ральное направление, представители которого стали больше вни­мания уделять социальной и экономической истории Белоруссии и Литвы. Наиболее видными представителями этого направления были М.К.Любавский, В.К.Стукалич, П.В.Владимиров, К.В.Харлам-птович, Ф.В.Клименко, М.В. Довнар-Запольский и другие. Они бо­лее объективно подходили к освещению истории Белоруссии, со­брали и обобщили огромный фактический материал, который не утратил своего научного значения и в настоящее время.

Вторая половина XIX века была временем активного этног­рафического изучения Белоруссии. Большой вклад в это дело вне­сли представители местной интеллигенции. С большой симпати­ей к народу, нередко с прогрессивных позиций подходили к изучению быта белорусов И.ИНосович, Н.А.Дмитриев, А.Н.Семен-товский, А.Ф.Васильев и другие.

Одним из первых крупных исследователей Белоруссии был местный учитель И.И.Носович (1788 —1877 гг.). Его деятельность по сбору лексического, фольклорного и этнографического мате­риала началась еще в 1847 году. В 1852 — 1876 годах Российская Академия наук опубликовала его несколько сборников пословиц и загадок, а в 1873 году Русское географическое общество в сво­их «Записках» издало его «Белорусские песни». Но основным тру­дом И.И.Носовича стал «Словарь белорусского наречия», над ко­торым он работал более 16 лет. Словарь опубликован в 1870 году. В нем помещено более 30 тысяч слов с пространными научными пояснениями.

Большой вклад в развитие белорусской этнографии второй половины XIX века внесли также П.В.Шейн, П.А.Бессонов, Е.Р.Ро­манов, Е.Ф.Карский, Н.Я.Никифоровскии и другие. В 1871 году был издан сборник П.А.Бессонова «Белорусские песни с подроб­ными объяснениями их творчества и языка, с очерками народно­го обряда, обычая и всего быта», а в 1874 году появился большой сборник П.В.Шейна «Белорусские народные песни».

В 70-е годы началась многогранная научная деятельность выдающегося белорусского этнографа Е.Р.Романова, опублико­вавшего в 1886 — 1912 годах свой многотомный «Белорусский сборник». Е.Ф.Карский, позднее академик, напечатал в 1886 году «Обзор звуков и форм белорусской речи». В 80 — 90-е годы про­должал свою собирательскую деятельность П.В.Шейн. В 1887 — 1902 годах появилось его трехтомное издание «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края». Вопросам быта белорусов были посвящены также работы

Н.Я.Никифоровского, наиболее крупной из которых является «Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии».

Большой вклад в изучение истории Белоруссии, ее этногра­фии и культуры внесли также польские исследователи. С прогрес­сивных позиций освещали эти вопросы писатели и этнографы Э.Ожешко, Я.Карлович, А.Кольберг, М.Федоровский и другие. М.Федоровский собрал около 5 тысяч белорусских народных пе­сен, около 10 тысяч присказок, сотни загадок и так далее. Часть собранных им материалов была опубликована при жизни учено­го в трех томах книги «Люд белорусский». Позже было издано еще 5 томов.

Значительный интерес представляют также труды А. Дембовецкого, Ф.Ястремского, А.Смородского, Г.Аношки, А.Сапунова по истории, этнографии, физической географии Могилевской, Минской, Витебской и Гродненской губерний, изданных в это время.

По природоведческим, медицинским и техническим наукам на территории Белоруссии в 1861 —1900 годах на русском языке было издано 315 названий книг и брошюр. Это было значительно больше, чем в первой половине XIX века. Три четверти местных книг были посвящены медицине и сельскому хозяйству. Большой вклад в это дело внесли общества сельского хозяйства и врачей, которые действовали во всех губернских центрах.

Успехи в изучении истории, языка, культуры и быта белорус­ского народа, достигнутые во второй половине XIX века, имели большое значение для дальнейшего развития культуры Белоруссии.

 

БЕЛАРУСЬ НА РУБЕЖЕ XIX — XX вв.

В конце XIX века наблюдался значительный подъем в развитии промышленности России. Стремительный рост россий­ского капитала был вызван привлечением иностранного капита­ла. В основном он ввозился из Франции, Англии, Бельгии и Гер­мании. Царское правительство направляло его, в первую очередь, на строительство железных дорог, что содействовало созданию внутреннего рынка, развитию многих базовых отраслей эконо­мики. В конце XIX века в промышленности России наметился по­ворот к производству средств производства. По степени концент­рации производства и капитала Россия опережала даже наиболее развитые страны. В конце столетия возникают монополистичес­кие объединения: картели, синдикаты, тресты. Финансовая ре­форма 1897 года содействовала тому, что золотой рубль превра­тился в одну из самых устойчивых европейских валют. По темпам развития промышленности Россия занимала пятое место в мире. Но го национальному доходу и производству промышленной про­дукции на душу населения она отставала от многих государств. В народном хозяйстве имелись большие диспропорции. Рыночные отношения не охватили всю территорию страны, не сложился еще единый хозяйственный комплекс. Не была завершена и индуст­риализация страны. Рядом с современными фабриками и заво­дами промышленного центра и юга страны существовали тысячи предприятий, которые находились еще на мануфактурной стадии.

Промышленность Белоруссии в этот период в сравнении с другими районами Российской империи достигла среднего уров­ня развития. Она значительно отставала от Центрального, Юж­ного, Петербургского, Прибалтийского и некоторых других про­мышленных районов страны.

Большую роль в развитии капиталистических отношений в Белоруссии сыграло железнодорожное строительство, в резуль­тате чего Белоруссия наладила железнодорожную связь с важ­нейшими промышленными центрами России. Общая длина же­лезных дорог в Белоруссии в 1904 году достигла 2837 верст (8% всех железных дорог России). По густоте железнодорожной сети Белоруссия после Королевства Польского вышла на первое место в России. Это благоприятно сказалось на развитии экономики края.

В конце ХIХ века наблюдался бурный промышленный подъем и в Белоруссии. Среднегодовые темпы прироста всей продукции составляли 8,2%, рабочих — 3,9%. В результате удельный вес бе­лорусской промышленности в продукции промышленности Рос­сийской империи достиг 5%, по количеству рабочих — 10%.

Являясь составной частью российского рынка, некоторые предприятия и даже целые отрасли промышленности Белорус­сии не выдержали конкуренции и постепенно пришли в упадок. Так, например, белорусская лесохимия была вытеснена более мощной российской нефтехимией, прекратилось производство шерстяных изделий из импортного сырья. Не выдержала конку­ренции и местная металлургия, основанная на использовании болотной руды. Это предопределило специализацию промышлен­ности Белоруссии на переработке местного сельскохозяйствен­ного, лесного и минерального сырья. Первое место по объему производства (более 50%) принадлежало промышленности по производству продовольственных товаров. На втором месте на­ходилась деревообрабатывающая промышленность (лесопильно-фанерная, спичечная и бумажно-картонная). Ее доля в общем объеме валовой продукции в 1900 году составляла 19,5%. Третье место по объему производства (9,7%) занимала текстильная промышленность. Она в основном перепрофилировалась на перера­ботку местного льна. По 5 — 6% в объеме производства приходи­лось на металлообрабатывающую, силикатно-керамическую и строительно-ремонтную отрасли промышленности. Наиболее сла­бо в Белоруссии была развита химическая промышленность. Толь­ко в Минской и Могилевской губерниях имелось по несколько небольших предприятий дегтярного и смолоскипидарного про­изводств.

Несмотря на относительно быстрый рост в 90-е годы ХIХ сто­летия фабричной промышленности, в Белоруссии преобладали

средние и мелкие предприятия (до 50 рабочих). В конце ХIХ века они составляли 85,5% от предприятий цензовой промышленнос­ти (по России — 70,5 %). Крупных фабрик и заводов с количеством рабочих более 500 человек в Белоруссии было 9, что составляло только 1,2% от общего количества предприятий (по России — 3,5%). Но значительно возрос удельный вес фабрично-заводской продукции, которая в 1900 году составляла уже 46,8%. За 40 после реформенных лет объем фабричной продукции в Белоруссии возрос в 37 раз.

В кожевенной, кирпичной, гончарной, шерстяной и некото­рых других отраслях промышленного производства преобладали еще капиталистические мануфактуры. К началу XX века их коли­чество значительно увеличилось (до 760), но удельный вес ману­фактурного производства уменьшился на 15%. Соответственно, показатели мелкой промышленности снизились на 37,8%.

В Белоруссии в конце XIX века уже имелись отдельные пред­приятия, которые по технической оснащенности стояли на уров­не передовых предприятий России: Витебская льнопрядильная фабрика «Двина», Добрушская бумажная фабрика, Пинская лесопильно-фанерно-шпилечная фабрика и другие. Но вместе с тем, 13,8% цензовых предприятий в 1900 году не имели механических двигателей.

Концентрация производства обусловила образование акцио­нерных компаний. В конце XIX века в Белоруссии уже действова­ло 10 акционерных обществ, которым принадлежали крупные предприятия. С 1895 года в Витебске действовало «Общество ви­тебских водопроводов», с 1898 года — бельгийское акционерное общество «Витебский трамвай» и другие.

В развитии промышленности все большую роль играли бан­ки. В Белоруссии действовало 5 отделений государственного бан­ка, филиалы крупнейших российских банков. В Минске, Могиле­ве, Пинске имел свои филиалы Азово-Донской коммерческий банк, в Минске действовало отделение Петербургско-Азовского банка. Свои филиалы в Бобруйске, Гомеле, Гродно, Слониме имел Виленский частно-коммерческий банк.

В 1900 году Россия, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу экономического кризиса. В результате этого в 1900 — 1903 годах в Белоруссии были закрыты 532 фабрично-заводских предприятия, резко сократилось строительство желез­ных дорог. В меньшей степени кризис затронул легкую промыш­ленность. В целом белорусская промышленность потерпела от кризиса меньше, чем российская. Уже в 1903 году общий объем ее продукции превысил уровень 1900 года на 9%. Но в 1904 году в промышленности Белоруссии снова наступила депрессия. Она продолжалась до 1907 года, хотя в 1906 году наблюдалось некото­рое оживление.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2375 - | 2322 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.