ДХАРМАШОКА (санскр.). Имя, данное первому Ашоке, царю Чандрагупте, после его обращения в буддизм, который всю свою долгую жизнь служил «Дхарме», или закону Будды. Царь Ашока (второй) не был обращён, но уже родился буддистом.
ДХАТУ (пали). Останки тела Будды, собранные после его кремации.
ДХИАН КОГАНЫ (санскр.). Буквально, «Владыки Света». Высшие боги, соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым поручен надзор за Космосом.
ДХИАНА (санскр.). В буддизме — одна из шести Парамит совершенства, состояние погружения, которое возносит практикующего её аскета значительно выше плана чувственного восприятия и за пределы мира материи. Буквально, «созерцание». Шесть стадий Дхианы отличаются лишь степенями отрешения личного Эго от чувственной жизни.
ДХНАНИ ПАША (санскр.). «Верёвка Дхиани», или Духов; Кольцо «Не преступи» (см. «Тайная Доктрина», I, 179, станца V).
ДХИАНИ-БОДХИСАТВЫ (санскр.). В буддизме — пять сыновей Дхиани-Будд. Имеют мистическое значение в эзотерической философии.
ДХИАНИ-БУДДЫ (санскр.). Имеющие «Сострадательное Сердце»; им особенно поклоняются в Непале. Также имеют тайное значение.
ДХРУВА (санскр.). Арийский мудрец, теперь Полярная Звезда. Кшатрий (принадлежащий к касте воинов), который посредством религиозного аскетизма стал риши и был по этой причине поднят Вишну на такую высоту в небеса. Называется также Грах-Адхар, или «точка вращения планет».
ДЬЮКНА (кабб.). Тень вечного Света. «Ангелы Присутствия», или архангелы. То же самое, что Феруэр в «Вендидаде» и других сочинениях зороастрийцев.
ДЭВА (санскр.). Бог, «лучезарное» божество. Дэва-Деус, от корня див, «сиять». Дэва есть небесное существо — доброе, злое или нейтральное. Дэвы населяют «три мира», которые суть три плана выше нашего. Существуют 33 группы или 330 миллионов их.
ДЭВА САРГА (санскр.). Творение: происхождение принципов, которые считаются Разумом, порождённым качествами или атрибутами природы.
ДЭВАДЖНАНЫ (санскр.). или Дайваджны. Высшие классы небесных существ, те, кто обладает божественным знанием.
ДЭВАКИ (санскр.). Мать Кришны. Она была заперта в темнице своим братом, царём Кансой, из страха, что исполнится предсказание, гласившее, что сын его сестры свергнет его с престола и убьёт. Несмотря на неусыпную охрану, Дэваки была осенена Вишну, Святым Духом, и таким образом дала жизнь этому аватару бога, Кришне. (См. Канса.)
ДЭВАКХАН (санскр.). «Обитель богов». Промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в которое входит Эго (Атма-Буддхи-Манас, или Троица, преобразованная в Одно), после своего отделения от камарупы и разложения низших принципов на земле.
ДЭВА-ЛАЙА (санскр.). «Святилище дэвы». Название, даваемое всем браминским храмам.
ДЭВАЛОКИ (санскр.). Обители богов или дэв в высших сферах. Семь небесных миров выше Меру.
ДЭВАМАТРИ (санскр.). Буквально, «Матерь богов». Имя Адити, Мистического Пространства.
ДЭВАНАГАРИ (санскр.). Буквально, «язык или письмо дэв», или богов. Письменные знаки санскритского языка. Этот алфавит и искусство письма держались в тайне веками, и только Двиджам (дважды-рождённым) и дикшитам (посвящённым) дозволялось пользоваться этим искусством. Для шудры продекламировать стих из Вед было преступлением, и для каждой из низших двух каст (вайшьев и шудр) знать эти буквы считалось проступком, караемым смертью. Поэтому слово липи, «писание», отсутствует в древнейших манускриптах, — этот факт породил у востоковедов ошибочную и крайне нелепую идею, что письменность была неизвестна не только до времён Панини, но даже самому этому мудрецу! Если бы величайший грамматик, когда-либо родившийся на свет, не знал письменности, это на самом деле было бы величайшим и самым непостижимым феноменом.
ДЭВАПИ (санскр.). Санскритский Мудрец из рода Куру, который вместе с другим Мудрецом (Мору), как полагают, живёт на всём протяжении четырёх эпох, и до прихода Майтрейи Будды, или Калки (последнего Аватара Вишну); который, подобно всем Спасителям мира в их последнем проявлении, подобно Сосиошу зороастрийцев и Всаднику из «Откровения» Св. Иоанна, появится верхом на Белом Коне.Оба они, Дэвапи и Мору, как полагают, живут в гималайском уединённом месте под названием Калапа или Катапа. Такова пураническая аллегория.
ДЭВАРШИ или Дэва-риши (санскр.). Буквально, «риши-боги»; божественные или богоподобные святые; мудрецы, которые достигают совершенной божественной природы на земле.
ДЭВАСАРМАН (санскр.). Очень древний писатель, который умер примерно через столетие после Гаутамы Будды. Он написал два знаменитых труда, в которых отрицал существование как Эго, так и не-Эго — обоих с равным успехом.
DEMON EST DEUS INVERSUS (лат.). Каббалистическая аксиома; буквально, «дьявол есть перевёрнутый бог»; что означает, что не существует ни зла, ни добра, но те силы, которые создают одно, творят и другое, в соответствии с природой материалов, на которые они воздействуют. [См. «Тайная Доктрина», I, с. 297, 510.]
Е
ЕВА (евр.). «Матерь всего живого».
ЕВРАЗИЙЦЫ. Сокращение от «европейцев-азиатов». Смешанные цветные расы: дети белых отцов и тёмных матерей Индии или наоборот.
ЕДОМ (евр.). Цари едомитян. В аллегории семи царей Едома [см.], которые правили в стране Едом до того, как над детьми Израиля встал какой-либо царь («Бытие», XXXVI, 31), можно найти глубоко скрытую тайну. Каббала учит, что это царство было царством «неуравновешенных сил» и непременно неустойчивого характера. Мир Израиля представляет тип состояния миров, которые возникли в более позднем периоде, когда было установлено равновесие. (W.W.W.).
С другой стороны, восточная эзотерическая философия учит, что семь царей Едома не являются типом погибших миров или неуравновешенных сил, но символом семи человеческих коренных рас, четыре из которых уже прошли, пятая протекает, а две ещё должны придти. Хотя и на языке эзотерических маскировок, намёк в «Откровении» Св. Иоанна достаточно ясен, когда говорится (XVII, 9, 10): «Семь голов суть... семь царей, из которых пять пали, один (пятый, ещё) есть, а другой (шестая коренная раса) ещё не пришёл...». Если бы все семь царей Едома погибли, как миры «неуравновешенных сил», то как пятый мог бы ещё быть,а другой или другие «ещё не пришли»? В «The Kabbalah Unveiled», p. 48, мы читаем: «Семь царей умерли и их владения разрушены», и подстрочное замечание подчеркивает это утверждение, указывая, что «эти семь царей являются царями едомитян».
ЕЗДРА (евр.). Еврейский священник и книжник, который приблизительно в 450 г. до Р.Х. составил Пятикнижие (если только он действительно не был его автором) и остальную часть Ветхого Завета, за исключением книг Неемии и Малахии. (W.W.W.).
ЕЗРА (евр.). То же, что Азареил и Азриил, крупный еврейский каббалист. Полное имя его раввин Азариил бен Менахем. Он жил в Вальядолиде (Испания), в двенадцатом веке, и был известен как философ и каббалист. Он является автором труда о десяти сефиротах.
ЕПИСКОПСКИЙ ПОСОХ. Один из знаков отличия епископов, унаследованный от жреческого скипетра этрусских Авгуров. Его можно также увидеть в руке у некоторых богов.
ЕРД. В Северной Германии богиня Земли, то же, что Нертус и скандинавская Фрейя, или Фригг.
ЕСАСУА. Африканские и азиатские колдуны и заклинатели змей.
ЕССЕИ. Эллинизированное слово — от еврейского Аса, «целитель». Таинственная секта иудеев, которая, по словам Плиния, жила поблизости от Мёртвого моря per millia sæculorum — на протяжении тысячелетий. «Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие — что может быть правильной гипотезой — потомками Беним-набимов Библии, и полагают, что они были «кенитами» и назаритами. У них было много буддийских идей и обычаев; и примечательно, что жрецы Великой Матери в Эфесе, Дианы-Бхавани многогрудой, имели такое имя. Евсевий и после него де Квинси считали, что они и есть ранние христиане, что более чем вероятно. Определение «брат», употреблявшееся в ранней церкви, было ессейским; ессеи образовывали общину, или койнобион — коммуну, подобно ранним новообращённым». («Разоблачённая Изида»).
Ё
ЁРГЕЛМИР (сканд.). Буквально, «бурлящая глина». То же, что Имир, великан, неуправляемое, буйное, неустойчивое существо, символ предвечной материи, из тела которого, убив его, сыны Бера создали новую землю. Он есть также причина потопа в скандинавских балладах, ибо он бросился в Гиннунгагап, зияющую пропасть; тело его заполнило эту пропасть, кровь потекла через край и произвела великое наводнение, в котором утонули все хримтхурсы, инеистые великаны; лишь один из них, ловкий Бергелмир, спасся вместе со своей женой в лодке и стал отцом новой расы великанов. «И в то время были на земле исполины».
ЁРМУНГАНД (сканд.). Имя змия Мидгарда в Эдде, братом которого является Волк Фенрис, а сестрой — ужасное чудовище Хэл, — трое детей злого Локи и Ангурбоды (носительницы боли), страшной великанши. Мировой змий древних скандинавов, чудовище, сотворённое Локи, но получившее форму от постоянных разлагающихся эманаций тела убитого великана Имира (материя нашего глобуса), и которое, в свою очередь, порождает постоянную эманацию, служащую завесой между небесами и землею, то есть астральный свет.
ЁТУНХЕЙМ (сканд.). Страна хримтхурсов, или инеистых великанов.
ЁТУНЫ (сканд.). Титаны или великаны. Мимир, учивший Одина магии, «трижды мудрый», был Ётуном.
Ж
ЖНАН ДЭВЫ (санскр.). Буквально, «боги знания». Высшие классы богов или дэв; «разумом-рождённые» сыны Брамы и другие, в т.ч. — манасапутры (Сыны Разума). Эзотерически — наши перевоплощающиеся Эго.
ЖНАНА (санскр.). Знание, относимое к эзотерическим наукам.
ЖНАНАШАКТИ (санскр.). Сила истинного знания, одна из семи великих сил в Природе (экзотерически — шести).
ЖНАТХА (санскр.). Космическое Эго; сознательная, разумная Душа Космоса.
ЖРИЦЫ. Все древние религии имели своих жриц в храмах. В Египте их звали Са, и они служили при алтаре Изиды и в храмах других богинь. Canephoræ было имя, данное греками тем посвящённым жрицам, которые несли корзины богов во время народных празднеств Элевзинских Мистерий. В Израиле, как в Египте, были свои пророчицы, толковательницы снов и оракулы; и Геродот упоминает Hierodules, дев или монахинь, посвящённых Фиванскому Иову, которые, как правило, были дочерьми фараонов или другими принцессами царского дома. Востоковеды упоминают жену Хефрена, построившего так называемую вторую Пирамиду, которая была жрицей Тота. (См. Монахини.)
ЗАВУЛОН (евр.). Чертог Бога, Дэвакхан десятой степени. Отсюда, Завулон — десятый сын Иакова.
ЗАДОК (евр.). Согласно Иосифу (см. «Antiquities», X, 8, §6), Задок был первым первосвященником, иерофантом Храма Соломона. Масоны связывают его с некоторыми из своих степеней.
ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ. См. Карма.
ЗАКХАЙ (евр.). Одно из божественных имён.
ЗАЛМАТ ГАГУАДИ (аккад.). Буквально, «тёмная раса»; первая, павшая в зарождение, в вавилонских легендах. Адамическая раса, одна из двух основных рас, существовавших во время «Падения Человека» (следовательно — наша третья коренная раса). Другая называлась — Сарку, или «светлая раса». («Тайная Доктрина», II, 5.)
ЗАМПУН (тибет.). Священное древо жизни, имеющее много мистических значений.
ЗАРАТУСТРА (зенд). Великий законодатель и основоположник религии, называемой по-разному маздеизмом, магизмом, парсизмом, огнепоклонничеством и зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя — родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой причине. Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель, упоминающий этого великого законодателя и религиозного реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до Троянской войны. Но где тот историк, который мог бы в данный момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времён Платона, а Аристотель не был человеком, который утверждал что-либо, не имея на то веских причин. Бероз делает его царём Вавилона около 2200 лет до Р.Х., но в таком случае, кто может сказать, какими были подлинные цифры Бероза, прежде чем его манускрипты прошли через руки Евсевия, чьи пальцы были столь ловкими в искажении цифр, как в египетских синхронистических таблицах, так и в халдейской хронологии? Хауг относит Зороастра по меньшей мере к 1000 г. до Р.Х.; а Бунзен («God in History», т. I, кн. III, гл. VI, с. 276) утверждает, что Заратустра Спитама жил при царе Вистаспе около 3000 лет до Р.Х., и описывает его как «одного из могущественнейших умов и одного из величайших людей всех времён». Именно располагая такими «точными» данными и полностью умершим языком зенда, учения которого представлены, и, по всей вероятности, самым бессистемным образом, переводами на пехлеви, — языке, который, как доказал Дармштетер, сам вышел из употребления уже в столь давнюю эпоху, как сасанидская, — наши учёные и востоковеды взяли на себя смелость монополизировать право определять гипотетические даты эпохи святого пророка Зуртуста. Но оккультные записи утверждают, что обладают точными датами жизни каждого из тринадцати Зороастров, упомянутых в «Дабистане». Их учения, и особенно учения последнего (божественного) Зороастра, распространились от Бактрии до Мидии; оттуда, введённые под названием магизм адептами-астрономами в Халдее, они оказали огромное влияние на мистические учения моисеевых доктрин, даже до того, возможно, как они достигли своей высшей точки в том, что теперь известно как современная религия парсов. Подобно Ману и Вьясе в Индии, Заратустра — родовое имя великих реформаторов и законодателей. Эта иерархия начинается с божественного Заратустры в «Вендидаде» и заканчивается великим, но смертным человеком, носившим это имя и теперь утерянным для истории. Как показано в «Дабистане», существовало много Зороастров или Заратустр. Как сказано в «Тайной Доктрине», т. II, последний Зороастр был основателем храма Огня Азарекша за много веков до нашей эры. Если бы Александр не уничтожил так много священных и драгоценных трудов маздеистов, истина и философия были бы более склонны согласиться с историей в том, что та дарует этому греческому вандалу титул «Великого».
ЗАРПАНИТУ (аккад.). Богиня, которая являлась предполагаемой матерью Нэбо, бога Мудрости, отцом которого был Меродах. Одна из женских «Змиев Мудрости».
ЗАЩИТНАЯ СТЕНА. Выразительное название, данное воинству вознесённых адептов (нарджолов), или святых — которые защищают и помогают человечеству. Это есть так называемая доктрина «нирманакаи» в северном мистическом буддизме. (См. «Голос Безмолвия», часть III.)
ЗЕВС (греч.). «Отец богов». Зевс-Зен есть Эфир, поэтому некоторые латинские народы называли Юпитера Патер Эфиром.
3EЛATOP. Низшая степень в экзотерической розенкрейцерской системе; находящийся на испытании, или низший чела.
«ЗЕНД-АВЕСТА» (пехл.). Общее название священных книг парсов, огне- и солнцепоклонников, как их называют по невежеству. Эти величественные учения, которые по-прежнему встречаются в различных фрагментах, составляющих всё, что теперь осталось от этого собрания религиозных трудов, настолько мало поняты, что зороастризм без различия называют огнепоклонничеством, маздеизмом или магизмом, дуализмом, солнцепоклонничеством и чем угодно ещё. «Авеста», в нынешнем виде, имеет две части: в первой содержатся «Вендидад», «Висперад» и «Ясна»; а вторая часть, называемая «Хорда-Авеста» («Малая Авеста»), составлена из коротких молитв, называемых Гах, Ньяйиш и пр. Зенд означает «комментарий или толкование», а «Авеста» (от древнеперсидского абашта) — «закон». (См. Дармштетер.) Как переводчик «Вендидада» отмечает в примечаниях, «то, что принято называть «языком Зенд», должно называться «языком «Авесты», ибо Зенд вовсе не является языком; а если это слово и употреблять как обозначение языка, то его можно справедливо отнести лишь к пехлеви». Но с другой стороны, сам пехлеви всего лишь язык, на который переведены определённые оригинальные части «Авесты». Какое же название должно быть дано древнему языку «Авесты» и, в особенности, «специальному диалекту, более древнему, чем общий язык «Авесты» (Дармшт.), на котором написаны пять Гат в «Ясне»? Об этом востоковеды молчат и по сей день. [В современной науке принят термин «авестийский»]. Почему Зенд не мог принадлежать той же языковой семье, что и Зен-зар (или вообще быть тем же самым языком), означая также язык, объясняющий абстрактные символы или «язык мистерий», употребляемый посвящёнными?
ЗЕРВАНА АКАРНА или Зрвана Акарна (пехл.). Как переведено из «Вендидада» (фаргард XIX), буквально, «Беспредельное», или «Безграничное Время», или «Продолжительность в Круге». Мистически — Безначальный и Бесконечный Единый Принцип в Природе; Сат веданты; а эзотерически — Вселенское Абстрактное Пространство, синоним Непознаваемого Божества. Это Эйн-Соф зороастрийцев, из которого излучается Ахура Мазда, вечный Свет и Логос, из которого, в свою очередь, эманирует всё, что имеет бытие, существование и форму.
ЗЕРКАЛО. Лучистое Зеркало, Aspaqularia nera,каббалистический термин, означает способность предвидения и прозорливости, прорицания, — каковую имел Моисей. Обыкновенные смертные имеют лишь Aspaqularia della nera, или Нелучистое Зеркало, — они лишь смутно видят в стекле: аналогичный символизм представляют понятия Древа Жизни и всего лишь Древа Познания. (W.W.W.).
ЗИКУ (аккад.). Предвечная материя, от Зи, духо-субстанция, Зикум и Зигарум.
ЗИО (сканд.). Также Тир и Тий. Бог в Эддах, который победил и заковал в цепи Волка Фенриса, когда тот угрожал самим богам в Асгарде, и при этом потерял руку в битве с этим чудовищем. Он — бог войны, и ему широко поклонялись древние германцы.
ЗИРАТ-БАНИТ (халд.). Жена великого божественного героя ассирийских табличек, Меродаха. Она отождествляется с Суккот Бенот из Библии.
ЗИРУФ (евр.). Более точно, Цируф, способ гадания с помощью темуры, или перестановки букв, преподававшийся средневековыми каббалистами. Школа раввинов Абулафии и Гикатиллы делала большой упор на важность этого процесса практической каббалы.(W.W.W.).
«ЗОГАР» или «Согар». Учебник каббалистической теософии, который, вместе с «Сефер Иецирой», пользуется репутацией старейшего доступного трактата по еврейским эзотерическим религиозным доктринам. Предание приписывает его авторство раввину Симеону бен Иохаи, 80 г. н.э., но современная критика склонна считать, что большая часть этого труда не старше 1280 г., когда он был несомненно отредактирован и издан раввином Мозесом де Леоном из Гвадалахары (Испания). Читателю следует обратиться к сведениям под обоими этими именами. Так же и в «Lucifer» (т. I, с. 141) можно найти замечания по этому вопросу; дальнейшие рассуждения можно отыскать в трудах Зунца, Гретца, Джоста, Штейншнейдера, Френкеля и Гинзбурга. С большой пользой можно обратиться к труду Франка (на французском) «Каббала». Истина, по-видимому, находится посередине, то есть, хотя Мозес де Леон и был первым, кто выпустил этот том как единое целое, всё же большая часть некоторых из составляющих его трактатов включает традиционные догмы и иллюстрации, дошедшие со времён Симона бен Иохаи и Второго Храма. Есть и такие части доктрин «Зогара», которые носят отпечаток халдейской мысли и цивилизации, с которой еврейское племя столкнулось во время Вавилонского пленения. Всё же, с другой стороны, дабы опровергнуть теорию, что «Зогар» является древним в своей целостности, отмечено, что в нём упомянуты крестовые походы; что цитируется гимн Ибн Гебирола, 1050 г. н.э.; что о предполагаемом авторе, Симоне бен Иохаи, говорится как о более великом, чем Моисей; что в ней упомянуты гласные точки, вошедшие в употребление, лишь когда раввин Моха (570 г. н.э.) ввёл их, чтобы утвердить произношение слов в помощь своим ученикам, и, наконец, что в нём упомянута комета, которая появилась в 1264 г., что можно доказать на основе контекста.
Не существует ни полного английского перевода «Зогара», ни даже латинского. Из доступных еврейских изданий можно выделить Мантуйское 1558 г., Кремонское 1560 г. и Люблинское 1623 г. Труд Кнорра фон Розенрота, под названием «Kabala Denudata», включает несколько трактатов «Зогара», но не все, как на еврейском, так и на латинском языках. Мак-Грегор Матерс опубликовал английский перевод трёх из этих трактатов: «Книга Сокровенной Тайны», «Большое» и «Малое Святое Собрание», и в его труд входит также и авторское введение по данному предмету.
Основными трактатами, вошедшими в «Зогар», являются: «Сокровенный Мидраш», «Тайны Пятикнижия», «Дворцы и Чертоги Рая и Гайхиннома», «Преданный Пастырь», «Тайна Тайн», «Речь Старца в Мишпатиме», (наказание душ), «Джанука, или Речь Юноши» и «Тозефта и Матанитан», — которые являются дополнительными трактатами об эманации и сефиротах, в добавление к трём главным трактатам, упомянутым выше. В этом хранилище можно найти истоки всех позднейших разработок каббалистического учения. (W.W.W.).
ЗОДИАК (греч.). От слова зодион, уменьшительное от зун,животное. Слово это употребляется в двояком смысле; оно может относиться к установленному и мысленному Зодиаку или к подвижному и естественному Зодиаку. В астрономии, говорит наука, это воображаемый пояс на небе, шириною в 16° или 18°, посередине которого проходит путь Солнца (эклиптика). Он содержит двенадцать созвездий, образующих двенадцать знаков Зодиака, именами которых они названы. Так как природа зодиакального света — той продолговатой, светящейся, треугольной фигуры, лежащей почти на эклиптике, с основанием на горизонте и верхушкой на больших или меньших высотах, и которая видна только в утренние и вечерние сумерки, — науке абсолютно неизвестна, то происхождение, истинное значение и оккультный смысл Зодиака были и по-прежнему остаются тайной для всех, кроме посвящённых. Последние умели хранить свои тайны. Между халдейским звездочётом и современным астрологом и по сей день поистине простирается широкая бездна; и они блуждают, по словам Альбумазара, «между полюсами и небесными кардинальными пунктами, посреди эксцентриситетов, центров, концентров, кругов и эпициклов», с пустой претензией на что-либо большее, чем обычная человеческая ловкость. Всё же, некоторые из них, начиная с Тихо Браге и Кеплера, прославленных астрологов, и кончая современными Задкиилами и Рафаилами, ухитрились создать удивительную науку из тех скудных оккультных материалов, какие попадали в их руки начиная с Птолемея и до наших дней. (См. Астрология.) Что же касается самого астрологического Зодиака, — это воображаемый круг, проходящий вокруг Земли в плоскости экватора, причём его первая точка называется Овеном 0°. Круг этот разделён на двенадцать равных частей, называемых «Знаками Зодиака», каждая часть содержит 30° пространства, и по нему измеряется прямое восхождение небесных тел. Подвижный или естественный Зодиак — это последовательность созвездий, образующих пояс шириною в 47°, расположенный к северу и югу от плоскости эклиптики. Прецессия вызвана «движением» Солнца в пространстве, из-за чего созвездия кажутся движущимися против порядка этих знаков со скоростью 50 ⅓ секунд в год. Простое вычисление покажет, что созвездие Тельца (по-евр. Алеф) было первым знаком Зодиака в начале Кали юги, и, следовательно, равноденствие падало на него. Так, в то время Лев был в летнем солнцестоянии, Скорпион — в осеннем равноденствии, а Водолей — в зимнем солнцестоянии; и эти факты дают астрономический ключ к половине религиозных тайн мира, включая и христианскую систему. Зодиак был известен в Индии и Египте неисчислимые века, и знания мудрецов (магов) этих стран относительно оккультного воздействия звёзд и небесных тел на нашу планету, были намного больше, чем обычная астрономия может когда-либо надеяться достигнуть. Если даже теперь, когда большинство тайн Асурамая и Зороастров утеряны, достаточно убедительно показано, что гороскопы и астрология судеб далеки от того, чтобы основываться на фикции, и если такие люди, как Кеплер и даже сэр Исаак Ньютон, верили, что звёзды и созвездия влияют на судьбу нашего земного шара и его человечество, то не требуется больших усилий, чтобы поверить, что люди, посвящённые во все тайны природы, так же как и в астрономию и астрологию, в точности знали, каким образом так называемые «знаки Зодиака» влияют на народы и человечество, на целые расы так же, как и на индивидуумов.
ЗОЛОТОЙ ВЕК. Древние делили цикл жизни на Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный Века. Золотой был веком первозданной чистоты, простоты и всеобщего счастья.
ЗОРОАСТР. Греческая форма Заратустры (см.).
ЗОХАК или Ажи-Дахака. Персонификация Дьявола, или Сатаны в образе змия в «Зенд-Авесте». Это трёхглавых змий, одна из голов которого — человеческая. «Авеста» описывает его обитающим в области Баури, или Вавилонии. На самом деле, Зохак — это аллегорический символ ассирийской династии, на знамени которой был пурпурный знак дракона. («Разоблачённая Изида», II, 409).
ЗУМЬЯД ЯШТ (зенд). Или Замьяд Яшт,как некоторые пишут его. Один из сохранившихся маздеистских фрагментов. В нём рассмотрены метафизические вопросы и существа, особенно Амешаспенды или Амеша Спенты — Дхиан Коганы книг «Авесты».
ЗУНЬИ. Название некоего племени индейцев Западной Америки [Юго-Запад США], очень древнего остатка ещё более древней расы. («Тайная Доктрина», II, 790).
И
ИАКХ (греч.). Синоним Вакха. В мифологии упомянуты три личности с этим именем: они были идеалами греков, перешедшими к римлянам. Установлено, что слово Иакх — финикийского происхождения и означает «грудное дитя». На многих древних памятниках Церера, или Деметра, изображена с Вакхом на руках. Один Иакх именовался Фивийцем и Победителем, сыном Юпитера и Семелы; его мать умерла до родов, и некоторое время он пребывал в бедре своего отца; он был убит титанами. Второй был сыном Юпитера-Дракона и Персефоны, его называли Загреем. Третьим был Иакх Элевзина, сын Цереры: важное лицо, ибо он появлялся на шестой день Элевзинских Мистерий. Некоторые усматривают аналогию между Вакхом и Ноем — оба были возделывателями винограда и покровителями алкогольных излишеств. (W.W.W.).
ИАМИН (евр.). Правая сторона человека, считающаяся наиболее ценной. Вениамин означает «сын правой стороны», то есть testis.(W.W.W.).
ИАО (греч.). Верховный бог финикийцев — «свет, постижимый одним лишь разумом», физический и духовный Принцип всего, «мужская Сущность Мудрости». Это идеальный Солнечный Свет. См. Иахо.
ИАО ХЕБДОМАИ (греч.). Совокупные «Семь Небес» (также ангелы), согласно Иринею. Бог тайны у гностиков. То же, что Семь Манасапутр (см.) оккультистов. (См. также Я и Яхо.)
ИАРХ (греч.). Царь «Мудрецов», из Путешествия Аполлония Тианского в Индию.
ИАХО. Хотя это имя более подробно рассмотрено под словами Яхо и Иао, несколько слов пояснения не помешают. Диодор указывает, что Богом Моисея был Иао; но так как последнее означает «бог тайны», то оно не должно быть смешиваемо с Иахо или Яхо (см.). Самаритяне произносили это слово Иабе, Яхва, а евреи — Яхо, и затем — Иегова — благодаря перестановке мазоретских гласных — гибкой системе, с помощью которой можно осуществить любую замену. Но «Иегова» является более поздним изобретением и обращением, первоначально это имя звучало как Иа или Иакх (Вакх). Аристотель сообщает, что древние арабы изображали Иаха (Иакха) в виде коня, то есть коня Солнца (Диониса), следовавшего за колесницей, на которой ежедневно проезжал Ахура Мазда, бог Небес.
ИБН ГЕБИРОЛ Соломон Бен Иехуда. Выдающийся философ и учёный, еврей по происхождению, живший в одиннадцатом веке в Испании. Он же Авицеброн (см.).
ИВАЛЬДИ (сканд.). Гном, сыновья которого изготовили для Одина магическое копье. Один из подземных мастеров-кузнецов, который вместе с другими гномами ухитрился изготовить заколдованный меч для великого бога войны Черу. Этот обоюдоострый меч фигурирует в легенде об императоре Вителлии, который получил его от бога, «сам себе во вред», согласно предсказанию «мудрой женщины», пренебрёг им и был в конце концов убит этим мечом у подножия капитолия германским солдатом, похитившим это оружие. «Меч бога войны» имеет долгую историю, так как он снова появляется в полулегендарной биографии Аттилы. После того, как тот женился против её воли на Илдикде, прекрасной дочери короля Бургундии, которого он убил, его супруга получила от таинственной старухи этот магический меч и убила им короля гуннов.
ИГАГА (халд.). Небесные ангелы, то же, что Архангелы.
ИГГДРАСИЛЬ (сканд.). «Мировое Древо в древнескандинавской Космогонии, ясень Иггдрасиль; древо Вселенной, времени и жизни». Оно имеет три корня, которые спускаются до холодного Хэля и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству хримтхурсов, или инеистых великанов, и к Мидгарду, земле и обиталищу детей людей. Его верхние ветви протянулись в небо, а самая высокая ветвь даёт тень Валгалле, дэвакхану павших героев. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как Норны, три пророчащие сестры, Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд, находящегося на нашей земле. Он засохнет и исчезнет только в тот день, когда будет завершена последняя битва между добром и злом; когда, при победе первого, жизнь, время и пространство выйдут за пределы жизни, пространства и времени.
Свое мировое древо имел каждый древний народ. У вавилонян было своё «древо жизни», которое было мировым древом, чьи корни проникали в великую нижнюю глубь, или Гадес, ствол был на земле, а верхние ветви достигали Зикума, высочайшего небесного чертога. Вместо Валгаллы они помещали его верхнюю листву в святом доме Давкины, «великой матери» Таммуза, Спасителя мира — Солнечного бога, убитого врагами света.