Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 10 страница




ДЕВЯТЬ. «Каббала Девяти Покоев» есть разновидность тайного зашифрованного письма, которую ввели еврейские раввины и которая употреблялась некоторыми обществами в целях сокрытия, — особенно она принята некоторыми степенями франкмасонов. Рисуется фигура из двух горизонтальных и двух вертикальных параллельных линий, это образует девять покоев, центральный является простым квадратом, остальные — двух- или трёхсторонними фигурами, — они отводятся для нескольких букв в любом порядке, о котором уславливаются. Существует также и каббалистическое соответствие между десятью сефиротами и этими девятью покоями, но оно не опубликовано. (W.W.W.).

ДЕИ ТЕРМИНИ (лат.). Название столбов с головами людей, представляющими Гермеса, поставленных на перепутьях древними греками и римлянами. Также общее название божеств, сторожащих границы и пределы.

ДЕИСТ. Тот, кто принимает существование бога или богов, но считает, что ничего не знает о них, и отрицает откровение. Вольнодумец древних времён.

ДЕМЕТРА. Эллинское название латинской Цереры, богини зерна и земледелия. Астрономический знак, Дева. В честь её праздновались Элевзинские Мистерии.

ДЕМИУРГ (греч.). Строитель; Высшая Сила, построившая вселенную. От этого слова происходит фраза «Великий Архитектор» франкмасонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос, или «второй бог» Платона, — второй логос представлен им как «Отец», единственное Божество, которое он, как посвящённый в Мистерии, осмелился упомянуть.

ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ РАЗУМ. То же, что «Вселенский Разум». Махат, первое «создание» Брамы, или он сам.

ДЕМОН (греч.). В первоначальных герметических трудах и древних классических сочинениях идентичен по значению с «богом», «ангелом» или «гением». Демон Сократа есть нетленная часть человека или, вернее, истинный внутренний человек, которого мы называем Ноусом, или разумным божественным Эго. Во всяком случае, Демон (или Даймон) этого великого мудреца конечно же не был демоном христианского ада или христианского ортодоксального богословия. Это название античные авторы, и в особенности — философы Александрийской школы, давали духам всех родов, как добрым, так и злым, человеческим и иного рода. Это название часто служило синонимом богов или ангелов. Но некоторые философы старались, и вполне обоснованно, делать разницу между многочисленными классами [подобных существ].

ДЕМОНОЛОГИЯ (греч.). Трактаты или рассуждения о демонах, или Богах в их тёмных аспектах.

ДЕМОНЫ. Согласно каббале, демоны обитают в мире Ассия, мире материи и «оболочек» умерших. Они суть клиппоты. Существует семь адов, демонические обитатели которых представляют олицетворённые пороки. Их князем является Самаэль, его женской спутницей — Ишет Зенуним, жена блуда, — рассматривая в едином аспекте, их называют «Зверем», Хивой. (W.W.W.).

ДЕМРУШ (перс.). Великан в мифологии древнего Ирана.

ДЕНАМ (пехлеви). Буквально, «Знание», принцип понимания в человеке, разумная Душа, или манас, согласно «Авесте».

ДЕНИ Ангора. «Парижский врач, астролог и алхимик XIV столетия». («R.M.C.»)

ДЕНЬ БРАМЫ. Период в 2 160 000 000 лет, во время которого Брама, выйдя из своего золотого яйца (Хиранья-гарбха),созидает и формирует материальный мир (будучи просто оплодотворяющей и творящей силой в Природе). После этого периода, с уничтожением миров по очереди огнём и водою, он исчезает вместе с объективной природой, и тогда начинается Ночь Брамы.

ДЕОНА МАТИ. В коларианском диалекте — изгоняющий злых духов.

ДЕРВИШ. Турецкий или персидский аскет-мусульманин. Бродячий, странствующий монах. Однако иногда дервиши живут в общинах. Их часто называют «кружащимися заклинателями». За исключением аскетизма, молитвы и созерцания, турецкий, египетский или арабский последователь представляет очень малое сходство с индийским факиром, тоже мусульманином. Первый может стать святым нищенствующим монахом; последний же никогда не поднимется выше второсортных оккультных проявлений. Дервиш также может быть сильным месмеристом, но он никогда не подвергнет себя добровольно отвратительным и почти невероятным самоистязаниям, которые факир изобретает для себя со всё нарастающей горячностью до тех пор, пока природа не выдерживает, и он умирает в медленных и изводящих муках. Ужаснейшие деяния, такие как сдирание кожи с живого, отрезание пальцев ног и ступней, вырывание глаз и зарывание себя живым по подбородок в землю и пребывание целыми месяцами в таком состоянии, кажутся детской игрой для них. Дервиша не следует путать с индусским санъяси и йогом. (См. Факир.)

«ДЕСАТИР». Очень древнее персидское сочинение под названием «Книга Шет». Она говорит о тринадцати Зороастрах и является высоко мистической.

ДЕСЯТЬ ПИФАГОРЕЙСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. Добродетели посвящения, обязательные для того чтобы быть допущенным. (См. Пифагор.) Они тождественны добродетелям, предписанным Ману, и буддийским парамитам Совершенства.

ДЖАБАЛЫ (санскр.). Изучающие мистическую часть Белой «Яджур Веды».

ДЖАВИДАН ХИРАД (перс.). Сочинение об этических предписаниях.

ДЖАГАДДХАТРИ (санскр.). Субстанция; имя «кормилицы мира», обозначение силы, которая перенесла Кришну и его брата Балараму в чрево Дэваки, их матери. Одно из имён Сарасвати и Дурги.

ДЖАГАД-ЙОНИ (санскр.). Утроба мира; пространство.

ДЖАГАН-НАТХА (санскр.). Буквально, «Владыка Мира», титул Вишну. Большое изваяние Джаган-натха на его колеснице, его имя обыкновенно произносится и пишется Джагарнатх. Это идол Вишну-Кришны. Пури, недалеко от города Куттак в Ориссе, является крупным центром поклонения ему, и дважды в год бесчисленное множество паломников участвуют в празднествах Шнана-ятра и Ратха-ятра. Во время первого изваяние омывается, а во время второго — помещается на колесницу между идолами Баларамы, брата, и Субхадры, сестры Кришны, и эту огромную колесницу тянут поклонники, считающие за счастье быть раздавленными ею насмерть.

ДЖАГАТ (санскр.). Вселенная.

ДЖАГРАТА (санскр.). Бодрствующее состояние сознания. Упоминаемое в философии йоги, Джаграта авастха означает состояние бодрствования, одно из четырёх состояний пранавы в аскетических упражнениях, применяемых йогами.

ДЖАДУ (индусск.). Колдовство, чёрная магия, чародейство.

ДЖАДУГАР (индусск.). Колдун, или чародей.

ДЖАЙИ (санскр.). Двенадцать великих богов в Пуранах, которые отказались сотворить человека и потому были прокляты Брамой на повторные рождения «в каждой манвантаре (расе) вплоть до седьмой». Иная форма или аспект перевоплощающихся Эго.

ДЖАЙМИНИ (санскр.). Великий мудрец, ученик Вьясы, проповедник и учитель «Сама Веды», которую, как утверждается, он получил от своего гуру. Он является также знаменитым основателем и писателем философии пурва миманса.

ДЖАЙНЫ (санскр.). Крупное религиозное объединение в Индии, близко напоминающее буддизм, но бывшее на много столетий раньше него. Они заявляют, что Гаутама Будда был учеником одного из их тиртанкаров, или святых. Они не признают авторитета Вед и существования какого-либо личного высшего бога, но верят в вечность материи, периодичность вселенной и бессмертие разумов (манас) людей, также как и животных. Крайне мистическая секта.

ДЖАЛАРУПА (санскр.). Буквально, «тело или форма воды». Одно из названий Макара (знак Козерога). Это один из наиболее оккультных и таинственных знаков Зодиака; он изображен на знамени Камы, бога любви, и связан с нашими бессмертными Эго. (См. «Тайная Доктрина»).

ДЖАМБУ-ДВИПА (санскр.). Одно из главных подразделений земного шара в пуранической системе. Оно включает Индию. Некоторые утверждают, что это был континент, другие — остров или один из семи островов (сапта-двипа). Это «владение Вишну». В своём астрономическом и мистическом смысле это название нашего глобуса, отделённого планом объективности от шести других глобусов нашей планетной цепи.

ДЖАНАКА (санскр.). Один из царей Митхилы из Солнечной расы. Он был великим царствующим мудрецом и жил за двадцать поколений до Джанаки, отца Ситы, который был царём в Видехе.

ДЖАНАЛОКА (санскр.). Мир, в котором, как полагают, обитают Муни (святые) после их телесной смерти (см. Пураны). Также область на земле.

ДЖАНАРДДАНА (санскр.). Буквально, «обожаемый человечеством», титул Кришны.

ДЖАПА (санскр.). Мистическое упражнение некоторых йогов. Оно заключается в повторении различных магических формул и мантр.

ДЖАРА (санскр.). «Старость». Аллегорическое имя охотника, который по ошибке убил Кришну; имя, являющее большую изобретательность браминов и символический характер мировых Священных Писаний вообще. Как правильно говорит д-р Крусефикс, масон высокого ранга, «для охранения оккультного мистицизма своего ордена от всех посторонних за исключением своего класса, жрецы изобрели символы и иероглифы для олицетворения великих истин».

ДЖАТИ (санскр.). Одна из двенадцати нидан (см.); причина и следствие в способе рождения, осуществляющегося согласно Чатур Йони (см.), когда в каждом случае существо, человек либо животное, помещается на один из шести (эзотерически — семи) Гати, или путей чувственного существования, которыми эзотерически, считая сверху вниз, являются: 1) высшие Дхиани (Анупадака); 2) дэвы; 3) люди; 4) элементалы или духи природы; 5) животные; 6) низшие элементалы; 7) органические зародыши. В популярной или экзотерической терминологии они суть: дэвы, люди, асуры, существа в адах, преты (голодные демоны) и животные.

ДЖАТЬЮ (санскр.). Сын Гаруды. Гаруда — это большой цикл, или махакальпа, символизированный гигантской птицей, служившей конём Вишну и другим богам, по отношению к пространству и времени. В «Рамаяне» Джатью назван «царём крылатого племени». За то, что он защищал Ситу, похищенную Раваной, царём великанов Ланки, он был убит им. Джатью называют также «царём грифов».

ДЖАХНАВИ (санскр.). Название Ганги,или реки Ганг.

ДЖЕБАЛ ДЬЮДИ (араб.). «Гора потопа» в арабских легендах. То же, что Арарат и вавилонская Гора Низир, к которой причалил Ксизустр со своим ковчегом.

ДЖИВА (санскр.). Жизнь, как Абсолют; также Монада, или атма-буддхи.

ДЖИВАНМУКТА (санскр.). Адепт или йог, достигший высшей степени святости и отделившийся от материи, Махатма или нирвани, «существующий в блаженстве» и свободе. В сущности — тот, кто при жизни достиг нирваны.

ДЖИВАТМА (санскр.). — Единая. В общем смысле — всеобщая жизнь; но также божественный Дух в Человеке.

ДЖИГТЕН ГОНПО (тибет.). Имя Авалокитешвары или Ченрези-Падмапани, «Защитника от Зла».

ДЖИНЫ (араб.). Элементалы; духи природы; гении. Джинов (Djins или Jins) очень боятся в Египте, Персии и других краях.

ДЖИШНУ (санскр.). «Вождь Небесного Воинства», титул Индры, который в войне богов с асурами руководил «воинством дэвов». Он «Михаил, предводитель Архангелов» Индии.

ДЖНАНА (санскр.) или Жнана. Буквально, знание; эзотерически — «высшее или божественное знание, приобретённое посредством йоги». Пишется также Gnyana.

ДЖНАНА ШАКТИ (санскр.). Сила разума.

ДЖНАНАМ (санскр.). То же, что и «Жнана» и т.д., также Джхана (см.).

ДЖНАНЕНДРИИ (санскр.). Пять проводников знания.

ДЖХАНА (санскр.) или Джнана. Знание; Оккультная Мудрость.

«ДЖХАНА БХАСКАРА» (санскр.). Сочинение об Асурамае, астрономе и маге Атлантиды, и другие доисторические легенды.

ДЖЬЁТИША (санскр.). Астрономия и астрология; одна из Веданг.

ДЖЬЁТИШАМ ДЖЬЁЧ (санскр.). «Свет светов», Высший Дух, названный так в Упанишадах.

ДЖЬЁТСНА (санскр.). Утренняя Заря; одно из тел, принятых Брамой; утренние сумерки.

ДЗИН или Дзиан (тибет.). Пишется также Дзэн. Искажение санскритского слова Дхиан и Джнана (или фонетически — жньяна) — Мудрость, божественное знание. По-тибетски учение называется дзин.

ДИАКА. Оккультисты и теософы называют их «призраками» и «оболочками», то есть фантомами из камалоки. Слово придумано крупным американским ясновидцем Эндрю Джексоном Дэвисом для обозначения тех, кого он считает ненадежными «духами». По его словам: «Диака (из Самерлэнда) — это тот, кто находит ненормальное удовольствие в притворстве, в обмане, в персонификации противоположных характеров; для которого молитва и вульгарность — равноценны; объятый страстью к лирическим рассказам;... морально несовершенный, он лишён активных чувств справедливости, филантропии или чуткой привязанности. Он понятия не имеет о том, что люди называют чувством благодарности; крайности ненависти и любви — одно и то же для него; девиз его часто ужасен и страшен для других: Самость есть суть самостоятельной жизни, а экзальтированное уничтожение — конец всякой самостоятельной жизни. Только вчера один из них, именуя себя Сведенборгом, сказал женщине-медиуму следующее: «Всё, что есть, было, будет или может быть — то ЕСМЬ Я, а личная жизнь есть лишь совокупность иллюзий мыслящих трепещущих людишек, суетящихся в своём восхождении к центральному сердцу вечной смерти»! («The Diakka and their Victims»; «разъяснение ложного и отталкивающего в спиритуализме»). Эти «диаки» в таком случае просто контактирующие и материализующиеся так называемые «духи» медиумов и спиритуалистов.

ДИАНОЙА (греч.). То же, что Логос. Вечный источник мысли, «божественная мыслеоснова», которая есть корень всех мыслей. (См. Эннойа.)

ДИВЬЯСРОТРА (санскр.). Буквально, «небесное Ухо», или божественный слух. Вторая «Абхиджна», или способность понимать язык или звук, произнесённый любым живым существом на Земле.

ДИВЬЯЧАКШУС (санскр.). Буквально, «небесное Око», или божественное зрение, восприятие. Это — первая из шести Абхиджн (см.); развитая йогической практикой способность постигать любой объект во Вселенной, на любом расстоянии.

ДИГАМБАРА (санскр.). Нагой нищенствующий монах. Буквально, «одетый Пространством». Имя Шивы в его аспекте Рудры, Йога.

ДИДОНА или Эллиса. Астарта; Дева Моря, которая давит своей ногой Дракона. Покровительница финикийских моряков. Царица Карфагена, которая, по Вергилию, влюбилась в Энея.

ДИИ МИНОРЕС (лат.). Низшая или «отражённая» группа «двенадцати богов», или Дии Мажорес, описанных Цицероном в «De Natura Deorum», I, 13.

ДИК (санскр.). Пространство, Пустота.

ДИКТАМНОН (греч.) или Dictamnus (ясенец белый). Странное растение, имеющее очень оккультные и мистические свойства, известное с древних времён. Оно было посвящено Богиням Луны — Луне, Астарте, Диане. Критское имя Дианы было Диктинна, и, как таковая, эта богиня носила венок, сплетённый из этого магического растения. Диктамнон — вечнозелёный куст, контакт с которым, как утверждается в оккультизме, развивает и в то же время лечит сомнамбулизм. Смешанный с вербеной, он вызывает ясновидение и экстаз. Фармакология приписывает диктамнону сильные успокаивающие и снотворные свойства. Он растёт в изобилии на горе Дикт на Крите и используется во многих магических актах, к которым критяне прибегают и по сей день.

ДИКША (санскр.). Посвящение. Дикшит — посвящённый.

ДИНАСТИИ. В Индии их две: Лунная и Солнечная, или Сомаванша и Сурьяванша. В Халдее и Египте тоже были две различного рода династии, божественные и человеческие. В обеих странах люди управлялись в начале времён Династиями Богов. В Халдее они правили 120 саросов, или всего — 432 000 лет, — что соответствует числу махаюги индусов в 4 320 000 лет. В хронологии, предваряющей «Книгу Бытия» (английский перевод), указано — «Год 4004 до рождения Христа». Но эти цифры даны в солнечных годах. В еврейском оригинале, который придерживается лунного исчисления, это число дано как 4320 лет. Это «совпадение» подробно разъяснено в оккультизме.

ДИНГИР и Мул-лид (аккад.). Боги-Творцы.

ДИНУР (евр.). В каббалистической аллегории — Река Огня, пламя которой сжигает души преступников.

ДИОНИС (греч.). Демиург, который, подобно Озирису, был убит титанами и расчленён на четырнадцать частей. Он был олицетворением Солнца или, как говорит автор «Great Dionysiak Myth»: «Он есть Фанес, дух материальной видимости, великан-циклоп Вселенной с одним ярким солнечным глазом, мировая сила прорастания, всё пропитывающий анимизм вещей, сын Семелы...». Дионис родился в Нисе или Нисси, — так евреи называли Гору Синай (Исход, XVII, 15), место рождения Озириса, что подозрительно отождествляет их обоих с «Иеговой Нисси». (См. «Разоблачённая Изида», II, 137, 441.)

ДИОСКУРЫ (греч.). Наименование Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера и Леды. Их празднество, Диоскурии, проводилось спартанцами с большим весельем.

ДИПАМКАРА (санскр.). Буквально, «Будда постоянного света», предшественник Гаутамы Будды.

ДИПЛОТЕРАТОЛОГИЯ (греч.). Создание смешанных Чудовищ; сокращённо тератология.

ДИС (греч.). В теогонии Дамаския то же, что Протогонос, «первородный свет», названный этим автором «распределителем всех вещей».

ДИСЫ (сканд.). Позднейшее название божественных женщин, именуемых в Эдде валькириями, норнами и т.п.

ДОДЕКАЭДР (греч.). Согласно Платону, Вселенная построена «перворождённым» на основе геометрической фигуры Додекаэдра. (См. «Тимей»).

ДОДОНА (греч.). Древний город в Фессалии, знаменитый своим храмом Юпитера и его оракулами. Согласно древним легендам, этот город был основан голубем.

ДОНАР (сканд.) или Тунар, Тор. На Севере — бог Грома. Он был Юпитером Тонанс Скандинавии. Подобно тому, как дуб был посвящён Юпитеру, он был посвящён и Гору, и его алтари находились под дубами. Тор, или Донар, был потомком Одина, «всемогущего Бога Небесного», и Матери Земли.

ДОНДАМ-ПАЙ-ДЕН-ПА (тибет.). То же, что санскритский термин Парамартхасатья, или «абсолютная истина», высшее духовное самосознание и восприятие, божественное самосознание, высокомистический термин.

ДОППЕЛГЕНГЕР (нем.). Синоним Двойника и астрального тела на оккультном языке.

ДОРДЖЕСЕМПА (тибет.). «Алмазная Душа», одно из имён небесного Будды.

ДОРДЖЕШАНГ (тибет.). Титул Будды в его высшем аспекте; название верховного Будды; также Дордже.

ДОЦЕТЫ (греч.). Буквально, «иллюзионисты». Название, данное ортодоксальными христианами тем гностикам, которые считали, что Христос не умер и не мог умереть на самом деле, и что если это произошло, то является лишь иллюзией, которую они объясняли разными способами.

ДРАВИДЫ. Группа племён, населяющих Южную Индию; аборигены.

ДРАВЬЯ (санскр.). Материя (метафизическая).

ДРАГОЦЕННОСТИ, Три. В южном буддизме — это священные книги, Будда и община монахов. В северном буддизме и его тайных школах — Будда, его священные учения и Нарджолы (Будды Сострадания).

ДРАКОН (греч.) или Драгон. Теперь считается «мифическим» чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т.п. как геральдический грифон, и Дьявол, поражаемый Св. Георгием, и др. На самом деле — вымершее допотопное чудовище. В вавилонских древностях к нему обращаются как к «чешуйчатому», и на многих геммах его связывают с Тиамат, морем. «Дракон Моря» упоминается неоднократно. В Египте это звезда Дракона (тогда — Северная Полярная Звезда), источник связи почти всех богов с Драконом. Бэл и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Тифон, Сигур и Фафнир, и наконец — Св. Георгий и Дракон представляют одно и то же. Все они были солнечными богами, и там, где мы находим Солнце, там и Дракон, символ Мудрости — Тот-Гермес. Иерофанты Египта и Вавилона именовали себя «Сынами Змия-Бога» и «Сынами Дракона». «Я Змий, я Друид», — восклицал друид кельто-британских областей, ибо и Змий, и Дракон были символами Мудрости, Бессмертия и Возрождения. Как змея сбрасывает свою старую кожу лишь для того, чтобы явиться в новой, так и бессмертное Эго сбрасывает одну личность лишь для того, чтобы принять другую.

ДРАКОНТИИ (греч.). Храмы, посвящённые Дракону, эмблеме Солнца, символу Божества, Жизни и Мудрости. Египетский Карнак, Карнак в Бретани, Стоунхендж являются всем известными драконтиями.

ДРАУПНИР (сканд.). Золотой браслет Водана, или Одина, парный предмет с копьем Гунгнир, которое он держит в своей правой руке; оба наделены замечательными магическими свойствами.

ДРЕВО ЖИЗНИ. С самой далёкой древности деревья были связаны с богами и с мистическими силами в природе. Каждый народ имел своё священное дерево, с его особенностями и свойствами, основанными на природных, а также иногда и на оккультных качествах, как изложено в эзотерических учениях. Так, Ашваттха, или священное дерево Индии, обиталище питри (по существу, элементалов) низшего класса, стало деревом Бо, или фикус религиоза,буддистов во всём мире, так как Гаутама Будда достиг высшего знания и нирваны именно под этим деревом. Ясень, Иггдрасиль, служит мировым древом у скандинавов. Баньян — символ духа и материи, нисходящий на землю, пускающий корни и потом вновь устремляющийся к небу. Паласа, с тройными листьями, есть символ тройственной сущности во Вселенной — Духа, Души, Материи. Чёрный кипарис был мировым древом Мексики, а теперь у христиан и магометан является символом смерти, мира и спокойствия. Пихта считалась священной в Египте, и её шишки несли в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны мумий; священными были также сикамора, тамариск, пальма и виноградная лоза. Сикамора была Древом Жизни в Египте и также в Ассирии. Она была посвящена Хатор в Гелиополе; теперь же, на том же самом месте, она посвящена Деве Марии. Сок её был драгоценным благодаря качеству её оккультных сил, также как Сома у браминов и Хаома у парсов. «Плод и сок Древа Жизни даруют бессмертие». Об этих священных деревьях древности, некоторые из которых почитаются по сей день, можно было бы написать большой том, и всё же этот вопрос не был бы исчерпан.

ДРИШТИ (санскр.). Скептицизм, неверие.

ДРУЗЫ. Крупная секта, насчитывающая около 100000 приверженцев, живущих на горе Ливан в Сирии. Ритуалы их очень таинственны, и ни один путешественник, что-либо писавший о них, не знает всей истины наверняка. Они являются суфиями Сирии. Они принимают название Друзы как оскорбление и сами себя именуют «учениками Хамсы», их Мессии, который пришёл к ним в девятом столетии из «Страны Слова Божьего»; эту страну и слово они держат в религиозной тайне. Грядущим Мессией будет тот же самый Хамса, но под именем Хакем — «Целитель Всех». (См. «Разоблачённая Изида», II, 261 и далее).

ДРУИДЫ. Жреческая каста, процветавшая в Британии и Галлии. Это были посвящённые, допускавшие женщин в свой священный орден и посвящавшие их в таинства своей религии. Они никогда не доверяли свои священные стихи и писания бумаге, но, подобно древним браминам, запоминали их; для осуществления этого подвига требовалось, по утверждению Цезаря, двадцать лет. Также как парсы, они не имели образов или статуй своих богов. Кельтская религия считала святотатством изображать какого-либо бога, даже второстепенного характера, в человеческом облике. Неплохо было бы, если бы греческие и римские христиане поучились этому у «языческих» друидов. Три главных заповеди их религии были: «Повиновение божественным законам; забота о благоденствии человечества; претерпение со стойкостью всех бедствий жизни».

ДУБ, священный. У друидов дуб был особо священным деревом, также у древних греков, если верить космогонии Ферекида, повествующего о священном дубе, «в роскошных ветвях которого обитает змий (то есть мудрость), и он не может быть изгнан». У каждого народа были свои священные деревья, в особенности у индусов.

ДУГПА (тибет.). «Красные шапки», секта в Тибете. До прихода Цзонкапа в четырнадцатом столетии, тибетцы — буддизм которых выродился и был ужасно перемешан с догматами древней религии бон — все были дугпа. Однако с 14 в. после суровых законов, предписанных гелугпа (жёлтым шапкам), и всеобщей реформы и очищения буддизма (или ламаизма), дугпы более чем когда-либо предались колдовству, безнравственности и пьянству. С тех пор слово дугпа стало синонимом «колдуна», «адепта чёрной магии» и всего низкого. В Восточном Тибете мало дугпа, если вообще есть, но они скапливаются в Бутане, Сиккиме и вообще в пограничных областях. Так как европейцам не позволяют проникать далее этих границ, востоковеды никогда не изучали буддо-ламаизм собственно в Тибете, но судя о нём по слухам и по тому, что Чома де Кёрёш, Шлагинтвейт и некоторые другие разузнали о нём от дугпа, смешивают обе религии и дают их под одним названием. Таким образом, они преподносят публике чистый дугпаизм вместо буддо-ламаизма. Короче говоря, северный буддизм в его очищенной, метафизической форме почти совершенно неизвестен.

ДУДАИМ (евр.). Мандрагора. Растение Atropa Mandragora упоминается в «Бытии», XXX, 14, и в «Песне Песней»: это название родственно в еврейском языке словам, означающим «груди» и «любовь», — это растение было известно в качестве любовного амулета и употреблялось во многих формах чёрной магии. (W.W.W.).

Дудаим на каббалистическом языке означает Душа и Дух; любые две вещи, объединённые в любви и дружбе (додим). «Счастлив тот, кто сохраняет свой дудаим (высший и низший манас) неразделённым».

ДУККХА (санскр.). Печаль, страдание.

ДУМА (евр.). Ангел Безмолвия (Смерти) в каббале.

ДУРГА (санскр.). Буквально, «недосягаемое». Женская сила бога; имя Кали, супруги Шивы, Махешвары, или «великого бога».

ДУСТЧАРИТРА (санскр.). «Десять злых деяний», а именно, три действия тела — лишение жизни, воровство и прелюбодеяние; четыре злых действия рта — ложь, преувеличение в обвинении, клевета и глупый разговор; и три злых действия ума (низшего манаса) — зависть, злоба или месть и неверие.

ДУХ. Отсутствие какого-либо общего согласия среди писателей об употреблении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают такое употребление. В теософских учениях термин «Дух» применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию и что является его однородной и незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в человеке или его Эго (манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с Буддхи; тогда как термин «Душа», человеческая или даже животная (низший манас, действующий в животных как инстинкт), применяется только к кама манасу и определяется как живая душа. На еврейском языке это нэфеш, «дыхание жизни». Дух не имеет формы и нематериален, и представляет собою, когда индивидуализирован, наивысшую духовную субстанцию — Суддасатву, божественную сущность, из которой сформированы тела высших проявляющихся Дхиани. Поэтому теософы отказываются называть «Духами» тех призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях спиритуалистов, и называют их «оболочками» и различными другими именами. (См. Сукшма Шарира.) Короче говоря, дух не является сущностью в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская философия, где есть форма, там есть и причина для боли и страдания. Но каждый индивидуальный дух — индивидуальность эта сохраняется лишь на протяжении манвантарного жизненного цикла — можно описать как центр сознания, само-ощущающий и само-сознательный центр; состояние, а не обусловленный индивидуум. Вот почему в санскрите существует такое обилие слов для выражения различных состояний бытия, существ и сущностей; каждое наименование выявляет философское отличие, тот план, к которому принадлежит данная единица, и степень её духовности или материальности. К несчастью, эти термины почти непереводимы на наши западные языки.

ДУША. Ψυχη или нэфеш «Библии»; жизненный принцип или дыхание жизни, который имеет каждое животное, вплоть до инфузории, подобно человеку. В переведённой «Библии» она без различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа. «Не будем убивать его нэфеш», — сказано в оригинальном тексте; «не убьем его», — переводят христиане («Бытие», XXXVII, 21) и так далее.

«ДХАММАПАДА» (пали). Буддийский труд, содержащий этические заповеди.

ДХАРАНА (санскр.). То состояние в практике йоги, когда ум должен пребывать непоколебимо, без отклонений, на каком-либо объекте медитации.

ДХАРАНИ (санскр.). В буддизме — как южном, так и северном — а также в индуизме это означает просто мантра или мантры — священные стихи из «Риг Веды». В древние времена все такие мантры или дхарани считались мистическими и практически действенными. Теперь, однако, лишь школа йогачарья доказывает это утверждение на практике. Будучи пропета в соответствии с определёнными указаниями, дхарани даёт чудесные результаты. Её оккультная сила, однако, присуща не словам, но интонации или приданному акценту и созданному в результате этого звуку. (См. Мантра и Акаша.)

ДХАРМА (санскр.). Священный Закон; канон буддистов.

ДХАРМАКАЯ (санскр.). Буквально, «прославленное духовное тело», названное «Одеянием Блаженства». Третье или высшее из трикай (трёх тел), атрибут, развитый каждым «Буддой», то есть каждым посвящённым, который прошёл или достиг конца того, что называется «четвёртым Путём» (в эзотеризме — шестые «врата», предшествующие вступлению в седьмые). Высшее из трикай есть четвёртое из буддакшетр, или буддийских планов сознания, метафорически представленное в буддийском аскетизме как одеяние или покров светящейся Духовности. В популярном северном буддизме этими покровами или одеяниями являются: 1) нирманакая, 2) самбхогакая, 3) дхармакая; последнее есть высшее и тончайшее из всех, ибо приводит аскета на порог нирваны. (См., однако, «Голос Безмолвия», примечание 87, об истинном эзотерическом смысле.)

ДХАРМАПРАБХАСА (санскр.). Имя Будды, который появится в седьмой коренной расе. (См. Ратнавабхаса Кальпа, когда больше не будет существовать полов.)

ДХАРМАСМРИТИ УПАСТХАНА (санскр.). Очень длинное сложное слово, содержащее весьма мистическое предостережение. «Помни, что составные части (человеческой природы) происходят соответственно ниданам и не являются изначальным Я», где имеется в виду то, чему учат эзотерические школы, а не клерикальная интерпретация.

ДХАРМАЧАКРА (санскр.). Буквально, вращающееся «колесо Закона». Эмблема буддизма, как системы циклов и перерождений или перевоплощений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 270 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.