Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие цивилизации, ее уровни и типы.




Термин «цивилизация» (от лат. Civilis - гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах:

- ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер),- синоним культуры (Тойнби и др.),- уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (например, античная цивилизация),- определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер).

Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий. Понятие «цивилизация» привлекло внимание исследователей в 18 в. вместе с понятием «культура». Цивилизационным обществом французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) называли общество, основанное на началах разума и справедливости. Для них история человеческого общества – это история прогресса человеческого разума. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным. В целом цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок. На современном этапе выделяются следующие типы цивилизации:-западная,-восточноевропейская,мусульманская,- индийская,- африканская,- китайская, - японская,- латиноамериканская.Сегодня представляется возможным определить основные модели, по которым развиваются страны современного Востока и Запада. Современный Восток: Первая модель развития – японская, по которой развиваются такие страны как Япония, южная Корея, Тайвань, Гонконг. Для них характерно полное господство свободного конкурентоспособного рынка, обеспечение государством эффективного функционирования хозяйства страны, гармоничное использование традиций и новаций, т. е. синтез трансформированных традиционных структур, норм поведения (например, представление о дисциплине труда у японцев, восходящее к нормам конфуцианства) и элементов западноевропейского образца (включая институты демократии, правовые и другие стандарты). Вторая модель развития – индийская, к которой относится группа стран современного Востока, которые успешно развиваются по западноевропейскому пути, глубоко не перестраивая при этом свою традиционную внутреннюю структуру. К этой модели развития относятся: Индия, Турция, Таиланд, Египет, Пакистан, группа арабских нефтедобывающих монархий и др. В принципе все они находятся в положении определенного равновесия и устойчивой стабильности. Третья модель развития – африканская, модель развития стран, которые отличаются не столько развитием и тем более стабильностью, сколько отставанием и кризисом. Сюда относится большинство африканских стран, некоторые страны исламского мира (Афганистан, Бангладеш), а также такие беднейшие страны Азии как Лаос, Камбоджа, Бирма и др.Западная цивилизация, истоки которой ведут в Древнюю Грецию, где впервые возникли частнособственнические отношения, помесная культура, подарившая человечеству демократические структуры устройства государства, бурно развивалась к XV-XVII вв. вместе с формированием мировой капиталистической системы. Для индустриального общества характерен высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования (телевизоров, автомобилей); влияние НТР, обеспечивающее дальнейшую последовательность нововведений в производстве и управлении; радикальное изменение всей общественной структуры, начиная с форм поведения человека и заканчивая рационализацией мышления в целом.В 60-70 гг. XX в. западная цивилизация в результате структурной перестройки экономики переходит в постиндустриальную стадию. Этот период связан с созданием разветвленной экономики услуг, доминированием слоя научно-технических специалистов, центральной роли теоретического знания в развитии экономики и, в принципе, политических решений, бурным развитием «индустрии знаний», компьютеризацией и появлением широких информационных систем.Сторонники концепции информационного общества (Белл, Тоффлер) в качестве доминирующего рассматривают «четвертичный», информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг, и считают, что информация и знание, а не капитал и труд, являются основой постиндустриального общества. Развенчанию технократического мифа о беспредельном экономическом росте и информационном знании как средстве решения всех проблем способствовала концепция пределов роста (Форрестер, Мидоуз), которая была выдвинута в начале 70-х гг. XX в. Согласно этой концепции конечность размеров нашей планеты и ограниченность ее природных ресурсов предполагают существование предела экспоненциального роста народонаселения и промышленного производства. При сохранении существующих тенденций к росту истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды достигнут критических пределов, чреватых катастрофой уже в начале XXI века.В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций западной цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объединения усилий общественности в предотвращении термоядерной войны, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранении.Решение этих проблем возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо XXI век знаменует собой духовное единство человечества.

Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между природой и обществом, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира. В связи с этим разрабатывается концепция устойчивого развития человечества. С общецивилизационной точки зрения под устойчивым развитием понимается управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития.


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 740 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.