Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование





 




Я живу, как кукушка в часах, Не завидую птицам в лесах, Заведут — и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу пожелать я могу.

Ключевое словосочетание жить, как кукушка в часах, т.е. несвобод­но, как заведенный механизм, противоестественно, мотивируется типо­выми ассоциациями с часами, имеющими механический завод, на осно­ве стимулов как кукушка в часах и заведути кукую. Контрастный об­раз другой жизни, легкой, свободной, естественной, рождается благодаря стимулу птицы в лесах.

Двойной контраст в лексическом развертывании текста возникает благодаря эффекту обманутого ожидания: первая часть текста отража­ет кажущееся принятие лирической героиней предложенного ей подне­вольного образа жизни (Не завидую птицам в лесах // Заведути ку­кую), вторая же часть отражает резкое отрицание этого (Знаешь, долю такую /Лишь врагу пожелать я могу). Эстетический смысл двух клю­чевых сверхсловных элементов лексической структуры текста форми­руется на ассоциативной основе благодаря их контрастной соотнесен­ности и сверхсловным актуализаторам, из которых более действенным прагматически оказывается тот, который занимает сильную конечную позицию в тексте.

Иной механизм эстетического кодирования представлен в текстах с лексической структурой усилительно-конвергентного типа, основанной на «накоплении» смысловых признаков художественной реалии за счет многократной их актуализации в словах, образующих смысловую пара­дигму. Один из ее членов является ключевым, он отражает основной концепт и называет его. Рассмотрим это на примере стихотворения А.А. Ахматовой «Первое возвращение»:

На землю саван тягостный возложен,

Торжественно гудят колокола,

И снова дух смятен и потревожен

Истомной скукой Царского Села.

Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,

Как будто мира наступил конец;

Как навсегда исчерпанная тема,

В смертельном сне покоится дворец.

Написанное в начале века, это стихотворение передает тревожное ожидание и предчувствие грядущих бурь и потрясений. Звучат разные микротемы: смерти, конца, сна, тревоги, из них сквозной (в рамках це­лого текста) является тема смерти. Соответствующие ключевые элемен­ты («Здесь все мертво и немо») эстетически усиливаются смысловыми парадигмами: 1) саван, тягостный, мертво, конец (мира), смертельный

13 Филологический анализ текста



Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование


на читателя (ср. лирические отступления автора, обращения к адре­сату, отсылки к другим произведениям, эпиграфы и т.д.); во-вторых, сигналы внутритекстовой коммуникативной информации о речевом поведении персонажей.

• Композиционный код включает последовательность представления
автором реалий художественного мира, ракурса и масштаба изобра­
жения.

• Образно-культурологический код текста включает осознание связ­
ности отдельных образов и культурологических реалий в общей си­
стеме текста, включая их выбор автором и различные средства их
формирования.

• Эмотивный код можно раскрыть, оценивая прагматику языковых
средств и анализируя эмоциональную тональность как средство со­
здания целостности произведения.

• Эстетический код проявляется не только в языковой организации
произведения, но и в сюжетно-композиционном, эмотивном, образ­
но-культурологическом, коммуникативном кодах. Изучение сигна­
лов эстетической информации, образующих художественную струк­
туру текста, позволяет установить характер его смыслового развер­
тывания и потенциальный заряд эстетического воздействия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

> Что относится к экстралингвистическим параметрам в анализе тек­
ста?

> От чего зависит эффективность диалога автора и адресата?

> Что понимается под кодом текста?

> Какие виды кодов текста выделяются? На основе каких параметров
выделяются различные коды текста?

> Какое место занимает эстетический код в общей структуре кодов ху­
дожественного текста?

> Что понимается под предметным кодом текста?

> Что такое коммуникативный код текста?

> Дайте понятие об образно-культурологическом коде текста.

> Что понимается под сюжетно-композиционным кодом текста?

> Что такое языковой код текста? Какова роль языкового кода в общей
структуре кодов текста?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 647 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2418 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.