Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие педагогических идей в дореволюционной –оссии.




 

ќдоевский ¬ладимир ‘едорович 1804-1869. ¬оспитывас€ в двор€нском пансионе при ћоск университетее. Ѕыл организатором и руководителем государственных детских приютов. ѕри его непосредственном участии в 1839 утверждено Ђѕоложение о детских приютахї (приюты состо€т в ведомстве Ђ омитета главного попечительства о детских приютахї, находившегос€ под покровительством царицы.  омитет должен издавать дл€ них учебные пособи€ и руководства. ¬ 1839 г. он назначен правителем дел  омитета. ¬ качестве приложени€к положению разработал ЂЌаказ лицам, непосредствено заведующим детскими приютамиї.

¬ приложении отмечаетс€,что приюты предназначаютс€ не столько дл€ обазовани€, сколько как пристанище (пока взрослые на работе), поэтому дожен в некоторомом смысле приют должен замен€ть семействою. –ебенок должен найти здесь теплую заботливость, как в хорошем семействе, отсюда работать здесь должны женщины: попечительница (т.е. заведующа€), смотрительница (т.е. воспитатель). ѕредъ€вл€ет высокие требовани€ к качествам смотрительницы: чиста€ нравственность, нрав тихий и миролюбивый, врожденое чувство любви к ближнему. Ёти природные качества должны быть возвышены пон€тием об истинной религии и теплою, простою верою (без излишних мудрований и суеверий); за сим уменье читать, писать, счиать на счетах и женские рукодели€. ¬от и все, а любовь к своей об€занности заставит ее читать предлагаемые ей методические пособи€ (а так же строгий пор€док в ее жизни, умеренность во всем, вежливость ко всем, избегать пристрастий к какоому либо лицу Ц чтобы ничто не отвелекло от исполнени€ пр€мых об€занностей, не вызвало беспор€дков).

“ребовани€ к устройству приюта. ѕомещение должно быть на нижних этажах, наличие сада или чистого двора. «ан€ти€ должны быть вообще легки, разнообразны, непродолжительны и при физической де€тельности способствовать умственному развитию.

ѕервым долгом образовани€€ дит€ти должно быть образование в вере, преподанние ему начальных истин ее в том виде, как они дл€ него могут быть пон€ты (развить верование в могущество бога, осуждающего грех, но милующего желающих исправитьс€). — религиозным тесно св€зано нравственное воспитание, где важен пример смотрительницы и посто€нный надзор (за истреблением дурных наклонностей, принесенных из дома. Ќадо воврем€ заметить ее в дет€х и мало-помалу уничтожать, при этом поддерживать уважение детей к родител€м, но и попытатьс€ самой повли€ть на родителей), а не наставлени€.

ƒл€ так называемого учени€, т.е. чтению, письму, счету, руководствоватьс€ книгами, изданными дл€ ланкастерских училищ и пособи€ми, рекомендованными  омитетом.

’орное пение Ц одино из полезнейших пособий (позвол€ет освежить внимание, запомнить материал).

¬ материалх приложени€ даетс€ образец распределени€ зан€тий в приюте Ц смотрительница должна сообразоватьс€ с ним, смотр€ по местным обсто€тельствам, средстав приюта и по приобретаемой опытности. Ђ¬ообще, она должна старатьс€ приучить к зан€ти€м наиболее смышленных (2-10 детей), занима€ между тем остальных каким либо рукоделием. «атем по подражанию присоедин€тс€ и остальные, а эти станут мониторами. ќбъ€сн€йте что-то. Ќе изъ€вл€йте досады, если дети вас не понимают Ц ведь виноваты скорее вы, а не они, что не можете объ€снить как должно Ц попробуйте объ€снить с другой стороны, с других примеров, побуждайте детей к вопросамї

ЂЌаграды и наказани€ необходимы, но они должны иметь особый характер: а) не приучайте к тому, что за каждым хорошим поступком будет награда, мальчикам Ц повышение места, написание их имени на доске, девочкам Ц другие награды, более соответствующие их смиренному назначению в жизни, например, украсить ленточкой, передать деньги за ее рукоделие род-л€м, б) самое строгое наказание Ц оставить ребенка в совершенной праздности в течении нескольких часов, если неопр€тен Ц надевают на него черный передник, никогда не наказывают телесно.

Ђ¬ступа€ в приют, педагог должна помнить, что принимает на себ€ дело важное, св€тое и потому вполне должна себ€ посв€титить ему. Ќевозм-но перечислить все ее об€з-ти, лучше наставлени€ она должна искать в собственном сердце. –аспор€док зан€тий в течение дн€ (с 7 утра до 8-9 часов вечера): утром осмотреть помещение, опр€тность ребенка, в зимний период целебное питье, пока собираютс€ рукоделие, все пришли Ц молчание и молитва, с 10 часов уроки (по полчаса каждый): катехизис (закон божий), полчаса ходьбы, во врем€ к-ой в так учатс€ считать, затем чтение, уролк послушани€. ¬ 12 часов обед с молитвой до и после. ƒо 2 часов Ц свободна€ игра (взрослый судит их забавы, споры, приуча€ к снисхождению, взаимопомощи), затем в€зание и другие рукодели€, в это врем€ рассказываем им сказки и повести, позвол€€ дет€м вслух задавать вопросы и делать свои замечани€, а также можем петь церковные гимны или народные песни.  лассы кончаютс€ уроками писани€ и счислени€, которое также делаетс€ нараспев по образцам. ѕри уходе детей следит за тем, чтобы были тепло одеты (если бедные Ц сообщит попечт-це), обращает внимание род-лей на опасности городских улиц, записывает в дневник отчет о случившимс€ за день, составл€ет, если нужно, записку попечт-це, следит за уборкой помещени€ прислугойї

Ќа деле же зан€ти€ проводились обднообразно, режим был ближе к казарменному, чем семейному, внимание на внешний пор€док и религиозное воспитание, на рукоделие и ремесла.

ќдоевский Цэто еще и детский писатель (псевдоним дедушка »риней). Ќа основе тщательного изучени€ опыта работы приютов вместе с воспитательницей  рыловой создал учебное пособие ЂЌаука до наукиї. ≈го теоретическое обоснование изложено в специальной статье Ђќпыт о пед способах при первонач образовании детейї.

ЂЌаука до науки.  нижка дедушки »рине€ї.

Ђѕредисловиеї:ЂЁта книжка принадлежит к целому р€ду сочинений и перводов по части элементарного воспитани€, которые мною, в сообществе с некоторыми другими лицами, предназначаютс€ к изданию в непродолжительном времени. ¬ сей книжке содержитс€ перва€ часть большого труда, к которому € издавна и посто€нно обращалс€ посреди других зан€тий и который издавна был моей любимой мыслью. ƒл€ практического употрблени€ сей книжки достаточно Ђ–уководстваї - следующего за предисловием.  то же пожелает обсто€тельнее узнать начала, принимаемые мною за основаниеможет познакомитьс€ в конце книги с главой ЂќпытЕї. ћатериалами моему труду служили:  раузе. √угель, ∆ирар и др., собственные наблюдени€ в иностранной и отечественной школах, практические зан€ти€ с детьми. Ѕольша€ половина вопросов составлены по моему тексту молодой писательницейцей Ќадеждой  рыловой. Ќазвал книжками дедушки »рине€ потому только, что каждое дело должно же иметь какое либо им€, а сверх того им€ Ђдед »рине€ї дет€м уже известно.

ƒалее следует Ђ–уководство к употреблению сей книжкиїї: ЂЁта книжка раздел€етс€ на две части: одна дл€ наставников, друга€ дл€ детей. ѕерва€ содержит два отделени€: 1) предварительные упражени€, 2) собственно то, что € называю наукою до науки.  нижка ученика назначаетс€ преимущественно дл€ его чтени€ соответственно нумерам вопросника.

ѕредварит упражнени€ не сообщают ничего нового. »х цель Ц приучить ребенка не только смотреть на окружающие предметы, но и видеть различи€ между ними. ƒаны вопросы, которые могут и должны измен€тьс€, сообразно окружению ребенкка и его ответам, они как моральна€ гимнастика, чтобы пробудить от сна умств силы и направить их на какой либо определенный предмет. ¬ообще сии вопросы должны доводить ребенка до следующих умственных действий: 1) сосредоточить внимание на предмете (этот, он), 2) заметить признаки предмета и его отличие от другого, 3) обозначить место, где находитс€ предмет, 4) показать главные видимые части, 5) обозначить врем€, в котором предмет был, есть или будет, 6) обозначить причину или источник предмета и его цель (назначение), 7) назвать предмет насто€шим именем. (—тул - что это такое, есть ли ножки, где они, есть ли подушка, где она, на чем ты сидишь, стул бел, красен или черен, подушка (спника, ножка) м€гка или жестка, что такое в подушке, отчего подушка м€гка, на что тебе стул, на что тебе стол, чем стул похож на стол, у стола есть ножки, а у стола (подушка, спинка), где теперь стоит стул, может ли сто€ть во дворе, сто€л ли здесь вчера, а завтра, а если стул перенесут в другую комнату. Ѕудет ли он тут сто€ть, где же тогда он будет сто€ть, откуда вз€лс€ стул, кто принес его, кто купил его, на что тебе стул, что это такое стол или стул)ї.

Ђ¬торое отделение имеет целью так же не столько учить ребенка, сколько приучить его на пон€тных ему предметах к некоторому правильному последованию мыслей. ѕервые вопросы содержат излишние повторени€, которые необходимы в разговоре с детьми, постепенно к более кратким фразам, приуча€ к книжному €зыкуї.

јвтор старалс€ не употрбл€ть ни одного нового слова, не подгтовив ребенка к этому соответсвующими вопросами. Ђѕри этом € рассчитывал на несчастных детей 6-10 лет, не имеющих никаких пон€тий (даже правой-левой руки). ƒа и вообще пон€ти€ есть дело второстепенное, главна€ же цель книги Ц приучить к отчетливости и последовательности мыслей. Ќе заставл€йте выучивать Ц чем сильнее пам€ть, тем слабее все другие душевные способности. “о же, что надо запомнить (таблица умножени€, правила гигиены) Ц использую спец иальные мнемонические средства (рифмы, картины). ћногие из вопросов разбиты на несколько подвопросов Ц это если ребенок не может ответить сразу (постпенно дохлод€ до той формы вопоса, к-а€ почти содержит ответ). ÷ель книги Ц довести вас до того, чтобы вы могли обходиьтс€ без моей книги, как и без вс€кой другой, ибо ни в чем нельз€ заменить живого слова. ѕока же вы не достигли сей высшей степени, следуйте пор€дку в книге, иначе вы потер€ете и ту небольшую выгоду, которую может вам доставить эта книжка. (ƒл€ элеменарного домашнего образовани€ матерей, не имеющих пед обр-€ ).

Ђќпыт о педагогическмх способах при первоначальном образовании детейї ¬ этой работе ќдоевский отмиечает важность педагогии как науки, имеющей предметом указать средства, которыыми приобретаетс€ знание, пон€тна всем, Ђно € считаю нужным несколько распратранитьс€ о той части этой науки, котора€ относитс€ до певоначального воспитани€, доныне, как кажетс€, не вполне понимаемого.многие еще думают, что насто€щее воспитание начинаетс€ с 12 лет. Ќет, уже с 4 лет он воспитываетс€, если не вами, то самим собою и всем его окружающим. » высшие степени учени€ недостижимы дл€ человека, разумно не подготовленного. Ќо теперь новое заблуждение Ц детей прин€ли за взрослых Ц заучивать аксиомы, спр€жени€ и тд. Ц отвращение к учению, а ведь переучивать еще труднее. Ќова€ нелепость Ц стали обращать науку в забаву (забавные картинки, игрушки) Ц ребенок видит предмет и тем ограничиваетс€, и оп€ть-таки развиваетс€ сам собой, независимо от усилий воспитателей и часто вопреки сим усили€м. „ему же учить ребенка? Ц ничему, пока умств силы его не окрели работою над тем, что он уже знает. —ловом, все первоначальное восп-е (начина€ с 4 лет) должно быть не передача знаний, но усовершенствование того снар€да, которым приобретаютс€ знани€. ЂЌе передавайте человеку знани€, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до негої Ц вот крайний предел педагогии во всех степен€х учени€, а тем более на степени элементарной. —пособы развити€ духовного снар€да ребенка были предметом размышлени€ многих глубоких пед-аов, от ѕесталоцци до наших дней. ћало-помалу достигли следующих весьма простых убеждений: 1) что в педагогии много прекрасных теорий, но мало примен€емых, 2) что успех педагогии, как и вс€кой др. науки, зависит от долголетних рациональных, практических наблюдений, 3) что совершенна€ метода педагогии есть та, котора€ представл€ет наиболее свредств к наблюдени€м за ходом духовного процесса в ребенке и научает самого учител€ пользоватьс€ сими наблюдени€ми. Ћишь недавно матери, дл€ которых эти наблюдени€ так доступны, убедились в их пользе (первый опыт Ц американка ¬иллар). √лавна€ задача Ц заставить заговорить те стихии духовные, с которыми мы родимс€. ¬ чем должен состо€ть первый прием в-л€? Ц ответов столько же, сколько детей на свете, но есть и нечто общее: довести ребенка до того, чтобы он мог отличить, отделить себ€ от окружающих предметов. Ќа чем продолжать отделение Ц трудность состоит в том, чтобы не потер€тьс€ в подробност€х, не обременить ребенка преждевременными выводами, а между тем приучить его к сопр€жению пон€тий.

Ђ–уководство дл€ гувернанток. –азговоры с детьмиї. ќсновное содержание работы: Ђ ак бы ни были обширны познани€ наставницы, все это принесет больше вреда, чем пользы, если она не умеет говорить тем €зыком, который может быть вн€тен и убедителен дл€ ребенка. ƒит€ не может научитьс€ из одних книг всему тому, что ему нужно знать. ѕри книге необходимы ему и объ€снени€, и замечани€ искуссного руководител€, который бы заставл€л его беспрестанно вникать в смысл порчитанного и помогал т.о его разумению. ј сколько есть познаний, приобретаемых только в разговоре. ѕри том, в воспитании играет большую роль слово (сообщать в тот момент, когда он готов восприн€ть). ѕосредством живого слова и примера внушаютс€ нравственные и религиозные убеждени€. Еќтвечать на вопросы: если пустые Ц кратко, сухо или без ответа, а если вызванные любопытством Ц возможно €снее и полнее (но не на все вопросы). »скусные педагоги в ответ на его вопрос предлагают ему от себ€ новый вопрос, который заставл€ет ребенка вникнуть хорошенько в этот предмет и помогает ему находить ответ посредством собств размышлени€ и соображени€.  огда ребенок спрашивает, он еще не знает, насколько любопытен предмет, надо своими вопросами показать ему предмет со всех сторон, вызыва€ его размышлени€). ¬опросы педагога должны быть просты и €сны, чтобы ребенок хорошо пон€л их и нашел в них указание как отвечать, но чтобы в них не было уже готового ответа. ¬зрослый должен спуститьс€ в своих пон€ти€х на ту ступень, на которой находитс€ ребенок, и потом уже должен вести его вверх постепенно и осторожно, соразмер€€ свои шаги с шанами ребенкка. ¬ы пропустили одну ступень Ц и ребенок не может следовать за вами, пропустили одно звено, и он не пон€л вас. ƒети сами своими вопросами и замечаи€ми будут учить вас говорить с ними. Еѕростота, точность, краткость выражени€ Ц вот главные услови€, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми. Е”меть говорить не просто с детьми вообще, а с каждым ребенком тем €зыком, который более всего соответствует его инд развитию, который дл€ него может быть более всего пон€тен. ((ћетод развивающих бесед)

 

Ѕелинский ¬иссарион √ригорьевич (1811-1848). ”чилс€ в ѕензенской гимназии, ћоск университе, из которого был исключен за свободолюбивые идеи. ѕроповедовал гегель€нство (признание высшей объективной разумности мира), но в 1841 пережил душевный кризис (жизнь Ц ловушка, а мы Ц мыши), перешел к революционному демократизму.

—читаетс€ родоначальником всей русской педагогическорй школы (согласно Ёнцикл. словарю Ѕрокгауза и ≈фрона), поскольку вопрос о принципах воспитани€ рассматривал всегда одинаково (с самого начала своей де€тельности затрагивал вопросы воспитани€, при этом вопросы сущности и значени€ воспитани€ решал различно, а принципов Ц неизменно). ѕедагогические идеи составл€ют органическую часть его литературно-критического творчества и раскрываютс€ в многочисленных рецензи€х, критических стать€х, письмах и т.п.

¬ 1840 опубликовал статью Ђќ детских книгахї. ¬ ней пишет о том,как должны писатьс€ детские книги по их отношению к воспитанию.јвтор рассуждает о 2 сказках √офмана,о детских книгах на русском €зыке и Ђƒетских сказках ƒедушки »рине€ї).

¬ своей публикации дает критику воспитани€: простонародного (возкормливание) и благородного (казатьс€, а не быть, жизнь как сцена), отмечает, что есть еще и середина. „еловеческа€ любовь к ребенку, то есть надо любить ребка как будущего человека. ¬с€ жизнь отца и матери, вс€кий поступок их должен быть примером дл€ детей, и основою взаимных отношений родителей к дет€м должна быть любовь к истине (к богу), а не к себе (пь€ный папенька деретс€ с мамой). Ћюбовь предполагает взаимную доверенность Ц отец должен быть и отцом, и другом, чтобы сын не скрывал ни малейшего движени€ души (полное доверие, иначе уйдет в уличную компанию).

—читает, что уважение детей к родител€м должно проистекать из любви, быть ее результатом. Ђ» тогда дл€ ребенка будет величайшим счастьем находитьс€ в присутствии родителей. » при таком воспитании родители одною ласкою могут делать из своих детей все, что им угодно, и не нужны будут наказани€ (достаточно сурового взгл€да, косвенного упрека, отказа в сказке

¬оспитание Ц великое дело: им решаетс€ участь человека. Ќа одних родител€х лежит св€щеннейша€ об€занностьть сделать своих детей человеками; об€занность же учебных заведений Ц сделать их учеными, гражданами, членами гос-ва. Ќо кто не сделалс€ прежде человеком Ц плохой гражданин, плохой слуга государю.

ќрудием и посредником воспитани€ должна быть любовь, а целью Ц человечность. ѕервоначальное воспитание должно видеть в дит€ти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не перестава€ быть человеком.

ƒуша младенца не бела€ доска, а дерево в зерне, воспитатель как садовник. » тщетны усили€ заставит дуб приносить €блоки. Ќо вот получить на €блоне сладкие €блоки вместо кислых можно. ¬оспитание Ц помощник природе Цне больше.воспитание может сделать человека только худшим, исказить его натуру; лучшим оно его не делает, а только помогает делатьс€.  ажда€ личность делаетс€ по-своему, индивидуально.  ак и у садовника есть некоторые общие правила ухода за растени€ми, так и у воспитател€ Ц не сообразу€сь с эпохами возрастани€ человека, можно затушевать в нем вс€кое развитие.

Ќа детские книги обычно обращают еще меньше внимани€, чем на само воспитание. Ќо книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаютс€. ƒавайте дет€м ѕушкина (сказки, отрывки) Ци старайтесь, чтобы меньше понимали, а больше чувствовали (приучать ухо к гармонии родного слова). Ѕелинский отмечает необходимость принципа народности в отборе детских произведений: знакомить через произведени€ с родными и национальными €влени€ми раньше мировых- Ђ то не принадлежит отечеству, тот не принадлежит человечествуї.  ниги же, котрые пишутс€ сосбственно дл€ детей, должны входить в план воспитани€ как одна из важнейших его сторон. ЂЌаша литература особенна бедна как учебными, так и литературными детскими книгами. «а рубежом книги хоть и есть Ц но читать дет€м нечего, должно родитьс€, а не сделатьс€ детским писателем. ÷ель детских книжек Ц развитие данных им(дет€м) от природы элементов человеческого духа Ц чувства любви и чувства бесконечного. ƒействие книг должно быть обращено на чувства, а не разум (именно чувство дает гармонию, полноту и поэзию жизни, а разум пусть развиваетс€ в школе под вли€нием грамматики и т.п.). —амым лучшим писателем дл€ детей может быть только поэт Ц и таким €вилс€ √офман. ¬ –оссии писать дл€ детей первым начал  арамзин (Ђƒетское чтениеї, Ђƒетское утешениеї). ¬ насто€щее врем€ русские дети имеют дл€ себ€ в дедушке »ринее такого писател€, которому позавидовали бы дети всех наций. ≈динственный недостаток Ц мало пишет (по лености или перо держать не может).  акой теплотою и жизнию веет от его рассказов, какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, разбудить любопытство, внимание самым простым рассказомї.

ѕон€тие народности как принципа восп-€ у Ѕелинского

ќн определил свой подход (теорию) народности литературы, просвещени€, иск-ва. ќтрицал пор€влени€ национализма: Ђƒа будет прокл€та вс€ка€ народность, исключающа€ из себ€ человечностьї. Ќародность как верность изображени€ нравов, обычаев, характеров народа. ¬ искусстве Ц иде€ бесцельности и бессознательной народности, т.е. истинный художник народен и национален без вс€кого усили€ с его стороны.

»де€ всесторонность воспитани€ Ц Ђне упускайте из виду ни одной стороны восп-€ї. ‘изическое вопспитание призвано охран€ть здоровье и развивать физические качества (сила, ловкость, гибкость) путем организации правильного образа жизни. –аздел€ет личную и общественную гигиену.

Ќравственно Ц моральное воспитани должно развивать нравстваенные чувства, эстетические вкусы, сознание, на основе чего будет формироватьс€ вол€. √лавное в воспитании чувств Ц эмоции (действовать на чувства, а не на сознание), отгородить от дурного и дать положительный пример поведени€ родителей, Ђочеловечиваниеї людей.

”мственное воспитание мследует начинать после 7 лет, когда начинаетс€ систематич образование ребенка. ¬ажнейшими науками считал гуманистические (русский €хык, литература, истори€), те предметы, которые св€зывают человека с природой, с которыми он сталкиваетс€ каждый день. ѕолагал, что наука Ц основное средство умственного развити€. Ёстетическое воспитание должно быть направлено на развитие эстетического чувство, чувство из€щного (как первый элемент человечности).

ѕризывал к равноправию мужчин и женщин в образовании.

 

√ерцен јлександр »ванович (1812-1870).

ѕишет в своих работах о необх-одимости создани€ новой системы воспитани€, котора€ формировала бы материалистичесское и атеистическое мировоззрение, воспитывала убеждени€ и сознание борца за революционное переустройство об-ва. ”дел€ет внимание приоритетности семейного воспитани€: преимущества семейного восп-€ видит в том, что в общественных учреждени€х педагоги стрем€тс€ Ђсломить отроческую душуї, привить дух рабства, а Ђвеличайшее дело начального воспитани€ принадлежит матери. –ебенок, не вывод€ женщины из дома, превращает ее в гражданское лицої. Ќо де€тельность женщины не органичиваетс€ воспитанием детей: Ђсемейное призвание женщины никоим образом не помешает ее обществ призваниюї. ”частие женщины в общественной де€тельности повышает ее воспитывающее вли€ние. —удьба детей зависит и от отца, подчеркивал Ђогромность дела отцовскогої.

ѕирогов Ќиколай »ванович (1810-1881)Ц хирург, ученый и общественный де€тель. ќкончил мед. факультет ћоск университета, работал в ƒерптском унивесритете, ѕетербургской медико-хирург академии.

«наменита€ стать€ Ђ¬опросы жизниї (1856) опубликована в журнале Ђћорской сборникї ¬ ней ѕирогов Ќ.». поставил важные вопросы семейного и общественного воспитани€.

—тать€ привлекла всеобщее внимание и послужила поводом к широкому обсуждению этих вопросов в печати и в учебных заведени€х. ¬ статье он обосновывал свой идеал воспитани€, выступал в защиту всеобщего образовани€. –одители Ђсамоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок дл€ той или иной касты обществаї, спешили подготовить к выпонению сословных об€занностей, забыва€ о том, что прежде всего надо обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждени€, необходимые человеку при вступлении на самост жизненный путь. ќбщее образование €вл€етс€ той основой, на которой должно строитьс€ специальное образование. ÷ель Ц готовить человека к Ђвнутренней борьбе, неминуемой и роковойї за собственное дух-моральное совершенство. ќсновой нравственного воспитани€ считал христ религию. ¬оспитание рассматривал как способ преобрени€ общественной жизни: Ђ¬оспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений об-ществаї. ѕедагогическю действительность он рассматривал прежде всего как культурную данность, с трудом поддающуюс€ искусственным, пусть даже позитивным, изменени€м. ¬ таких услови€х гуманные изменени€ станут профанацией. ѕоэтому парение в высотах прекрасных идей следует сочетать с изучением реальной ситуации и поиском естественных путей ее улучшени€, дл€ чего необх-мы специальные философско-педагогические размышлени€ о разрешении антитезы должного и наличного. ѕервоначальным должно быть семейное воспитание Ц та ступень, с которой начинаетс€ форм-ирование нравственности человека, это -основа дл€ дальнейшего школьного образовани€. √лавное назначение матери Ц Ђотдать себ€ полностью семье, делу воспитани€ детей. Ќеоценимое счастье быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю св€тость своего призвани€ї. ћать должна стремитьс€ к самосовершенствованию, Ђпосто€нно трудитьс€ над улучшением воспитни€ детейї (идеал матери-воспитательницы был высказан им в 1950 в письмах к своей будущей жене). –езко критикует постановку женского воспитани€ в стране- в руках матерей Ђлежит будущность человестваї. Ђ“олько близорукое тщеславие людей, стро€ алтари геро€м, смотрит на мать, кормилицу и н€ньку как на второстепенный, подвластный классї. Ђѕрозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действи€, его склонности, данные ему от природы, врожденные и завис€щие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развтие и давать им другое направление, смотр€ по тому, каковы эти склонности Ц вот ее трудї.  аково должно быть направление воспитательной работы с детьми в семье? Ц дать основы реального образовани€, использу€ при этом детские игры: Ђ¬ ребенке весьма рано развиваетс€ уже множество разл способностей к реальному образованию (например, пон€тие о форме и др. чувств свойствах). ¬оспользовавшись этим пон€тием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. „то казалось бы естественнее и проще, как не воспользоватьс€ этой склонностью детской натуры к играм, и вместо глупых игрушек, порт€щих и детский вкус и детское воображение, окружить их смышлеными играми, которые послужили бы развитию в них множ-ства новых и необходимых дл€ них сведенийї (о зан€ти€х ‘ребел€).

ѕосле выхода статьи назначен попечителем ќдесского, затем  иевского учебного округа, где много сделал дл€ усовершенствовани€ работы школы и подготовки учителей. ѕосле отставки жил в селе ¬ишн€, лечил больных и писал Ђƒневник старого врачаї Ц о значении и характере воспитани€, опира€сь на свои воспоминани€ детства. ¬ частности, подробно пишет о роли нагл€дности и слова. ЂЌи нагл€дность, ни слово, сами по себе, без умень€ с ними обращатьс€, как надо, и без других условий, ничего путного не сделают. ƒар слова есть единственное и неоцененное средство поникать внутрь, гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств. Ќагл€дное одно, без помощи слова, хот€ и может глубоко врезатьс€ в пам€ть ребенка, но всегда останетс€ чем-то отрывочным и несв€зным, тогда как впечатление, произведенное словом, будет более цельное и св€зноеї. ¬ возрасте 6 лет хорошо начинать обучение грамоте. Ќаблюда€ за ходом развити€ реб-ка, надо восполь-с€ его интересом к грамоте и начать систематич образование. я не жалею, что жил ребенком.  огда еще не были известны фребелевские сады Ц главна€ сила искусственного, строго систематического воспитани€ есть более отрицательна€ (односторонн€€). ѕопытки обучать малолеток иностранным €зыкам нелепы Ђмышление остаетс€ на поверхности, занима€сь новыми именами знакомых уже предметов, а тж позорит нац чувство, нисколько не содейству€ к распрастронению научных знаний и к расширению мысли кругозора в нашем отечествеї.

ƒобролюбов Ќиколай јлександрович 1836-1861. –одилс€ в семье св€щенника Ќ.Ќовгороде, в 1848 окончил местное духовное училище, 1853 Ц духовную семинарию, где познакомилс€ со стать€ми Ѕелинского и √ерцена. ѕоступил на историко-филологический факультет ѕетербурского √лавного педагогического института (1853-57). 1857-61 Ц один из рукводителей журнала Ђ—овременникї.

¬едешие педагогические позиции ƒобролюбова Ќ.ј.

1)Ђ√лавные и высшие основы народного восп-€ наход€тс€ в разладе с господствующим направлением обществаї Ц следовательно, либо отречьс€ от усвоенных нравственных норм, либо боротьс€.

2)доказывает в своих работах, что нельз€, чтобы ребенок слепоподчин€лс€ и подражал родител€м, воспитател€м Ц с т.зр взрослого и с т.зр. последствий дл€ ребенка.

3) воспитатель должен заботитьс€ о развитии внутреннего человека в своих учащихс€, сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению; да, дети много не понимают Ц но наш долг добитьс€, чтобы понимали нас.

4) разумности в малышах гораздо больше, чем многие предполагают,.

5)воспитатель должен сообщить ребенку как можно больше вс€кого рода фактов. «абот€сь о правильности вопри€ти€ их ребенком Ц поводами к этому сообщению €вл€ютс€ сами противоречи€ ребенка.

6) ќбучение начинать с анализа, а не с синтеза.

7) ѕеревоспитайте сначала себ€, а потом искорен€йте зло в ребенке,.

8) если дети и не идеал нравственного совершентсва, то все равно они нравственнее взрослых Ц следовательно, мы должны сделатьс€ как дети, чтобы достигнуть истинного добра.

9) задача современного воспитани€ Ц внимание на внутренний мир человека, а не внешние формы.

1856-7 пишет труд Ђќ значении авторитета в воспитании. ћысли по поводу ¬опросов жизни г.ѕироговаї (т.е. по поводу статей о воспитании, публикуемых серией в Ђћорском сборникеї) ¬ этой работе отмечает, что больша€ часть наших педагогических рассуждений, отлично разбира€ вопросы высшей философии, представл€€ верные и полезные правила с т. зр. религии, государства, нравственности, общепсихологической и т.п., упускает из виду одно весьма важное обсто€тельство Ц действительную жизнь и природу детей. ¬ознесшись на своего нравственного конька, воспитатель считает воспитанника своей собственностью, вещью, с которой он может делать, что ему угодно. ¬оспитение своей последней целью имеет то, чтобы на место неразумной воли ребенка поставить разумную волю воспитател€. √овор€, что в лице воспитател€ осуществл€етс€ дл€ ребенка нравственный закон и разумное убеждение, они, очевидно, став€т воспитател€ на недос€гаемую высоту, непогрешительным образом нравст-венности и разумности.

≈сли бы был идеальный воспитатель, то слепое следование его авторитету не принесло бы особого вреда (за исключением замедлени€ самосто€тельного развити€ личности). Ќо идеальный воспитатель и не стал бы требовать безусловного повиновени€, а постаралс€ бы скорее развить раумные стремлени€ и убеждени€.

’арактеризует идеального наставника: 1) его нравственные правила безусловно верны и порведены по самым мелочным случайност€м, 2) он совершенно бесстрастен (не человек, а снар€д дл€ осуществлени€ нравственного закона), 3) €сность, твердость, непогрешимость убеждений, высока€ всесторонность развити€, чтобы превосходил натуру ребенка во всех отношени€х (должен уметь ответить на все вопросы во всех област€х).

»деальный наставник должен все заранее предусмотреть и вести ребенка лучшим путем. Ќо даже если он будет выше воспитанника, может ли он стать выше всего поколени€? Ц ведь через 20-30 лет жизнь будет уже не та, что была, когда получал образование сам воспитетель. “ем самым надолго замедл€етс€ просвещение и совершенствование целого народа. «ачем требовать от новых поколений безусловного подчинени€ мнени€м предшествующих? ƒл€ чего уничтожать самост развитие дит€ти, насилу€ его природу, убива€ в нем веру в себ€ и заставл€€ делать только то, чего € хочу, и только так, как € хочу, и только потому, что € хочу? ќбъ€вл€€ такое безусловное повиновение вы именно уничтожаете разумное, правильное, свободное развитие дит€ти.  акое психологическое действие производит требование слепого повиновени€, даже если наставник идеальный?- если ребенок выполн€ет требование, его хвал€т, нет (т.е. считает треб-е неуместным)Ц наказывают Ц т.е. оценка за послушание, в результате погасает чувство правды, уважение к разумному убеждению, тер€ет доверие к собственному рассудку - выполнив действие по приказу и убедившись, его возражени€ были глупы ребенок боитс€ составить свое мнение, становитс€ угрюмым и безжизненным (послушным орудием), губитс€ развитие воли (а другие считают, что усилие подчинить свою волю чужой и развивавает нравственную силу), полна€ бессознательность превращаетс€ в привычку, безразличие к добру и злу, отсутствие совести (выполн€ть, п.ч. велено). » это в идеальном варианте. ј если требовани€ наставников необоснованы, если он сам с недостатками, если в-лей много? ћы требуем, чтобы воспитатели высказывали более уважени€ к человеческой природе и старались о развитии, а не оподавлении внутреннего человека в своих воспитаниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным Ц не по привычке, а по осознанию и убеждению. Е¬оспитание имеет своей задачею только возбуждение и про€снение в сознании того, что уже давно живет в душе, только живет бессознательно и безотчетно. ƒети очень умны и проницательны, хот€ обыкновенно и не умеют определенно и отчетливо сообразить и высказать свои пон€ти€ (дом Ц все дома, сам производит слова ит.д.). ¬ непон€тливости детей обычно виноваты сами взрослые, дава€ первыми ложные представлени€. ≈сли в дет€х нельз€ видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельз€ не согласиьтс€, что они несравненно нравственннее взрослых -не лгут, дружат без ориентировки на происхождение, сближаютс€ с обиженными судьбою, стыд€тс€ дурного, чувства выражаютс€ на деле, а не на €зыке. ≈сли уже мы хотим обратить внимание на воспитание, то надо начать с того, чтобы перестать презирать природу детей и считать их неспособными к воспри€тию убеждений разума. Ќапротив, надо пользоватьс€ теми внутренними сокровищами, которые предоставл€ет нам натура дит€ти.. »скусства обращатьс€ с детьми нельз€ передать дидактически, можно толькоуказать основани€, на которых оно может утверждатьс€, и цель, к которой должно стремитьс€. √лавное Ц уважение к человеческой природе в дит€ти, предоставление ему свободного, нормального развити€, старание внушить ему прежде всего и более всего Ц правильные пон€ти€ о вещах, живые и твердые убеждени€, заствить его дейст-ть сознательно, по уважению к добре и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды. Ќачало этому положено еще у ».√.ѕесталоцци.

Ђќ приучении детейї педагог считает, что детска€ натура склонна к подражанию, и, будучи оставлена самой себе (в первые годы жизни в плане нравст воспитани€), она в короткое врем€ может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушени€ разума, самые лучшие наставлени€ итребовани€ чести и долга не в сиах будут изгнать укоренившиес€ дурные навыки. Ќет, разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо осознавать себ€, -внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному иблагородному; они как бы инстинктивно должны в это врем€ привыкать к нравственной жизни. ѕоэтому воспитатель непременно должен прибгать к средствам приучени€, особенно если много учеников и нет возм-ти с каждым рассуждать о каждом случае. Ќо чтобы из этой полезной меры не сделать дурного употреблени€, нужно соблюдавть следующие правила: 1) формировать привычки - настаива€ на этом с особой твердостью, посто€чнно повтор€ть действие, 2) дети должны точно знать, что им должно делать и исполн€ть, 3) в приказани€х не должно быть исключений и частых перемен, 4) старатьс€ показывать дет€м, что всегда все видит. 5) поощр€ть детей строго исполн€ть училищные правила, при этом общатьс€ тепло, но не тер€€ серьезного вида, 6) от своевольно против€щихс€ приказани€м требовать слепого повиновени€, а от тех, кто выказывает рассудительность и добрую волю Ц свобдного повиновени€, основанного на разумном убеждении, 7) даже если видит, что дл€ детей трудно и обременительно исполн€ть его приказани€, он должен твердо настаивать на свем требовании, 8) одинаков ко всем дет€м, 9) старшие должны подавать пример младшим, 10) в приучении вс€кого рода особнно важно забоитьс€ о том, чтобы не сделать повиновени€ детей бессмысленным; если дит€ не может еще €сно понимать, почему и дл€ чего оно делает то или другое, то по крайней мере оно должно знать, что оно делает, иначе из людей выйдут машины. ≈сли воспитатели будут держатьс€ этих правил при внушении дет€м разных добрых привычек, то, конечно, о них нельз€ будет сказать, что они дурно воспользовались этим прекрасным средством нравственного воспитани€.

„ернышевский Ќиколай √аврилович 1828-1889. «начениеего педагогических взгл€дов дл€ развити€ теории образовани€ состо€т в признании ценности всестороннего развити€ личности. ¬ажную роль в воспитании отводит матери, ѕредъ€вл€ет требовани€ к детским книгам и раскрывает их роль в образовании ребенка. ќн ориентирован на гуманные требовани€ к личности. ѕридава€ значение наследственным задаткам, не отрицает значени€ общественного воспитани€.

¬ыступает против произведений художественной литературы, в которых пропагандируютс€ религиозные идеи. ƒетские книги должны быть учебниками жизни. ¬ патриотичестком воспитании приоритетной считает роль родителей, они - как идеальный авторитет, излагает требовани€ к этому идеальному авторитету.

ѕедагогические взгл€ды у чернышевского по€вл€ютс€ в св€зи с критикой опред научных положений, из взгл€дов на идеальное общество. ¬ этом близок ƒобролюбову, но патриот воспитаниеу „ернышевского св€зан с авторитетом педагога, требовани€ми к идеалу авторитета, у ƒобролюбова Ц авторитет это хорошо, но идеала быть не может. ¬ умств воспитании у „ернышевского Цпринадлежит ведуща€ роль наследственности, у ƒобролюбова задатки не играют такой роли в умственном воспитании. ” обоих взаимосв€зано физическое и умственное развитие человека.

“олстой Ћев Ќиколаевич (1828-1910). ќставив в 1847  азанский университет, вернулс€ в ясную пол€ну, в 1849 Ђзавел школу. 1859-62 период Ђтрехлетнего страстного увлечени€ этим деломї. ¬ 1861 решил официально оформить сущемствование своей школы (стал приходским учителелем). ¬ этом же году назначен мировым посредником в своем уезде Ц побуждал кресть€н открывать школы, подыскива€ дл€ них учителей. ¬ мае 1862г. выехал в —амарскую губернию на отдых, в его отсутствие был проведен обыск Ц Ђвс€ мо€ де€тельность испорчена, народ смотрит на мен€ как на преступникаї –ешает отойти от педагогической де€тельности (да и народ Ц поучились и хватит). ѕозднее еще несколько раз возобновл€л зан€ти€ (например, в период создани€ Ђјзбукиї 1869-72 провер€л методы обучени€ грамоте со своей семьей, а 1890 его дочери открыли школу Ц но она просуществовала лишь 2 мес€ца. ¬ 1906-08 снова проводил зан€ти€ - собирал у себ€ учителей дл€ обучени€ своему методу, решил организовать Ђуниверситет в лапт€хї Ц педагогические курсы дл€ наиболее способных кресть€н, разработал проект 2 -годичных курсов, но было набрано лишь 12 человек. ¬ итоге своего замысла не осуществил. ¬ последние годы с увлечением работал над составлением и переложением рассказов дл€ задуманного им Ђƒетского круга чтени€ї. ¬ но€бре 1908 вышел первый номер журнала Ђ—вободное восп-еї, где напечатана стать€ ЂЅеседы с детьим по нравственным вопросамї, отражающа€ его опыт зан€тий в ясной пол€не.

¬ 1860-61 был за границей, изуча€ практику начального образовани€ ѕолагал, что в Ўвейцарии, √ермании, ‘ранции не воспитывают, а уродуют детей. ¬ 1862 издал статью Ђќ народном образованииї, в которой рассказал о своей поездке. 1874 выходит стать€ с тем же названием. ¬ ней “олстой критикует различные рук-ва по нагл€дному обучению, фребелевские сады называет Ђодним из самых безобразных порождений новой педагогикиї.

¬ целом считал педагогику умозрительной наукой, далекой от опыта воспитани€: Ђћысль об опытной педагогике привела мен€ в волнениеї, Ђ“олько когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда кажда€ школа будет, так сказать, пед лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса и опыт будет в состо€нии положить твердые основани€ дл€ науки образовани€ї.

–абота Ђ¬оспитание и образованиеї.

¬оспитание не есть предмет педагогики, но одно из €влений, на которое пед-ка не может не обратить внимани€: предметом же пед-ки и может быть только образование. ќно составл€ет совокупность всех тех €влений, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, новые сведени€. ќбразование вообще понимаетс€ или как последствие всех тех вли€ний, которые жизнь оказывает на человека (в смысле образованный человек), или как само вли€ние на человека всех жизненных условий (образование русского мужика, барина Ц плохое или хорошее). “олько с этим последним мы имеем дело. ¬оспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки (воспитывали лицемером или добрым человеком). ѕреподавние есть передача сведений одного человека другому. ”чение Ц воздействие с целью заставить ученика усвоить известные физические привычки (петь, плотничать). ѕреподавние и учение есть средства образовани€, когда они свободны, и средства воспитани€, когда учение насильственно и преподавание исключительно (т.е. преподноситс€ то, что учитель считает нужным). ќбразование свободно. ¬оспитание есть образование насильственное. ¬оспитание как умышленное формирование людей по известным образцам не законно и не возможно. » потому не может быть предметом педагогики. я не признаю права воспитани€. Ќо откуда вз€лось это ненормальное €вление? ѕричины € вижу в семействе, религии, государстве, обществе. Ўкола, в которой учатс€ 3 года тому, чему можно выучитьс€ в 3 мес€ца, есть школа праздности и лени. –абота в школе носит принудительный характер и создает у детей Ђшкольное состо€ние душиї, при котором подавлены все способности, вс€ка€ самосто€тельность мысли. ”ниверситетское образование самое худшее - профессора могут говорить все, что им вздумаетс€). —емейные, религиозные и правительственные основани€ воспитани€ естественны и имеют за себ€ оправдание необходимости. ќбщественное же воспитание не имеет оснований, кроме гордости человеческого разума, и потому приносит самые вредные плоды Ц каковы университеты и университетское образование. Ўкола должна лишь передавать сведени€, не пыта€сь переходить в нравственную область. ¬оспитательный элемент передаетс€ только тогда, когда учитель страстно любит и знает свой предмет, тогда только любовь эта сообщаетс€ ученикам и действует на них воспитательно. ≈сли же сам не любишь науку, то, сколько бы не заставл€л учить, наука не произведет воспитательного вли€ни€. ≈сли нет никакого принуждени€, то школа не может быть одинаковой.  ритериум педагогики есть только один Ц свобода. Ќо едва ли через сто лет мысль, которую € выражаю, сделаетс€ общим досто€нием, едва ли через сто лет отживут все готовые заведени€ и вырастут свободно сложившиес€ заведени€, имеющие своим основанием свободу учащегос€ поколени€ї.

 

–абота Ђќтчет о командировке за границуї.

Ђ—емейное восп-еї в последнее врем€ несколько улучшилось благодар€ ‘.‘ребелю. —емь€ и школа будут действовать дл€ одной цели, сама семейна€ жизнь должна быть проникнута воспит элементом, а школа не должна надолго отрывать от семьи и отравл€ть семейную жизнь уроками (предлагает тменить домашние задани€ и уменьшить вполовину число школьных зан€тий за счет усовершенствовани€ метода преподавани€€ и подготовки учителей). “еори€ уже видит эту необходимость, а на практике сделанор дл€ этого весьма мало. “олько сейчас по€вл€ютс€ женские учебные заведени€ (не только дл€ семейной цели, но и чтобы через нее провести в жизнь народа результаты науки, иск-ва и поэзии). Ђƒетские садыї Ц это €вление новое. »х сторонники считают ‘ребел€ отцом будущего и единственно правильно искусства воспитани€, ожидают от садов пересоздани€ человеческого рода. ѕротивники вид€т в них учреждение вредное, начильно врывающеес€ в свободную жизнь ребенка, систематизирующее и механизирующее эту жизнь, а потому подавл€ющее естественное развитие детской природы (развитие по узкой искусственно продуманной системе идет хуже, чем если бы он совершенно был предоставлен сам себе). я осматривал сады с целью самому узнать правду и пришел к убеждению, что иде€ детских садов, как и вс€ка€ нова€ педагогическа€ иде€, слишком раздута, на нее взвалено слишком много ожиданий. ќт этой идеи потом останетс€ зарно, которое и продвинет педагогику вперед (как в свое врем€ иде€ нагл€дности, взаимного об-€). »гры ‘ребел€ имеют много достоинств (хот€ €вны и плохие стихи в песн€х) и в руках хорошей наставницы принесут много пользы. ѕедагогика не наука, а искусство и, как вс€кое искусство, требует врожденного таланта.   счастью, педагогические таланты не так редки, как другие, но дл€ детской садовницы требуетс€ громадный педагогический талант, который попадаетс€ редко (она бы и сама все развивающе устроила, но система ‘ребел€ как средство Ц во всей полноте отыскала бы не так скоро). ƒетские приюты следует строго отличать от детских садов. ƒетские приюты Ц печальна€ необх-ть;д етские сады Ц желательна€, но мало доступна€ роскошь. ¬есьма желательно было бы, чтобы в 4-7 лет (раньше € решительно не допускаю возможности оставлени€ ребенком семейной среды) дети сходились вместе поиграть разумно и в игры, положительно развивающие способности, под руководством педагогически талантливой и педагогически образованой наставницы. Ќо это возможно только дл€ богатых. ћногие же игры и зан€ти€ ‘ребел€ надо вводить и в детские приюты, и в нач школы, а особенно дома Ц чтобы мама знала, чем зан€ть реб-ка.

¬ахтерев ¬.ѕ.(1853-1924).

≈го педагогическаы концепци€ получила название новой (эволюционной) педагогики. ≈е основу составила иде€ развити€, то есть трактовка воспитани€ и обучени€ как поступательного движени€ на основе внутренних факторов (прежде всего, активности ребенка) и вли€ни€ окружающей среды. ¬ахтерев утверждал, что школьное образование должно давать простор здоровым €сно выраженным индивидуальным особенност€м каждого ученика 6 Ђвс е роложительно, ценное из личных дарований и наклонностей, как бы оно оригинально ни было, должно быть развитої. Ћозунг новой педагогики он сформулировал так: Ђ¬се дл€ гармонического развити€ нормальных природных задатков ребенока к прогрессивному развитию, все- добровольными усили€ми ребенка, и ничего насилиемї.

¬ентцель  .Ќ. (1857-1974).

—торонник теории свободного воспитани€. ”глубил и модифицировал теорию ∆.∆. русо о совбодном воспитании применительно к коллективному обучению и воспитанию детей и предприн€л реализовать ее на практике. ¬идел цель образовани€ в подготовке личности, способной жить в услови€х внешней свободы, направл€ть свою активность на творчество, созидание, сотрудничество с другими людьми, их уважение. Ўкола, по мнению ¬ентцел€, должна быть прообразом идеального общемтва, основанного на демократических и гуманистических началах. ¬ажнейшим условием и средством воспитани€ считал включение ребенка в преобразующую, творческую де€тельность Цпознавательную, игрову, художественную и т.д. —вои идеи воплотил в школе, названнрой им самим Ђƒомом свободного ребенкаї. «десь обучение проводилось без оценок и экзаменов, преостал€лась свобода выбора де€тельности, на основе принципа веры в силы и возможности ребенка. ‘орма обучени€ - свободна€ беседа с учениками, непринужденное духовное общение, обмен мысл€ми.

 аптерев ѕетр ‘едорович 1849-1922 Ц родилс€ под ћосквой в семье св€щенника, окончил духовное училище, духовнную семинарию, ћосковскую духовную академию, стал преподавателем философии. » вдруг подает в отставку и посв€щает себ€ педагогике Ц у нас 4/5 населени€ безграмотны, а Ђкаждый пор€дочный человек должен в кризисные периоды жизни обещства заниматьс€ самым необходимым деломї. —тал преподавателем (1874-1898) педагогики, психологии, логики в педагогических учреждени€х ѕетербурга.

«а Ђпреподавание безумной педагогикиї, далекой от официальной доктрины, преследовалс€, но продолжал преподавть. — 1898-1910 под его редакцией выход€т брошюры (57 штук) ЂЁнциклопедии по семейному воспитанию и обучениюї. ѕосле революции  аптереву грозил арест за несогласие с власт€ми (Ђбольшивизм страшен своми замыслами о новом человеке Ц царска€ –осси€ никогда никому в духовной сфере не приказывалаї.”езжает в ¬оронежскую губернию вместе с другими известными учеными. –аботал учителем в школе и учиельской семинарии, где создал педагогические курсы, а с1921 стал проф ессором ¬оронежского университета. ѕыталс€ читать лекции, но его академичность и фундаментальность была непон€тна новым студентам-комсомольцам. ќт  рупской получил €рлык Ђне пон€вшего значени€ ќкт€брьской революции в области нар образовани€. ƒо 40 гг его работы шли в разрез с доминирующим направлением педагогической мысли, а потом его педагогические идеи широко использовались, но чаще без упоминани€ его имени. » лишь в 1982 году впервые были опубликованы его избранные пед сочинени€ (всего один том в 700 стр.). “огда как он написал более 40 монографий, более 200 статей, более 100 рецензий. ј его Ђ»стори€ русской педагогииї (1861-1910) публиковалась журналом Ђѕедагогикаї 1992-1994, была положена Ћатышиной в основу ее учебника Ђ»стори€ пед-киї (1998).

‘ундаментальный труд Ђƒидактические очерки. “еори€ образовани€ї Ќачинает с истории дидактики Ц пишет о я.ќ. оменском, √.ѕесталоцци, ».√ербарте. ƒистерверг. ¬о второй части раскрывает вопросы психологии образовательного процесса, в третьей описывает состав общеобразовательного курса, четверта€ часть посв€щена педагогическому методу, в 5 части ученый рассказывает о свойствах учител€, 6часть посв€щена характерстике обстановки об-€). ƒо революции это был самый крупный и попул€рный труд по общей дидактике, в советских учебниках раздел дидактики по структуре почти так же раскрываетс€: сущность, содержание, методы, формы, учитель.

 аптерев продолжил и развил антропологический подход к педагогике, начатый  .ƒ.”шинским, ѕироговым, —еченовым. ќн писал: 1) пед-ка без физиологии и психологии немыслима, это антропологич основы воспитани€, 2) педагогика Цэто прикладное знание о педагогическом процессе (а не искусство, не набор рецептов, не нормативные требовани€). ¬ основе работ  аптерева лежит иде€ психологического обосновани€ педагогики. ¬ Ђƒидактических очеркахї центральна€ глава - Ђќбразовательный поцесс Ц его психологи€ї. ѕ аптерев полагал, что педагогика как прикладна€ наука отвечает на вопрос, как надо учить и воспитывать детей. ѕсихологи€ же €вл€етс€ фундаментальной наукой о психике ребенка и его развтии и предстает базовой по отношению к педагогике. Ѕазовыми дл€ пед-ки €вл€етс€ также логика, физиологи€, филологи€, социологи€.

—тать€ Ђѕед-ка Ц наука или искусство?ї 1885Ц это вопрос чисто тоеретический, но имеющий значение и дл€ педагога (кто он Ц художник или ученый). ” нас этот вопрос обсуждал  .ƒ.”шинский, признав ее искусством. Ќа науку и искусство можно высказать различные взгл€ды, сообразно с которыми различно будет определ€тьс€ и положение педагогики. ≈сли наука Ц чистое знание, а искусство Ц утилизаци€ знани€, применение научных законов к требовани€м жизни, то педагогика будет искусством, п.ч. имеет своей задачей не расширение чистого знани€ ради его самого, а более практические цели Ц содействие правильному развитию сил детей, их физическому и психическому росту. “е законы, которые добыты науками о человеке, она стараетс€ применить к развитию детей. Ќо применение закона есть расширение знани€ о законе, поэтому и то, и другое есть де€т-ть научна€, но чисто научна€ или практически научна€ (прикладна€). »так, Еследует допусить только 2 вида Ц чистую и прикладную науку. ѕредложим другое понимание искусства Ц оно преследует цели не знани€, а красоты. ќт науки и искусства надо отличать практическую или техническую де€тельность, она Епреследует только утилитарные цели.“ак и педагог Ц достиг цели подготовив ученика к экзамену, но разумно или нет он действовал, польза временна€ или существеннна€ Ц практики этии вопросами не задаютс€.. ќтсюда пед-ка есть прикладна€ наука, она примен€ет законы наук о человеке ƒругие науки о человеке менее касаютс€ педагогики, но нельз€ сказать, что они ей чужды (напр-р, филологи€). “.о., научные предпосылки пед теории сложны и разнообразны. Ќаучные законы педагогика должна примен€ть к известным обсто€тельствам и потребност€м и с известной целью. ќткуда она возьмет знание этих обстто€тельств, потребностей, целей? Еѕодобные сведени€ можно почерпнуть только из истории народа, потребностей и задач насто€щего времени. ј чтобы успешно выполнить намеченную такими пут€ми цель, необходимо свободно располагать всем пед опытом человечества, обсто€тельно знать, к каким результатам пришло в этом отношении человечество, какие создало методы воспитани€, какой преследовало образ курс и т.д., иначе сказать, нужно широкое знание истории педаогики. «начит количество наук, с которыми педагогу приходитс€ иметь дело, и их разнообразие вполне вы€сн€ют факт невысокого положени€ в насто€щее врем€ педагогики как прикладной научной теории. —очинени€ по педагогике в основном лишены научного характера, теоретической обоснованности (делайте так, а почему?). Е¬ нашем педагогическом образовании, к сожалению, под педагогикой понимают изучение рецептов. ј науки, которые должна примен€ть педагогика, вообще не изучаютс€ї

—ледует отметить, что дискусси€ о характере науки педагогики до сих пор продолжаетс€.

 аптерев полагает, что наука может процветать, если она далека от политики. Ёту идею он отстаивал до конца жизни. ѕедагогика универсальна. Ќе может быть педагогики советсткой или империалистической. ”читель имеет право занимать определенную политическую позицию, но он должен быть лишен права обращать учащихс€ в свою веру, школа должна быть вне политики.

÷ели воспитани€ определ€ютс€ социальным идеалом, который задаетс€ об-вом, национальными традици€ми, религиозными ценност€ми. ‘ормирующийс€ индивид стремитс€ соответствовать ожидани€м и требовани€м, корен€щим€ в массовом народном и религиозном сознании. «адача педагогики Ц осмысление и вы€вление этого идеала. Ќасильственное утверждение сословных идеалов опасно, грозит социальным взрывом. (то есть, каптерев стремитс€ продолжить идею народности”шинского).

ќсобое внимание  аптерев удел€ет анализу детерминант развити€ чедловека, вид€ их в нем самом: Ђтолько тогда образованиее станет эффективным, когда в его основу будут положены опирающиес€ на науку представлени€ о пут€х формировани€ человека, механизмах усвоени€ культуры. ќбразование должно следовать за природным развитием человека и никогда не опережать его. —тремление интенсифицировать порцессы развити€ может вызвать деструктивные процессы. Ђќснова школы и источник ее усовершенствовани€ есть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал и методов, которые лежат в основе самовоспитани€ и самообразовани€ї ¬с€кое усвоение культуры предполагает 3 стадии: ощущение Ц понимане Ц действие. Ќа основе этого механизма и нужно организовать образовательный процесс.ї

’араектеризу€ метод в педагогке,е аптерев отмечает: он Ђс одной стороны, обращен к педагогической науке и несет в себе теоретическое обоснование целенаправл действий учител€. — другой стороны, метод должен быть освоен педагогом на уровне интуиции ¬ статье Ђћетод и его применениеї (1878)Ц  аптерев указывает Ђполна€ успешность метода предполагает 4 элемента: знание детской природы вообще, знание преподаваемой науки, знание индиывидуальных свойствв учащегос€ и органическое усвоение метода учителем ¬ыкиньте любой из элементов Ц и обучение не будет успешным. ЕЌаучиьтс€ примен€ть метод по книжкам нельз€. ƒл€ этого необходим живой образец, искусный педагог-руководитель. ј далее уже собственный опыт. „то же важнее в методе? Ц Ђвсе важнееї одинаковое значение придаем и научной стороне метода, и личности учител€, Ђне сотвори себе кумираЕиз методикиї.

 апетер ѕ.‘. в своих работах фундаментально поставил проблему специфических особенностей женского образовани€. Ц учесть характер и специфику женского воспри€ти€ жизни, переживани€, отношени€ к миру. ѕед процесс должен быть сориентирован на своеобразие воспри€ти€ мира мальчиков и девочек.

—емейное воспитание ученый называл Ђновооткрытой областью научной пед-киї и призывал св€зывать образ процесс в школе с традици€ми и обыча€ми семейного воспитани€. ¬ развитии личности главна€ роль принаделжит семье; только через семейное воспитание ребенок может прийти к человечеству и богу. —емейное и общественное воспитание взаимодополнительны. —емь€ должна обспечить услови€ дл€ зан€тий, руководить чтением, изолиру€ от безнравственных книг, устран€ть от дурных вли€ний.

ѕосле  аптерева в сознании российского педагогического сообщества прочно сформировалась установка на ценность психологического и физиологического обосновани€ педагогического порцесса. ¬оспитание он св€зывал ссоциализирующими факторами. ќн установил факт несовпадени€ образовани€ и развити€ учащихс€, акцентрировал проблему саморазвити€ личности, дал ключ к пониманию образовани€ как важнейшего услови€ роста и освоени€ личностью ценностей культуры.

√ессен —ергей »осифович. 1887-1950.. ¬ 1914 после длительной подготовки и сдачи магистерского экзамена становитс€ приват-доцентом ѕетраградского университета, ведет новый дл€ тоговремени курс Ц историю педагогики. ¬ эти же годы в гимнази€х преподает логику, психологию, педагогику. ¬ 1917 переезжает в “омск, где заведует кафедрой философии и педагогики университета, перестраивает курс педагогического образовани€, введ€ больше психолого-педагогических наук. ¬последствии вынужден был эмигрировать за границу, где и завершил свою основную научную работу Ђќсновы педагогики. ¬ведение в прикладную философию.ї √ессен. Ц один из первых русских педагогов, пытающихс€ рассмотреть философские основы педагогики ќн предложил подойти к предмету и задачам педагогики с т.зр. аксиологического подхода, т.е. т.зр. философского учени€ о природе ценностей, прежде всего Ђподлинныхї, вечных ценостей культуры.

ќтносил педагогику к прикладным наукам, счита€ ее наукой не о том, что есть, а о том, как должно быть, т.е. прикладной философией. —читал педагогику теоретической педагогикой, котора€ должна формировать професс мышление учител€, его способность искусно разрешать конфликты внутри образовани€.

ѕо мнению √ессена педагогикака как прикладна€ философи€ культуры должна выражать содержание культурной жизни человека и его эпохи. ¬ культуре он различал 3 сло€: образованность, гражданственность, цивилизацию, за каждым из которых стоит свое содержание культурной жизни. ќбразованность включает науку, искусство, нравстственность, религию. √ражаданственность Ц право и государственность. ÷ивилизаци€ Ц это экономика и техника. Ёти ценностные слои изучаютс€ различными отделами философии и, соответственно, Ђкаждой философской дисциплине соответствует особый отдел педагогики в виде как бы прикладной ее части: логике Ц теори€ научного образовани€, этике Ц теори€ нравственного образовани€, эстетике Ц теори€ художественного образовани€ и т.д.ї. Ќоменклатура абсолютных культурных ценностей определ€ет и количество видов образовани€.

ћетодологию философского анализа √ессен распростран€ет и на историю педагогики, в которой видит отражение философских концепций, историю развити€ культуры в целом. “акой подход позвол€л, вы€вл€€ уникальность и неповторимость педагогических систем прошлого, прослеживать их историческую преемственность. √лубине философско-педагогического и исторического анализа способствовала используема€ √ессеном система методов исследовани€. ќн один из первых русских компаративистов (специалистов по сравнительной педагогике) использовал везде сравнительный метод, пользовалс€ методологией герменевтики дл€ объ€снени€ сущности педагогических €влений.

¬ традици€х русской педагогики вслед за  .ƒ.”шинским, ѕ.‘. аптеревым и др., одной из главных философских проблем педагогики считал целеполагание.   цел€м образовани€ подходил с позиции аксиологии, вы€влени€ Ђвечных и абсолютныхї ценностей образовани€ и культуры и признани€ личности как высшей ценности. ќбразование понимал как раскрытие и оформление Ђвнутреннего человекаї, дух созревание личности, формирование им собственного я на основе законов морали. ѕедагогическа€ система √ессена Ц личностно-ориентированна€, т.е. личность, ее индивидуальность и неповторимость рассматриваюс€ в межиндивидуальных и коллективных взаимодействи€х, в широком социальном и историческом контексте. ќбразование по √ессену, это культура личности, процесс приобщени€ природного человека к культурным ценност€м. ќтсюда цели образовани€ выступают как цели-задани€, составл€ющие совокупность культуры и неисчерпаемые по своему содержанию: Ђѕодлинное образование заключаетс€ не в передаче новому поколению того готового культурного содержани€, которое составл€ет особенность поколени€ образовывающего, но лишь в сообщении ему того движени€, продолжа€ которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культурыї.

  цел€м обр-€ он подходил многосторонне, выстраива€ их иерархию (частные, общие цели). ¬ыступал против принципа партийности, классового подхода.

ѕодчеркивал необходимость научного образовани€, не сводимого лишь к умственному. ÷елью образовани€ должно стать овладение методом научного знани€, что можно сделать Ђтолько на сведени€х, в св€зи со сведени€ми, а не отвлеченно от них. Ќо т.к. сведени€ приобретаютс€ путем их открыти€ учащимис€ заново, путем их самостельного построени€, тем самым достигаетс€ и дисциплинирование ума как чисто психологической способностиї (отсюда снимает противопоставление материального и формального образовани€).

 

 онради ≈вгени€ »вановна 1838-1898. ѕисатель-публицист, участник борьбы за равноправие женщин, высшее женское образование, стремление перестроить систему дошкольного воспитани€. ѕерва€ стать€ по дошкольному воспитанию Ђ„то такое детские сады и при каких услови€х может быть прок от нихї - вскрывает идеалистические и националистические основы учени€ ‘ребел€: Ђ‘. считал германцев првым в мире образцовым народом, портотипом народов; он старалс€ устроить и первонач воспитание детей исключительно в духе и в характере германского племени, согласно с его пон€ти€ми и првычками, которыми проникнут и обозначен весь его частный и общест быт, начина€ от мелочей хоз€йства до государственного устройства, от азбуки до философии. —оотвтственно этому своему национальному сознанию и сочувствию ‘ребель устроил свою Ђћетодуї с такой ученой, медленной, осторожной постепенностью, с такой неумолимой систематичностью и подозрительной предупредительностью, каких не в состо€нии вынести никака€ ни детска€, ни зрела€ натура, ни во ‘ранции, ни в јнглии, ни в –оссииї. ≈го система отличаетс€ чрезмерным дид-змом, строгой формальной систематизацией игр и зан€тий, убивающей самоде€т-ть реб-ка. Ђ≈жели бы кто-нибудь вздумал так воспитывать детей, то решительно сделал бы из них автоматов, очень подвижных при каждом прикосновении к ним, но лишенных вс€кой внутренней самост-сти. ¬ теории о самоде€тельности дит€ти ‘ребель говорит посто€нно, но на деле многими приемами он убивает ееї.

¬ывод Ц Ђ—истема дошкольного воспитани€ ‘ребел€ безусловно и в том виде, как он ее излагает, вполне прин€та быть не можетї, но заслуживает внимани€.

 онради считает, что в-оспитательницами русских садов должны быть русские образованные женщины, умеющие творчески использовать идеи, отдавать преим-во элементарным знани€м о мире и природе, а не упражнени€м в сочетании чисел и фигур.

¬ 1868 выступила с критикой отдельных статей журнала Ђƒетский садї, в которых она находила €ркие пор€влени€ педагогической дрессуры, новых усовершенствований воспит машины (о естестественных наказани€х, подвижных играх, ручных работах). ÷ентральным вопросом педагогики считала определние цели воспитани€ и образовани€. ”казывала на абстрактный идеал воспитани€ человека ѕирогова.  онради считает, что решающую роль в определении цели воспитани€ играют общественные требовани€ и интересы:Ђ—делать наших детей возможно производит членами общества, приспособить их к служению делу света, добра и справедливости Ц таково первенствующее соображение, которому должны подчин€тьс€ как произвол нашего родительского деспотизма, так и самоотверженна€ щепетильность нашего чадолюби€ї. Ђќбществ требовани€ определ€ют направленность процесса воспитани€: укрепл€€ тело, развива€ ум, воспитыва€ чувство, мы имеем путеводную нить, котора€ не дает нам уклон€тьс€ в односторонность и метатьс€ из стороны в сторонуї.

—имонович јделаида —еменовна 1840-1933. ћуж врач я.ћ.—имонович (1840-1883). Ќаход€сь в Ўвейцарии познакомилась с работой дошкольных учреждений. —тремилась воплощать принцип народности в своем детском саду (организаци€ подвижных игр, отражающие труд и быт русского народа, сопровождение их русскими песн€ми, дети строили из бревен избы). «а основу вз€ла систему ‘.‘ребел€, новносила разумные дополнени€: например, работу с бумагой превратила в изготовление кукольной мебели, коробочек. ƒл€ 3-4 летних проводились только инд игры и зан€ти€ (така какдл€ них невозможно даже приблизительное распределние) и богатство среды (чтобы перетаскивали, складывали, разбирали, много двигались).ƒл€ 5-6 -летних вводилось родиноведение (природоведческий уклон): Ђ–одиноведение начнаетс€ в саду с детьми 6 и 7 лет. Ёто е





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3974 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

731 - | 805 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.093 с.