Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития.[28]
Сфера труда, будучи экономической базой, для всех социальных процессов, определяет большинство социальных параметров. К самой трудовой сфере относятся: экономическая активность населения; занятость и безработица; условия труда, прежде всего продолжительность рабочего дня и недели; и такой ключевой параметр как эффективность труда и, наконец, источник существования трудящихся и их семей – оплата труда.[29]
Ценностные ориентации трудового поведения – это система мотивов и ценностей в сфере труда, профессии, работы, определяющая тип и содержание трудового поведения, трудовые цели и потребности индивида.
«Главной побудительной силой человека, группы, общества является потребность, под которой понимается объективно обусловленный запрос личности в необходимых для существования благах и деятельности по их приобретению».[30] Не имея еды, одежды, жилища, духовных благ люди не могут существовать. А чтобы все это иметь, они должны производить, трудиться. Следовательно, люди трудятся потому, что им необходимо удовлетворить потребности. Потребности активизируют человека, а если нет потребности, не может быть и активности. Однако побудительной силой обладают осознанные потребности. Потребности, осознаваясь людьми, отражают в их сознании несоответствие внешних условий их внутренним требованиям и предопределяют их деятельность по устранению такого несоответствия. Интересы - это конкретное выражение осознанных потребностей. Осознанные потребности обретают форму интересов к определенным объектам, обеспечивающим удовлетворение потребностей.[31] Интересы выступают реальной причиной социальных действий, в том числе в сфере трудовой.
Если потребность характеризует, что нужно человеку для его нормального функционирования, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы иметь необходимые условия для удовлетворения этой потребности. Таким образом, потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового, профессионального поведения.[32]
Следует отметить, что люди включаются в трудовую деятельность не только из внутренней потребности, но и под внешним воздействием. Внешнее трудовое поведение обусловливается трудовым комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая ситуация влияет на развитие и проявление личных потребностей и интересов. Значимость внутренних и внешних воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека различна. Под влиянием этих воздействий формируется внутренняя позиция, личная предрасположенность индивида по отношению к различным объектам и ситуациям, его готовность действовать тем или иным образом.[33]
Внутренняя позиция индивида характеризуется такими понятиями, как "ценностные ориентации", "установки" и "мотивы". Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, социально - обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которого возникает стремление к достижению определенных целей. Они определяются по господствующему интересу в сочетании с реальным статусом человека. От того, на какие ценности труда ориентирован человек, какое место занимает трудовая деятельность в общей системе его ценностных ориентаций, зависит степень его трудовой активности и профессиональной удовлетворенности.[34]
В трудовой сфере возможна ориентация непосредственно на общественную значимость труда (когда человек стремится найти наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она не всегда интересна с точки зрения содержания труда или не выгодна с точки зрения его оплаты); или на содержание труда (когда индивид стремиться найти наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую возможности для повышения квалификации); или на заработную плату (когда человек стремится работать сверхурочно или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка); или на условия труда (когда индивид стремится к работе с нормальными условиями труда, с удобной сменностью, хорошим микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой содержательности труда).[35] Такого рода ориентации отражают основные терминальные ценности труда (ценности-цели). Ценности-цели (или терминальные ценности) - это убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.[36] Терминальные ценности определяют для человека смысл его действий, указывают, что именно для него особенно важно и значимо в сфере труда.
Однако существуют и инструментальные ценности в сфере труда – ценности-средства. Ценности-средства (инструментальные) - убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными для достижения желаемого, то есть ценностей терминальных.[37] В сфере труда к инструментальным ценностям могут относиться: высокая квалификация, высокий уровень знаний, активность (готовность трудиться с полной отдачей), предприимчивость, инициативность, коммуникативность (умение ладить с начальством и коллективом), дисциплинированность и ответственность, наличие специальности, опыт работы и т. д.
Следует отметить, что ценностным ориентациям в труде всегда соответствуют определенные установки. Установки - это наиболее устойчивая направленность в отношении человека к объектам, ситуациям, своим ролям, статусам, его готовность к определенным действиям.[38] Мотивы в отличие от установок, которые могут быть неосознанными, есть осознанное субъективное отношение к своим поступкам, внутренняя реакция на трудовую ситуацию, сформировавшаяся на основе установок и ценностных ориентаций под влиянием внешних воздействий, стимулов.[39] Мотивы предшествуют трудовому поступку, действию человека. Мотивом может выступать чувство долга, удовлетворение от хорошо выполненной работы, заработок, престиж, боязнь критики и наказания, продвижение по службе.
Таким образом, существует целый мотивационный комплекс, который может изменяться не только от человека к человеку, но и от одной социальной группы к другой. Существующие в сфере труда мотивы условно разделяют на три вида: · материальные, когда человек выполняет работу, исходя из побуждений, не связанных ни с характером и содержанием труда, ни с социальной средой, потому что работа для него - простая экономическая необходимость, средство зарабатывать деньги и обеспечить самостоятельность существования; · духовные, когда человек выполняет свою работу потому, что ему нравится его профессия, содержание трудовой деятельности. При этом он ощущает радость творчества, эмоциональный подъем, испытывает эстетическое наслаждение самим процессом труда; · социальные, когда человек выполняет свою работу, руководствуясь не столько ее содержанием, сколько тем, что она обеспечивает ему определенное место в социальной структуре коллектива, в обществе. При этом он четко понимает ее общественную значимость, получает моральное удовлетворение трудом, пользуется уважением.[40] На практике в чистом виде эти виды мотивов не встречаются. Они тесно переплетаются, и в какой-то конкретной ситуации можно выделить лишь доминирующий вид.
В целом же в сфере труда человек одновременно испытывает целый ряд потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Ориентируясь в каждой конкретной социально-экономической и трудовой ситуации, он на основе сформировавшейся у него установки посредством мотива делает определенный выбор, объясняет и обосновывает его.[41] Благодаря мотиву действия приобретают характер относительно координированного акта при большем или меньшем соответствии ценностей и потребностей, даже при их несогласованности.
Кроме того, немаловажным элементом ценностных ориентаций личности в трудовой сфере является уровень притязаний индивида, который определяется как материальными притязаниями (достаточным уровнем оплаты труда), так и статусными притязаниями (достаточный социально-профессиональным статусом).[42]
Следует отметить, что социально-экономический уклад российского общества претерпевает последнее время фундаментальные изменения. И в этой связи закономерно усиливается интерес к тому, как люди относятся к своему труду, чего ждут от него.
Идеология советского общества была трудоцентристской, труд в ней имел своего рода священный, сакральный смысл. В нормативных текстах декларировалась «всеобщность труда» в СССР, т.е. обязательность трудовой деятельности для каждого трудоспособного члена общества, недопустимость неучастия в труде и извлечения «нетрудовых доходов».[43] Однако в последнее время провозглашаемые, одобряемые и поддерживаемые российским обществом трудовые ценности подверглись радикальным изменениям. Труд из обязанности превратился в право, легализован статус безработного. Существенно изменились и социально санкционированные мотивы трудовой деятельности. Общественное благо, ради которого необходимо жертвовать личным благополучием, потеряло свою значимость. С другой стороны, получил легитимность частный, индивидуальный интерес личности в сфере труда.
Сегодня по результатам множества социологических исследований, можно утверждать, что лидирует в России, безусловно, ценность высокого заработка, которая статистически значимо опережает по частоте упоминаний все остальные аспекты работы, в том числе и весьма распространенные у нас ценности интересной работы и хорошего коллектива. Что же касается ценностей активной самоотдачи, трудовых и статусных достижений, ответственности, то эти ценности существенно отстают.[44] Труд сегодня рассматривается большинством молодых россиян как деятельность, основной целью которой является удовлетворение потребительских нужд. Наибольшая распространенность высокого заработка как ценности труда является общей для России и большинства других стран. Российская молодежь в целом, ориентирована в трудовой сфере относительно пассивно, предпочитая меньше работать и больше получать, или общаться на работе, устанавливая и поддерживая связи, нежели делать профессиональную карьеру.[45]
Изучение системы ценностных ориентаций молодежи в трудовой сфере служит инструментом для выявления изменений, происходящих в отношении перспектив получения высшего образования, профессиональной подготовки.[46] Общее направление реформ экономической и социальной жизни в нашей стране существенно изменило ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии молодыми людьми.
Рынок труда молодежи сегодня можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социально-демографической группы, обладающей присущими ей потребностями и интересами и занимающей специфическое место в воспроизводстве трудовых отношений. Многовариативность социально-экономической и культурной жизни трансформирующегося российского общества сегодня формирует специфическую среду предложений, в том числе и на рынке труда. Атмосфера одновременного сосуществования множественности возможностей и их недоступности приводит к тому, что относительно равный старт не является гарантией равных возможностей молодых людей на рынке труда современной России.[47] Выбираемая и реализуемая стратегия и ценностные ориентации в трудовой сфере зависят от представлений каждого молодого человека об успехе, путях его достижения, о своем предназначении и будущем.