Становление личности и формирование мировоззрения — очень сложный процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития, все больше привлекает к себе внимание исследователей. Будучи неотъемлемым элементом системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека.[13]
Ценностные структуры сознания, безусловно, присущи внутреннему миру человека. В силу этого ценностные ориентации и установки могут быть рассмотрены как важнейший инструмент саморегуляции личности. Поэтому они представляют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом, сознанием субъекта и его ответственным личностным выбором.[14]
В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями отдельной личности.[15] Однако в любом случае система ценностных ориентаций составляет в первую очередь основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и образа жизни. Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, определяют и регулируют поведение человека.[16]
Рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «ценностные ориентации - это ведущий мотив – цель, которая возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни».[17] С. Л. Рубинштейн говорил, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.[18]
Ценностная ориентация – это, прежде всего, понятие социальной психологии, под которым понимается:
1. идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;
2. способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг жизненных ориентиров.[19]
В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.[20] Таким образом, ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой - система фиксированных установок, регулирующих поведение этой личности.
Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, а значит, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности.
По мнению А.А. Деркача, ценностные ориентации связывают в единое целое когнитивную, эмоциональную, мотивационную и другие сферы, интегрируя их в единую смысловую сферу, чем и придают личности целостность. Исходя из того, что профессионально-ценностные ориентации являются системным явлением, можно выделить следующие структурные компоненты: когнитивный, эмоционально-чувственный, смысло-целевой (поведенческий). Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.[21]
Таким образом, ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.[22]
Ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности.[23] Ценности индивида выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития. Развитые ценности — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.
Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.).[24] Большое внимание уделил изучению ценностей М. Рокич. Он определил ценности личности как «абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях».[25]
М. Рокич приводит следующую типологию ценностей:
· Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
· Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.[26]
Таким образом, мы можем говорить о бесчисленном множестве определений понятия «ценностные ориентации». Социология рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей.[27]
Но, о какой бы науке не шла речь, мы видим, что все без исключения ученые и исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы, действия. И что важно, в основе конструирования жизненных стратегий индивидов, в том числе и молодежи, лежит определенная система ценностей, которая отражает представления о наиболее приемлемых путях, способах достижения жизненных целей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.