Наша воля — это механизм, с помощью которого мы стараемся привести все события и вещи в мире в соответствие с нашими представлениями о них, в то время как интенция — это механизм, с помощью которого мы создаем незаурядные и смелые мечты. И пока воля исправляет и улаживает события после того, как они произошли, интенция придает нужную форму и вид событиям еще до того, как они появились в нашей жизни. Оба эти механизма очень важны, и у каждого своя неотъемлемая роль, но мечтание возможно лишь посредством интенции.
Использование интенций, искренних желаний в мечтах нам несвойственно, так как нас научили, что если хочешь чего-то добиться, то лучше бы тебе самому сделать это, то есть подумать. как ты можешь получить желаемое, и начать работать. Нам говорили о силе позитивного мышления, и мы приободряем себя, повторяя всякий раз вслух, сколько денег хотим заработать в этом году или как должна выглядеть наша будущая жена или муж. Многие люди уверяют, что можно делать заказ самой Вселенной, как если бы это была Великая Официантка, работающая на небесах: что ты заказал, то тебе и принесли. Но чаще всего люди в большинстве случаев игнорируют факт, что Великая Официантка приносит им гамбургер вместо заказанного мясного филе, или приносит филе, но потом предъявляет счет, который они не могут позволить себе оплатить.
Иногда случается, что Вселенная принимает и удовлетворяет наши запросы, но лишь для того, чтобы углубить и усилить интенцию, покоящуюся в нашей душе. Нашему духу, нашей сущности на самом деле все равно, что мы едим сегодня на обед или какая сумма лежит на нашем счете в банке; их гораздо больше беспокоит то, как мы используем свои способности и таланты и помогаем миру. Таким образом, если ваша интенция или мечта связаны с оказанием помощи и лечением людей, вы можете стать научным работником, который наконец-то найдет лекарство от рака, снискав тем самым мировую известность, и ваша душа будет счастлива.
Если ваше стремление пользоваться вниманием окружающих и быть популярным выливается в то, что вы становитесь человеком, в компании которого людям легко и весело, ваша душа также будет счастлива. Видите ли, душе не нужны благодарности, и ей неважно, как вы и Вселенная будете обыгрывать сцену совместного творения реальности, — ей просто хочется взять гитару и подыгрывать в ритм божественной природе вещей.
Несмотря на то, что наш разум может быть очень хорошим помощником в осуществлении той или иной интенции, намерения, нам следует позволить мечте осуществляться без нашей помощи, без наших рациональных умозаключений и размышлений. Нам не следует ломать голову над тем, каким же образом наше желание исполнится.
Когда шаманы впервые взяли меня под свое крыло, я, вероятно, был для них просто очередным парнем из Америки, который, выйдя за пределы своей заурядной, привычной жизни, искал причины своих несчастий и ударов судьбы. Это было начало 1970-х годов, когда многие молодые парни и девушки, одетые в синие джинсы, путешествовали по древним городам Перу, Омаха, Сан-Бернардино в поисках ответов, которые они так и не нашли. Однако Хранители Земли мечтали о распространении своего учения на Запад[6], и они увидели во мне не просто очередного эксперта, пытающегося изучить их техники, а потенциального посланника, который мог бы оказаться им полезным. У них была цель, и они видели возможность достичь ее, используя меня в этом качестве. Они воспринимали меня как образованного белого человека, который мог
взаимодействовать с другими образованными людьми белой расы, в чьих силах было изменить все больше и больше подвергающийся опасности мир. Шаманы чувствовали во мне способность донести их учение и наставления людям, до которых они другим способом не достучались бы.
Но, несмотря на их стойкое желание осуществить задуманное, я не был уверен, что «шаман с Запада» — это та задача, за выполнение которой я мог взяться. Ни одна из моих собственных историй не готовила меня для этой роли. Ведь история, которую я прокручивал у себя в голове в то время, была создана мыслями, что я сын иммигрантов, что моя семья потеряла все, что представляло для нас хоть какую-нибудь ценность. Я видел, как мой отец, в прошлом политик, влиятельный человек на Кубе, теперь стал безработным. Когда я начинал свою собственную карьеру, моя позиция была такова: если мой отец не смог найти себя в этой новой для нас стране, в которой теперь живем, тогда и у меня это точно не получится.
Когда я встретился с шаманами. Хранителями Земли, я считал себя простым медиком-антропологом, проводящим научное исследование для диссертации. А после того как я приступил к задаче выражать и формулировать мудрые учения шаманов современным художественным языком, мне пришлось пойти вразрез с принципами моей профессии и столкнуться с тем, что коллеги критикуют мой ненаучный подход. (Человек, который строил Собор, а не просто обтесывал камни, тоже не завел бы себе много друзей среди коллег-каменщиков.)
В последующее время написанные мною книги стали использовать в качестве учебников в некоторых местных университетах, и я помог основать целое движение, пропагандирующее путешествия в Перу в поисках духовного роста. Но что имеет для меня сейчас наибольшее значение, так это обучение других «шаманов с Запада». Я учу мужчин и женщин, занятых в сферах здоровья, бизнеса и образования, нести исцеляющую энергию в свои семьи, организации и по всему миру. Возможность того, что я буду заниматься всем этим, существовала еще тогда, когда я впервые встретился с Хранителями Земли, но я и представить себе не мог, что все будет именно так. Если бы кто-
нибудь сказал мне: «Это то, чем ты будешь заниматься в будущем», я бы посмеялся над таким немыслимым предположением.
Шаманы, с которыми я работал, достигли своей мечты найти посланника на Запад, потому что они не контролировали каждый шаг и не вмешивались в детали. Они даже не пытались представить себе, кем мог бы оказаться этот посланник, где они могли бы его найти, и как им удостовериться, что он — лучший из всех кандидатов. Они не старались точно продумать весь процесс распространения старых обычаев в мире, которые обязывали к рациональному использованию ресурсов Матери-Земли. Они просто искренне желали донести свою мудрость до жителей западного мира, и, когда им представилась такая возможность, они ею воспользовались. Сам того не подозревая, я был «ходячей возможностью», и шаманы это сразу увидели, потому что их интенция и искреннее желание были чистыми, не затянутыми облаками воли или мыслей. Они предложили мне принять участие в более важной истории, чем все то. что я когда-либо мог себе представить, и она оказалась тем, о чем я мечтал.
Отойти от тотального контроля событий и создания условий для осуществления вашей мечты — правильный и эффективный шаг. Например, Нельсон Мандела, который провел в тюрьме 27 лет, все эти годы был одержим желанием положить конец эре апартеида в Южной Африке. Его мечта заключалась в том, чтобы белые и чернокожие жители Южной Африки имели равные возможности и совместно трудились на благо страны, в которой все люди могли бы жить и воспитывать своих детей в мире и согласии, радуясь всеобщему благополучию и процветанию. Он мог бы строить планы, как выйти из тюрьмы и своими действиями повлиять на соотечественников, но вместо этого он погрузился в воображение и мечты.
Я полагаю, что если бы Нельсон Мандела проводил десятилетия в размышлениях о том, каким именно образом воплотить свою мечту в реальность, ему бы становилось все сложнее оставаться преданным своей цели и не поддаваться тревоге и отчаянию. Однако, когда наступил решающий момент и Южная Африка была готова к изменениям, он вышел из тюрьмы, полный несокрушимой силы духа и энергии, способной вдохновлять и вселять надежду в сердца людей, которую он сохранил благодаря огромному желанию и смелости мечтать о лучшем будущем своего народа.
Мечтать вместе
Эгоистичное желание быть одинокими нонконформистами и бунтарями приводит к тому, что мы забываем, что окружены другими людьми, которые с радостью разделили бы наши желания, мечты и помогли бы воплотить их в жизнь. Многие мужчины притворяются, что их любимый фильм — это вестерн «Ровно в полдень». Фильм о шерифе (в роли шерифа — Гарри Купер) маленького городка на Диком Западе[7], которого оставили все: жители городка, друзья и даже его жена именно в тот момент, когда он был готов мужественно встретиться с преступниками, терроризирующими город. Никто его не понял и не осмелился пожертвовать жизныо ради правого дела, но он все равно не отрекся от своей твердой веры.
Мы можем смело и решительно отказаться от эгоистического желания быть одинокими и замкнутыми «белыми шляпами»[8]. Мы можем отставить в сторону нашу застенчивость и робость и пойти навстречу окружающим нас людям, чтобы создать и воплотить в жизнь нашу мечту. Помните, что мы можем довести до конца любое дело, справиться с чем угодно, но лишь до тех пор, пока мы действуем бескорыстно, отказываемся от получения пользы и выгоды от наших действий. Понимание нашей уникальности, чувство отрешенности от матрицы Бесконечности — это иллюзии, которые ограждают нас от истинных интенций и стремлений мечтать, строить в воображении свое будущее. Всякий раз наше эго сбивает нас с толку и заставляет сделать ложный шаг.
На личностном уровне мы привязываемся к предмету нашего желания, не обращая внимания на то, о чем мечтают другие. Нам хочется, чтобы другие люди отказались от своего мировоззрения, приняли наши ценности как свои и жили бы так, как живем мы, потому что считаем, что избавим мир от всех проблем. Это не истинное мечтание, это — попытки силой принудить Вселенную следовать представлениям и взглядам одного помешанного на чем-то человека.
Прекрасным примером является Пол Вѵлфовиц — один из ведущих инициаторов войны в Ираке и бывший президент Всемирного банка. Вулфовиц был одержим идеей спасения мира, в первую очередь, стараясь навязать демократию Ближнему Востоку, а затем уничтожить коррупцию, в которой погрязла Африка. Преследуя эти цели, он лишь отдалял от себя людей, которым хотел помочь. Особенно «хорошо» у него это получилось, когда Вулфовиц втянул Соединенные Штаты в войну, которую некоторые уже называют «Третьей мировой», или в так называемую войну с терроризмом, изменившую мнение мира
о США. Представление об этой стране как о мудром старшем брате сменилось на восприятие ее как преступницы.
Подобно Полу Вулфовицу, мы с надменностью и заносчивостью считаем, что только нам ясно, что будет хорошо и полезно для каждого, что нам не нужно взаимодействовать и работать сообща с другими людьми. Но настоящее и истинное мечтание начинается тогда, когда мы живем в гармонии с окружающим нас миром. Так мы понимаем нашу связь с остальными, и далее более того — мы чувствуем и переживаем ее. Мы больше не будем ощущать себя каплей воды, отделенной от океана, наши границы исчезают, когда мы отказываемся от представления о начале и конце этого океана. Мы понимаем, что являемся частью огромного океана жизни и людей, мы обтачиваем острые углы скат или высекаем каньон, но мы не ждем за это бронзовую именную табличку с выгравированными словами: этот каньон любезно подарен великодушным...
Живя в гармонии, мы все равно остаемся индивидуальностями, со своими симпатиями и антипатиями и со своим мне- нием, которые, однако, не имеют большого значения, когда мы понимаем нашу идентичность со всем миром. Наши личные интересы и проблемы уходят на второй план, когда речь заходит о высоком благе для всего мира. Так же как и сердце, которое поддерживает жизнь всего организма, но все равно является его отдельным органом, мы можем действовать во благо всех людей, развивать свои способности, таланты и навыки и в то же время не задирать высокомерно нос, кичась своей уникальностью и самомнением, не стараться заставить всех делать так же, как мы.
•к -к -к
Если мы хотим воспользоваться природной силой нашего желания, нашего искреннего стремления, нам следует воспринимать себя не только частью человечества и быть причастными не только к жизни людей, но также ко всей природе и живым существам. Чувствуя себя уникальными и неповторимыми, мы должны принимать уникальность всех рек и озер, деревьев и кустарников, животных и насекомых. Наша жизнь должна стать всеобъемлющей и включать в себя звезды и галактики. Мы должны чувствовать неразрывную связь со всем во Вселенной, чтобы энергии наших интенций могли течь сквозь нас, как галактические ветра. Вот как ответила на вопрос «Кто я?» одна знахарка с юго-запада Америки: «Ветры — это я, длиннобровый терпуг[9]— это я, звезда, сверкающая на ночном небосводе,— это я».
Слишком часто мы попадаем в ловушку кошмара под названием иконоборчество, самонадеянно предполагая, что никто в мире не сможет понять, через что нам приходится пройти, и не сможет поверить в нашу мечту. Или, если мы все же поверим, что есть люди, которые смогут занять нашу точку зрения и присоединятся к нам, то у нас не остается надежды их найти, потому что таких людей слишком мало, они слишком далеко от нас или они слишком безответственны, чтобы быть наши- мп партнерами. Так появляется разобщение с миром, а когда это происходит, мы теряем силу наших намерений и желаний, и наши мечтания становятся лишь пародией на те, какими они могли бы быть, лишь теныо того размаха нашей души, который мы можем испытать.
Когда мы не добиваемся того, чего хотели достичь, мы сразу находим массу оправданий своих неудач. Самое популярное из них звучит так: «Вся проблема — в окружающих меня людях. Если они будут делать все, как я говорю, то у нас не будет никаких трудностей». Мы начинаем чувствовать себя недооцененными и непонятыми мучениками, которые так отчаянно стараются спасти мир и которых саботируют другие люди.
Но когда мы чувствуем себя недооцененными и одинокими в предмете своих поисков, подобно главному герою фильма «Ровно в полдень» пли Дон-Кихоту, литературному персонажу известного романа Сервантеса, то мы опять погружаемся в очередной созданный нами кошмар. Удивительно, что в век информационных технологий у нас могут возникнуть мысли, что мы отделены и изолированы от других людей, имеющих такую же мечту и искренне желающих ее осуществить. В наши дни современные технологии способствуют общению мужчин и женщин из разных уголков планеты, некоторые из которых никогда даже не видели друг друга. Задолго до появления подобных коммуникационных технологий люди находили много разнообразных способов связаться друг с другом, чтобы продуктивно взаимодействовать на пути к осуществлению их общей мечты. Бэби-бумеры[10] остановили войну во Вьетнаме, не используя сотовых телефонов. Интернета и СМС-сообщений. И во времена Великой Депрессии оуки[11] путешествовали по штату, не страшась пыльных бѵрь, навещали и поддерживали друг друга, делясь обедами, укрытиями и надеждой.
Иногда мы слишком много размышляем над тем, каким образом мечта, которую разделяют многие, может воплотиться в жизнь, и тратим огромное количество энергии и сил, чрезмерно заботясь о том, кто должен войти в состав комитета, принимающего решения. Те же оуки не тратили время на обсуждение марксистских теорий о рабочем классе или не рассматривали социологические и психологические аспекты коллективных усилий или эффективных способов коммуникации. Просто, остановившись на время ночевки, они делились с другими едой, которая у них была, передавали из уст в уста информацию о том, где можно было бы найти работу, присматривали за детьми друг друга и представляли себе мир, в котором они смогли бы позаботиться о семьях и вновь найти свой дом.
Когда мы ставим перед собой цель, преисполнившись смелости и решительности ее достичь, мы находим способы общения с другими людьми, разделяющими наши взгляды, и мы можем быть уверены, что мечта будет передаваться от одного человека другому, уже не требуя нашего присутствия или участия. Например, в середине XX века издатель одной популярной газеты в Чикаго решил напечатать в своем издании расписание движения железнодорожных поездов с намерением стимулировать афро- американцев-кропперов (издольщиков)[12] с Глубокого Юга[13] переселяться в северные города, такие как Чикаго, чтобы улучшить свою жизнь, работая на фабриках и заводах. Те же, кто нанимал кропперов, не одобрили такое «приглашение», так как оно при- вело бы к сокращению рабочей силы; чтобы воспрепятствовать этому, они наложили запрет на распространение этой газеты во многих городах. В ответ на это проводники-афро-американцы, работавшие на пульмановских поездах[14], скоординировали свои действия с жителями южных деревень. Проводники выбрасывали связки с газетами на ходу поезда, пока он медленно шел по сельской местности, а местные кропперы, ожидавшие их появления, подбирали газеты и распространяли их за спиной у белых землевладельцев.
Подобным образом, наше искреннее и сильное желание сможет сформировать цепочку, состоящую из действий разных людей, которую нам не нужно координировать или согласовывать. Когда мы разделяем нашу мечту с другими, нам больше нужно, чтобы нас узнавали как инициатора идеи или того, кто наконец- то воплотил эту мечту в реальность. Мы можем быть 117-м человеком в этой цепочке и не знать об этом. Только наше эго беспокоится о том, чтобы наша роль была одной из ведущих, или чтобы все знали, как много мы сделали. Душа с трепетом ждет претворения мечты в жизнь и вовсе не заботится, знает ли кто-то, что мы сделали для этого.
Микрокоммуникация
Одним из способов, с помощью которых мы можем воплотить мечту вместе с нашими партнерами, является микрокоммуникация. Квантовая теория описывает законы и формы обмена информацией, которые мы не можем постичь с помощью органов чувств, однако, несмотря на это, они существуют и работают, позволяя нам устанавливать связь с другими людьми, чтобы разделить с ними высокие мечты и воплотить их в жизнь. Этот вид коммуникации существует в повседневной жизни, а не только на субатом
ном уровне. Возьмем, к примеру, сообразительную певчую птичку лазоревку. Несколько десятилетий назад она сделала очень полезное открытие: пробивая клювом крышечки запечатанных фольгой бутылок с молоком, стоящих на ступеньках домов в Англии, она смогла добраться до сливок, скапливающихся поверх молока.
Поначалу лишь несколько птиц проделывали этот хитрый прием, но скоро эту привычку переняли лазоревки по всей Великобритании. Стоило всего одной сообразительной птичке научиться пробивать крышечки из фольги, как информация об этом мгновенно передатась всем остальным лазоревкам. (Это еще один пример «феномена сотой обезьяны», открытого при наблюдении за поведением этих животных, — обезьяны очень быстро передавали информацию о пользе ополаскивания перед едой грязных, но столь любимых ими картофелин друг другу и даже своим сородичам на соседних островах.) Из-за дефицита товаров, появившегося после Второй мировой войны, бутылки с молоком, запечатанные крышками из фольги, не продавались в Англии в течение восьми лет, и поколение ворующих сливки лазоревок, чья продолжительность жизни всего пять лет, уступило место новому поколению, незнакомому с металлическими пробками бутылок. Даже в этом случае, когда запечатанные фольгой бутылки были снова запущены в производство, смышленые лазоревки начали практически сразу и массово пробивать клювами крышки. Все выглядело так, будто информация о хитром открытии предыдущего поколения птиц передатась на генетическом уровне следующему.
Более того, дрозды были замечены в использовании такого же трюка — но лишь отдельные особи, а не целые стаи или поколения. Предполагается, что разгадка этого феномена кроется в привычках и заведенных порядках установления общественных отношений (в сообществе животных одного вида): дрозды живут парами, в то время как лазоревки собираются в большие стаи. Вероятно, что проведение большего времени среди членов стаи дает лазоревкам возможность очень быстро сообщать друг другу идеи, способствующие их выживанию.
Перенося это подразумеваемое положение на людей, можно заключить, что, изолируя себя и обособляясь, мы будем тратить много времени на овладение новыми навыками и возможностями, чтобы сделать свою жизнь лучше. Но если мы будем оставаться на связи с большой группой и чувствовать себя частью целого, то сможем обмениваться мудростью, учиться и помогать друг другу гораздо быстрее и эффективнее.
Однажды я шел по центральной многолюдной улице Манхэттена в час пик и увидел впереди себя, как молодой парень стал ругаться с девушкой, которая, по всей видимости, была его подружкой. Через несколько мгновений из потоков деловых людей, отправляющихся в жилые кварталы, образовались два круга зрителей, наблюдавших за происходящим: один круг — возле парня, а второй — возле девушки. Круг около парня состоял в основном из мужчин, готовых применить силу, чтобы угомонить его и заставить вести себя подобающе. Другой круг образовали преимущественно женщины, обступившие девушку, словно защищая ее, и несколько встревоженных и сочувствующих людей, которые спрашивали: «С вами все в порядке? Все хорошо?»
Реакция толпы на происходившее была такой же быстрой, как и разворот стаи птиц, меняющих направление полета. Никто не поддался страху и не думал, что «кто-то (но не я, это точно) должен вмешаться, пока с девушкой ничего не случилось». Будто чувствуя коллективную силу, остановились все — и мужчины, и женщины. Это было впечатляющим зрелищем — я представляю, как был воодушевлен каждый возможностью быстро и решительно действовать сообща ради общего блага.
Наш инстинкт защищать и присматривать друг за другом проявляет себя в переломные и кризисные моменты, но мы можем и не ждать какого-то драматического события, чтобы ощутить воодушевляющие нас внутренние силы и связь с окружающим нас миром. Мы можем проделывать это в самых простых и незначительных ситуациях, просто изменяя наш взгляд на будущее. Об этом вы узнаете подробнее в следующей главе.
Глава 4