Каждая энергетическая оболочка включает в себя другую, но не может быть ими охарактеризована. Так, душа охватывает разум и тело, но не может объясняться их свойствами или параметрами. На уровне сознания колибри мы используем все, что узнали и чему научились на уровнях ягуара и змеи.
Для наглядности можно сравнить это с организацией нашего физического тела: существует уровень клеток, тканей, органов и живых существ. Клетки орла объединились в ткани, которые образовали органы, но клетки желудка и ткани, образующие стенки желудка, ничего не знают об охоте, о способах добывания пищи — они просто выполняют свои роли в пищеварительном процессе. Только орел понимает, как нужно охотиться, чтобы добывать пищу. В то время как каждая из систем организма функционирует с потрясающей точностью, ни одна из них не сможет существовать, если птица не будет охотиться и есть. Орла невозможно описать и охарактеризовать, основываясь на информации об его клетках, тканях или органах, несмотря на то что он из них состоит. Высшие уровни организации включают в себя низшие, но не могут определяться ими. Уровень сознания должен быть высок, чтобы постичь ремесло охоты.
Все четыре уровня сознания обладают своим специфическим восприятием. На физическом уровне мы имеем дело с четырьмя важными процессами: питанием, прелюбодеянием, отстаиванием своих прав и поиском жилища. Здесь движущая нами сила вытекает из бессознательных мыслей: «я читто/занима- юсь сексом/ем/убегаю, следовательно, я существую». На уровне разума нами движут мысли — «я мыслю, значит, существую». Душа движима процессом осознания того, что «я существую, следовательно, я существую». На этом уровне мы ощущаем божественность внутри нас и вокруг нас. Яхве — иудейское имя бога, по существу означает «я есть то, что я есть». Это форма существования и восприятия, которая переносит нас за пределы простых слов, мыслей и чувств в область, где лишь поэзия, метафора и искусство могут отразить то, что мы чувствуем. На уровне орла не существует какого-либо «Я», отсутствует любое личное самосознание. Есть только Дух. Это то, о чем писал персидский поэт Руми Джелал ад-Дин[18]: «Я прекратил существовать, теперь есть только ты».
Чтобы мечтать смело, мы переходим на уровень сознания орла — в область бесконечного созидания и истинного свое образия, затем возвращаемся на уровень сознания колибри, чтобы направлять огромную силу нашего желания в нужное русло. Наши мечты берут свое начало из души, где поэзия, метафора и образ образуют всю палитру красок, мы открываем себя миру и готовы принять любой исход, любое воплощение нашей мечты. Используя самосознание на уровне ягуара, мы думаем и чувствуем в соответствии с нашей мечтой, и на уровне змеи мы вынуждены действовать, как данный уровень сознания того требует.
На каждом из этих уровней мы можем овладеть разными типами смелости, помогающей нам воплотить в реальность мечту о жизни, которой мы давно хотим жить. Точно так же, как для использования созидательной силы всего мира необходимы все четыре уровня сознания, четыре типа смелости сделают наши поступки по-настоящему действенными и помогут добиться положительных результатов.
Глава 5
Четыре типа смелости
Любопытно вот что - физическая смелость так распространена в мире, а смелость духовная - это редкое явление
Марн Твен
Люди как оиологическии вид — очень оесстрашные существа. С тех пор как мы появились на планете, мы научились укрываться от бушующих стихий, преодолевать смертельные испытания, которые об- / рушивала на нас природа, исследовать окружающий J мир, чтобы сделать нашу жизнь более долгой и безо- / пасной. Но несмотря на то, с чем нам пришлось стол- / кнуться в ходе эволюции, мы еще не до конца использовали имеющийся у нас огромный потенциал храбрости, смелости и решительности. Проблема состоит в том, что мы не всегда осознаем нашу смелость или используем самую ее примитивную форму (смелость змеи). Мужество и отвага очень часто служат нам великую службу, но мы, в особенности на Западе, слишком переоцениваем их физическое проявление и упускаем из виду другие формы смелости, которые больше пригодились бы нам сегодня. Речь идет о смелости нашего Духа (смелости орла), души –и ее стремлений (смелости колибри) и смелости нашего разума (смелости ягуара), также называемых умственной, нравственной или эмоциональной смелостью.
В разные периоды нашей жизни мы нуждаемся в разных типах смелости. В итоге все эти четыре типа оказывают влияние на наше существование, так как каждая их разновидность уходит корнями в сознание, управляющее нашими действиями. В сознании на уровне орла мы пониманием, зачем пришли в этот мир и каково наше предназначение. В сознании на уровне колибри мы определяем жизненную цель, рисуем карты, с помощью которых будем двигаться к ней через всю жизнь, наполняя себя решимостью, смелостью и отвагой, чтобы преодолеть этот путь. В сознании на уровне ягуара мы выбираем средства, партнеров, ситуации, не боимся рисковать, двигаясь к заветной цели, и никуда не сворачиваем. В сознании на уровне змеи мы предпринимаем конкретные действия, чтобы не сбиться с пути даже тогда, когда что-то идет вразрез с нашим планом.
В этой главе мы ознакомимся более подробно с каждым типом смелости и постараемся изучить особенности каждого из них, чтобы в нужный момент не растеряться, а быть решительными и смелыми.
Смелость орла
В сознании уровня орла мы устанавливаем связь с божественной матрицей мироздания, понимая, что мы и безграничная сила Вселенной действуем вместе ради одной цели. Высшая форма смелости — это быть истинно открытым, черпать вдохновение и энергию, находясь на уровне Духа, уровне истинной созидательной силы.
Оригинальность и своеобразие мышления не сводятся к раздумьям над созданием, например, изощренной мышеловки, а наоборот — это представление себе мира, в котором мыши и люди будут жить в гармонии, достатке и не приносить никому вреда. Это произойдет, когда мы перестанем наконец воспри
нимать мышь как вредителя, соперника или врага, который не является частью нашего мира. Подобные мысли часто приходят в голову, когда мы находимся в сознании уровня орла.
Недавно я читал в газете об одном мальчике из Канады, который проявил смелость на уровне орла. Его звали Райн Гриджяк, и ему было всего шесть лет, когда на одном из уроков в школе он узнал, о том, что людям в Африке не хватает питьевой воды, поэтому они часто умирают в раннем возрасте из-за различных заболеваний. Райн не мог поверить, что кому-то приходится идти весь день, чтобы добраться до источника с питьевой водой. Этот первоклассник твердо решил найти деньги и пожертвовать их на строительство колодцев в африканских деревнях. Он начал расспрашивать родителей о возможности выполнять какую-нибудь дополнительную работу по дому, чтобы подзаработать немного денег. И когда он отнес свои скромные накопления в благотворительную организацию, которая занимается поисками воды и строит колодцы в Африке, ее представители были так потрясены его великодушием и добрыми помыслами, что пообещали многократно увеличить принесенную им сумму.
Газетные заголовки, рассказывающие о мальчике с большим и добрым сердцем, начали появляться по всему миру. Чем больше людей узнавали его историю, тем больше людей стали жертвовать деньги в образовавшийся «Фонд Райна». Вскоре денежных поступлений стало так много, что Райн смог оплатить постройку своего колодца в одной из африканских деревень. Его милосердие вдохновило многих делать пожертвования на это благое дело, и колодцы появились во многих африканских поселениях. И все это произошло благодаря чистой и искренней детской доброте.
На примере этого мальчика видно, что, когда мы обладаем смелостью на уровне орла, мы направляем свой взгляд в будущее, находящееся за пределами наших лет и опыта. Мы не тонем в кошмаре беспомощности и безысходности, а вместо этого верим, что найдем в себе силы воплотить в жизнь нашу мечту. Сознание наделяет нас хладнокровием и уверенностью, чтобы пойти навстречу неизвестности и использовать все возможности, которые будут появляться, не заставляя себя долго ждать. На этом уровне истинного творчества исчезают все фильтры и барьеры разума, убеждающие нас в том, что мы не сможем довести до конца начатое.
Этот уровень вдохновляющего потока свойствен музыкантам в оркестре: в моменты импровизации, когда они находятся в творческом пространстве, в котором нет границ, отделяющих их друг от друга, они становятся единым целым. Без слов и даже без жестов они прекрасно понимают друг друга, не договариваясь заранее, какую мелодию будут играть; они просто подыгрывают друг другу в унисон, вместо того чтобы каждому держать свой ритм. Впоследствии, слушая запись, музыканты могут удивляться тому, как красиво и естественно льется музыка, когда они непроизвольно, инстинктивно подыгрывали друг другу. Это очень похоже на взаимодействие птиц в стае: музыканты точно знали, что играть, без предварительных репетиций и тренировок.
Находясь на уровне сознания орла, мы чувствуем в себе небывалый творческий потенциал, заряд энергии и вдохновения. Некоторые называют это «быть в ударе» — то есть наиболее продуктивно взаимодействовать с любым предметом или явлением, которые встречаются на нашем пути. Если мы творим нашу жизнь во взаимодействии с божественной силой, скульптура будет выходить из глыбы камня сама собой, или выигрыш в теннисном матче окажется для нас легким и непринужденным, и так далее. Творчество на уровне сознания орла — всегда свежее, смелое и неповторимое. Нам не нужно строить догадок и предположений о том, почему так легко, быстро и красиво камень приобретает необыкновенные формы под нашими руками, или как нам удалось с разгромным счетом, не оставив противнику ни единого шанса, выиграть матч. Нам следует просто наслаждаться и пользоваться всеми проявлениями созидательности, ее легкостью, причудливостью, великолепием и красотой.
Подарок Прометея
Для того чтобы понять смелость, данную нам на высшем уровне сознания, полезно будет вспомнить легенду о Прометее — греческом боге вдохновения, искусства и творчества. Согласно мифу, Прометей был одним из титанов — гигантов, созданных богами. Они вместе с самим Зевсом создали мир людей и наслаждались непредсказуемой, наполненной чувствами человеческой жизнью. Но Прометей видел, как людям тяжело живется в холодных пещерах, как они, одетые в скудные шкуры животных, дрожат от холода, и ему стало жаль их. Прометей знал, что, если бы у людей появился огонь, который боги берегут на Олимпе для самих себя, люди могли бы наполнить свои пещеры теплом и светом, готовить горячую пищѵ, могли бы также освещать им ночную тьму, накаливать металл и ковать из него орудия труда и охоты. Огонь, который Прометей хотел принести человечеству, олицетворял собой творческое вдохновение, преображение и озарение, и это очень символично. Это то, что делает наши мечты яркими, неповторимыми и уникальными.
Прометей украл огонь из очага богов и даровал его людям, чем сильно разгневал Зевса. Царь богов не мог забрать огонь обратно, но мог покарать Прометея за его неповиновение. Зевс приковал Прометея к скале, где каждый день орел клевал его печень, но каждую ночь она заживала, и муки Прометея должны были продолжаться вечно. Несчастный страдал от такой кары много лет, пока Геракл, сын Зевса, не освободил его.
Прометей преподнес человечеству более ценный дар, чем горящий огонь. Он подарил людям смелость отвергнуть любых богов, способность мыслить незаурядно, самобытно и творить. Именно за этот дерзкий поступок его настигла столь жестокая кара. В греческой мифологии боги были единственными создателями мира, и если смертные случайно заходили на их территорию, это было сродни похищению части их созидательной силы и попыткам стать такими, как сами боги. Другие религии приписывают людям такое же поведение: неповиновение богам и посягательство на их силу и территорию. Например, Адам и Ева, которые осмелились вкусить плоды с дерева познания, были изгнаны из Эдемского сада и навлекли на себя вечную кару Господню. Но этот вызов, это неповиновение дали начало нашему истинному путешествию в жизнь, заставили нас повзрослеть и возмужать, развить в себе способность видеть мир в его истинных красках.
Сила творчества
Находясь на уровне сознания орла, мы можем овладеть творчеством, которое простирается на невообразимые дали, за пределы изобретательских способностей нашего разума. Иногда наше стремление творить и создавать что-то новое дает нам неограниченную власть, к примеру — над жизнью и смертью, когда мы осмеливаемся выращивать стволовые клетки[19] или восстанавливать структуру ДНК. Многие скептики могут утверждать, что мы «изображаем из себя Бога», тогда как божественные силы не желают, чтобы мы вмешивались в их искусную работу. Сознание орла позволяет нам оспаривать волю маленьких завистливых божков, созданных нашим разумом вследствие его ограниченности. Любое истинно творческое деяние — это революционный шаг, который освобождает нас от всякого гнета.
В повседневной жизни наше творческое начало игнорирует божков, созданных и превозносимых нашей культурой, божков жадности и скупости, ложного патриотизма, всеобщего послушания, неоспоримого авторитета и так далее. Погружаясь с головой в этот кошмар, мы невольно преподносим подати и дары этим божкам, подчиняемся их тирании. Но когда мы начинаем жить новой жизнью, самобытной и полноценной, порой людям вдруг кажется, будто мы задираем нос, и тогда нм становится очень неуютно, ведь мы сделали то, чего они хотят, но что не могут осуществить.
Однажды ассоциация домовладельцев подняла скандал из-за того, что кто-то из ее членов вывесил у себя на двери во время рождественских каникул венок в форме символа мира (знак пацифизма). Был ли этот поступок выражением почтения Христу или антивоенным заявлением, которое противоречило принятым ассоциацией правилам о политических демонстрациях? Но шѵмиха переросла в новость национального масштаба: люди по всей стране спорили о том, что должен предпринять президиум этой ассоциации («божок») в отношении этого дела.
Все великие изобретатели и творцы были не признаны и раздавлены людьми, имевшими над ними хоть какую-нибудь власть. Так, Альберт Эйнштейн после окончания колледжа долгое время не мог найти работу ни в одном университете только потому, что ни один из его профессоров не написал рекомендательного письма. Оказалось, что профессорам просто не нравилось то, что Эйнштейн пропускал их лекции, занимался своими изобретениями и развивал собственные научные идеи, более передовые и перспективные, чем те, которые пропагандировали его учителя. Эйнштейн перебивался случайными заработками до того момента, когда ему удалось получить хорошее место в патентном ведомстве.
Винсент Ван Гог всегда верил своему брату Тео, который твердил ему. что Ван Гог никогда не сможет продать свои картины в Париже, потому что по сравнению с работами других популярных импрессионистов его полотна были слишком мрачными и наводили тоску. А когда Джонни Дэпп впервые представил исполнительным продюсерам образ капитана Джека Воробья для фильма «Пираты Карибского моря: проклятие черной жемчужины», те в панике требовали объяснений, так как считали, что этот слишком сумасшедший персонаж погубит весь фильм. Несмотря на это, фильм оказался на вершине популярности и имел два кассовых продолжения, а Джонни Дэпп был удостоен номинации на премию «Оскар» за исполнение роли Джека Воробья.
Часто мы воспринимаем гениальных и одаренных людей, будь они артисты или ученые, как бунтарей, как угрозу нашей системе. Очень часто в научной среде молено услышать разговоры о том, что гораздо легче получить гранд на исследование, к примеру, репродуктивных особенностей плодовых мушек, чем на самостоятельное и более перспективное исследование, возможность ошибки в котором довольно велика. Никто не хочет рисковать своей репутацией лишь ради того, чтобы быть творческим и оригинальным, но в итоге такие люди появляются.
Они игнорируют мнения «божков» в виде академий и университетов, игнорируют мнение общественности и придерживаются своего стиля и собственных убеждений. Как и Прометей, великие писатели и изобретатели часто подвержены гонениям за несоблюдение старых правил и устоев. Галилей был приговорен католической церковью к суду инквизиции и домашнему аресту за свое убеждение, что Земля вращается вокруг Солнца, а Ван Гог за всю свою жизнь продал лишь одну картину и, объявив себя банкротом, покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе прямо в сердце. Почитая мелких, завистливых, деспотичных и властных божков нашей культуры, мы теряем свою самобытность, препятствуем появлению свежих, оригинальных идей. Но если мы найдем в себе смелость подняться на высший уровень орла и воспользуемся своей незаурядностью и новизной, мы откроем себе мир, в котором нет жестких правил, определяющих, что есть истинное искусство, а что нет. Мы радуемся всему необычному, редкому и неожиданному, и, так или иначе, нас не волнует, что вывешивают у себя на двери наши соседи.
Истинно творческая личность — это яркий, выделяющийся в толпе, смелый человек, который способен объявить: «А король-то голый!» — когда все вокруг боятся выразить свое мнение. Необходимо, чтобы человек был честен перед собой и своей мечтой и не охвачен страхом укоризны. Он может и не быть великим танцором или поэтом, но он живет своей жизнью, как настоящий артист, окруженный вдохновением и всеобъемлющей красотой.
Многие из нас просто забыли, что значит быть оригинальными и творческими, какими все мы были в детстве. В рассказе о голом короле персонажем, указавшим на королевскую наготу, оказался маленький ребенок, который, не боясь, говорил правду. Дети с трудом понимают, что такое страх, они еще не познакомились с божками жадности, авторитета и послушания. Поэтому они пожимают плечами, когда кто-то их спрашивает, почему они решили надеть осенние ботинки в теплый летний день. Они не позволяют разуму и беспокойствам вмешиваться в их воображение. Иисус говорил нам: чтобы попасть в царство небесное, мы должны, подобно детям, открыться божественной искусности и вдохновению, чтобы испытать радость, чувство выполненного долга и райское блаженство.
Быть по-настоящему творческим — это значит не остужать свои пылкие идеи и мысли, позволяющие жизни становиться интересной и захватывающей. Следует перестать спрашивать себя: «Обижу ли я кого-нибудь, если сделаю это?» или: «Да кто я такой, чтобы сомневаться в этом?» — а вместо этого поинтересоваться: «Что, если?» Какой была бы жизнь, если бы вы не были женаты? Как бы вы относились к своему телу, если бы прекратили его измерять и взвешивать, сравнивать с другими, переживать, казнить себя и постоянно думать о его внешнем виде и состоянии, испытывая вечное недовольство самим собой? Необязательно брить голову, надевать накидку из мешковины и менять свое имя, как будто вы собираетесь уходить в монастырь. Но вы можете отказаться от жестких взглядов на то. кто вы, как вы хотите, чтобы окружающие воспринимали вас, и какой должна быть ваша жизнь.
Это напоминает историю одного успешного бизнесмена, который в 60 лет решил стать художником. Он оставил свой бизнес и переехал на остров Средиземноморья, где, по его словам, «свет падал идеально» для того, чтобы рисовать. Несмотря на то, что бизнесмен не держал в руках кисть еще с начальной школы, он купил мольберт, масляные краски и решил поддаться вдохновению. Сначала он просто небрежно чертил и царапал по ткани. Но спустя несколько недель он обнаружил, что в его воображении живут целые пейзажи, и стал отображать их на холсте.
Через какое-то время произведения этого человека стали показывать на выставках по всей Европе. Но даже сейчас, когда я задаю ему вопрос: быть может, у него всегда был талант художника, который просто «спал» внутри и ждал момента, чтобы проявить себя? — он отвечает, что у него нет таланта, а есть только огромная любовь к тому, что он делает. Он говорит, что не пытался следовать определенным формам или техникам, а просто позволял кисти порхать по всему холсту, и что никогда он не был так счастлив, как в эти минуты.
Смелость колибри
Со смелостью сознания на уровне колибри все, что мы делаем в жизни, — это порыв нашей души. Подобно этой маленькой птичке, имеющей в себе смелость затеять такое грандиозное путешествие, мы можем открыть в себе смелость посмотреть на нашу жизнь как на странствие, которое сопровождается развитием, новыми открытиями и духовным ростом. Мы не беспокоимся о деталях нашего воображаемого перелета, потому что чувствуем в себе уверенность в том, что, независимо от того, какая погода будет над Северной Каролиной или сколько остановок для отдыха мы будем делать, пролетая над Мексиканским заливом, мы все равно достигнем нашей цели.
По соотношению формы и веса тела колибри вообще не должна летать. Так, некоторые из нас думают, что не были созданы для того, чтобы «парить в воздухе», зато мы твердо уверены. что созданы для того, чтобы тащиться через грязь или идти, увязая в болоте. Несмотря на мысли о том, что у нас недостаточно времени, недостаточно денег или недостаточно «крыльев», у каждого есть свой путь, свое предназначение, остается только принять приглашение судьбы и ответить на зов души.
Для нас может оказаться очень сложным освободиться от каждодневных волнений и позволить смелости и решимости наполнить нашу душу. У нас есть привычка находить себе проблемы, а затем усиленно размышлять и трудиться, чтобы их решить и наконец почувствовать себя счастливыми. Мой наставник, шаман, однажды сказал мне: «Альберто, ты постоянно перестраиваешь свои песчаные замки, что на краю лагуны, твоей жизни». Он сравнивал мою жизнь с одним из старинных озер[20] в окрестностях Амазонки, которые кажутся отделенными друг от друга и независимыми, но в действительности все они наполняются водами могучей реки. Шаман продолжил: «А потом вода в устье реки поднимается и смывает все твои
мечты и планы. Если хочешь изменить свою жизнь, то тебе следует двигаться вверх по течению. Там ты сможешь отвести поток воды и направить его в другую сторону при помощи лишь своей ладони».
Он был прав — я постоянно переделывал обстоятельства своей жизни, думая, что «правильная» работа или любимый человек способны «исправить» мою безрадостную жизнь. Если это не сработало бы, я направил бы свои силы на поиск оправданий, почему не могу быть счастливым, к примеру, таких: «Моя супруга меня не поддерживает, мои ровесники меня не принимают, и еще с детства у меня низкая самооценка». Я составил бы длинный список аргументов, почему я стал жалким и несчастным. В своих неудачных попытках исправить свою жизнь на уровне сознания ягуара я не понимал, что, несомненно, могу сделать себя счастливым в том случае, если буду действовать «выше по течению». Только тогда я смог бы освободиться от бесконечных и пустых попыток изменить свою жизнь и закончить изматывающий список оправданий. Мне следовало мечтать смело, находясь на уровне колибри, чтобы я начал естественно и просто воплощать свою мечту, без всяких бесполезных «стараний», которыми занимался.
Недавно одна из моих клиенток рассказывала мне о замечательном мужчине, которого встретила. В первую же проведенную с ним ночь она поведала ему длинную историю о своем бывшем любовнике, чтобы объяснить новому партнеру, почему она боялась близких отношений с мужчинами. Она была очень удивлена, когда в конце ее рассказа мужчина соскочил с кровати и, едва попрощавшись, бросился за дверь. Больше она никогда его не встречала.
Понятно, что эта женщина хотела чувствовать себя уверенно и безопасно на каждом этапе интимных отношений, поэтому была так откровенна с этим мужчиной. Однако мой совет клиентке заключался в том, что ей следовало бы выбрать подходящего мужчину, которому она стала бы доверять задолго до вступления в интимную близость. Я имел в виду не то, что она должна найти единственного, последнего или же особенного мужчину, а то, что ей необходимо найти человека, которому бы
она смогла доверять и не тревожиться о потребности чувствовать себя в безопасности. А вместо этого, плохо узнав человека, не привыкнув к нему, как и в первый раз, она боялась полностью отдаться волшебному и прекрасному чувству любви.
-к -к -к
Смелость уровня сознания колибри может подарить нам энергию и превратить нашу жизнь в историю о героическом персонаже. Воспринимая нашу жизнь как путь к новым высотам и развитию, а самих себя — как целеустремленных колибри, уверенных в том, что у них есть все необходимое для путешествия, мы начинаем рисовать совсем другую картину того, что происходит с нами и кто мы. На этом уровне мы сами создаем нашу мечту. Поэтому любая совершенная нами ошибка может стать поводом, не страшась, начать все сначала, с чистого листа. Пережитая потеря или болезнь могут стать посвящением в круг избранных, сильных духом людей, которые смогут сопровождать и поддерживать на этом пути всех страждущих. Даже в моменты тяжелых испытаний мы можем вспомнить о смелости маленькой колибри, спящей в нас, той, которая поможет нам справиться с болыо, напомнит о нашей стойкости.
У американцев есть множество примеров сбывшихся надежд и желаний, исходивших из самой души: мы мечтали о гражданских правах, равноправии мужчин и женщин, о свободном для всех школьном образовании. Наши Конституция и Декларация Независимости являются прекрасными демонстрациями смелых мечтаний души. Конечно, на пути к осуществлению наших желаний мы должны соответствующим образом направлять наши действия, чтобы они не шли независимо друг от друга. Я думаю, что движение в защиту гражданских прав[21] приняло такой размах и силу, воодушевило столь огромное количество людей, готовых
рискнуть своей репутацией или даже собственной жизнью, потому что, когда люди, всем сердцем ратующие за свободу, увидели несправедливость по отношению к афроамериканцам, они поняли, что мечтали совсем об ином. В результате участники этого движения обнаружили в себе смелость перестроить свои мысли, чувства, поведение и действовать в соответствии с ними.
На уровне сознания колибри в наших силах изменить свои жизни и повлиять на нашу культуру. К примеру, нам не следует «сочинять» войны: войну с наркотиками, войну с терроризмом, войну с бедностью — сама формулировка уже несет в себе агрессию. Вместо этого мы можем вообразить экологию, которая не подвержена загрязнению отработанными химическими отходами, или сконцентрироваться на уменьшении количества ситуаций, приводящих к голоду и насилию. Мы могли бы мечтать о садах изобилия, которые росли бы во всех уголках мира.
Получивший в 2006 году Нобелевскую премию Мухаммед Юнус является основателем Grameen bank и одним из создателей концепции микрокредитования. Вместо того чтобы предаваться унынию и мыслям о вечном существовании бедности, он решил помогать малоимущим слоям населения и вкладывать деньги в создание их собственных маленьких предприятий (например, он одолжил 27 долларов женщине, которая занималась изготовлением мебели из бамбука). Его банк давал кредиты малыми суммами, как правило, без залога, иногда суммы не превышали и 100 долларов. Он верил, что, помогая инициативным и желающим работать людям, которые трудились бы на благо всей нации, он орошал семена благополучия и процветания, которые эти люди уже посадили.
Юнус и его коллеги по внедрению микрокредитования вскоре обнаружили, что, несмотря на бедность, взявшие кредит люди практически в 100 процентах случаев отдавали его банку. Они использовали эти деньги не только для того, чтобы прокормить семью и поддержать предприятие, но также для того, чтобы нанять новых рабочих. Другие заемщики, вдохновившиеся этим примером, понимали, что, погашая кредиты, они помогают таким же, как они сами, выбраться из бедности.
Смелость уровня колибри предполагает умение отказаться от усвоенного нами набора символов и создать свой собственный, новый. Как выглядел бы наш обновленный ряд символов? Возьмем карандаш и бумагу, начнем непроизвольно чертить и рисовать, а затем попробуем найти в своих каракулях символы, которые будут ассоциироваться у нас с изменениями и преображением. Символы могут появиться, когда мы мечтаем или просто задумались. Их также может предложить знахарь или целитель, когда он дает клиенту камешек и просит носить его в кармане, время от времени потирая его руками.
Значение любого символа должно идти от самого сердца, а не от разума. Наша истинная сущность отражается обратно и сообщается миру с помощью тех символов, которыми мы себя окружили. То, какие очки мы носим, какого стиля обувь покупаем. как украшаем свой дом и даже, то, с каким лицом и какой походкой мы ходим, — все это представляет собой символы, которые заявляют: «Это я». Обыкновенным и распространенным явлением представляется то, что, когда мы хотим измениться, у нас появляется желание избавиться от неразберихи в наших шкафах, изменить внешность, переехать в новую квартиру или новый город, но нам предстоит сделать гораздо большее, чем внешние изменения.
Разведенная женщина должна понять символическую значимость того, что она отдает свое свадебное платье обратно в магазин. Просто избавление от платья, без понимания того, что для нее значит сказать «прощай» этому символу ее свадьбы, не поможет ей с легкостью закончить эту главу в ее жизни. Разрушенная мечта той, кем она была, — все, что отражало ее платье, останется в уголке ее души даже после того, как исчезнет предмет одежды. Верное обращение с символами на уровне сознания колибри улучшает качество и энергетическую вибрацию ее светящегося энергетического поля и позволяет ей исцелиться.