Это ведущие ценностные подходы в осмыслении техники и её взаимосвязи с наукой, обществом, человеком и верой. В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское, социологическое, антропологическое и религиозное.
Первое направление – сциентистское (от англ. science – наука) – возникает еще в 70-х гг. XIX в. и рассматривает технику как практическую реализацию научных знаний, а при философском анализе системы «наукатехника» делает акцент на гносеологических исследованиях проблем техники, технического творчества и технического знания (техника рассматривается как способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания).
Второе направление – социологическое – анализируя взаимоотношения техники и общества, делится на две ветви, где первая (техницизм) утверждает всемогущество «научнотехнической рациональности», совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества, а вторая (антитехницизм, возникший еще в 20-х гг. ХХ в.), представляет технику как злого гения человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга (после второй мировойвойны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе).
Третье направление – антропологическое – свою проблематику сформулировало еще в30-е гг. XX в., рассматривая техническую среду как способ существования человека и философский анализ технической деятельности сочетает с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека (исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники, а источник всякого технического творчества видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривая технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе, т.е. человек техникой восполняет свою биологическую недостаточность). Четвертое направление – религиозное (возникает в начале ХХ в.) – является попыткой найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма, стремяcь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности – бога, а любая техническая система воплощает универсальную«упорядоченность» природы в соответствии с божественной целью (изобретение рассматривается как «свободное» совпадение человеческой инициативы с волей бога, а технический прогресс – как реализация развивающегося с непреклонной логической необходимостью божественного интеллекта, т.е. вера в бога придает смысл человеческой деятельности, формирует чувство ответственности и защищает людей от возможных злоупотреблений техникой, будит в них совесть). В последнее время иногда в роли бога выступают пришельцы из далеких миров (Эрих фон Деникин утверждает, что развитие человечества осуществляется по«плану», заложенному в людях «богами-астронавтами»), а появление новых идей запрограммировано с момента сотворения человека.
/ Митчим. Две традиции в философии техникик/
Инженерная традиция и гуманитаарная
Инженерная: анализ техники со стороны техников и инженеров, которые стремятся выразить методологию собственной деятельности.
/Юр «Философия производства, Эрст Капп, П. Энгельмейер, Ф. Дессауэр/
Гуманитарная традиция – о философах, которые технику рассматривают с точки зрения её смысла и взаимосвязи с духовными ценностями
/Л. Мемфорт, Хосе-Ортега-Гассет, М. Хайдеггер, Жал Эллюль/
Митчем называет эту традицию объективной.
??? Отечественная традиция
ВОПРОС.