Основные области технической деятельности и научно-технические (в первую очередь, производственные) проблемы, теоретическое и практическое решение которых привело к возникновению технических наук, были, как машины и механика, унаследованы европейской культурой XIX в. не только от промышленной революции XVIII в., но и от технической практики XVI— XVII ва Так, в связи с запросами практики и на основе опыта применения часовых механизмов и мельниц возникли теория равномерного движения, учения о трении и об измерении величины двигательной силы и лучших способах ее применения, основы теории зубчатых передач и некоторые другие научно-технические по предмету и сфере применения области теоретического знания.35 «Очень важную роль, — отмечал К. Маркс, — сыграло спорадическое применение машин в XVII столетии, так как оно дало великим математикам того времени практические опорные пункты и стимулы для создания современной механики».36
И все же вплоть до середины XIX в. все эти и им подобные области научно-технического знания и деятельности по своей структуре мало чем отличались от ранних научно-технических дисциплин (например, баллистики) и универсальной инженерно-технической практики мануфактурного периода.
С ростом масштабов технологического применения науки время универсалов — инженеров, одинаково компетентных в решении технических проблем в области артиллерии, фортификации, мостостроения, гидротехнических сооружений, горнодобывающей промышленности, научного приборостроения и т. д., подошло к концу. Техническая деятельность, и прежде всего промышленное производство все более сложных искусственных материальных средств, требовала подготовки все более узких специалистов. Поэтому развивавшееся научно-техническое знание сохраняло дисциплинарное строение, хорошо отвечавшее требованиям учебного процесса и интересам подготовки инженерных кадров. Более того, дифференциация технической деятельности и научно-технических знаний в XVII—XIX вв. отразилась в развитии их дисциплинарной структуры за счет появления ряда новых дисциплин и установления новых связей между ними. Еще в период мануфактурного производства в тесной связи с выдвинутыми практикой задачами эволюционировали статика и гидростатика, динамика твердого тела и гидродинамика, получили развитие учения о трении, сопротивлении материалов, начала кинематики и прочие разделы научно-технического знания, представленного в этот период главным образом механикой.38 Взаимосвязанные процессы специализации технической деятельности и дифференциации дисциплинарной структуры научно-технического знания продолжались в XIX и XX вв.
Однако, даже с учетом происходивших изменений, дисциплинарное строение научно-технического знания в XIX в. уже не могло отразить в полной мере специфику современной ему технической деятельности и удовлетворить ее запросы.
Основной областью непосредственного практического использования научно-технического знания стала сфера машинизированного материального производства. Соответственно целям машинного производства и формировалась в XIX в. целостная система специализированного научно-технического знания и институ-циализированной профессиональной деятельности по разработке и применению этого знания, включая преподавание и обеспечение всех видов, форм и фаз научно-технических исследований. По отношению к этой более общей системе дисциплинарное строение научно-технического знания, специализированное применительно к задачам преподавания, выступило теперь как один из ее аспектов.
Формирование специализированной системы дисциплинарного научно-технического знания и профессиональной деятельности по производству и применению этого знания представляло собой нечто большее, чем эволюцию традиционных форм их организации и установление между ними более тесных стабильных связей. В технической и научной деятельности после революции в технике появилась новая постоянная функция — систематического технологического применения научного знания непосредственно в сложной сфере материального производства. Это вызвало дальнейшую не совпадающую с дисциплинарной дифференциацию и специализацию научно-технических знаний соответственно фазам создания искусственных материальных средств. Уже в конце XIX—начале XX в. можно было выделить три такие основные фазы: научно-исследовательская и экспериментальная разработка, конструирование и технологическая подготовка39 и, наконец, само производство.
Выделение соответствующих этим фазам областей научно-технического знания несколько позже привело к формированию и новых дисциплин — теоретических основ конструирования и ряда дисциплин технологического цикла, что было важно для совершенствования системы подготовки кадров. Но в самом материальном производстве дисциплинарная структура не облегчала применения научно-технических знаний, а скорее обострила проблему междисципли-нарности.
Принципиально комплексные, междисциплинарные реальные задачи научно-технической деятельности требовали привлечения и объединения знаний из разных дисциплин. Междисциплинарные исследования и деятельность по применению их результатов в производстве, естественно, должны были организовываться уже иначе, чем деятельность по преподаванию. Так практика выделила новое членение научно-технического знания: а) по уровню теоретиза-ции и связанной с ним форме его фиксации или представления — здесь различаются уровни технических теорий, инженерных методов и, наконец, нормативно-технических знаний, и б) по объекту — здесь в конце XIX— начале XX в. различались знания о материалах, технологических процессах и об энергии (способах ее получения, передачи, преобразования и использования). Происходившее в XIX в. формирование технических наук, как и новых конкретных областей знания, направлений и институтов научной и технической деятельности — исторический процесс, в котором явления и их предпосылки, становящееся и ставшее, не имеют четких разграничений. «Эпохи истории общества, подобно законам истории Земли, не отделяются друг от друга абстрактно строгими границами», — указывал К. Маркс.40 Тем меньше оснований принимать за исторический факт генезиса отдельных технических наук какие-либо конкретные события — будь то первая публикация какой-нибудь фундаментальной для данной области знаний научной идеи или теории, выход в свет первой обобщающей монографии, учреждение специализированной кафедры или выпуск первого научного журнала по данной проблематике.41 Поэтому, говоря о формировании первых технических наук в XIX в., мы имеем в виду прежде всего то, что в это время впервые складываются целостные системы специфического теоретического и эмпирического научно-технического знания и систематической деятельности по производству и применению этого знания.
Научно-техническое знание, представленное набором технических рецептов, норм, процедур, приемов, методов и содержательных представлений, а также специфических теорий разного уровня Ъбщности, может рассматриваться в различных аспектах и на различных уровнях своей сложной структуры. В наиболее общем виде научно-техническое знание может быть определено как отвечающее критериям научности знание об искусственных материальных средствах человеческого существования и деятельности. Специфика научно-технического знания определяется его целевой функцией и особенностями объекта, в том числе органической связью характеристик функционирования и структуры с характеристиками естественных процессов, совершающихся в объекте.42
По своей структуре и формам представления научно-техническое знание специально приспособлено к решению основных задач социально обусловленной технической деятельности человечества, ориентированной на производство и применение технических средств. Данная область деятельности имеет собственную социально обусловленную систему целеполагания, соответственно которой и выстраивается ее организационная структура. «Целенаправленный и сознательный характер научной деятельности состоит в использовании накопленных знаний и опыта, и в особенности специальных приемов и методов,, для достижения новых знаний», — подчеркивает В. А. Штофф.43 Эта общая характеристика науки как единства теоретической и практической деятельности в части, касающейся научно-технической деятельности, должна быть дополнена частной характеристикой технических наук, решающих особые познавательные задачи, возникающие в сфере создания и применения технических средств.
Научно-техническая деятельность отличается от других видов научной деятельности тем, что ее конечная цель — специальное приспособление и использование знаний о естественных законах объективного мира для создания обладающих заданными, необходимыми обществу характеристиками искусственных материальных средств человеческого существования и деятельности, т. е. «технологическое применение естествознания» (К. Маркс).
Выделение в XIX в. технических наук как относительно самостоятельного специфического раздела науки, обязанного своим возникновением потребностям материального производства, само по себе важно для ее истории. Но дело еще в том, что именно этот раздел и именно этот период имеют ключевое значение для познания условий и закономерностей генезиса и становления всей науки. Изучение особенностей организации и развития научно-технического знания, научно-технической деятельности, поведения ученых в специфических для этой деятельности условиях, взаимосвязи технических наук с общественными и естественными науками, а также с другими общественными институтами важно для познания и науки, и материального производства.
Одной из особенностей начального периода становления технических наук является то, что до второй половины XIX в. (и даже позднее) происходило формирование главным образом научно-технических дисциплин и наук, рассматривающих в соответствии со своими специализациями те свойства и характеристики искусственных материальных средств, математическая интерпретация и научное объяснение которых возможны на основе методов, теорий и языка, разработанных в механике и теплотехнике. Тяготеющая к механике как своей фундаментальной основе совокупность технических наук, родственных по применяемым методам и научным средствам, — это относительно самостоятельная область научно-технического знания и деятельности, которую в литературе принято называть техническими науками механического цикла.
Технические науки механического цикла «первой волны», возникшие после промышленной революции XVIII в. в период господства классической механики, имеют много общего в процессах своего становления. Но уже во второй половине XIX в. стройная картина развития технических наук Нового времени претерпела существенные изменения. Они были связаны с возникновением науки технологии и учения об электричестве, положивших начало техническим наукам технологического и электротехнического, а затем и ряда других циклов.
Появление технологии как научно-технической дисциплины и технической науки, объединившей впоследствии целый ряд весьма различных по содержанию (но не по общей цели) отраслевых технологических дисциплин, было вызвано становлением машинного производства и производства машин. Существовавшие издревле описания эмпирически найденных приемов, методов и средств обработки материалов, соединения частей технических, устройств в условиях машинизированного производственного процесса оказались мало эффективными. В результате уже в первой половине XIX в. наряду с областями научных знаний о материалах и о машинах сформировалась наука, предметом которой стало не только описание, но и объяснение «производств, инструментов, машин и орудий, употребляемых при обработке грубых материалов в разных ремесленных заведениях, фабриках и заводах».
Рассматривая последствия развития машинного производства для всей науки, К. Маркс писал: «Принцип крупной промышленности — разлагать всякий процесс производства, взятый сам по себе и прежде всего безотносительно к руке человека, на его составные элементы, создал вполне современную науку технологии». 48
Становление первых технических наук Нового времени было только началом их истории. Новые технические науки формируются и в более поздние периоды истории общества, включая новейший. Возникшие в разное время технические науки вступают на путь исторического и логического развития в разных социально-экономических и социокультурных условиях, и уже поэтому развиваются неравномерно. Анализ и учет всех этих различий несомненно требуют особого внимания, как заслуживают специального исследования конкретные факты и исторические источники, свидетельствующие о возникновении той или иной конкретной технической науки, ее становлении и начальном развитии и т. д. Все эти актуальные вопросы исследованы еще очень мало. Они представляют собой обширное поле деятельности не только для историков науки и науковедов, но и для специалистов, разрабатывающих проблемы методологии конкретных технических наук.