разделение на операциональный, мнестический, перцептивно-действенный (наглядно-действенный), вербально-логический и т. п. компоненты в известной степени ограничивает понимание даже самих диагностических методик. Точно также условно «суживается» и сфера их применения, поскольку одна и та же методика (например, методика Кооса) может быть использована как для исследования перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности (называемого часто конструктивным праксисом), так и для оценки особенностей личностного развития (в варианте исследования уровня притязаний), и, в то же время, для оценки сформированности тонкой моторики и т. д. Столь же широки и возможности многих других диагностических методик. Именно это обстоятельство лежит в основе принципа полифункциональности методических средств диагностики. Таким образом, предлагаемая в настоящем издании «группировка» методик сделана скорее для удобства описания и определенной систематизации диагностических средств.
При анализе выполнения того или иного задания, направленного на исследование познавательной сферы, с нашей точки зрения, необходима оценка следующих показателей:
1. Адекватность поведения — в первую очередь, в самой ситуации обследования (один из основных неспецифических критериев оценки развития ребенка).
2. Мотивационный аспект выполнения задания — принятие задания, фор мы, в которой происходит его подача, для того чтобы ребенок это задание «принял».
3. Целенаправленность деятельности — возможность удержания задания на протяжении всей работы или, наоборот, импульсивность при его выполнении. Также необходимо учитывать динамику изменения характера деятельности в зависимости от различных условий обследования, в том числе и его длительности, а также степени мотивированности ребенка. По сути дела, речь идет о сформированности произвольного компонента деятельности, необходимого для продуктивной работы.
4. Доступность задания в целом — в том числе и собственно понимание инструкций. Как раз трудности понимания инструкций могут возникать не только у детей с тотальным недоразвитием в силу специфики их интеллектуальной деятельности. Очень часто задание не понимается из-за длинной и сложной формулировки самой инструкции. Именно поэтому в технологии проведения обследования изучение объема слухоречевой памяти выносится в начало работы с ребенком в качестве одного из ключевых моментов. Точно также препятствием для понимания задания может стать сложность описывающей его речевой конструкции, что, в свою очередь, является показателем недостаточной сформированности одного из компонентов (уровней) пространственных представлений, а именно — квазипространственных представлений. Реже трудности понимания инструкции могут быть обусловлены грубыми нарушениями фонематического восприятия или снижением остроты слухового восприятия в целом.
5. Доступный уровень сложности задания, которое выполняет ребенок, должен соотноситься со средними возрастными результатами выполнения, то есть оцениваться с точки зрения соответствия возрасту.
6. Общая результативность выполнения предъявляемых заданий и ее соответствие возрастным нормативам.
7. Стратегия деятельности ребенка является не менее важным показателем при оценке и анализе выполнения заданий интеллектуального плана. В этой связи могут быть выделены и проанализированы следующие виды стратегии деятельности:
Ø хаотическая, то есть деятельность без учета результативности выполнения собственных попыток, ошибок, проб;
Ø действия методом «проб и ошибок», то есть достаточно целенаправленные действия (может, даже и неверные), но с частичным учетом проведенных проб и сделанных ошибок;
Ø целенаправленное выполнение задания (с предварительными пробами-примериваниями в перцептивно-действенном плане);
Ø целенаправленное выполнение с собственным «упреждающим» программированием и контролем деятельности (например, с предварительным зрительным соотнесением).
8. Критичность к результатам собственной деятельности. Этот показатель также является одним из наиболее важных «неспецифических» критериев оценки состояния ребенка, который трудно переоценить при проведении дифференциальной диагностики и постановке психологического диагноза.
Неоспоримой представляется также и важность оценки потенциала познавательной деятельности ребенка. Анализ необходимых и достаточных для выполнения тех или иных заданий видов помощи, ее объема и степени развернутости является наиболее важным, с точки зрения оценки специфики психического развития в целом. Подобный потенциал рассматривается нами как обучаемость ребенка во всех ее аспектах.
Как уже отмечалось, вид (специфика) и объем необходимой ребенку помощи в выполнении тех или иных заданий при работе с диагностическими материалами и дидактическими средствами в достаточной степени отражает его обучаемость. Можно выделить следующие виды помощи (обучения), выстроенные в логике увеличения ее объема и развернутости для ребенка:
Ø стимулирующая помощь;
Ø организующая помощь (создание внешней программы деятельности);
Ø введение дополнительной наглядности;
Ø разъясняющая помощь;
Ø полная развернутая обучающая помощь с дальнейшим переносом на аналогичный материал.
Обучаемость вместе с адекватностью и критичностью следует рассматривать как совокупность крайне важных дифференциально-диагностических показателей.
Эти и все вышеприведенные показатели должны быть в той или иной степени учтены при анализе выполнения ребенком любой из предлагаемых психодиагностических методик.