стве, содействии становлению личности как субъекта общественно-политического взаимодействия.
Институциональные механизмы, влияющие на процесс формирования политического сознания, подразделяются на познавательные, адаптационные и интеграционные группы механизмов. К познавательным механизмам относятся: подражание, идентификация, понимание, интуиция, обобщение, выделение, интеллектуализация, рационализация. В круг адаптационных механизмов включается самооценка и самопознание личностью собственного места и значимости в социополитической окружающей среде. В качестве интеграционных механизмов выступают престиж, авторитет, популярность.
Процесс формирования политического сознания находится под влиянием таких факторов, как степень устойчивости и определенности политических отношений, наличие или отсутствие противоречий между политическими идеями и реалиями повседневной жизни. Они выступают латентными механизмами формирования политического сознания. К ним относится совокупность различных влияний, которые использует субъект политической социализации в процессе освоения политического мира и которые не осознаются и не подвластны сознанию. Латентные механизмы отклоняются от открыто провозглашаемых функций институциональных механизмов. В их основе лежат суггестия, регрессия, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, интроекция, сублимация, механизмы массовой психологии (заражение, подражание и др.).
В качестве латентных механизмов формирования политического сознания выступают сращивание властной элиты с олигархией, использование манипулятивных технологий влияния на массовое сознание, отсутствие консолидирующих общество политических ценностей, производство и поддержание социальных мифов.
Действие названных механизмов может проявляться в политической апатии, равнодушии, агрессии, ксенофобии, экстремизме, в политическом протесте молодежи. Условиями, способствующими действию латентных механизмов, являются: трансформация общества, риски, экономический кризис, влияние средств массовой информации, распространение мифов в массовом сознании, кризис мировоззрения, особенности той или иной субкультуры, тендерный фактор и др.
13.3. Политическая идеология: сущность, структура и функции 523
Если функции институциональных механизмов открыто провозглашаются в обществе, то латентные по своему определению являются скрытыми. В зависимости от условий и ситуации данные механизмы могут из институциональной группы перейти к группе латентных механизмов, и контроль над ними со стороны общества может быть утерян. В условиях, когда общество переживает ценностно-нормативную неопределенность, институциональные механизмы формирования политического сознания находятся в состоянии аномии, социализационные практики личности выходят из-под контроля, уступая место влиянию латентных механизмов.
Таким образом, с одной стороны, политическое сознание формируется вследствие целенаправленного воспитания и обучения, что приводит к формированию знаний, норм, требований, представлений и идеалов, с другой — является результатом социально-политических условий, отражает особенности положения индивида в этих условиях и реальные политические отношения в обществе, которые часто приобретают спонтанный и противоречивый характер.
13.3. Политическая идеология: сущность, структура и функции
Политическая идеология представляет собой высший уровень политического сознания. «Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить»1. И наблюдаемая сегодня в той или иной форме массовая реакция отторжения идеологии — феномен по определению идеологический, отчасти отражающий социально-психологическую, экономическую, политическую специфику жизни современного общества. Но это по большому счету не конец эпохи идеологий, а скорее «смена сценариев и ролей, задающих иные стили и жанры представления». На сегодняшний день ощущается потребность в особом внимании к идеологическим
1 Славин Б. Ф. Россия в поисках идеологии и модели развития // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 4. С. 3.