Глава 13
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИДЕОЛОГИИ
В результате освоения данной темы студент должен: знать
— сущность и типы политического сознания;
— основные пути формирования политического сознания и его уровни;
— разновидности современных политических идеологий и их роль в обществе;
Уметь
— определять специфику современной политической идеологии;
— выделять основные компоненты политического сознания;
— анализировать основные тенденции развития политического сознания и политических идеологий в современной России;
Владеть
— пониманием мировоззренческого уровня политики, взаимосвязи политического сознания и идеологии;
— навыками рационального и критического осмысления сущностных и функциональных аспектов политических идеологий.
13.1. Политическое сознание: понятие, сущность, уровни
Политическое сознание является важнейшей частью политических отношений общества и выступающей компонентой духовной жизни индивида. Поэтому понятие политического сознания — одна из центральных категорий современной политической науки, входящей в систему ее понятийных координат.
В своем диалектическом развитии политическое сознание проявляет свою многомерность и многоаспектность,
13.1. Политическое сознание: понятие, сущность, уровни 507
выражающиеся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Политическое сознание как целостное образование имеет свое содержание, сложную структуру и процесс формирования.
По своему содержанию политическая деятельность представляет собой процесс воспроизводства социальных институтов, а также систем ценностей, форм коммуникации, массивов информации по поводу содержания и форм властных отношений. Таким образом, политическая жизнь представляет собой диалектическое переплетение определенных видов практики и разнообразных форм политического сознания. В этом ракурсе политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты, субъективную сторону политической сферы общественной жизни.
Само понятие политического сознания имеет длительную историю существования и исследования. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривают политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, что находит отражение и в многообразии подходов к определению данного понятия. В частности, политическое сознание в обобщенной форме отражает «степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в политике)»1, т.е. политическое сознание представляет собой «восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государством и его институтами»2. Следовательно, в этом контексте оно выступает «наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами», это «комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений»3.
1 Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. Екатеринбург:
Деловая книга, 2001. С. 55
2 Шестопал Е. Б. Политическая психология. М.: Аспект Пресс, 2007.
С. 37.
3 Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические
технологии: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 330.
Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии
Несмотря на многообразие подходов к определению, все исследователи единодушны в том, что «исходной основой политического сознания являются психолого-политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориентации в окружающем его политическом пространстве, где он "играет" активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей»1. Следовательно, политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики субъектом политического процесса, т.е. это и результат, и одновременно процесс отражения в сознании людей политической действительности.
На данный момент в политической науке сформировались два основных подхода к определению сущности политического сознания. Первый основан на концептуальных постулатах бихевиоризма, его последователи рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, совокупность его представлений и воззрений, которую он использует при осуществлении своих функций в сфере власти. Таким образом, в рамках этого подхода политическое сознание представляется как мышление человека по отношению к политике в целом, при этом отсутствуют требования к формированию человеком собственных оценок политических событий и собственной политической позиции.
Представители второго подхода, аксиологического, относятся к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления, включая в него общечеловеческие воззрения и ценности индивида. При этом сущность индивидуального политического сознания сводится к его способности определять групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также находить пути и способы использования государственной власти для реализации этих интересов. В этом случае политическое сознание понимается как определенный уровень представлений, на который может подняться индивид в оптимизации своего политического участия и выполнении необходимых функций во властной сфере.
1 Баранов Н. А. Трансформация политического сознания современного российского общества // Политэкс. Научный журнал. Т. 3. № 1. 2007. С. 83.
13.1. Политическое сознание: понятие, сущность, уровни 509
В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политическими понятиями и категориями. В частности, в основе ориентации субъекта политического процесса лежит его отношение к политике как к специфической сфере общественной жизни и форме деятельности. Поэтому политическое сознание тесно связано с политическим поведением — оно представляет собой реакцию субъектов политической жизни, обусловленную политическими ценностями, установками и ориентациями. В этом случае диалектика политической деятельности и политических отношений инициирует и содержательно обусловливает феномен политического сознания.
Политическое сознание связано с политической системой, выступая, с одной стороны, в качестве ее субъективного фундамента, «человеческой основы», с другой — его содержание, формы и типы непосредственно детерминируются господствующими политическими системами.
Связь политического сознания с политической культурой заключается в том, что последняя проявляется в сферах политического сознания и поведения субъекта, а также в сфере функционирования политической системы и ее институтов. Так как политическое сознание является рефлексией субъекта политического процесса относительно этого процесса и собственной роли в нем, то политическая культура фиксирует устойчивые, типические образцы этого сознания. Вместе с тем политическая культура включает в себя наряду с политическим сознанием образцы политического поведения индивидов и групп и функционирования политической системы и ее институтов.
Выявление всего многообразия взаимосвязей политического сознания с другими феноменами (с политическим режимом, общественным мнением и пр.) обусловливает не только трудности в его определении, но и сложность самого феномена.
Политическое сознание является сложным духовным феноменом, содержащим общезначимые для каждого конкретного общества знания, которые отражают воззрения индивидов относительно политики. Как правило, выделяются три уровня осознания политики: когнитивный, аффективный и оценочный. На когнитивном уровне формируются знания о политике и политической системе общества в целом, например об общих принципах функционирова-