Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др




словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др. М. Вебер относил идеологию к области веры, отрицая ее научность. У А. Грамши дается более широкое толкование идеологии — мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни.

Оригинальный взгляд на сущность идеологии имел и немецкий исследователь теории идеологии первой поло­вины XX в. Карл Манхейм. Он различал два значения поня­тия идеологии: первое он называл частичным, второе — тотальным. О понятии частичной идеологии говорится в тех случаях, когда это слово должно означать, что мы не верим определенным «идеям» и «представлениям про­тивника», так как считаем их более или менее осознанным искажением фактов действительности, подлинное воспро­изведение которых не соответствует его интересам. Частич­ной противопоставляется понятие радикальной, тотальной идеологии. В этом случае речь идет об идеологии историче­ской эпохи или конкретной и социальной группы (напри­мер, класса): имеется в виду своеобразие и характер всей структуры сознания эпохи или социальных групп. Таким образом, частичная и тотальная идеологии различаются и по субъекту — их носителю, и по объему, так как во вто­ром случае под идеологией понимается мировоззрение1.

Многообразие подходов к определению идеологии объ­ективно и является отражением того, что идеология это сложный, многоуровневый и многофункциональный фено­мен, который принадлежит определенной культурно-исто­рической эпохе. В зависимости от конкретной ситуации проявляются разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его сущность. Именно это позво­ляет авторам вычленять те или иные ее стороны, которые представляются им наиболее значимыми. Таким образом, обобщая основные исследовательские подходы к определе­нию идеологии, выделяются основные значения этого тер­мина. Целостный же подход требует выявления родовой сущности идеологии, присущей любым ее проявлениям. В рамках такого подхода раскрываются коренные свой­ства идеологии, которые характеризуют ее способ бытия и функциональное предназначение. Учитывая это замеча­ние, сущность идеологии определяется как групповое созна-

1 Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М.: Говорящая книга, 2010.


13.3. Политическая идеология: сущность, структура и функции 527

ние, реализованное в системе теоретически обоснованных и эмоционально-психологически мотивированных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определен­ных социальных общностей, политических организаций, наций, государств, цивилизационных сообществ, которые направляют их деятельность на сохранение или преобра­зование различным способом существующего обществен­ного устройства. Идеология «охватывает нематериальные аспекты человеческого существования, связанные с субъ­ективной сферой идей, ценностей и мировоззрений в чело­веческой истории»1.

При более общем подходе идеология — это совокуп­ность идей и взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служа­щих закреплению или изменению общественных отношений, при этом основой идеологического отражения действитель­ности выступают социальные интересы. В этом ракурсе идеология выступает как специфический процесс интер­претации опыта, идеалов, знаний, ценностей, традиций с целью общественного объединения людей, вовлечения их в социальную взаимосвязь. Этот процесс интерпретации социокультурно обусловлен, детерминируется социаль­ными интересами и вместе с тем предстает в виде взаимо­действующих традиций, идей, идеалов, их распростране­ния в обществе. Следовательно, идеология — это и система теоретически организованных принципов, идей, ценностей, описывающих социальное положение индивида в обществе, и система нравственных, правовых, политических директив действия и организации общественной жизни.

Так как идеология представляет собой сложное систем­ное образование, возможны разные подходы к ее струк­турированию. Структуру идеологии, если иметь в виду отражение в ней общественного бытия в целом, можно рассматривать в зависимости от того, какая сфера, сто­рона общества отражается, осмысливается и оценивается посредством идей. При таком подходе можно выделить политическую, правовую, экономическую, религиозную и другие формы идеологии, что соответствует формам общественного сознания, но не сводится к ним.

1 Мусихин Г. И. Идеология и культура // Полис. Политические иссле­дования. 2011. № 6. С. 53.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.