Лука Жидята, епископ Новгородский (скончался в 1058 или 1059 г.), является первым по времени проповедником Российской Православной Церкви, поучение которого дошло до нас. Поучение это состоит из ряда кратких, самых общих наставлений в вере - о необходимости самой веры в Бога, в воскресение мертвых и жизнь вечную, — и является или обращением к пастве перед разлучением с нею, или предсмертным завещанием.
Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, бывший первым митрополитом из русских (скончался в 1054 г.), поставленный из священников села Берестова близ Киева за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. От него дошло до нас замечательно сильное и вдохновенное торжественное слово: «О законе, Моисеем данном, и благодати и истине Иисус Христом бывшим». Насколько слово еп. Луки Жидяты бесхитростно и просто, настолько слово митроп. Илариона красноречиво и витиевато, обличая в нем высокообразованного оратора, несомненно знакомого с лучшими образцами греческого церковного красноречия. Нигде, однако, это красноречие не переступает меры и не доходит до излишества, чем выгодно отличается от тогдашнего греческого красноречия. Из этого слова видно, что митр. Иларион был подлинным поэтом в душе и своим произведением доказал, что все поэтические красоты Св. Писания были ему понятны и увлекали его возвышенное религиозное чувство. Цель этого слова - восхвалить Бога за спасение людей вообще и русских - в частности. Здесь он говорит о соотношении между Ветхим и Новым Заветом как о «законе» и «благодати» и о двух естествах Господа Иисуса Христа, приводя чрезвычайно образные сопоставления для этого. Затем он говорит о народах, принявших христианство, и, наконец, о русском народе. Заканчивается слово необыкновенно сильной и величественной похвалой кагану (князю) Владимиру как просветителю русского народа. «Встань, честная глава! встань! Ты не умер, а спишь до общего всем восстания; посмотри на распространение христианствав твоем народе, посмотри на сына твоего, украшающего стол земли твоей, и на семью его!» - таким торжествующим возгласом заканчивается слово Илариона.
Кирилл, епископ Туровский (вторая половина XII века), был проповедником того же типа, что и митр. Иларион. И его проповеди весьма красноречивы и рассчитаны не на простой народ, но на избранных слушателей. До нас дошло семь его поучений: 1) На Вербное Воскресение, 2) на Пасху, 3) на Фомину неделю, 4) на неделю Жен-Мироносиц, 5) на неделю о Расслабленном, 6) на неделю о Слепом и 7) на Вознесение. В своих проповедях еп. Кирилл часто прибегает к противопоставлениям, иносказаниям, диалогической форме и к распространенному тогда у греческих ораторов символизму, для чего он пользовался как образами из Библии, так и из мира природы и из церковных обрядов; прибегал он и к притчам.Если простой народ мало понимал проповеди Кирилла, то люди книжные несомненно очень их ценили, о чем свидетельствуют множества дошедших до нас списков их. Его называли даже «вторым златословесным витиею» и «вторым Златоустом». Некоторые ученые исследователи называют проповеди Кирилла «стихотворениями в прозе на религиозные мотивы» - настолько они высокохудожественны и поэтичны. Кроме проповедей от еп. Кирилла дошли до нас 27 составленных им молитв. По содержанию своему они суть горячие моления тяжкого грешника, сознающего свою крайнюю греховность и взывающего к Богу о непредании врагу, об избавлении от геенны и о сподоблении рая (Голубинский). Они по справедливости должны быть поставлены наряду с лучшими молитвами греческих авторов. Кириллу принадлежат также несколько покаянных канонов.
Св. Алексий, митрополит Московский и всея Руси (1354-1378 гг.). В мире называвшийся Елевферием, он был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, родился в Москве и, удостоившись на 13 году жизни особенного призвания Божия, рано принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексия, где и подвизался целых 20 лет, сделавшись известным князю и митрополиту своею мудростью духовными подвигами. Так как он изучил хорошо греческий язык, то митр. Заботясь о благе Церкви и отечества, он трижды путешествовал в Золотую Орду, причем совершил великое чудо исцеления лишившейся зрения жены хана Тайдулы. Был другом преп. Сергия, Игумена Радонежского, и часто пользовался его духовной помощью и содействием, надеясь видеть его своим преемником, но тот решительно отказался от этой высокой чести.До нас дошли простые и безыскусственные (подобно поучениям митр. Петра) наставления св. Алексия о любви и страхе Божием, о правосудии, о необходимости покоряться властям, об усердии в молитве, о причащении Св. Христовых Таин.