Становление психологических подходов к политико-правовым явлениям связано с возникновением и развитием социальной психологии как специальной отрасли научного знания, что происходит примерно с последней трети XIX в. Это столетие было временем почти полного господства юридического позитивизма, в рамках которого право объяснялось в первую очередь как продукт государственной воли. Но уже к концу XIX в. появляются исследования, в которых политические процессы и юридическая практика представлены обусловленными широким спектром взаимосвязанных между собой социальных и психологических факторов. В работах 3. Фрейда, Э. Фромма, Л. И. Петражицкого и многих других авторов социальные (в том числе и государственно-правовые) явления получили осмысление с психологических позиций.
Среди научных направлений, связанных с психологической интерпретацией государственно-правовых явлений, важное место занимает психоанализ. Его основоположник Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные работы - «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии», «Неудовлетворенность культурой».
Психоанализ исходит из того, что именно на уровне бессознательного происходят процессы, обуславливающие определенное социальное поведение индивида. Во взглядах 3. Фрейда не содержится законченной политико-правовой теории, но заслуга его состоит в применении нового метода к исследованию общественных явлений. Социум и его требования к индивиду (в том числе и в виде правовых велений государства) получили принципиально новое осмысление с точки зрения своего противостояния бессознательным агрессивным инстинктам. Мотивация поступков, в том числе имеющих политическое или юридическое значение, как правомерных, так и противоправных, может быть значительно глубже, чем лежащие на поверхности видимые причины; она в значительной степени зависит от бессознательных психических процессов. Взгляды 3. Фрейда оказали огромное влияние на психологическую и философскую мысль XX в.
Еще одним известным представителем психоанализа, неофрейдистом выступает философ и психолог Эрих Фромм (1900-1980), автор работ «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Концепция человека у Маркса», «Революция надежды» и т.д. Э. Фромм отходит от биологизма своего учителя и пробует соединить психоанализ с идеями экзистенциализма и марксизма. По сравнению с классическим психоанализом учение Э. Фромма ориентировано на выявление взаимодействия социальных и психологических факторов в процессе формирования личности. По мнению ученого, основные противоречия человеческого существования могут быть разрешены на основе принципов гуманистической этики, достижения гармонии между личностью и социумом. Фромм понимал право как «кристаллизованный минимум этики какого-либо общества».
Научная разработка и популяризация психологического подхода к политико-правовым явлениям в юридической науке дореволюционной России связана в первую очередь с именем Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931), основателя психологической теории права. В этой доктрине юридические явления рассматриваются сквозь призму индивидуальной психики человека. Концепция Л. И. Петражицкого, изложенная в основных работах «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», сразу же подверглась критике.
Поскольку право находится в сфере индивидуальной психики, под ним понимается совокупность психических эмоций, переживаний. Для психологической теории права характерно исследование в первую очередь мотивации правового поведения людей, что традиционной юридической наукой изучалось недостаточно. С точки зрения Л. И. Петражицкого основным «моторным» (то есть побудительным) элементом психики являются эмоции, именно под их влиянием люди совершают поступки.
Главное в праве - его императивно-атрибутивный характер.
Право разделяется на официальное, которое поддерживается представителями государственной власти, и неофициальное. Наряду с этим Л. И. Петражицкий различает позитивное и интуитивное право. Первое определяется восприятием внешних фактов, которые устанавливают однообразный шаблон поведения для многих людей. Второе имеет индивидуальный и изменчивый характер.
Содержание интуитивного права определяется условиями жизни каждого. Это глубинное право, первичное выражение индивидуальной психики, не стесненное внешними шаблонами, оно бесконечно разнообразно.
Законодателю следует считаться с интуитивным правом, поскольку закон, ему противоречащий, безнравственный или бессмысленный, действовать скорее всего не будет.